Тренировка внимания. Эффективные приемы, как развить внимание. Упражнения тренировка внимания


5 способов как развить внимание

Внимание – важное качество человека, позволяющее ему не упустить из виду какие-либо детали. Этот навык развит далеко не у каждого. Поэтому люди очень часто попадают в неприятные ситуации. Как развить внимание, чтобы избежать неудач. В чем заключается тренировка внимания? Можно ли это проделать своими силами или только с посторонней помощью? Как улучшить внимание на бытовом уровне? Существуют ли эффективные способы развития внимания, позволяющие улучшить этот навык предельно быстро? Обратите внимание на советы, которые содержатся в данной статье.

Можно ли развить внимание

Как тренировать внимание? — вопрос важный, но прежде следует понять, можно ли это сделать в принципе. Для этого разберем, что такое внимание. Внимание – это способность избирательного восприятия. Как другие навыки человека, внимание поддается развитию. Но, прежде чем начинать тренировку, стоит выяснить какие имеются виды и свойства внимания. Ведь работа с ними имеет свою специфику.

Внимание бывает непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное. Первое – это реакция человека на неожиданный раздражитель. Например, отдергивание руки от горячей кастрюли или отскакивание в сторону, если сзади прозвучит сигнал автомобиля и т.д. Его значение сложно переоценить, поскольку непроизвольное внимание помогает сохранить жизнь или здоровье. Но и натренировать его практически нельзя. Разве что, если речь идет о мышечной памяти, когда человек доводит до автоматизма определенные действия. Кто-то может даже не понимать откуда «летят» кулаки оппонента, но его натренированное тело будет само уклоняться от опасности.

Второе – сознательное психическое действие, сопряженное с волевым усилием, чтобы сконцентрироваться в определенном направлении. Здесь и проявляется управление вниманием, которое можно развивать и тренировать.

Третье – возникает при появлении интереса к объекту восприятия. В данном случае также, как и при пассивном внимании, не приходится совершать волевых усилий. Это связано с актуальностью для наблюдателя.

Свойства внимания

Внимание характеризуется пятью основными компонентами:

  • Направленность – фокусировка на определенном объекте;
  • Концентрация – удержание внимания в необходимом направлении;
  • Объем – возможность наблюдать несколько объектов одновременно;
  • Устойчивость – длительность концентрации внимания;
  • Переключаемость – смена объектов наблюдения.

Каждое из этих свойств поддается улучшению и тренировке.

Тренировка внимания

В этом разделе перечислим самые эффективные методы развития внимания. От умения фокусироваться на объекте зависит насколько быстро он попадает в поле внимания. Концентрация вместе с устойчивостью позволяют сосредотачиваться. Объем определят размеры «поля обозрения». Переключаемость позволяет оперативно реагировать на новые обстоятельства.

Каждый параметр имеет значение в жизни человека и не стоит думать, что самая важная только тренировка концентрации внимания. Например, водители знают, как полезны умения быстро переключаться или держать в поле зрения большое количество объектов (дорогу, других участников движения, дорожные знаки и т.д.).

Следует помнить, что тренировка любого навыка должна этот самый навык задействовать. То есть, если хочется увеличить объем внимания, то и упражнения следует выполнять именно на увеличение объема.

Секундная стрелка

Лучший ответ на вопрос, как развивать внимание, особенно, если речь идет об умении концентрироваться. Практически у каждого есть часы со стрелками, которые висят в доме или офисе на видном месте. Можно установить такие часы на рабочий стол компьютера или экран телефона. Так вот, чтобы улучшить внимание, следует сфокусироваться на секундной стрелке, не отвлекаться от ее движения в течение нескольких минут. Это поможет развить навык концентрации и устойчивости внимания.

Более сложный вариант этого упражнения – наблюдать за секундной стрелкой при включенном телевизоре, либо компьютере. Желательно, чтобы транслировалась любимая передача или фильм. В данном случае развитие внимания окажется самым эффективным.

Поиск отличий

Игра, которой увлекались еще советские школьники. Две практически идентичные картинки, отличающиеся несколькими элементами. Вот эти самые отличия найти и нужно. Помогает улучшить внимание, особенно такие его свойства, как объем и переключаемость. Ведь необходимо держать в поле зрения одновременно оба изображения, очень быстро переключаться между аналогичными фрагментами.

Развитие Интернета и мобильных приложений позволяет тренироваться онлайн, либо скачивать такие игры. В них представлены сотни заданий различной сложности, так что скучно не будет.

Метод Сасаки

Как улучшить внимание, когда в голове постоянно «роятся» миллионы мыслей? Существует оригинальная методика, названная в честь Криса Сасаки.

Согласно этому подходу, необходимо научиться следующей психологической установке. Каждый раз, когда человек ощущает, что «отрывается» от реальности, ему нужно самому себе сказать «Внимание». Затем оглядеться по сторонам, четко понять, где он, что происходит вокруг и т.д.

Проделать это упражнение можно где угодно. Достаточно на 10 минут сконцентрировать внимание на определенном объекте. Каждый раз, когда мысли будут «уноситься в облака», повторять отчетливое слово «Внимание».

Этот прием постепенно научит управлять вниманием, улавливать происходящие рядом события.

Подсчет чисел

Этот метод развития внимания заодно помогает улучшить и математические способности человека. Такое упражнение можно найти в Интернете, либо проделать вместе с кем-то. Необходимо на лист бумаги в случайном порядке записать большое количество простых чисел от 1 до 9.

Например, 123256372587685432517896654564767… и т.д. Далее дается задание, например найти все тройки или другие цифры, либо их комбинации (58, 78, 564 и пр.). Этот прием прорабатывает направленность внимания, умение фокусироваться, выбирать один объект.

Верно/неверно

Интересная онлайн игра, которую можно реализовать на листах бумаги. Для этого следует взять цветные фломастеры и на каждом отдельном листе записать по одному слову, обозначающему цвет: «Красный», «Синий», «Желтый», «Фиолетовый», «Зеленый» и т.д. В одних случаях слово и цвет фломастера совпадают, в других – нет. Участнику необходимо как можно быстрее сказать верно или неверно. Его напарник держит стопку листов перед собой, убирая по одному. Например, если на бумаге красным фломастером написано «Зеленый», то это ошибочное утверждение, а если зеленым, то верное. Упражнение, на первый взгляд, детское, но поможет развить внимание и взрослому человеку.

Тренировка внимания – процесс щепетильный. Спешка здесь не уместна. Ведь как развить внимание, если делать это впопыхах? Наоборот, улучшая внимание, человек становится более сдержанным. Это позволяет меньше отвлекаться на ненужные вещи, стать более целеустремленным и организованным.

wikigrowth.ru

Тренировка переключения внимания. Как улучшить память и развить внимание за 4 недели

Тренировка переключения внимания

Переключение внимания зависит от характера предстоящей и предыдущей деятельности. Чем большего сосредоточения требовала предыдущая работа, чем сложнее и интереснее она была, тем труднее перевести внимание на предстоящую, тем сильнее эффект торможения. Подвижность нервных процессов у каждого человека своя, поэтому все люди по-разному переключаются с одного вида деятельности на другой.

Скорость смены объекта внимания может служить своеобразным тестом его состояния в конкретный отрезок времени. Для этого сначала необходимо определить ее норму. В течение нескольких дней утром выполняйте следующее упражнение: из любых значков (это могут быть, например, буквы латинского алфавита: ZZZZ, WWWW, YYYYY и т. д.) быстро нарисуйте ряд до первой ошибки. Среднее количество этих знаков и будет считаться нормой. Предположим их будет 14. Если вы выполните то же самое упражнение в конце напряженного рабочего дня, этот показатель будет примерно в 2 раза ниже, то есть 7-8 знаков. Чтобы проверить, готовы ли вы и ваше внимание к выполнению сложной и ответственной работы, быстро нарисуйте знакомый вам ряд, и все станет ясно. Тренировка переключения внимания направлена на 3 основных компонента этого параметра: переведение его с одного объекта на другой, выделение наиболее важных объектов, выбор оптимального маршрута восприятия.

Для того чтобы научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, рекомендуется читать попеременно две или три разные книги (близкие по содержанию), переключаясь с одной на другую каждые 15 секунд. В заключение нужно составить планы прочитанного: по одному на каждую книгу. Знаком к переходу от одной книги к другой может быть не только определенный отрезок времени, но и количество прочитанного текста, например полстраницы или 1 страница.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Тренировка внимания

Тренировка внимания

С детства нам постоянно говорили «смотри внимательно, слушай внимательно». И повзрослев, мы внимательно выполняем важные поручения, следим за движением на дороге и т.д.Внимание – процесс достаточно загадочный для самих психологов и точного определения не имеет. Оно не является отдельной психической функцией, но без него невозможны другие процессы, так как оно «контролирует» нашу сосредоточенность на действии. Поэтому тренировка внимания важна для повышения эффективности нашей повседневной деятельности.Различают следующие характеристики внимания.

Концентрация – выделение объекта и сосредоточения внимания на нем.

Устойчивость – сопротивление отвлечениям.

Объем – количество объектов, которые человек воспринимает одновременно.

Распределение – умение следить за несколькими объектами или выполнять несколько действий.

Переключение – сознательная смена объекта внимания

Рассеянность (отсутствие определенной направленности внимания) и внимательность.

Эти характеристики проявляются у людей в разной степени, но развить их в наших силах.Существует много упражнений для тренировки внимания, рассмотрим самые простые, которые легко выполнить на работе, дома – где угодно.

1. Самое простое и знакомое еще по детским журналам упражнение – поиск отличий. Выберите два и более предмета, которые отличаются какими-либо деталями (например, письменные столы ваших коллег), найдите как можно больше отличий.

2. Поиск по одинаковому признаку. В течение 10-15 секунд постарайтесь найти вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (одной формы, из одинакового материала и т.п.)

3. Свое задание для каждой руки. Это упражнение построено на одновременном выполнении разноплановых заданий. Попробуйте левой рукой перелистывать иллюстрированный журнал, а другой – чертить геометрические фигуры.

4. Счет и чтение с помехой. Принцип тот же. Упражнения похожи, поэтому мы объединили их в одно. Считайте до 20, записывая при этом числа в обратном порядке (говорим 1, пишем 20, 2 – 19 и т.д.). Читайте текст, одновременно выстукивая определенный ритм, что-то рисуя или записывая (например, + — + — +, или 101010)

5. Запомнить картину. Постарайтесь запомнить то, что вы видите. Закройте глаза и постарайтесь восстановить картину в мельчайших подробностях, увидеть, как фотографию. Постепенно увеличивайте время удержания в сознании картины до 5 минут.

6. Тратака. Метод из практики индийских йогов. В центре белого листа нарисуйте кружочек диаметром 1-2см (красками или вырежьте из цветной бумаги, чтобы не было разводов). Сядьте на стул, так, чтобы позвоночник и затылок составляли одну линию. Прикрепите изображение вертикально перед собой на расстоянии 1.5-2м, смотрите на него, отбросив все посторонние мысли. Этот метод по сути является одной из форм медитаций.

7. Запечатление – стирание. Посмотрите на предмет в течение 3-5 секунд (на вдохе), стараясь «сфотографировать» его, затем воспроизведите предмет в памяти (на задержке дыхания), далее «растворите»,сотрите, сожгите и т.п. образ (на выдохе)

8. Оживление. Представьте себе какое-либо животное. Теперь представьте, что оно ожило и стало двигаться. «Поселите» животное в свое упражнение, понаблюдайте за ним. Можно продолжить упражнение на неодушевленных предметах, как бы оживляя их.

Занимайтесь каждый день по несколько минут. Не стоит привязывать занятия к строго определенному времени — это редко дает хороший результат. Гораздо эффективнее заниматься небольшими отрывками. Пусть упражнения станут удовольствием, отдыхом от повседневных дел, тогда эффект будет максимальным.

psydom.info

Упражнения на развитие устойчивого внимания

ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Для того, чтобы успешно оперировать с образами необходимо иметь очень хорошую зрительную память особенно когда это касается "наведенного гипноза". Зрительная память довольно быстро укрепляется при помощи следующих несложных упражнений:

УПРАЖНЕНИЕ 22.

Берется небольшой предмет (монета, обручальное кольцо или перстень), рассматривают его повнимательней в течение 1-1, 5 мин. Убирают предмет и описывают его (письменно). Необходимо описать предмет как можно подробнее. Затем смотрят на него снова, выявляют ошибки и дополняют описание. Постепенно переходят к более сложным предметам (часы, авторучка, настольная лампа). Затем переходят к картинам знаменитых художников. Обязательно нужно сверять описанное по памяти изображение с оригиналом.Цель - до тонкостей, до малейших подробностей описать предмет. При тренировках на картинах художников стремятся развить в себе чувство образного мышления по схеме: от ощущений - к настроению и от настроения- к состоянию.

УПРАЖНЕНИЕ 23.

Непрерывно созерцают любой предмет не менее 3-х минут. Затем на 3 минуты закрывают глаза и вызывают образ этого предмета перед своим мысленным взором. Стараются увидеть каждую деталь предмета. Открывая глаза, сличают с оригиналом и уточняют детали. Закрыв глаза, снова рассматривают предмет.Это выполняется десять раз… Через 3-4 недели регулярных занятий видят объемное изображение любого предмета.

УПРАЖНЕНИЕ 24.

Взглянув на вывеску, не считая, определяют из скольких слов состоит надпись на вывеске. После непродолжительной тренировки при 100% угадывании начинают определять в вывесках количество букв. Входя в транспорт, с одного взгляда определяют число пассажиров.Варианты этого же упражнения:1.    Определение числа букв в словах, которые берутся из наугад открытой книги.2.   Определение  суммы  точек  на   костяшках домино   после мимолетного взгляда на них.Упражнение это несложное,   не требует напряжения и скорее похоже на игру.

УПРАЖНЕНИЕ 25.

Отличное упражнение, развивающее зрительную память. Начинают тренировки с того, что в течение получаса заучивают общие и частичные специфические признаки лиц:

Общие признаки                                  Частные признакиФорма головы                    (овальная, круглая, четырехугольная)Профиль                              (выпуклый, ровный, вогнутый)Форма лица      (треугольное, круглое, овальное, четырехугольное)Волосы                                 (короткие, средние, длинные)Глаза                                    (большие, миндалевидные, маленькие)Очки                                     (с толстой оправой, тонкой, без оправы)Уши                                       (большие, средние, маленькие)Нос                                        (с горбинкой, прямой, курносый)Борода                                (нет бороды,  маленькая, большая)Губы                                      (узкие, широкие, пышные)

В целях тренировки, встречая незнакомого человека, рассматривают его лицо в течение нескольких секунд как целое, а затем определяют частные признаки, присущие данному индивидууму. Отведя взгляд в сторону мысленно представляют себе лицо последовательно просматривая все частные признаки. Проверяют себя, вновь посмотрев на незнакомца. Снова отводят взгляд и снова представляют его лицо при помощи признаков.И так до полного запоминания лица. Через считанные недели запоминание лиц становится автоматическим. Если вы связать лицо с конкретной окружающей обстановкой, то эта обстановка будет служить опорой при вызывании в памяти нужного образа.

УПРАЖНЕНИЕ 26.ВОСТОЧНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

Этот метод развития феноменальной памяти столетиями успешно применяется на Востоке при подготовке врачей и монахов.Тренируемого помещают в специальную комнату, уставленную тысячами ящичков. Каждый ящичек имеет свою этикетку, хорошо различимую издали.Любой предмет, по которому нужно получить справку находится в строго определенном ящичке. Обучающийся должен четко представлять весь ход поисковой операции, визуально чувствовать предмет и точно знать где он находится, то есть в каком ящичке.После некоторой тренировки не составляет труда мысленно войти в комнату, открыть нужный ящик и вытащить из него то, что интересует.На вопрос учителя нужно отвечать в течение 10 секунд, то есть столько отводилось для того, чтобы мысленно заглянуть в нужный ящичек и, например, процитировать строчку на определенной странице какой-либо священной книги.

УПРАЖНЕНИЯ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ(КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ)

УПРАЖНЕНИЕ 27.Цель - научиться контролировать мускульные движения тела.

Усаживаются на стул и в течение 5 минут стремятся остаться совершенно         неподвижным. Если трудно избежать непроизвольных движений сидя на стуле, то начинают осваивать упражнение сидя в кресле или даже лежа. Путем тренировок можно добиться абсолютной неподвижности. Нужно следить чтобы не возникала "окаменелость" мышц. Наоборот, нужно полностью сбросить все напряжение мышц и чувствовать комфорт, состояние отдыха и покоя.Упражнение считается освоенным, при способности просидеть в такой позе в течение 20 мин.

УПРАЖНЕНИЕ 28.Цель - научиться контролировать движения своего тела.

Усаживаются на стул, плечи свободно опускаются. Голову можно держать в наиболее удобном положении. Поднимают до высоты плеча вытянутую руку в сторону ладонью вверх. Глядя на пальцы, контролируют неподвижность руки. Через некоторое время плавно опускают руку. Затем это же проделывается с другой рукой.Для первого раза достаточно 1 минуты. Упражнение считается освоенным, если вы удерживаете руку в полной неподвижности в течение 15 минут.Более легкий вариант, который можно применять при освое¬нии упражнения - это поднимание руки в сторону ладонью вниз.

УПРАЖНЕНИЕ 29.Цель - обучение контролю за движениями тела.

Сжатую в кулак руку кладут на правое колено. Выпрямляют указательный палец вдоль ноги. Двигают палец слева-направо и справа-налево, сосредоточив на этих движениях все свое внимание. Упражнение следует выполнять в течение 5 минут. То же самое проделывают с указательным пальцем левой руки.Постоянно возвращают свое рассеивающееся внимание к движению пальцев.

УПРАЖНЕНИЕ 30.Цель - обучение контролю за движениями тела.

Берется стакан воды. Держа его как обычно, вытягивают руку перед собой, добиваясь неподвижности воды в стакане. Для первого раза достаточно 1 минуты. Необходимо добиться способности удерживать стакан в течение 5 минут без движений.

Более усложненные варианты:а) держать стакан за донышко пальцамиб)  налить в стакан воду до самого края, чтобы вода, за счет смачиваемости была выше края стакана.В этом случае приходится контролировать все движения руки при поднимании стакана. Осуществляется полный контроль даже за микродвижениями руки.

УПРАЖНЕНИЕ 31.ЦЕЛЬ   - выработка полного, повседневного контроля движений тела и реакций на свет, звук.

В течение дня стараться избегать слишком большего мускульного напряжения тела. Движения должны быть точными и свободными. Исключить непроизвольные почесывания в затылке, не раскачивать стул, не щуриться, не морщиться, не двигать языком во время чтения про себя, не вздрагивать, если раздастся неожиданно громкий звук. Таким образом постепенно приобретается контроль над своим телом, над непроизвольными мышечными движениями.Освоив упражнения по контролю за непроизвольными движениями, учатся подчинять свои произвольные мышечные движения непосредственному контролю силы воли.

УПРАЖНЕНИЕ 32.ЦЕЛЬ - выработка контроля за движениями.

На стол перед собой кладут сжатые кулаки, повернутые ладонью наружу. Сосредоточивают все свое внимание на поочередном разгибании пальцев. Сначала медленно разжимают большой палец правой руки, затем указательный, средний, безымянный, мизинец. В обратной последовательности, начиная с мизинца, снова медленно сжимают пальцы в кулак.Затем то же самое проделывают правой рукой.Постепенно, по Мере тренированности увеличивают скорость движения пальцев. Необходимо довести скорость полного цикла разжимания и сжимания в кулак обеих рук до двух секунд избегая резких движений и осуществляя полный контроль над каждым отдельным движением пальца. Осваивать упражнения нужно с наиболее удобной скоростью.Упражнение выполняется при постоянном наблюдении и контроле движений.Упражнение чрезвычайно утомительное, но очень полезное.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

При глубокой концентрации внимания мысли направляются только на одну цель, все чувства отключаются, исчезает ощущение тела. Глубина концентрации на абстрактных предметах называется медитацией, высшая форма которой - полное отсутствие мыслей.Тренировки для улучшения концентрации внимания нужно проводить ежедневно. Это можно делать в любых условиях, даже в городском транспорте. Нужно поначалу следить за своей позой (спина и голова должны быть на одной вертикальной прямой), потом это войдет в привычку и будет выполняться автоматически.

УПРАЖНЕНИЕ 33.

Необходимо сесть, расслабиться и сконцентрировать внимание на стеклянном шарике диаметром 2-5 сантиметров, пытаясь проникнуть в шарик. Ничто не должно привлекать внимания кроме шарика.Когда удастся полностью овладеть своим вниманием настолько, что внимание свободно удерживается внутри шарика, добавляется еще один шарик.Переключают внимание с одного шарика на Другой настолько, что первый шарик даже исчезает из поля зрения. Освоив это добавляют еще шарик. И так доводят до 9 шариков.Главная задача - проникать только в очередной шарик и не видеть при этом остальных.

УПРАЖНЕНИЕ 34.

Сидя с закрытыми глазами расслабляют мышцы тела и концентрируют внимание на      переносице. Образно представляют, что дыхание происходит через точку между бровями. Делают до шести вдохов и выдохов. Во время дыхания произносят мысленно фразу : "Мозг обладает неисчерпаемой энергией. Я управляю ею". При этом необходимо представить, что во время вдоха слова как бы проникают в мозг (как натягиваемая тетива лука), а при выдохе улетают вперед (как стрела).

УПРАЖНЕНИЕ 35. ( Концентрация на пламени свечи )

Усаживаются на пол в темной комнате со скрещенными ногами, поставив перед собой зажженную свечу на расстоянии 90-100 см.  от глаз.Полностью отключаются от всех внешних раздражителей, добиваются потери ощущения тела.  Смотрят на самую яркую точку в пламени свечи, стараясь перенестись туда, в точку, стремятся почувствовать полное отождествление с ней. Необходимо смотреть не мигая.Путем систематических тренировок доводят созерцание до 10 минут. Затем постепенно увеличивают число свечей до 8, располагая свечи рядом на одной линии. Добавляют по одной свече, концентрируются поочередно на каждой свече в течении полутора минут, стараясь не видеть в это время стоящих рядом свечей.Освоив упражнение ставят свечи крестообразно. Освоив и это, ставят свечи ромбом, волнообразно, кругом. Главная задача не замечать других свечей.

УПРАЖНЕНИЕ 36.(Из древнеиндийской психотехники)ЦЕЛЬ:        овладение    искусством    концентрации    на    внешнем объекте.

Направляют взгляд на кончик носа полуприкрыв при этом глаза. Упражнение выполняется утром и вечером.Начинают с 3 минут. Постепенно доводят до 10 минут.Упражнение вырабатывает способность контролировать свою психику.

УПРАЖНЕНИЕ 37.(Из древнеиндийской психотехники)ЦЕЛЬ:  овладение искусством концентрации.

Направляют взгляд по направлению к междубровью и фиксируют взгляд в этом положении. Начинают с 2 минут.   Постепенно доводят до 10 минут.

УПРАЖНЕНИЕ 38.(Концентрация внимания в состоянии расслабления мышц)

Удобно усаживаются, закрывают глаза, расслабляют мышцы тела, вызывают ощущение тепла во всем теле. Концентрируют внимание на точке между бровями стремясь ощутить ее. Представляют что дышат через эту точку. Во время дыхания при выдохе через точку ощупывают предметы , находящиеся напротив ,  пытаясь определить их форму и местонахождение.

УПРАЖНЕНИЕ 39.Цель:  добиться активации лобной чакры

Расслабляются, сосредоточивают внимание на лобной чакре, представляют, что в чакре концентрируется огромное количество космической энергии. Стремятся представить ("увидеть") в зрительном центре раскаленный шар. Этот шар необходимо переместить в лобную чакру, где он должен также излучать свет. Через минуту опять переместить этот шар в зрительный центр и позволить ему плавно "угаснуть".Продолжительность данного упражнения 10-15 минут по 2 раза в день в течение недели. Потепление области чакры свидетельствует об успешности выполнения упражнения.Желательное время тренировки утром после пробуждения или вечером перед сном.

УПРАЖНЕНИЕ 40.

Находясь с состоянии полной релаксации вызывают в себе всепоглощающее чувство любви ко всем живущим существам, людям, животным.Стремятся добиться, чтобы все чувства и эмоции кроме чувства бесконечной любви исчезли.Накапливают в себе столько любви, чтобы она переполняла, готова была выплеснуться наружу. Направляют мысленно этот поток в лобную чакру, чтобы она устремилась через нее наружу. "Выпустив" эмоцию любви переходят в обычное состояние. Продолжительность 5-10 минут.Одной недели для этого упражнения достаточно.

volfmessing.ru

Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания :: SYL.ru

Сын забывает надеть шапку. Дочка оставила гору немытой посуды в раковине... Вы злитесь, в который раз напоминаете сделать элементарные вещи, но все без толку. Неубранные вещи в шкафчике доводят вас до нервного срыва, а от красочной двойки на полстраницы за несделанные уроки просто опускаются руки. Отчего это происходит? От простого невнимания, которым страдают практически все дети. Малыши часто рассеянны и о многом забывают. Чтоб исправить эту оплошность, с ними нужно заниматься, делать специальные упражнения на развитие внимания. И тогда у детей улучшится не только концентрация, но и память.

Внимание: характеристика понятия

Это способность человека на протяжении определённого времени сосредотачиваться на предмете, явлении или событии. Внимание – не самостоятельный процесс. Его добиваются целенаправленно, путём концентрации, часто умственными усилиями.

Внимание бывает двух видов:

  • Непроизвольное. Устанавливается без особых усилий в ситуациях, интересных человеку.
  • Произвольное. Требует регуляции. Объект, на который оно направлено, избирается сознательно.

У детей произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, постоянно переплетаются и дополняют друг друга. Поэтому педагогам важно сделать учебный процесс занимательным и весёлым, чтобы даже скучные школьные предметы стали для малышей интересными. В итоге успеваемость повысится, а полученные знания будут более глубокими.

Упражнения на устойчивость внимания для самых маленьких

Понятно, что для малышей любое обучение принимает форму игры. Самые популярные упражнения для развития концентрации внимания – это словесные шарады. Например, называйте чаду простые предметы, попросив хлопать в ладоши тогда, когда среди них он услышит животное или имя человека. При этом постарайтесь сначала медленно и разборчиво проговаривать самые простые слова, постепенно усложняя задачу.

В другой раз попросите ребёнка вставать или, наоборот, садиться, когда он услышит название цветка. Спустя некоторое время, когда малыш будет легко исполнять эти два задания, объедините их. Пусть хлопает, когда вы обозначаете животное, и садится, если вы произносите название растения. Такие упражнения на развитие произвольного внимания укрепляют память, расширяют кругозор, делают реакцию более быстрой, а концентрацию – устойчивой. Хорошо играть в подобные словесные шарады с несколькими малышами, ведь так возникает азарт и стремление быть лучшим.

Игры "Делаем уборку" и "Наблюдатель"

Это очень хорошие упражнения на развитие зрительного внимания. Первая игра – отличный способ навести порядок в комнате: малышу понравится чувствовать себя маминым помощником. Забава развивает понятие того, что ребенок – тоже член семьи, и, соответственно, имеет свои обязанности по дому. В неё лучше играть, когда на полу разбросано множество игрушек. Приготовьте для малыша несколько ящиков, и пусть он складывает в них свои куклы и машинки по определённым признакам: размеру, цвету, форме или материалу. Например, одну коробку он может наполнить деревянными игрушками, другую – мягкими, третью – металлическими, четвёртую – пластмассовыми.

Игра "Наблюдатель" – ещё один приём, который позитивно влияет на развитие внимания у дошкольников. Упражнения, подобные этому, можно делать как дома, так и на прогулке. Если вы находитесь в комнате, попросите малыша назвать все квадратные предметы, которые находятся в поле его зрения. Если же погода хорошая и вы резвитесь во дворе, пусть покажет вам все зелёное или синее, что он видит. Эта игра очень увлекательная. Придумывайте разные её вариации, чтобы процесс проходил непринуждённо и весело.

Как развить внимание у школьников?

В первую очередь поговорим об учениках начальной школы, которые в силу своего юного возраста ещё не умеют долго концентрироваться на том или ином предмете. Ребёнок в 7-8 лет хочет играть, вместо этого он вынужден по 4-5 часов в день сидеть на уроках, запоминая слова, решая примеры и читая стихи. После детского сада такая нагрузка для многих малышей непосильна. Чтобы немного научить чадо сосредотачиваться, запоминать и анализировать, в свободное время проводите с ним элементарные упражнения на развитие внимания.

Например, долго концентрироваться на математике вашего ребёнка научит обратный отсчёт. Для начала возьмём число 10 или 20. Когда малыш едет в автобусе домой после уроков, пусть считает в обратном порядке, не отвлекаясь от этого задания. Зазевался – пусть выполняет сначала. Со временем, когда школьник освоит новые математические рубежи, число можно увеличить до 100 и даже до 1000.

Упражнения в группе

Большой популярностью пользуются занятия, которые проходят в форме игры и направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения "Мой любимый фрукт" и "Ладошки" – одни из самых эффективных. Для первой игры малыши становятся в круг. Один из участников представляется и называет любимый фрукт. Тот, кто стоит после него, повторяет его слова и добавляет к ним своё имя и лакомство. В итоге последний ребёнок должен по очереди назвать имена и любимые фрукты всех предыдущих одноклассников. Эту игру можно проводить на большой переменке. Она, как и другие упражнения на развитие произвольного внимания, не только улучшает память, но и налаживает контакт между сверстниками.

Игра "Ладошки" также предусматривает формирование круга. Дети садятся, положив две ладони на колени соседей. Смысл упражнения в том, чтобы руки малыши поднимали поочерёдно: по ногам участников должна "пробегать волна". Дети, которые зазевались и не оторвали от коленки ладошку вовремя, или те, кто сделал это досрочно, выбывают из игры.

Другие занятия для школьников

Рассмотрим игру "Рука". В неё можно забавляться как поодиночке, так и вместе с напарником. Правила очень просты. Следует взять лист бумаги и обвести на нём свою ладонь. На получившемся изображении руки пишем цифры от 1 до 100, пытаясь разбросать их по разным концам рисунка. Оппонент делает то же самое. Затем дети обмениваются листками и ищут все числа в точном порядке, проводя линию от одного к другому. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

Не стоит забывать, что дети обожают компьютерные головоломки. И это неудивительно: в последние годы технический прогресс стремительно идёт в гору, и малыши пытаются за ним угнаться. В сети можно отыскать массу полезных флеш-игор, которые не только скрасят досуг ребёнка, но и будут направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения "Найди отличия на картинках" или "Три в ряд", например, очень затягивают. Но это не значит, что перед монитором нужно просидеть целый день: выделяйте на головоломки в Интернете не больше часа, только в этом случае они принесут пользу умственному развитию, а не вред здоровью.

Сосредотачиваемся...

Эта способность является ведущей частью любого упражнения на развитие памяти, внимания и концентрации. Поэтому если школьник научится отбрасывать лишние мысли и на протяжении длительного времени думать о конкретном задании и его решении, то у него не только улучшится усидчивость и восприятие на уроках, но и продуктивность работы. Для начала ребёнок должен нарисовать на бумаге точку и повесить листок на уровне глаз, желательно на однотонную стену, чтобы ничего не отвлекало его от картинки. Задание будет считаться выполненным, если малыш долгое время удерживает внимание только на точке и думает исключительно о ней, ничего вокруг не слыша и не видя.

Также школьник может сосредотачиваться на словах. Для этого он берёт любую старую газету и считает количество слов в указанной взрослым статье или на странице. Можно выбрать любую букву и подчёркивать её в той или иной заметке. Хорошей практикой считается описание сути статьи, её анализ, что учит ребёнка не только запоминать, но и сосредотачиваться на чтении материала.

Карточные игры

Несмотря на неоднозначное к ним отношение, психологи говорят о пользе такого досуга. Игры в карты – это те же упражнения на развитие внимания, памяти и смекалки. Кроме того, ресурс для проведения подобных занятий общедоступен, ведь купить колоду можно в любом ларьке недалеко от дома. Знакомить ребёнка с картами можно достаточно рано, даже если он ещё ходит в детский садик. Например, когда чаду исполнилось 3-4 года. В таком возрасте малыш уже не рвёт картинки, а внимательно их изучает, и способен запоминать самые простые игровые комбинации.

Для начала познакомьте его со всеми любимым и простым пасьянсом. Достаньте из колоды тузы и выложите их в ряд. Пусть малыш по одной тянет карты и ставит их на ту или иную масть, пока не обращая внимания на обозначение. Уже потом, когда ребёнок будет постарше, он сможет выкладывать их по старшинству и играть в более сложные игры и головоломки. Это карточные упражнения, направленные на развитие внимания. С их помощью ребёнок учится сосредотачиваться, логически думать и прогнозировать ситуацию. Подобные навыки ему пригодятся не только в учебном процессе, но и в любых жизненных ситуациях.

Упражнения для старших детей

Рассмотрим три наиболее продуктивных игры, которые позитивно влияют на развитие внимания у подростков. Упражнения важно проводить регулярно. Для начала подготовьте цветные карточки, на которых будут написаны слова. Причём окрас букв и фона, на котором они напечатаны, должен быть разным. Быстро чередуйте перед глазами подростка таблички: он должен называть цвет слова, а не бумаги. Эта игра делает работу мозга более эффективной, устанавливает связи между его полушариями и тренирует концентрацию.

Второе упражнение подразумевает подсчёт букв в словах, абзацах, на странице. Пусть ребёнок возьмёт книгу и называет их количество, при этом не помогая себе пальцем или карандашом, как это делают более младшие дети. Подросток способен выполнить данное задание только с помощью взгляда, производя все математические операции в уме. Усложняйте ему задачу: пусть считает только гласные или согласные, твёрдые или глухие и так далее. Как вы понимаете, кроме развития внимания школьник при этом повторяет фонетику русского языка, что также не будет лишним.

Как улучшить внимание у взрослого человека?

Для нас с вами также разработано множество способов развития концентрации и способности запоминать:

  1. Будьте любопытными. Когда едете в транспорте, рассматривайте пассажиров, обращайте внимание на их возраст, пол, цвет и фасон одежды. Дома постарайтесь в деталях припомнить каждого человека и описать его внешний вид.
  2. Изучайте языки. Посещайте курсы, запоминайте иностранные слова и фразы. Можете даже увлечься шрифтом Брайля, азбукой Морзе или языком жестов. Это усиливает тактильные ощущения и развивает моторную память.
  3. Занимайтесь йогой. Медитация восстанавливает работу мозга и всего организма в целом.
  4. Полноценный восьмичасовой сон – залог хорошей концентрации и памяти.
  5. Играйте в логические игры. Даже элементарный японский кроссворд способен улучшить вашу сосредоточенность.

Эти простые рекомендации, направленные на развитие внимания у взрослых. Упражнения, проделанные дома, пригодятся, когда вы засядете за работой в офисе. Ведь благодаря им концентрация на отчётах и договорах будет максимально устойчивой, а результат труда – плодотворным.

Советы психологов

Чтобы быть максимально собранным и сосредоточенным на том или ином деле, специалисты рекомендуют не только периодически выполнять коррекционные упражнения на развитие внимания, но и вести соответствующий образ жизни. Во-первых, вместо того чтобы лежать на диване и "поглощать" сериалы и шоу, читайте книги. Это принесёт больше пользы мозгу, позитивно повлияет на воображение и концентрацию.

Во-вторых, используйте ещё одну хитрость: если вы правша, нагружайте левую руку, и наоборот. Это активизирует ту половину мозга, которая находится в "спящем" состоянии. Старайтесь прилагать максимум усилий, чтобы мыслить творчески, нестандартно. Пишите стихи, рисуйте акварелью, вышивайте картины, вяжите свитера – это те же самые упражнения на развитие внимания.

www.syl.ru

Развитие внимания: особенности и полезные советы

Вниманием называется избирательная направленность восприятия человека на какой-либо объект или явление. Именно благодаря ему каждый из нас может успешно и эффективно ориентироваться в окружающем мире и обеспечивать полное и ясное отражение объекта или явления в своей психике. Несмотря на то, что внимание не является самостоятельным психическим процессом и не может проявляться вне других процессов, оно очень важно для жизнедеятельности, ведь только посредством него мы способны адекватно слушать, смотреть, думать, принимать решения, работать, учиться и выполнять любые другие действия. Поэтому его развитием нужно заниматься не только тем, у кого есть проблемы внимания, но и всем людям, желающим жить полноценной жизнью и достигать высоких результатов.

Ниже мы познакомим вас с несколькими общими правилами развития внимания и полезными упражнениями по его тренировке. Важно также и то, что посредством этих упражнений улучшается не только внимательность, но и логика, и память, и восприятие в целом, а также развивается мышление, причем как у взрослых, так и у детей.

Общие правила развития внимания

Итак, у развития внимания есть свои особенности, и чтобы все они были учтены, вам нужно следовать следующим правилам:

1

Необходимо создать для себя дополнительную мотивацию. Это значит, что перед началом любой работы, где требуется переключать или распределять внимание, нужно прийти к пониманию того, что в данный момент ничто не важно для вас так, как именно это дело. Чтобы мотивация была сильной и стабильной, лучше всего подумать о выгодах, которые вы получите после того как поставленная цель будет достигнута. Также неплохо придумать для себя какую-то награду, которую вы сами себе вручите, когда выполните важную работу успешно.

2

Чтобы улучшались внимание и память, восприятие и функционирование мозга, нужно пить больше воды. Например, несколько лет назад в английском журнале Nutrition были опубликованы результаты экспериментов, доказавших, что из-за недостатка воды в организме возникают мелкие расстройства и дефицит внимания. Для обеспечения организма нужным количеством живительной влаги ученые советуют мужчинам каждый день выпивать 12,5 чашек воды, а женщинам – 9 чашек.

3

Чтобы непроизвольное и произвольное внимание всегда были активны, нужно научиться грамотно управлять всеми второстепенными задачами (это может быть проверка электронной почты, звонок другу, составление плана на завтра и т.д.). Делается это очень просто: во-первых, нужно установить точное время, которое вы будете уделять таким делам, а во-вторых, приступая к одному делу, фокусироваться только на нем.

4

Еще один момент, способствующий развитию внимания – это понимание помех, которые вы сами себе создаете. Например, американские психологи из университета штата Каролина выяснили, что почти 50% ненужных отвлечений и перерывов работники организаций провоцируют сами. Это значит, что даже тогда, когда людям никто не мешает и ничто их не отвлекает, они сами становятся причиной своего отвлечения от важных дел. Причиной же этому служит неустойчивость внимания.

5

Также ученые выяснили особенности таких отвлечений. Среди них выделяются усталость, стрессы, недосыпание, привычка курить, чувство голода и жажды и другие. Однако понять собственные причины вы можете только сами, а потому советуем вам выделить время и составить список своих внутренних провокаций нарушения внимания. И как только список будет готов, вам нужно понять, в какие именно моменты они появляются, и придумать методы их профилактики.

6

Нередко проблемы внимания у взрослых и у детей появляются, как ни странно, от проявления чрезмерного внимания. Поэтому нужно учиться в некоторых случаях не обращать внимания на происходящее. Бывает так, что нечто само по себе бросается в глаза, причем это может представлять потенциальную опасность, например, когда человек находится за рулем, сдает экзамен и т.п. Осознанное восприятие поступающей информации позволит вам включать в поле своего внимания только то, что имеет прямое отношение к выполняемой вами задаче, исключая удивление, растерянность, непроизвольный интерес, любопытство и т.д. Если вы научитесь намеренно не обращать внимания на ненужные отвлекающие факторы, то будете лучше концентрироваться и станете более продуктивны в принципе. Кстати, заметим, что тренировать память и внимание, логику, креативность и другие важные способности отлично помогает развитие мышления.

7

Каждый из нас в процессе своей повседневной активности делает перерывы, но в то время как большинство людей не придают этому значения, специалисты рекомендуют осваивать так называемую культуру перерывов. Дело в том, что паузы оказывают на психику особый «освежающий» эффект. Так, когда вы постоянно заняты одним и тем же делом, из внимания начинают ускользать как бы несущественные детали, но после грамотного перерыва у вас всегда будет возможность посмотреть на все с обновленного ракурса. Особенности эффективных перерывов состоят в том, что, во-первых, делать их нужно в середине процесса решения любой задачи, а во-вторых, сопровождать их дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз, легкими физическими упражнениями и, по возможности, прогулками на свежем воздухе.

8

Заключительное правило можно назвать одним из самых главных. Заключается оно в том, что вы ни в коем случае не должны быть внимательными лишь частично или наполовину. Чтобы следовать этому правилу, вам нужно отказаться от привычки делать что-либо, отвлекаясь на нечто стороннее. Если вы слушаете кого-то, то концентрируйтесь на том, что вам говорят, если смотрите познавательную передачу, сосредоточьтесь на поступающей информации и видеоряде, если выполняете работу, фокусируйтесь на том, что делаете. Все, чем вы заняты, должно полностью стать объектом вашего внимания. А в случаях, когда вы понимаете, что не в силах управлять своим вниманием, например, вы устали, плохо себя чувствуете или предмет внимания вам просто неинтересен, лучше всего отложить это дело.

Теперь, после того как мы разобрали некоторые особенности и правила развития внимания, самое время перейти к упражнениям на его развитие. Упражнения, о которых мы расскажем (среди них есть и игры на внимание), разделены на два блока:

  • Первый блок – это упражнения на распределение внимания
  • Второй блок – это упражнения на переключение внимания

Но здесь следует сделать небольшую ремарку, и сказать несколько слов о различии между распределением и переключением внимания. Это полезно знать, чтобы лучше понимать, над чем и когда стоит работать.

Распределение и переключение внимания

Говоря о том, как развивать внимательность, с точки зрения психологии мы можем рассмотреть этот вопрос с двух сторон:

  1. Распределение внимания – способность удерживать в сознании несколько важных для нас процессов или объектов одновременно. Обладать этим навыком полезно людям, чья деятельность связана с многозадачностью, например, водителям, пилотам, диспетчерам, ораторам и т.д.
  2. Переключение внимания – способность в любой момент выбросить из области своего внимания какой-то один объект или задачу и мгновенно переключиться на другой без зацикливания на предыдущем. Этот навык пригодится тем, кому требуется часто менять один вид деятельности на другой, к примеру, менеджерам, продавцам, операторам станков и т.д.

Зная о том, как распределять и переключать внимание, любой человек будет в состоянии не только выполнять работу с минимальными усилиями и добиваться более существенных результатов, но и гораздо меньше уставать и улучшать качество своей жизни. Поэтому если у вас есть желание тренировать память и внимание, разрешить проблемы внимания и сделать более эффективным свое восприятие вообще, вам просто необходимо работать над умением переключать и распределять внимание (в качестве дополнения мы можем посоветовать вам также пройти курс по развитию мышления). Что же касается непосредственно упражнений, то в плане обучения грамотному использованию внимания они показали превосходные результаты, как в группах детей, так и у взрослых, что тоже немаловажно.

Упражнения на распределение внимания

В этом блоке представлено шесть упражнений и игр на внимание:

Упражнение «Тепло-прямо»

Для выполнения упражнения налейте в стакан теплой воды и возьмите его в руку. Ощутите, как нагрелся стакан, а затем вытяните руку с ним перед собой. Старайтесь удерживать внимание между вытянутой прямо рукой и теплом от стакана. Изначально выполнять упражнение можно в течение минуты, но затем следует довести время до пяти минут.

Упражнение «Разгибание пальцев»

Сядьте за стол и положите на него перед собой обе руки, сжав их в кулаки. После этого как можно медленнее, словно от этого зависит ваша жизнь, начинайте по одному разгибать пальцы. Сначала разогните большой палец и удерживайте его во внимании, чтобы он был прямым. Затем разогните указательный, после чего держите во внимании уже два пальца. Теперь разожмите средний, и так до тех пор, пока все пальцы обеих рук не будут разогнуты. Смысл этого задания состоит в том, чтобы последовательно увеличивать нагрузку на распределение своего внимания. Имейте в виду, что если вы хотя бы раз потеряете концентрацию на пальцах, упражнение нужно будет начинать заново.

Игра «Индейцы»

В некоторых племенах индейцев наблюдательность и внимательность развивали так: два охотника изначально детально рассматривали находящуюся перед ними картину или панораму в течение 1-2 минут, а затем по очереди описывали увиденное вождю. Чтобы выполнить это упражнение, вам нужен лишь напарник, которому вы будете описывать то, что видели. А в качестве картины подойдет все, что угодно, начиная от заставки на рабочем столе компьютера и заканчивая видом из окна или природным пейзажем. Ваша задача – описать увиденную картину во всех деталях.

Игра «Спектр вкусов»

Играть в эту игру очень просто – всего-навсего нужно сосредоточиться на всех вкусовых ощущениях во время трапезы. Удивительно, на мы почти никогда по-настоящему не наслаждаемся вкусом того, что едим, и тем более не сосредотачиваемся на том, как мы кушаем. Поэтому такая игра станет прекрасной тренировкой распределения внимания. А если хотите пример, то вспомните о французских гурманах, которые, поглощая предлагаемые им яства, разбирают вкусовые ощущения на оттенки, и выделяют вкус, аромат и текстуру пищи, а также обращают внимание на эффект, создаваемый сочетанием нескольких компонентов блюда.

Упражнение «Глаз-рука»

Задание в этом упражнении такое: примите удобное положение и вытяните в сторону правую руку. Удерживая в поле своего зрения пальцы правой руки, следите, чтобы сама рука не теряла горизонтального положения. Здесь внимание распределяется на пальцы и положение конечности. Начинать выполнение упражнения можно с одной минуты, постепенно доводя время до пяти минут.

Медитация

В представленном случае нет каких-либо хитростей и заданий. Нужно просто начать медитировать, начиная хотя бы с десяти минут утром и вечером, постепенно увеличивая время до получаса. Хороший материал по медитации вы найдете здесь, а мы лишь скажем, что в процессе медитации вам нужно распределять внимание на ощущения, дыхание и возникающие в голове мысли. Кстати, исследователи из Массачусетского технологического института выяснили, что 10-20 минут ежедневной медитации улучшают внимание уже на четвертый день. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Brain Research Bulletin.

И, конечно же, если вы совместите выполнение этих упражнений с прохождением курса по развитию мышления, результаты превзойдут ваши самые смелые ожидания.

Упражнения не переключение внимание

В данном блоке всего три упражнения, но все они направлены на работу в разных направлениях:

Упражнение «Создание и освоение маршрута восприятия»

В первом упражнении вы будете использовать специальные опорные сигналы, необходимые в случаях, когда задачи выполняются в заданной последовательности. Целью упражнения является помощь сознанию в следовании привычным маршрутом действий. Выполняется задание очень просто – создайте для себя специальную мнемоническую схему, основанную на выполняемой вами задаче. Например, если вы учитесь водить автомобиль, вы можете использовать вот такую:

«Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль»

Согласитесь, довольно занятно? Так и вы должны определить для себя схему действий, где внимание переключается в определенном порядке. А для лучшего запоминания (так, кстати, тренируется внимание и память) последовательность действий нужно зарифмовывать.

Упражнение «Выделение первостепенных и второстепенных объектов восприятия»

Второе упражнение помогает научиться определять важное и второстепенное, а также менять их местами, чтобы уметь быстро отыскивать нужные паттерны жизненных ситуаций.

Чтобы выполнить упражнение, лягте на спину и сконцентрируйтесь на своих телесных ощущениях. Сначала фокусируйтесь на голове, затем на плечах, руках, животе, спине и т.д. Изучая свое тело, «включайте» ощущения в разных его областях. Затем изменяйте схему, давая себе команду по чувствованию конкретной части своего тела.

Упражнение «Тренировка скорости переключения внимания»

Целью третьего упражнения является сокращение времени, требуемого на переключение на занятие новым видом деятельности и полной концентрации на нем.

Для выполнения задания найдите тикающие часы и поставьте их рядом с собой. Начните читать что-нибудь не очень сложное. Переключайте внимание на тиканье часов и чтение поочередно. Вполне вероятно, вскоре вы застопоритесь на каком-то одном процессе. Но ваша задача – добиться переключаемости без помех посредством увеличения времени упражнения и количества самих переключений.

Выполняйте рассмотренные нами упражнения каждый день, и уже через неделю вы заметите, как ваше внимание стало более податливым и гибким. И не забывайте также уделять время физическим нагрузкам и развитию мышления – например, пройдите этот интересный курс.

Желаем вам успехов!

4brain.ru

Эффективные упражнения на развитие внимания

10 упражнений на развитие внимания, чтобы улучшить свои умения концентрироваться на том, что действительно важно.

Невнимательным людям живется непросто.

Они мало что замечают из того, что творится вокруг них, плохо запоминают лица людей, новые маршруты, предметы, которые видят, редко достигают больших успехов на работе, становятся объектами розыгрышей.

Именно поэтому многие пытаются отыскать эффективные упражнения на развитие внимания, чтобы улучшить свои умения концентрироваться на том, что действительно важно.

К счастью, такие упражнения действительно существуют.

Что такое внимание и что способствует его развитию?

Вот скажите мне, дорогие читатели, что вы представляете себе, когда произносите слово «внимание».

Я представляю себе фотовспышку, которая свидетельствует о том, что на «фотоснимке» в моей голове будет запечатлен предмет, человек или что-то другое.

Причем, работает этот фотоаппарат внимания весьма выборочно: иногда запечатлевая то, что мне нужно, иногда – какую-то бесполезную гадость взамен полезной информации.

Внимание бывает двух видов:

  • произвольным – вы сосредоточиваетесь на каком-то объекте, стараясь запомнить его как можно детальнее;
  • непроизвольным – вы без каких-либо усилий, лишь под воздействием эмоций запоминаете что-либо, причем запоминаете очень хорошо.

Внимание – весьма интересная штука.

Кто-то от природы является весьма внимательным человеком, кто-то – «рассеянным с улицы Бассейной», а у кого-то дар внимательности проявляется выборочно.

Эффективные игры для развития интеллекта

К примеру, моя подруга Анна превосходно до мельчайших деталей запоминает лица людей, их одежду, интерьеры домов.

Также ее внимательности можно лишь позавидовать, если речь идет о запоминании устной информации.

Подругу никто и никогда не упрекал в невнимательности: ни учителя, ни преподаватели, ни коллеги.

Лишь немногие близкие знают ее маленькую тайну: она становится совершенно невнимательной, если речь идет о запоминании новых маршрутов и ориентации в пространстве.

Тут уже Ане нужно собирать в кулак всю свою внимательность, чтобы запомнить новый маршрут или расположение торговой точки на рынке или что-то другое.

Причем, как она не старается, ее внимание постоянно на что-то отвлекается, и развить его даже при помощи специальных упражнений не слишком-то и получается.

Можно ли развить внимание при помощи специальных упражнений?

Ответ однозначный: да, можно.

Упражнения на развитие внимания могут быть весьма эффективными, если выбрать те, что действительно помогут и не ленится ежедневно тренироваться.

Накачать внимание, как мышцы тела, вы не сможете, но сам процесс весьма похож: только регулярное выполнение упражнений поможет в развитии внимания.

Для того чтобы тренировки проходили максимально успешно, вам нужно визуализировать свое внимание, например, представить его в виде светящегося луча, что поражает цели или фотовспышки (как это делаю я).

Вот еще несколько советов, как усилить эффективность упражнений на развитие внимания:

  1. Не совмещайте тренировки с выполнением какого-то дела – толку от этого не будет.

    Вы должны сосредоточиться на чем-то одном.

  2. Убедитесь, что ваше психическое и физическое состояние в норме.

    Если вы чем-то встревожены, расстроены, плохо себя чувствуете, то не сможете полностью сосредоточиться на упражнениях по развитию внимания.

  3. Создайте себе оптимальные условия для занятий – убедитесь, что ничто и никто вас не отвлекает.
  4. Проявляйте должное усилие и старание во время занятий.
  5. Не бросайте выполнение упражнений после недели–двух, считая, что они бесполезны.

    В их эффективности вы убедитесь не ранее, чем через месяц.

Упражнения на развитие внимания с картинками

Можно использовать какие угодно картинки, не обязательно искать специальные пособия.

Для начала используйте картинки, не перегруженные деталями, но постепенно начинайте усложнять себе задачу и использовать фотографии, где изображено как можно больше всякого разного.

Делать это упражнение на развитие памяти – проще простого: смотрите в течение 10 секунд на картинку, а затем опишите все, что вы видели.

Чем детальнее будет ваше описание, тем лучше.

Когда вы начнете демонстрировать неплохие результаты, начинайте еще больше усложнять для себя задачу: используйте изображение с множеством мелких деталей и смотрите на него не дольше 5 секунд.

Хорошо подходят для развития внимания и любимые многими с детства «Найди 10 отличий»: две картинки, детали которых имеют отличия и именно их нужно отыскать.

В интернете можно найти великое множество таких изображений.

Вот здесь, к примеру, http://www.tvoyrebenok.ru/kartinki-najdi-otlichija-dlja-detej.shtml или здесь http://mironovair.com/sposobnosti/?cat=24 много чего интересного и полезного можно отыскать.

Упражнения на развитие внимания с цифрами

uprazhnenie-na-razvitie-vnimanijaЦифры частенько используют для того, чтобы развивать внимание и память.

Подобные упражнения не подходят для малышей, так как достаточно сложны для них и не слишком интересны.

А вот взрослым не следует ограничиваться лишь картинками, потому что внимание нужно тренировать разными (пусть и не всегда приятными) способами.

3 упражнения с цифрами на развитие внимания:

  1. Внимательно изучите цифровой ряд: 136947385264983574527.

    Сколько 5 здесь есть? Сколько 3? Сколько цифр дают в сумме 10? Нашли ли вы 3 цифры, что дают в сумме 11? А те, что дают в сумме 13? 21?

    Можно самостоятельно придумывать вопросы и искать на них ответы, так же, как и менять цифровой ряд по своему усмотрению.

  2. Какие из этого ряда цифр можно одновременно делить на 2 и на 3?

    66, 88, 54, 31, 90, 45, 24, 91, 78, 9, 34, 12, 46.

    Для того чтобы выполняемое вами упражнение было более эффективно, не пользуйтесь калькулятором.

  3. Магический квадрат.

    Заполните вот этот квадрат цифрами, чтобы каждый из его рядов, как по горизонтали, так и по вертикали давали в сумме 50, 80, 130, 180 и т.д.

magicheskij-kvadrat

Другие упражнения на развитие внимания

Вот еще несколько упражнений, которые способствуют развитию внимания:

  1. Найдите по телевизору интересную передачу или на ноутбуке свой любимый сериал.

    Поставьте рядом с экраном часы с движущейся секундной стрелкой.

    В течение трех минут смотрите лишь на движущуюся секундную стрелку, не отвлекаясь на то, что вы видите на экране.

    Если отвлеклись, начните все с начала.

  2. Посмотрите на картинку:zadanie-na-vnimanieА теперь выполните следующие задания:
    • Назовите по очереди цвета (не считывайте слова, а называйте цвета текста).
    • Слов какого цвета здесь больше всего? А меньше всего?
    • Есть ли хоть одно слово обозначение и цвет которого бы совпадали?
  3. Читая какой-то текст, одновременно считайте количество слов в каждом предложении.
  4. Неотрывно смотрите на какую-то небольшую точку на стене (например, пятнышко на обоях), не отвлекаясь на постороннее мысли.
  5. Заходя в незнакомое помещение, в течение минуты-двух изучайте его интерьер, а затем детально опишите себе то, что вы увидели.
  6. Бросьте на стол в произвольно порядке 10 спичек или зубочисток.

    Смотрите на них 10 секунд, затем, накрыв газетой, зарисуйте на бумаге их расположение.

    Постепенно увеличивайте количество спичек или зубочисток.

  7. Ходите постоянно разными маршрутами, запоминая внешний вид зданий, расположение дорожных знаков и т.д.

    Запишите на листе бумаги все, что запомнили.

    Пройдите снова этим маршрутом, проверяя, что именно привлекло ваше внимание и правильно ли вы его запомнили.

А в следующем видео вы найдете еще одно интересное упражнение

для тренировки внимания:

Как видите, упражнения на развитие внимания нельзя назвать слишком уж сложными.

Главное, не ленится их выполнять ежедневно, тогда и результаты не заставят себя ждать.

Полезная статья? Не пропустите новые!Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

dnevnyk-uspeha.com