Идеомоторная тренировка - это... Понятие, суть, этапы и методы. Упражнения идеомоторная тренировка


Идеомоторная тренировка (данные упражнения взяты из учебников школы Олега Андреева)

Поиск Лекций

Название упражнения происходит от греческого слова idea — «образ» и латинского motor — «приводящий в движение». Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было из­вестно еще И. П. Павлову, который в книге «Двадцатилетний опыт объектив­ного изучения ВНД (поведения) животных» писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении… вы его невольно, это не замечая, производите». Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее.

Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15—30 см и небольшого предмета, например ключа, привя­занного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на рис. 7. Если поставить локоть руки на стол и взять сво­бодный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились. Вот вы представили себе движение маятни­ка по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу (позиция 1). Вися­щий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите ко­нец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое Движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении (например, позиции 2, 3 или 4). Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.

 

Рис. 7. Опыт с маятником

У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен дви­гаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют жела­тельное движение маятника с закрытыми глазами.

Этот опыт служит убедительным доказательством реального существо­вания идеомоторного акта — мысленно воображаемые образы вызывают

физические реакции организма, реализующие эти образы. Хотелось бы на­помнить читателям, что указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой нами для повышения эффективности занятий. Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства.

Эффективность идеомоторной тренировки в значительной мере зависит от психологических особенностей. По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Ре­шающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго — мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Они имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представления здесь исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную па­мять и воображаемые ощущения движений.

Для успешного освоения техники быстрого чтения развитие воображе­ния, наглядности, образных представлений чрезвычайно важно. Эту задачу и выполняют упражнения идеомоторной тренировки.

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схе­му которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в ла­биринт,— «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемо­му лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сто­рону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мыслен­но выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь парт­нера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается но­вый лабиринт с большим количеством поворотов и т. Д. Затем партнеры ме­няются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобла­дает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упраж­нения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, кото­рый, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобла­дает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. Где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь ла­биринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполня­ющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интеграль­ного алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предла­гаем еще одно простое упражнение для развития этого качества

 

Рис. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Чехарда»

 
 
Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пяти­клеточное поле и четыре фишки, например шашечные — две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры — перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белы­ми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фиш­ка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

 

Пальминг

Пальминг—упражнение для сохранения, развития и улучше­ния зрения.

Название пальминг происходит от слова palm, означающего в переводе на русский язык «ладонь». Наши ладони представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз.

Когда вы закрываете глаза, вы, конечно, способствуете неко­торому их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью рас­слабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей.

Упражнение, позволяющее добиться этого, было названо Бейт­сом «пальминг». Это упражнение, по всей видимости, было заимст­вовано Бейтсом из немедикаментозных методов лечения, издавна применяемых в Азии, в частности в Индии и Китае. Описание аналогичных упражнений можно встретить в древних трактатах по йоге в разделах, относящихся к медитации и расслаблению.

Зрение и сознание неразделимы; если возбуждено одно, то не будет покоя и другому. Необходимо воспитать в себе привычку расслабленного смотрения.

Пальминг можно делать лежа (на спине или на животе) и сидя (рис. 3).

Поза «лежа на животе». Можно перевернуться на живот и улечься ничком.

Поза «сидя за столом». Чтобы не напрягать руки, занимай­тесь пальмингом, сидя за столом и опираясь на него локтями. (Под локти можно подложить подушку, чтобы избежать напря­жение в руках, которое разрушит цель нашей тренировки — избавиться от напряжения.) Высота стула подбирается так, чтобы лоб оказался на уровне пальцев рук, а весь позвоночник до го­ловы был выпрямлен.

Сидеть надо так, чтобы вы добились максимального физическо­го расслабления. Ноги поставьте полной ступней на пол, не надо их закидывать одна на другую или скрещивать в лодыжках.

Ни в коем случае не выгибайте шею, не «переламывайте» ее, не сутультесь и не горбите спину, чтобы не пережать кровеносные сосуды, проходящие через шею и снабжающие кровью мозг и

Рис. 3. Упражнение «Пальминг», дающее полноценный отдых глазамглаза. Таким образом, вы сохраните правильную осанку и избе­жите излишнего напряжения.

Не держите голову за счет напряжения шейных мышц, лучше легко обоприте ее на ладони так, чтобы вес головы через локти и подушку пришелся на опору.

Помните: во время пальминга не должно ощущаться никакого физического дискомфорта. Если он все же появится, лучше на не­которое время прекратить упражнение и приступить к нему позже, устранив всякие причины, вызывающие дискомфорт. В таком слу­чае наиболее полезен принцип, предлагаемый автором книги «Как приобрести хорошее зрение без очков» Маргарет Корбетт,— «Делать все понемногу, но чаще».

Приступая к пальмингу, согреть ладони. Для этого достаточно подержать их некоторое время под не слишком горячей водой, интенсивно потереть одной ладонью другую или же некоторое время интенсивно пожимать пальцы рук. Приливу тепла к рукам способствует и их массаж в течение непродолжительного времени. Теплые ладони более приятны для кожи лица, чем холодные. Любое неприятное ощущение вызывает напряжение, любое напря­жение препятствует улучшению зрения. Кроме того, предвари­тельное согревание ладоней усиливает кровообращение в районе глаз.

Правильно сложить руки в пальминге не всегда удается с первой попытки. Края ладоней только слегка должны касаться носа, чтобы не стеснять дыхания, а большие пальцы спокойно ле­жат на височной скуловой части лица.

Сложите чашеобразно ладони рук и положите четыре пальца одной руки на четыре пальца другой (руки крест-накрест) так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой (по всей вероятности, у правшей пальцы правой руки ока­жутся сверху, а у левшей наоборот). Поднимите руки в таком по­ложении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу. При этом точку пересечения оснований мизинцев можно сравнить с дужкой очков, место которой на переносице она должна занимать. В этом случае впадины ладоней автоматически окажутся над глазными яблоками. Следите за тем, чтобы точка пересечения мизинцев «села» на твердую часть переносицы, а не на хрящевую. Иначе вы ограничите свое дыхание, в то время как поступление кислорода играет важную роль в улучшении зрения.

Помните: никакого напряжения в кистях. Кисти рук должны быть расслаблены.

Положение глаз. Мягко закрыть глаза, проследить, чтобы чаш­ки ладоней не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет на­пряжение глаз. Чтобы проверить правильность положения ладо­ней, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно получиться свободно, без каких-либо помех, т. е. ладони не должны оказывать на глазные яблоки никакого давления.

Повернуть лицо, не снимая рук с глаз, в сторону какого-ни­будь яркого источника света, например в сторону настольной лампы, люстры или солнца, если вы проводите пальминг на откры­том воздухе. Откройте глаза под ладонями. Теперь вы сможете заметить, откуда пробивается свет под ладони. Исправьте недо­статки в положении ладоней. Закройте глаза под ладонями рук, убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях.

Собственно пальминг. Приняв соответствующую позу и изоли­ровав глаза руками от доступа света, как было указано выше, приступить к пальмингу, наблюдая за своими ощущениями.

Пальминг считается легчайшим способом достижения расслаб­ления. Это верно, если удастся в совершенстве овладеть обеими его сторонами — физической и психической. Вы только что ознако­мились с простейшей, физической стороной пальминга. Освоение психической части пальминга начинается также с довольно простой его стадии—со стадии видения черного поля перед глазами.

Самая сложная деятельность во всей вашей тренировке— это деятельность мозга. То, о чем вы думаете во время пальминга, очень важно для достижения вами основной цели—расслабле­ния.

Что вы увидите во время пальминга? Скорее всего, перед ва­шим внутренним взором предстанут довольно яркие штрихи, кружочки, облачка, полоски и т. д. Все эти калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения.

Основная задача пальминга—достижение такой степени (глу­бины) расслабления тела и психики, чтобы в результате этого чер­ное поле перед вашим внутренним взором при закрытых глазах, изолированных от доступа света руками, появлялось автомати­чески, без усилий. Степень черноты этого поля будет показывать глубину достигнутого вами расслабления.

Для достижения основной задачи пальминга — автоматичес­кого появления черного поля нужна соответствующая направ­ленность мыслей человека. Помочь в этом может рассматрива­ние в течение 2—3 мин любого объекта черного цвета (кошка, шляпа, иконическая фигура—крест, круг, квадрат) на расстоя­нии, с которого он виден для вас лучше всего. Потом глаза закрываются, прикрываются ладонями, и вы вспоминаете этот объект.

Если он вспоминается хорошо, то весь фон становится чер­ным; если же воспоминание объекта в черном цвете затруднено и поле перед закрытыми глазами не становится черным спустя не­сколько секунд, а имеет какой-нибудь другой цвет, например серый, то тогда весь процесс надо повторить заново. Если опять не получается, то прекратите делать пальминг. Лучше попытаться сделать это некоторое время спустя либо поменять объект вашего мысленного представления: представляйте вместо черной кошки черную шляпу.

Характерной ошибкой при достижении черного поля, как и при достижении видения черных объектов, является попытка сконцен­трироваться на этом поле или. объекте. Многие во время паль­минга сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними, что также препятствует появлению черного поля.

Непрерывное перемещение взгляда и внимания снижает напря­жение. Следует вспомнить одно за другим: черную шляпу, черный башмак, черную плюшевую занавеску, черные иконические фигуры—крест, круг, квадрат, удерживая каждый объект в па­мяти не более доли секунды.

Многим людям помогает перебор в памяти всех букв алфави­та по очереди. Вспоминая их совершенно черными, они достигают видения черного поля. Другие предпочитают перемещаться с од­ного маленького черного объекта, такого, как черная точка или маленькая черная буква, на другой или «раскачивать» такой объект.

Пример использования перемещения в видении черного объек­та. Посмотрите на какую-нибудь букву и непрерывно перемещайте взгляд с одного бока этой буквы на другой. Потом проделайте то же самое мысленно во время пальминга. Вы убедитесь, что таким способом удается удерживать внимание на одном объекте неопределенно долго. Этот способ концентрации действительно полезен для зрения.

Таким образом, когда вам удалось добиться представления, например, черной шляпы, никогда не фиксируйте свой мысленный взор на одной ее точке. Вместо этого начните свое маленькое путешествие по ней: сначала вдоль краев полей, потом вверх, по

диагонали и т. д. Ваша фантазия в таких мысленных образах ничем не ограничена. Главное—это то, чтобы ваши упражнения были занимательны и интересны.

Может случиться, что вам так и не удастся на первых порах увидеть идеально черное поле. Но даже та степень черноты, кото­рой вам удалось достичь, полезна.

Как часто надо делать пальминг? Как можно чаще, если у вас на это есть время:

всякий раз после медитации;

всякий раз после чтения в режиме «Ультра-рапид»;

всякий раз, когда вы чувствуете, что глаза утомились или напрягаются, например после чтения;

всякий раз, когда вы испытываете чувство физического или психического дискомфорта. Здесь проявляется универсальный расслабляющий и успокаивающий характер пальминга;

перед сном (желательно). После пробуждения у вас не будут болеть глаза, как это часто бывает, когда ложатся спать, не рас­слабив предварительно глаза.

Продолжительность выполнения пальминга. Все зависит от си­туации и времени, которым вы располагаете. Если вы хотите до­биться ощутимого эффекта, вам надо делать пальминг как мини­мум 10—15 мин подряд. Чем дольше вы будете делать пальминг без каких-либо признаков дискомфорта, тем большего успеха вы добьетесь и тем лучше для вашего зрения.

В случае крайнего переутомления глаз благотворное действие оказывает часовой пальминг, который очень легко проводить за дружеской беседой или прослушиванием радиопередачи.

Обычно, чем дольше люди занимаются пальмингом, тем более глубокого оттенка черного им удается достичь и тем большего расслабления они добиваются. Другим же людям больших резуль­татов удается добиться при непродолжительных, но более частых занятиях пальмингом. Попробуйте оба варианта и выберите луч­ший для себя.

 

poisk-ru.ru

Идеомоторная тренировка

Идеомоторная тренировка, которая получила широкое распространение в подготовке спортсменов в 70-х годах XX века, позволяет значительно сократить время формирования сложного двигательного навыка, корректировать ошибки в уже сформированных навыках и снизить вероятность ошибок в условиях нештатной работы техники.

Учитывая, что коллектив, как правило, включает в себя специалистов разного профессионального стажа: опытные специалисты, молодые специалисты, необходимо учитывать, что и восстановление собственных сил достигается специалистами разного уровня по-разному. Более опытные специалисты способны привести себя в норму гораздо быстрее по сравнению с менее опытными специалистами. Достаточно часто опытные специалисты берут на себя функцию наставника на этапе профессионального становления молодых специалистов. Такое наставничество включает в себя: подготовку молодых коллег к сложным условиям ЧС, подготовку к соревнованиям, подготовку к учениям, а так же помощь в овладении неопытными специалистами методов саморегуляции, необходимых как в профессиональной, так и в других сферах жизни. В таких случаях, опытным специалистам-наставникам будет очень полезно овладение приемами идеомоторной тренировки.

Хорошо известно, что идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности. Мысленное представление движений сопровождается очень незначительными реальными колебательными движениями (например, кисти). Поэтому способность двигательных представлений вызывать в ослабленном виде все те реакции, которые имеют место при выполнении реальных движений, легла в основу использования идеомоторной тренировки при овладении отдельными двигательными навыками и заданными действиями в целом. Мысленная подготовка к возможным экстремальным обстоятельствам, с одной стороны, закрепляет требуемый стереотип действия в этой ситуации, а с другой стороны, снимает элемент новизны и снижает силу ее эмоционального воздействия. При этом особое внимание обращается не только на профессиональные действия, но и на самовнушение при этом чувства уверенности, спокойствия, собранности. Таким образом, идеомоторная тренировка является и средством профилактики негативных последствий профессионального стресса.

На первый взгляд, казалось бы простой и доступный метод повышения профессионального мастерства. Однако вопреки внешней простоте метода, его эффективное применение требует серьезного отношения. Владение методами и приемами саморегуляции также повышает эффективность идеомоторной тренировки.

Рекомендации по ведению: На данном этапе занятия рекомендуется выполнить упражнение. Участникам группы предлагается выбрать какой-либо из необходимых им навыков движения, которые им необходимо тренировать. Тренировка осуществляется с соблюдением последовательность проведения идеомоторной тренировки в целом.

1.Разминка

Необходимо на основании собственного опыта или со слов наставника сформировать предельно точное мысленное представление о каждом необходимом для движения физическом качестве и их метафорическое описание. Например: «цепкость в пальцах и стопах», «приклеиться телом к стене» и т.п.

Рекомендации по ведению: Показателем качественно проведенной разминки является появление определенных телесных ощущений для активных и неактивных частей тела: пальцы и стопы – легкие, спина – пружинистая, плечи – легкие и т.п. К неактивным частям тела относятся те, которые активно не включены в движение, но, в случае неправильного выполнения движения, задействуются. Например: поднимаются плечи, мышцы лица включаются в движение и т.п.

Еще одним показателем завершенной разминки является достижение оптимального уровня возбуждения и активный настрой на работу.

2. Диссоциированное представление движения

Наблюдение со стороны за демонстрацией высококвалифицированным специалистом или замедленный просмотр видеозаписи идеального выполнения движения. Пошаговое описание, показ движения. Обучающийся мысленно повторяет всю последовательность движений, запоминает трудные места. Далее обучаемый с закрытыми глазами представляет себя со стороны выполняющим движение в идеальном варианте. Не всегда это получается сразу, однако необходимо добиться четкого представления. Если не получается все движение сразу, то необходимо его разбить на фрагменты. Для проверки устойчивости представлений можно попросить представить выполнение задания несколько раз подряд, сохраняя качество выполнения в другое время года, суток, местности и т.д., не ошибаясь. При качественном выполнении наставник может заметить микродвижения обучающегося.

Важным моментом является сопоставление времени, затраченного на мысленное представление движения, и времени идеального выполнения. Необходимо достичь совпадения по времени и повторить несколько раз.

studfiles.net

Идеомоторная тренировка - это... Понятие, суть, этапы и методы

Идеомоторная тренировка - это постоянное активное представление определенного действия, при этом человек ощущает влияние упражнения на мышцы. Такой подход применяется в подготовке спортсменов, для лечения психологических состояний или реабилитации. В статье рассмотрим подробнее суть тренировки, кому она необходима и как правильно выполнять упражнения.

Суть

Идеомоторный метод тренировки заключается в активном представлении двигательных навыков, что способствует лучшему овладению ими, закреплению и совершенствованию техники. В момент выполнения движений важно напрягать мышцы и максимально и точно совершать движения, но делать это мысленно.

Прежде чем начать тренировку, человек должен полностью овладеть навыком в теории, то есть знать последовательность действий, представлять их в деталях. Далее начинается внешняя реализация навыка: повтор воображаемого, закрепление результата.

Считается, что метод существенно повышает уровень выносливости спортсмена, способствует сохранению знаний при длительных перерывах между тренировками, дает возможность овладеть новым навыком, ранее не опробованным.

Идеомоторный метод тренировки

Кому необходима тренировка?

Идеомоторная тренировка - это совокупность упражнений, которые человек выполняет используя воображении. Комплекс помогает людям с хорошей физической формой, например, спортсменам, у которых скоординирована работа мышц. Для новичков метод будет менее полезен.

Кому нужны тренировки:

  • спортсменам, для совершенствования навыков;
  • людям в период реабилитации после перенесенных травм, операций;
  • людям для стабилизации психологического состояния.

Если человек контролирует свои мышцы, то тренировка помогает развить новые навыки или усовершенствовать ранее изученные. Тренеры отмечают, что при постоянном выполнении упражнений атлет увеличивает скорость и точность движения.

Также упражнения полезны при отсутствии тренировок по объективным причинам – травмы, отстранение, болезнь. Если спортсмену необходима реабилитация или перерыв, то идеомоторные тренировки могут частично заменить работу в спортзале. Они помогают вспомнить движение и сохранить мышцы в тонусе.

Иногда такой метод помогает успокоиться, например, перед серьезной подачей в волейболе. Чтобы прийти в норму, спортсмен представляет идеальное движение несколько раз и выполняет его правильно.

Идеомоторная тренировка: упражнения

В спорте

Идеомоторная тренировка, как метод саморегуляции, применяется при подготовке к спортивным соревнованиям. Спортсмен представляет свои движения мысленно со стороны, что дает ему возможность лучшее овладеть упражнением.

В спорте многие критикую такой подход, называя его бесполезным. Но те, кто тренировался длительное время и научился контролировать свои мышцы, считают метод эффективным и необходимым.

Некоторым людям проще представить фиксированный образ, а другим - движение целиком. Но важно всегда отмечать свои ощущения и контролировать работу мышц. Развитие навыка мысленного представления движений позволяет быстрее воспроизвести упражнение в реальности.

Атлеты, гимнасты, акробаты особенно нуждаются в подобных тренировках, потому что для них важно осознавать положение тела в пространстве.

Идеомоторная тренировка

В реабилитации

Идеомоторные упражнения особенно необходимы в период реабилитации. Они позволяют лежа на кровати представлять выполнение движений. Врачи отмечают, что такие тренировки эффективны и сокращают период нахождения в больнице.

Метод рекомендуется спортсменам после растяжений, переломов, перенесенных операций. Также метод популярен в реабилитации после инсульта, параличах части тела. Человек не просто лежит в кровати и вспоминает, как он ходил или бегал. Он должен сконцентрироваться и мысленно воспроизвести свои ощущения, представить их максимально реально. Если при пробежке чувствовался запах цветов, то он должен присутствовать и при идеомоторной тренировке. Спортсмен должен представить, как он забивал гол или бросал мяч, что чувствовал при этом.

Также тренеры и врачи рекомендуют проводить словесное оформление идеомоторной тренировки в реабилитации. Когда человек проговаривает свои ощущения, они становятся реальней. Тренировка в комплексе с пассивными упражнениями помогает быстрее привести мышцы в норму.

Этапы овладения идеомоторной тренировкой

Принципы

Идеомоторная тренировка - это мысленное представление движения.

Для эффективности следует придерживаться совокупности принципов:

  1. Точность мысленного образа – чем точнее, тем чаще движение выполняется без ошибок.
  2. Связь с мышцами. Тренировка эффективна только в случае полноты ощущений и обеспечения связи мышц и чувств человека.
  3. Применение словесных описаний выполняемых упражнений. Исследования доказали, что словесные формулировки повышают эффективность тренировки. Для этого каждое упражнение оговаривается вслух.
  4. Замедленное представление нового навыка поможет человеку понять, как правильно его выполнять.
  5. Правильное положение тела. Авторы методики рекомендуют представлять выполнение нового элемента тренировки в позе, максимально близкой к реальному положению тела. При этом человек быстрее концентрируется и связывает мыслительные процессы с мышцами.
  6. Непроизвольные движения. Иногда во время тренировки человек начинает неосознанно двигаться – это говорит о полноценной связи мыслительной и мышечной систем.

Для эффективности тренировок применяются специальные тренажеры, с помощью которых человек учится концентрироваться в различных позах.

Словесное оформление идеомоторной тренировки в реабилитации

Этапы

Идеомоторный метод может освоить каждый человек, при этом изучение происходит в несколько этапов.

Этапы овладения идеомоторной тренировкой включают:

  1. Начальный. Человек должен начать с того, что научиться четко представлять свою цель – конкретное движение. Поэтому перед началом тренировки необходимо выполнить упражнение несколько раз - так мозг запомнит последовательность действий и ощущения.
  2. Тренинг. На этом этапе человек словесно оформляет свои движения в реальном упражнении, а потом переносит тренировку в мысленное представление. В момент словесного описания движения проговариваются в тот момент, когда непосредственно происходит движение. Человек описывает, что нужно делать и свои ощущения в данный момент.
  3. Автоматизация. Наиболее сложным в тренировке является воспроизведение мышечно-суставных сухожильных ощущений. Сначала человек проводит реальные тренировки, потом учится создавать напряжение в мышцах, потом – в суставах. Только после этого ощущения могут быть воспроизведены сознанием. Применение идеомоторной тренировки как метода саморегуляции

Как делать?

Идеомоторные упражнения в тренировке физического состояния нужно проводить по инструкции:

  1. Закрыть глаза и отбросить все мысли, расслабиться, сделать глубокий вдох носом и выдохнуть через рот.
  2. Представить собственное тело, прочувствовать мышцы, начиная снизу.
  3. Сосредоточиться на части тела, для которой проводится тренировка.
  4. Начать выполнять упражнения в медленном темпе, не думать о результате.
  5. Мысленно сделать движение несколько раз, проговаривая детали. На этом этапе могут возникать мышечные напряжения и судороги.
  6. После окончания упражнения представить результат (рельефность мышц, движение конечности, восстановившуюся функциональность).

Если тренировка проводится в период реабилитации, то необходимо посоветоваться с врачом ЛФК.

Идеомоторная тренировка в спорте

Методические рекомендации

Идеомоторная тренировка в спорте предполагает решение определенных задач, в чем спортсмену помогает тренер:

  1. Интерес атлета к такому виду тренировки. Человек должен развить ответственное отношение к упражнениям, осознать необходимость и эффективность. Инструменты – беседы, позитивный настрой. Ошибки – неполное представление движения, расплывчатый образ, неумение сосредоточиться.
  2. Проведение анализа тренировочных занятий. В этом помогает тренер, который наблюдает за тренировкой, объясняет неверные действия и указывает на ошибки.
  3. Поиск основных моментов в движении. Спортсмен должен понять движение полностью, в этом ему помогают зарисовки и наглядные пособия.
  4. Развитие способности вызывать мышечно-двигательные представления и реальные ощущения. Для этого применяются методы самоанализа и самоконтроля. Важно акцентирование внимания на представлении силовых компонентов, выполнении движения в пространстве. Также применяется пересказ выполняемой тренировки и ощущений.

Идеомоторная тренировка - это комплекс упражнений, эффективность которых зависит от психологического состояния. Человек должен уметь концентрироваться, согласовывать работу мышц и мысленно воплощать ощущения.

fb.ru

Методика идеомоторной тренировки | Шпаргалка к написанию экзаменов

Идеомоторная тренировка - это мысленное «проигрывание» предстоящей деятельности. Установлено, что представление движений вызывают в соответствующих мышечных группах, которые реально выполняют эти движения, повышение их биоэлектрической активности. Одновременно проявляется эффект, сходный с реальной деятельностью и в корковом отделе двигательного анализатора. Как правило, двигательные представления сочетаются с вегетативными изменениями.

Убедиться в реальности идеомоторных актов можно при помощи несложного опыта с маятником. Сделаем маятник из нитки длиной 15-30 см (по длине руки от локтя до кисти) и небольшого предмета, например, кольца, привязанного к одному концу нитки.

Нарисуем теперь на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямым углом линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник может совершать произвольные движения по отношению к сегментированному кругу в направлении, на котором мы сосредоточились, образ которого мы представили себе с особой точностью.

Представим себе, например, что маятник движется по линии, пересекающей круг вертикально, и висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому направлению.

Представьте себе предельно точно любое движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении, и, как спокойна ни была бы рука, маятник начинает совершать ожидаемое движение. У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться, у других эксперимент проходит лучше, если они представляют себе желательные движения маятника с закрытыми глазами.

Этот эксперимент показывает, что представления вызывают в организме соответствующие физические реакции. В данном случае мысленное представление движения сопровождается очень незначительными реальными колебательными движениями кисти. Поэтому способность двигательных представлений вызывать в ослабленном виде все те реакции, которые имеют место при выполнении реальных движений, легла в основу использования идеомоторной тренировки при овладении отдельными двигательными навыками и заданными действиями в целом.

На первый взгляд, казалось бы простой и доступный метод повышения профессионального мастерства. В действительности, он требует от занимающегося серьезного отношения, способности к сосредоточению, мобилизации воображения, умения не отвлекаться на протяжении всей тренировки.

Осваивая метод идеомоторной тренировки, А.В. Алексеев рекомендует соблюдать следующие принципы (цит. по А.П. Козину):

1) Создать предельно точный образ движения, выполняемого мысленно, и избегать представлений движения «вообще», без отчетливой его картины. Естественно, что это требует специальной работы.

2) Мысленный образ движения обязательно должен быть связан с его мышечно-суставным чувством, только тогда это будет идеомоторное представление. Для достижения успеха недостаточно создать лишь зрительный образ движения, его нужно почувствовать.

3) Представляя мысленно то или иное движение, нужно сопровождать его словесным описанием, произносимым шепотом или мысленно. При этом слова должны определять желаемое положение, а не отрицать ошибочное. Например, нужно произносить формулу «Втянуть живот», а «Не расслаблять живот».

4) Приступая к разучиванию нового двигательного элемента, нужно мысленно видеть его исполнение в замедленном темпе. Это способствует более качественному его представлению, а затем и исполнению. Целесообразно также проводить идеомоторную тренировку упражнений сначала в замедленном темпе, затем в несколько ускоренном темпе.

5) Овладевать новым техническим приемом целесообразно в позе, по возможности близкой к той, в которой реально выполняется данное упражнение. В дальнейшем, при достаточном овладении методом, удается отчетливо представлять все реальные движения, находясь в обычной позе, в которой проводятся занятия психической саморегуляцией.

6) Если во время проведения идеомоторной тренировки тело занимающегося совершает инициальные движения, как бы включаясь в реальное выполнение упражнения, препятствовать этому не следует. Можно также сознательно сопровождать мысленное представление движения с реальным его осуществлением.

7) Непосредственно перед реальным выполнением искомого задания не следует думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представление о том, как его нужно достигать.

На начальном этапе овладения идеомоторной тренировкой занимающийся должен четко представить свою предстоящую деятельность. Заметим, что чем точнее представление о предстоящей модели действия, тем больше возможности успешно его осуществить. Поэтому перед началом идеомоторных тренировок профессиональной деятельности важно выполнить несколько реальных изучаемых действий, это важно для формирования необходимого развития соответственных ощущений, без этого мысленное идеомоторное «проигрывание» своих действий малоэффективно.

Этап тренинга обычно начинается с «проигрывания» действий (когда, что, как и т. д. необходимо делать). Словесное обозначение движения должно обеспечить ясное осознание формы его внешнего проявления (внешнего рисунка) - то, что более легко дается, а затем «внутреннего рисунка» - комплекса тактильных и мышечно-сухожильных суставных ощущений. Человек обычно знает, каков в общих чертах внешний образ движения, этот образ осознается даже без специального сосредоточения.

Несколько сложнее воспринимаются мышечно-суставные сухожильные ощущения. Исследованиями было показано, что ранее всего осознается мышечное напряжение, позже напряжение в суставах, а затем только в ходе упражнений эти ощущения должны быть подняты до уровня сознания. Сознательная деятельность обеспечивает выделение из состава этих «смутных» ощущений ряда компонентов: пространственных (отражение амплитуды, формы, направления движения), временных (отражение длительности, последовательности движения) и силовых (отражение напряжения движения).

Б.С. Алякринский указывал, что создание четкого внутреннего плана внешней деятельности у лиц летного состава упорядочивает деятельность, обеспечивает способность к быстрому и наиболее рациональному реагированию в экстремальных ситуациях летной деятельности.

На следующих этапах идеомоторной тренировки, проводимой с курсантами-летчиками, занимающиеся вызывают у себя представления не только необходимых мышечно-двигательных ощущений, возникающих при воображаемой работе с реальными органами управления или аппаратурой кабины воздушного судна, но и представления об информации, которая поступает из кабины и внекабинного пространства.

Во время воображаемого полета занимающиеся должны более полно представлять все особенности полета. В сознании должны возникнуть образы стоянки аэродрома, метеорологических условий, обстановки в воздухе, положения самолета на каждом этапе полета, соответствующие показания приборов кабины, всех действий по управлению воздушным судном и всех ощущений (зрительных, тактильных, мышечно-двигательных, слуховых и др.), которые могут возникать в реальном полете.

В зависимости от задач идеомоторный проигрыш может охватывать отдельные элементы или все полетное задание: от момента запуска двигателя до момента заруливания воздушного судна на стоянку.

В большинстве случаев идеомоторная тренировка проводится только для отработки навыков наиболее ответственных моментов полетного задания: тщательному анализу подвергаются возможные аварийные случаи в полете. При этом особое внимание обращается не только на грамотные действия, но и на самовнушение при этом психологических качеств уверенности, решительности, эмоциональной устойчивости. Мысленная подготовка к возможным экстремальным случаям, с одной стороны, закрепляет представляемый стереотип действия в этой ситуации, а с другой стороны, снимает элемент новизны и снижает силу ее эмоционального воздействия.

Количество попыток идеомоторного выполнения может быть различным в зависимости от располагаемого времени, сложности полета, индивидуальных особенностей занимающегося и т. д. Представления движений в процессе таких тренировок могут быть мысленными или сопровождаться имитационными движениями в меньших масштабах.

В разделе, посвященном обоснованию метода психической саморегуляции, отмечалось, что в состояниях самовнушения, покоя и релаксации легко фиксируется соответствующая установка. Указанное послужило посылкой разработки и внедрения в практику летного обучения идеомоторной тренировки на фоне аутогенного расслабления (релаксоидеомоторная тренировка).

В.М. Звонниковым и М.М. Решетниковым было замечено, что в этом случае более быстро формируются летные навыки. Примерно у половины занимающихся идеомоторной тренировкой в состоянии аутогенного расслабления возникали яркие образные представления. При выполнении «полетов в зону на пилотаже» они отмечали появление субъективных ощущений перегрузок, хотя и менее выраженных, чем в реальном полете.

Анализ бортовых самописцев магнитной регистрации полета показал, что лица, применявшие методику релаксоидеомоторной тренировки, при пилотировании создавали большие перегрузки и выдерживали их более длительно.

Релаксоидеомоторную тренировку можно проводить индивидуально (2-3 раза в день) в удобное для этого время (например, перед сном) или в группах. В ходе групповых занятий руководитель добивается того, чтобы занимающиеся вначале расслабились, а затем на фоне релаксации выполняли идеомоторный проигрыш.

Занимающиеся идеомоторной тренировкой мысленно воспроизводят все действия в том порядке и темпе, который задает руководитель занятия. Дома занимающиеся делают то же самое самостоятельно, а непосредственно перед выполнением деятельности мысленно «проигрывают» ее узловые моменты.

Имеется много примеров эффективности идеомоторной тренировки в спорте. По свидетельству заслуженного мастера спорта Е.А. Пеньковского, готовясь к взятию мирового рекорда в толчке штанги, он несколько сотен раз, между практическими тренировками, мысленно повторял это движение, представляя идеомоторно, как взметнется вверх штанга с дополнительными 2,5 кг, которые он никогда не добавлял к максимальному, ранее доступному весу в 205 кг. На соревновании перед выходом на помост он объявил, что побьет мировой рекорд и посвятит его своему другу В. Куренцову. Рекорд был побит.

 

shpargalum.ru

Идеомоторная тренировка. Учитесь быстро читать

Идеомоторная тренировка

Название упражнения происходит от греческого слова idea — «образ» и латинского motor — «приводящий в движение». Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было известно еще И. П. Павлову, который в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных» писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении… вы его невольно, это не замечая, производите». Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее.

Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15–30 см и небольшого предмета, например ключа, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на рис. 7. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу (позиция 1). Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое Движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении (например, позиции 2, 3 или 4). Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.

Рис. 7. Опыт с маятником

У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют желательное движение маятника с закрытыми глазами.

Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта — мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы. Хотелось бы напомнить читателям, что указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой нами для повышения эффективности занятий. Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства.

Эффективность идеомоторной тренировки в значительной мере зависит от психологических особенностей. По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Решающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго — мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Они имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представления здесь исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную память и воображаемые ощущения движений.

Для успешного освоения техники быстрого чтения развитие воображения, наглядности, образных представлений чрезвычайно важно. Эту задачу и выполняют упражнения идеомоторной тренировки.

Упражнение 3.1.1. «Лабиринт»

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, — «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры меняются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: „никаких возвратных движений“. Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение». Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества.

Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»

Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пятиклеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные — две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры — перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белыми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фишка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»

Упражнение 3.1.3. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения

Вы изучили семь блоков интегрального алгоритма чтения, представляете их смысл и содержание. Идеомоторные тренировки развили ваше воображение. Для создания зрительного образа алгоритма используйте любой предмет, картину, ситуацию. Очень важно нарисовать его своей рукой. Это должен быть ваш рисунок. Изготовить нужно 2 экземпляра. Один из них укрепите на экран мысленного взора, другой постоянно носите с собой или укрепите перед рабочим столом. Постоянно думайте, представляйте себе свои рисунок. Добейтесь того, чтобы, закрыв глаза, вы четко, ясно видели свой алгоритм. На рис. 10 показан пример алгоритма, который чаще всего используют школьники на наших занятиях. Если он вам понравится, нарисуйте такой же.

Рис. 10. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения — это не что иное, как продолжение ваших идеомоторных тренировок. Фиксируйте, закрепляйте свой рисунок алгоритма на экране мысленного взора

Какой же рисунок выбрать? Давайте посмотрим, как практически это делают слушатели курсов быстрого чтения. Вот что написал в дневнике один из них: «Зрительный образ алгоритма — правильный шестиугольник. Это мое футбольное поле. Сначала заполняются как бы ударами „мяча“ по углам первые три блока: название, автор, источник. Затем, по мере чтения, еще три блока — три угла. Последний блок — новизна — фиксируется мною в виде точки в центре… После недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами собой — ярко, броско, сильно и динамично».

Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: и в пирамиде, и в этажах здания, и в картотеке, и в семи разноцветных полосках радуги и т. п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается? Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного из слушателей курсов быстрого чтения: «Зрительного представления алгоритма так и не получилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде ящиков, но в процессе чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь: у меня запоминание идет совершенно по-другому:

1. Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).

2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или пытаюсь запомнить их зрительно.

3. Выходные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скользнув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации.

Так я заполняю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содержание, на что особенно обращать внимание впоследствии.

4. Проблема. Кратко формулирую в самом начале чтения. Иногда уточняю после окончания чтения всей статьи или книги.

5. Фактографические данные. В отличие от выходных данных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.

6. Особенности изложения, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза: нравится или нет; стиль, манера изложения. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо.

7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.

В целом, мне кажется, здесь хорошо работает „последовательность операций“, но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма».

Упражнение 3.2. Второе правило быстрого чтения: «Читать по интегральному алгоритму»

Вы изучили алгоритм, нарисовали и запомнили его зрительный образ. Что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное — он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого, — вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.

Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше, и, наконец, они почти исчезают. В этот период надо изучить и запомнить второе правило быстрого чтения — любой текст читать по алгоритму.

Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья; основное содержание, тема войдут в четвертый блок. Уже в первых абзацах могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма.

В процессе чтения текста читатель какбы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям. Например, в тексте описывается конструкция нового электроавтомобиля, имеющего принципиальные отличительные особенности. Это материал для заполнения шестого блока. Очень важно быть критически настроенным на содержание текста. Как считают некоторые психологи, без критического отношения вообще читать не следует. Ваша позиция — согласие или несогласие с автором — также фиксируется в этом блоке алгоритма. Наконец, вы закончили чтение. Что нового вы узнали из прочитанного, что можно практически применить в работе? Это данные для заполнения последнего, седьмого блока алгоритма.

Итак, чтение окончено? Для обычного, традиционного чтения, может быть, и так. Для быстрого чтения этого еще недостаточно. Завершение чтения еще впереди. Читатель должен вновь представить зрительный образ интегрального алгоритма и проверить достаточность заполнения всех его блоков. Такой заключительный психологический акт анализа и синтеза текста помогает лучше его усвоить и запомнить. Психологи говорят: «Умей ставить точку».

Очевидно, именно этот прием объясняет то, что быстро читающие лучше, полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно и, главное, неумело. Как показывает опыт, зрительное представление блоков интегрального алгоритма чтения значительно облегчает решение этой задачи.

Как тренироваться? Приведенные ниже упражнения выполняются регулярно в течение двух-трех недель.

Упражнение 3.2.1. Освоение интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете (например, «Пионерская правда» или «Комсомольская правда»), держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех ячеек-блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две подобные статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

В заключение цикла тренировок прочитайте контрольный текст № 3 и определите скорость чтения по известной вам формуле.

Контрольный текст № 3

Объем 2400 знаков

ВОСПИТАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ

Развернувшиеся сейчас в нашей стране дискуссии о том, как усовершенствовать систему народного образования, побуждают меня рассказать о некоторых, на мой взгляд, поучительных особенностях японской школы.

Прежде всего хочется отметить, что детей приучают жестко планировать свое время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подготовить по данному предмету за месяц, за четверть или за полугодие. Примечательно, что домашние задания не ограничиваются учебниками. Школьников учат пользоваться справочной литературой, самостоятельно собирать дополнительные материалы по заданной теме. Таким образом японских детей со школьных лет вооружают многими навыками, которые мы привыкли обретать лишь в вузе.

Во-вторых, хочется отметить, что японская школа воспитывает у детей такое ценное качество, как обязательность. И немалую роль здесь играет система «оценок по контракту». Например, после изучения Европы преподаватель географии поручает учащимся за четыре — восемь недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских государств.

Причем прежде всего учащиеся должны решить, на какую оценку подписывать контракт? Если на «тройку» — методическая разработка будет состоять из семи вопросов, если на «четверку» — из 12, если на «пятерку» — из 19.

Для подготовки более объемного реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источников.

Стало быть, каждый школьник должен сделать нелегкий выбор: либо выполнить меньший объем работы и быстрее от нее отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бремя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку.

Я не случайно упомянул о дополнительной ответственности. Ибо ученик, который подписал контракт на «пятерку» и выполнил его на «четверку», то есть в большем объеме, чем требуется для удовлетворительной оценки, все равно получает «двойку». Любое недовыполнение равнозначно провалу, никакое перевыполнение не вознаграждается. Нужно лишь одно: выполнить контракт, точно сдержать взятое слово.

Это касается и сроков. Устные доклады делаются строго по сетевому графику, и никто не может уповать на какую-либо поблажку. Причем устное сообщение должно содержать как можно меньше дат и цифр, плохо воспринимающихся на слух, и как можно больше образных обобщений. И ведь все эти требования предъявляются не к студентам, а к школьникам!

Вот лишь некоторые примеры того, как школа формирует у японцев такие качества, как организованность и обязательность, дисциплина воли и верность слову. И все это, насколько можно судить, положительно сказывается в их трудовой деятельность.

Овчинников В. // Правда. — 1988. — 22 февраля.

librolife.ru

Идеомоторная тренировка в спорте | ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Под идеомоторной тренировкой понимается повторяющийся процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке.

Сегодня виды идеомоторной тренировки широко применяются — сознательно или бессознательно — в физиологии труда, космической физиологии, физиологии спорта, физиологии системы человек — машина, в других областях прикладной физиологии. Их применение важно особенно там, где временно нельзя осуществить действительное выполнение, т. е. реальную тренировку, соответствующих сложных движений.

Проведенные исследования идеомоторных реакций показывают, что улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить «мышечную выносливость» (И.Келси, 1961), спортивную работоспособность (Г.Тивальд, 1973) и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках (В.Я.Дымерский, 1965; А.А.Белкин, 1969). Идеомоторика эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями.

Теория идеомоторной тренировки строится на положении, что головной мозг – орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение: чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение.

Второе положение: идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.

Мысленные представления могут быть «зрительными». В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие «зрительные» представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в «зеркале», «посмотрите» на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, «зеркальный», висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, – получится намного хуже.

Третье положение: исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других – непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова «вперед-назад» вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение: начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение: при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче «связываться» с исполняющим аппаратом – опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение: во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами – программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен – пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями.

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки — хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение: неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное – представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в «десятку», эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в «десятку» просто невозможно. Поэтому он и не попадает. «Перестарался, очень хотел», — говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами — и заключается суть идеомоторного принципа построения движений.

Идеомоторика

Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

  1. создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;
  2. перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;
  3. подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных (опорных) элементов в отрабатываемом движении.
  4. к физическому исполнению движения можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо размяты мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.
  5. наибольший эффект ИТ дает при продолжительности представления менее 1 мин или от 15 до 25 мин, а также при количестве повторений менее 6 или от 36 до 46 за одно занятие.

tkd174.ru

Идеомоторные аутогенные упражнения.. Аутогенная тренировка

Идеомоторные аутогенные упражнения.

Сущность идеомоторных упражнений состоит в том, что после освоения базисных упражнений пациенты в состоянии пассивного бодрствования (аутогенного расслабления) выполняют идеомоторный проигрыш конкретного поведенческого (при некоторых фобиях) или моторного акта (при восстановительной терапии после парезов и параличей). Вначале идеомоторные тренировки не сопровождаются реальными двигательными или поведенческими актами, реализуясь лишь на уровне представлений. Применение метода сочетается с рациональной психотерапией. Предложенный способ основан на известном положении, что нейрофизиологическую сущность освоения (реконструкции) какой-либо деятельности или поведенческого акта составляют формирование и укрепление рефлекторного динамического стереотипа под влиянием суммации следов нервного возбуждения, ведущего к повышению функциональной подвижности и концентрации нервных процессов. А так как и внешняя (сопровождаемая моторными актами), и внутренняя (воображаемая) деятельность имеет общее строение (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), выполнение воображаемых действий повышает эффективность формирования внутреннего плана внешней деятельности (или интериоризации). С. Л. Рубинштейном было показано, что существует не только прямая, но и обратная зависимость между тем, что человек умеет делать и его представлением о своем умении. Эти взаимоотношения наиболее четко проявляются при фобиях — только представление больного о невозможности какого-либо действия или поведенческого акта удерживает его, например, от перехода площади при агорафобии или входа в метро при клаустрофобии и т. п.

Восстановительная терапия парезов и параличей всегда должна включать применение идеомоторных упражнений, естественно, в сочетании с комплексом других методов лечения (фармакотерапия, массаж, электростимуляция, иглотерапия и т. д.). Сущность упражнений заключается в многократном, по 5 — 10 раз в сутки в течение 1 — 3 мин, представлении выполнения «выпавшего» двигательного акта. При этом пациенты в некоторых случаях могут достаточно четко локализовать, где именно прерывается проведение нервного импульса, где находится «препятствие». Некоторые данные позволяют сделать заключение, что применение указанных упражнений способствует более успешному восстановлению нервной проводимости, снижает выраженность атрофических явлений и реакции перерождения в мышцах. Нейрофизиологические механизмы этих упражнений основаны на многочисленных экспериментальных исследованиях, которые показали, что невозможно представить себе какую-либо деятельность, не вызвав сокращения в тех мышцах, которые участвуют в фактической реализации воображаемой деятельности. На этом же эффекте основан и широко применяемый в психотерапии для определения внушаемости опыт с маятником.

Вторая модификация данного метода рекомендуется преимущественно для терапии фобий в тех случаях, когда причина заболевания не установлена. В процессе лечения сочетаются сеансы рациональной психотерапии и гетерогенных функциональных тренировок с аутогенными идеомоторными упражнениями.

Больной А., 42 лет, инженер. Обратился в связи с появившейся боязнью пользоваться метро. Последние 2 мес добирается до работы на трамвае, хотя это и требует почти втрое больше времени. Пытался войти в метро вместе с женой, даже опустился на станцию, однако вынужден был тут же «убежать наверх». Сопутствующие симптомы — нарушения сна, общая тревожность, раздражительность, утомляемость, замирание сердца и одышка (при попытке войти в метро).

Прошел полный обучающий курс (12 занятий). Начиная с 6-го занятия проводились гетерогенные идеомоторные тренировки. После достижения состояния аутогенного расслабления больному предлагалось: «Представьте себе, Вы вышли из дома, спокойной, уверенной походкой подошли к станции метро, прочувствуйте еще раз — Вы спокойны и уверенны. Вошли в метро, подошли к автомату для размена монет. Разменяли монеты, опустили монету на входе, подошли к эскалатору. Еще раз обратили внимание — Вы совершенно спокойны и уверены в себе, как и все окружающие Вас люди. Опускаетесь по эскалатору, не стоите, а идете вниз, ведь Вы спешите на работу, идете спокойным, уверенным шагом и т. д.».

Такие упражнения пациентом выполнялись ежедневно по 3 — 5 (в отдельных случаях до 10) раз в день. Всего им проведено около 100 (!) сеансов идеомоторных аутогенных тренировок. Выздоровление наступило одновременно с окончанием гетерогенного обучающего курса. Катамнестическое наблюдение в течение 3 лет — без рецидивов.

Третья модификация, не имея существенных отличий от второй, рекомендуется преимущественно при тормозных вариантах нарушения сексуальных функций. Достаточно типичен случай с больным О.

Инженер, 38 лет, по его словам, образцовый семьянин, алкоголь практически не употребляет, жене никогда не изменял, но, находясь в командировке, в ресторане познакомился с двумя женщинами, одна из которых была очень симпатичной, вторая — чем-то неприятной и, как ему показалось, даже уродливой. Втроем они много выпили. Надежда провести ночь с «красавицей» не оправдалась, так как возле своего дома она попрощалась и поблагодарила за приятный вечер. Подруга сама предложила провести ночь у нее. При попытке полового акта, который пациент, по его словам, «пытался исполнить как обязанность, так как деваться было уже некуда», эрекция не наступила. В связи с этим незадачливый любовник был осыпан площадной бранью по поводу его мужских достоинств и выставлен на улицу в 3 часа ночи. По возвращении из командировки при попытке близости с женой эрекция также отсутствовала.

После шести гетерогенных сеансов (только упражнения «тяжести» и «тепла») больному предложено проводить ежедневные сенсорные репродукции нормального полового акта в аутогенном состоянии. До появления выраженной эрекции от половых сношений рекомендовано воздержаться (проведена соответствующая беседа с женой). Полное восстановление сексуальной функции наступило через 15 дней.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru