Некоторые особенности методики обучения и тренировки юных боксеров. Тренировка юных боксеров


ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

 

Тренировка боксера состоит из пяти взаимосвязанных и взаимозависимых частей: технической, тактической, физической, моральной и волевой, теоретической подго­товки.

В процессе занятий все эти стороны спортивной тре­нировки совершенствуются, но в зависимости от ряда причин им уделяется различное внимание и время. На­пример, если боксер хорошо подготовлен технически и физически, тренеру необходимо больше внимания обращать на тактическую подготовку и т. д.

В основе обучения и тренировки юного боксера, как и в других видах спорта, лежат принципы всесторонно­сти, сознательности, постепенности, повторности, нагляд­ности и индивидуализации.

 

ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ

 

Принцип всесторонности основан на единстве духов­ного и физического развития. В этом залог будущих успехов в учебе, в труде и в спорте.

Наиболее важную роль в боксе играет всестороннее физическое развитие, которое приобретается широким использованием разнообразных физических упражнений и различных видов спорта. Только применяя многообраз­ные методы и средства физического воспитания, можно достигнуть всестороннего физического развития.

К сожалению, еще бытует мнение, что занятия дру­гими видами спорта значительно задерживают темпы овладения техникой и тактикой бокса. Это мнение не­верно, так как тренировка — сложный процесс, во время которого спортсмен, с одной стороны, совершенствуется в избранном виде спорта, а с другой — улучшает функ­циональную подготовленность своего организма. Как бы хорошо ни освоил технику юный боксер, выдающихся результатов он не добьется, если его организм не под­готовлен к значительным физическим и нервным на­грузкам.

Главное условие достижения высоких результатов — это физическое совершенство боксера. Оно предусмат­ривает отличную общую физическую подготовленность спортсмена, характеризующуюся высоким уровнем силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости, отличную двигательную подготовленность, основанную на умении легко координировать сложные движения, а также от­личную приспособляемость организма к большим физио­логическим нагрузкам, достигающуюся четким взаимо­действием сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, выделительной и других систем.

В бою спортсмену зачастую приходится совершать непредвиденные и разнообразные движения, которые он может четко и непринужденно выполнить лишь в том случае, если в процессе тренировки будет не только при­менять боксерские упражнения, но и заниматься дру­гими видами спорта.

Принцип всесторонности требует, чтобы в занятиях по боксу использовался широкий круг методов спор­тивной тренировки и постоянно привлекались другие виды спорта.

 

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ

 

Преподаватель, осуществляя учебный процесс, дол­жен в основном руководствоваться принципом созна­тельности, который находится в тесной взаимосвязи с другими принципами обучения и тренировки. .

Сознательное отношение занимающихся к изучае­мому материалу повышает не только их активность, но и в значительной мере усвоение материала.

Сознательность при обучении боксу приобретает особо важное значение. Сам процесс обучения в боксе очень сложен: занимающиеся овладевают трудными по координации движениями, а в случае ошибки немед­ленно получают удары. Поэтому все движения боксера должны быть глубоко осознаны.

В ходе тренировки преподаватель должен более чет­ко объяснить учащимся роль и значение каждого при­ема, удара, защитного движения, их место в боевом арсенале боксера. Необходимо добиться, чтобы для за­нимающегося каждый новый прием был не самоцелью, а ступенью к новому, более трудному. Тогда боксер сможет четко увидеть, к каким результатам приведут его тренировки.

Важный элемент принципа сознательности — осознан­ное закрепление в боевой обстановке разученных при­емов и комбинаций. Юные спортсмены обязаны так строить тренировочный бой, чтобы создалась возмож­ность использовать указанный прием непосредственно во время него. Это, во-первых, будет подтверждением того, что занимающийся строит бой не хаотично, а под­чиняет свои действия мышлению, а, во-вторых, пока­жет, что закрепление навыков на ринге позволяет быст­рее осваивать сложные элементы техники бокса.

Наряду с закреплением изучаемого материала в бое­вой обстановке целесообразно для привлечения юного спортсмена к активному решению поставленной задачи очередное задание давать перед началом занятий, крат­ко объяснив способы решения.

Большое значение имеет воспитание критического отношения боксера к своим действиям на тренировке, особенно на ринге. Это во многом способствует тому, что основы техники движений не нарушаются; в то же время индивидуализация движений также производится совершенно сознательно, с учетом специфики физиче­ского развития. Каждый боксер должен научиться как бы со стороны смотреть на все свои движения и подме­чать свои ошибки.

Важный элемент воспитания сознательного отноше­ния к изучаемому материалу — творческая взаимопомощь учеников друг другу. Допустим, на очередном занятии совершенствуется прямой удар левой в голову. Партнер, который держит перчатку, как боксерскую лапу, обязан сравнивать атакующие движения своего напарника с атакующим движением, продемонстрированным препо­давателем, и замеченные ошибки и неточности тут же исправлять. Этим в значительной степени активизирует­ся сознательное, творческое участие самих занимающих­ся в процессе обучения.

В обучении должны также применяться домашние задания — как теоретические, так и практические. Само­стоятельная домашняя работа при строгом учете и кон­троле преподавателя за ее выполнением способствует развитию творчества, изобретательности занимающихся.

Сознательное отношение боксеров к изучаемому ма­териалу — одна из основных мер предупреждения трав­матизма при занятиях боксом.

 

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ

 

Этот принцип обусловливает необходимость постепен­но повышать в занятиях нагрузки, увеличивать объем и интенсивность работы, усложнять задачи.

Принцип постепенности обязывает преподавателя строго учитывать возрастные особенности юношей, сте­пень их физической подготовленности. В боксе, где от спортсменов требуются огромное нервное и физическое напряжение, а также выполнение упражнений, связан­ных со сложной координацией, несоблюдение этого принципа может особенно отрицательно сказаться на здоровье занимающихся.

Принцип постепенности физиологически основан на постепенной перестройке под влиянием тренировки орга­нов и систем организма, повышении их функциональных возможностей. Причем на эти изменения затрачиваются продолжительное время и большая работа, в которой принимает участие весь организм спортсмена.

Особо осторожного подхода требует совершенствова­ние функций центральной нервной системы.

По мере функционального развития организма юного боксера возрастает и тренировочная нагрузка, проявля­ющаяся во все большей плотности и сложности дви­жений.

Принцип постепенности должен быть широко исполь­зован при планировании физической нагрузки. Ее необ­ходимо повышать за счет увеличения в первую очередь упражнений для развития быстроты и ловкости, а затем уже силы и выносливости.

Практика показывает, что учащиеся утомляются зна­чительно меньше и усваивают новые технические эле­менты значительно лучше на занятиях, в которых упражнения, требующие большого напряжения сил, применя­ются после разучивания техники.

Планируя психологическую нагрузку, надо учитывать, что на первых занятиях ученикам целесообразно пред­лагать для разучивания простые движения, не связан­ные с риском, а на последующих — более сложные прие­мы нападения или защиты, связанные с известным рис­ком, обострением боя.

Строгую постепенность в увеличении планируемой на­грузки необходимо соблюдать также и при составлении календаря соревнований. К состязаниям спортсмена сле­дует допускать лишь тогда, когда его организм доста­точно подготовлен к соревновательным нагрузкам. По­этому состязаниям должны предшествовать такие учеб­но-тренировочные занятия, в которых используются повышенные нагрузки.

Своевременное введение повышенных нагрузок спо­собствует быстрейшему наступлению «спортивной фор­мы», т. е. того оптимального состояния, при котором спортсмен может выполнить работу значительной интен­сивности. Но преподаватель должен помнить, что в заня­тиях с юными боксерами повышенные нагрузки следует вводить осторожно, только после длительной и тщатель­ной подготовки, ибо преждевременное применение их может повредить здоровью юноши.

Постепенность нарастания нагрузки в спорте осуще­ствляется обычно не плавно, а «ступенчато». Препода­ватель исходит из состояния организма занимающегося на данный день и в зависимости от этого повышает или оставляет на прежнем уровне дозировку нагрузок, а так­же регулирует их характер. Таким образом, постепен­ность, не будет равномерной. Однако нагрузки в заня­тиях должны все время неуклонно повышаться.

В тренерской практике «ступенчатость» повышения нагрузки определяется в основном недельными циклами. Нередко для закрепления технических навыков в трени­ровке повторяются циклы с одинаковой или с понижен­ной нагрузкой.

Принцип постепенности определяет и ход обучения. Содержание тренировочных занятий должно базировать­ся на основных педагогических правилах: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Это значит, что в занятиях следует, во-первых, постепенно увеличивать координационную слож­ность упражнений, во-вторых, постепенно повышать фи­зическую нагрузку и, в-третьих, добиваться того, чтобы усвоение нового учебного материала базировалось на уже освоенном.

Поэтому вначале нужно предложить занимающимся общеразвивающие гимнастические упражнения, потом дать наиболее элементарные специальные упражнения (например, передвижение по кругу, удары при ходьбе и др.) и лишь после этого — простейшие комбинации ударов и защит.

 

ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ

 

Чтобы правильно ориентироваться в мгновенно ме­няющейся обстановке на ринге и применять в соответст­вии со сложившейся ситуацией разнообразные ударные или защитные действия, боксеру необходимо прочно ов­ладеть большим количеством двигательных навыков. Для этого нужна сложная и четкая координация движений, сочетающаяся с их большой быстротой.

Принцип повторности в значительной мере определяет процесс тренировки: как известно, юные боксеры быст­рее, чем взрослые, усваивают новые приемы и быстрее их забывают, поэтому в работе с подростками большое внимание следует уделять частым повторениям прой­денного.

В обучении подростков технике бокса материал следует преподносить так, чтобы сначала давалось общее понятие о каком-либо разделе техники, а затем проис­ходило усложнение приемов техники, исправление допу­щенных ошибок.

Используя этот принцип, учебный материал следует располагать так, чтобы приемы атаки или защиты рас­пределялись как бы по спирали, где ранее изученные приемы техники бокса повторялись бы через некоторое время, но уже в более сложной форме. Такое построение учебно-тренировочных занятий дает возможность не только обучать отдельным элементам и совершенство­вать приемы в целом, но и исправлять ошибки и недо­статки, допущенные на предыдущих занятиях.

Преподаватель должен в первую очередь повторить упражнения и действия, которые составляют сущность того или иного раздела техники. Так, при изучении боко­вого удара необходимо все время повторять прямые уда­ры и удары снизу, особо тщательно следя за правильно­стью движения ног, поскольку передвижения при нанесе­нии всех ударов почти одинаковы. Обращая внимание на правильность движений ног при нанесении прямого уда­ра или удара снизу, преподаватель облегчает учащимся усвоение работы ног при боковом ударе.

Принцип повторности лежит в основе как образова­ния условнорефлекторных связей, так и перестройки и усовершенствования органов и функциональных систем под влиянием тренировки. На нем базируются не толь­ко обучение технике и тактике и совершенствование в них, но и процесс физического развитая спортсмена.

Волевые качества, а также быстрота, сила, выносли­вость, ловкость могут быть развиты только путем много­кратного повторения упражнений. Однако количество повторений должно быть таким, чтобы оно обеспечивало эффективное влияние упражнений. Оптимальная повторность будет при правильном сочетании работы и отдыха, утомления и восстановления. Следует устанавливать та­кие интервалы отдыха, чтобы организм полностью восстановился от утомления, полученного на предыдущем занятии, и в то же время сохранились «следы» вырабо­танных двигательных навыков. Практика показала, что в занятиях с юношами наиболее полно отвечают этому требованию трехразовые тренировки в неделю.

В боксе боевые упражнения и упражнения со снаря­дами обычно выполняются с высокой интенсивностью и большим нервным напряжением, так что эти упражнения нецелесообразно продолжать при возникновении утомле­ния: оно ухудшает ловкость, быстроту и точность дви­жений.

В практике преподаватель должен учитывать важ­ность того, что при повторении ранее изученного зани­мающиеся не только закрепляют пройденные ранее при­емы атаки или защиты, но и обнаруживают в действиях особенности, прежде ими не замеченные. Впоследствии это поможет им решать новые тактические задачи.

Количество повторений должно быть таким, чтобы движения выполнялись свободно, без излишних напря­жений.

Для закрепления и автоматизации усвоенных движе­ний их следует повторять столько раз, сколько это мож­но сделать, не искажая формы движений и не применяя «предельных» усилий.

Нельзя разучивать на одном занятии несколько но­вых приемов атаки или защиты, так как изучение од­ного приема заметно тормозит освоение другого.

 

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

 

Принцип наглядности в занятиях с юными спортсме­нами должен найти особенно широкое применение, так как он способствует лучшему запоминанию и закрепле­нию знаний и навыков.

Принцип наглядности имеет наибольшее значение прежде всего в обучении. Он осуществляется в практике занятий при помощи показа, демонстрации учебных пла­катов и иллюстраций, наблюдения занимающихся за боями товарищей, а также мастеров спорта.

В тренировке юных боксеров большое значение при­дается образцовому показу, поскольку зрительное вос­приятие у юношей лучше, чем слуховое, и тот или иной прием боксерской техники воспринимается при показе значительно быстрее, чем при устном объяснении. Чем занимающийся моложе, тем шире должен быть исполь­зован показ.

Обучение каждому приему бокса следует начинать с короткого объяснения и показа, который должен быть возможно более четким и правильным.

Изучаемый прием необходимо демонстрировать вперед, назад и вправо или влево. Показ надо сопро­вождать по возможности короткими замечаниями, обра­щая внимание занимающихся на наиболее важные эле­менты приема. Такой показ помогает юному боксеру лучше осознать движение, найти в нем важнейшие, от­правные моменты.

Полезно непосредственный показ дополнять демон­страцией плакатов и иллюстраций с изображением изу­чаемого приема.

Большое значение в усвоении нового приема приобре­тает просмотр кинокольцовок, при котором внимание спортсменов сосредоточивается на изучаемом движении, а нередко и на его деталях, в течение времени, необхо­димого для полного осознания этого движения. Учащиеся должны чаще наблюдать за боями друг друга. Целесообразно во время и после боев проводить объяснение тех или иных моментов боя, причем лучше, если боксеры сами будут высказывать критические за­мечания. Что касается тренера, то он должен подвести итог обсуждению.

Приемы наглядного обучения ускоряют обучение и в то же время помогают более совершенно овладеть техникой.

Не менее важную роль играет наглядность в воспи­тании моральных и волевых качеств спортсменов. Так, начинающий боксер, наблюдая за тем, с каким упорством и настойчивостью проводит свою тренировку мастер спорта, сам, тренируясь, проявляет максимальные воле­вые усилия и выполняет, казалось бы, непосильную ра­боту.

Сила примера в спорте — это прежде всего принцип наглядности в действии.

 

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

 

Учебно-тренировочные занятия могут принести пользу только в том случае, если преподаватель будет рекомен­довать занимающемуся материал, соответствующий его общей физической, двигательной и психической подготов­ленности. Чрезмерно трудные упражнения отрицательно действуют на юного спортсмена, подавляя инициативу, волю и снижая интерес к занятиям. Поэтому в трениров­ках преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности занимающихся, в частности функциональ­ные возможности их организма, давая в занятиях такие нагрузки, которые не вызовут ни перенапряжения, ни перетренировки.

К сожалению, еще есть тренеры, считающие трени­ровку успешной лишь в том случае, если она имеет боль­шую интенсивность. В занятиях с юношами, особенно в начале обучения, это очень опасно. Физиологическая кри­вая нагрузки должна повышаться постепенно при стро­гом учете состояния организма занимающихся.

Чтобы сделать занятия интересными, необходимо при составлении пар для упражнений с партнером подбирать боксеров, примерно равных по весу, возрасту, физиче­ской и технической подготовленности. Несоблюдение этого условия может привести к тому, что различие в физическом развитии и технике партнеров подавит ини­циативу одного из них, приведет к неуверенности в своих силах.

Преподаватель должен знать и строго учитывать уро­вень волевой подготовленности занимающихся и в соот­ветствии с этим подбирать как партнеров, так и мето­дику овладения техникой бокса.

Если степень физической подготовленности юных бок­серов устанавливается при помощи врачебного контроля, то их координационные способности преподаватель мо­жет определить лишь путем педагогических наблюде­ний. Выявив координационные возможности учеников, он подбирает такие виды упражнений и методы проведения занятий, которые наиболее полно позволят юным бок­серам не только овладеть техникой бокса, но и улуч­шить свое физическое развитие.

Проводя групповые занятия с юношами, тренер не должен ориентироваться на способности отдельных наи­более сильных или наиболее слабых учеников, а обязан исходить из подготовленности всего коллектива в целом.

Ориентировка на средний уровень подготовленности группы в целом позволяет, во-первых, не задерживать прохождение программного материала, как это было бы, если бы педагог ориентировался на отдельных, более слабых учеников, и, во-вторых, не охлаждать спортивное рвение учеников трудностью заданий, как это непремен­но случилось бы, если бы он ориентировался на лучших и наиболее способных учащихся.

Необходимо постоянно помнить, что доступность мно­гих упражнений, приемов атаки или защиты во многом зависит от мастерства тренера-педагога, от его умения объяснить, показать упражнение, от правильности пост­роения всего учебно-тренировочного процесса.

Принцип индивидуализации в овладении технико-так­тическим мастерством найдет тем большее применение, чем больших высот в боксе достигнет занимающийся. Тренер, тщательно изучив особенности физического раз­вития юного боксера, его психологическую подготовлен­ность и определив его функциональные возможности, должен совершенствовать те приемы техники бокса, ту форму ведения боя, которая наиболее полно отвечает выявленным особенностям спортсмена. Например, если спортсмен высокого роста, то, бесспорно, в первую оче­редь у него следует вырабатывать наиболее рациональ­ную технику и тактику ведения боя на дальней дистан­ции. В противном случае физическое преимущество, ко­торым наделила его природа по сравнению с другими занимающимися, будет сведено на нет.

 

stydopedia.ru

Как тренировать юного боксера - с чего начать самостоятельно?

Довольно часто отцы отправляют своих сыновей на спортивные секции. В настоящее время выбор разнообразен. Довольно часто можно встретить секции по боксу, где занимаются дети разных возрастов. Тренера подготавливают тренировки для каждого индивидуально. А что делать родителям в этом случае? Как тренировать юного боксера? С чего начать самостоятельно?

Помощь родителей в тренировках юного боксера

Помните, что как для бокса, так и для других видов спорта, важна физическая подготовка ребенка. Еще до то того, как попасть с секцию бокса, родители могут способствовать активному развитию физической формы ребенка. Здесь не нужно изобретать велосипед. Активный образ жизни, время препровождения – вот цена успеха.

Занятия при этом должны быть направлены на формирование координации, гибкости, равновесия. Можете включать в тренировку бег и бег с препятствиями, прыжки. Ребенок должен проводить активно свое свободное время, а не сидеть за компьютером. Ходите всей семьей в парк, устраивайте велопрогулки. В зимнее время можно ходить на каток, кататься с горки. Все это в совокупности сформирует всестороннее физическое развитие ребенка.

Тренировки для боксеров постарше

File photo dated 2/8/2014 of Scotland's Charlie Flynn on the podium with his Gold Medal after victory in the Men's Light (60kg) Final Bout the SSE Hydro, during the 2014 Commonwealth Games in Glasgow. Athletes, officials and politicians have been reflecting on their memories of Glasgow 2014 one year since the city hosted the "best Commonwealth Games ever". PRESS ASSOCIATION Photo. Issue date: Wednesday July 22, 2015. See PA story SPORT Commonwealth. Photo credit should read: Peter Byrne/PA Wire Editorial use only. No commercial use. No video emulation.

С чего начать подготовку к боксерской секции разобрали, а что делать юношам постарше? Их тренировки будут существенно отличаться. В возрасте постарше, необходимо решать конкретные проблемы. То есть направлять все упражнения на овладение и совершенствование технических форм боя.

Нагрузка в таком случае существенно увеличивается, причем не только в физическом плане. Особое внимание стоит уделить тренировки выносливости юношей. В этом может помочь даже обычный бег. Заниматься им можно в свободное время от тренировок с тренером.

В старшем возрасте, как правило, включают больше упражнений на быстроту действий, что очень важно в боксе. При этом также увеличивается количество занятий с тренером. Оставшееся время уходит на психологическую подготовку и дополнительную. Дополнительная подготовка включает тренировки именно определенных навыков. Например, как говорилось выше, выносливости посредством бега.  Техническую составляющую бокса тренируют в спаррингах, то есть, выполняя упражнения с партнером.

o-kroha.com

Некоторые особенности методики обучения и тренировки юных боксеров

Учебно-спортивную работу с подростками следует рассматривать как подводящую к активной спортивной деятельности. В основе комплектования групп должны быть возраст, физическое развитие и, желательно, весовая категория. Это удобно, потому что можно будет подобрать упражнения для всех занимающихся в группе.

В возрасте 14-16 лет главной задачей является всестороннее физическое развитие как основа к успешному овладению боксерскими навыками. В занятиях должны доминировать гимнастические упражнения на координацию, быстроту, гибкость, равновесие, бег, прыжки, спортивные и подвижные игры, бег по комбинированной полосе препятствий и др.

Большое внимание должно уделяться упражнениям на снарядах и со снарядами (набивные и другие мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки и боксерские снаряды).

Юноши 17-18 лет решают более конкретные задачи по овладению и совершенствованию технических и тактических форм боя; к ним увеличиваются требования по физическим и психическим нагрузкам. Старшие юноши уже неплохо воспринимают словесный метод обучения, поэтому более подробно можно останавливаться на объяснении того или иного действия.

Во время боевой практики, количество которой увеличивается, даются более сложные задачи, связанные с развитием выносливости, увеличиваются требования к активности в бою.

Длительность занятия по боксу возрастает, перерывов для отдыха делают меньше, чем у подростков. В этом возрасте включают больше упражнений на развитие быстроты действий. Увеличивается количество занятий в неделю, вместе с тем больше промоин уделяется технико-тактическому мастерству. Занятия более индивидуализированные, боксер чаще выступает в соревнованиях, а следовательно, целенаправленно подходит к планированию тренировки, к содержанию подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Четкая организация учебно-тренировочного процесса способствует развитию таких необходимых качеств, как дисциплина, внимание, активность и трудолюбие. Следует серьезное внимание уделять строевым упражнениям с четким выполнением команд, соблюдению последовательности в упражнениях.

Элементы техники занимающиеся усваивают в упражнениях с партнером. Вольный бой должен быть максимально облегчен. В занятиях надо делать более частые перерывы для отдыха, во время которых указывать на недостатки, увязывать эпизоды изучаемых приемов с применением их в практике. Продолжительность раундов вольного и условного боя, а также других специальных упражнений не должна превышать 2 мин.

Овладение техническими и тактическими навыками тесно связано с тренировкой, а следовательно, с длительными физическими и психическими напряжениями. Надо учитывать, что чем моложе боксер, тем больше процессы возбуждения преобладают над процессами активного торможения. Длительные напряжения или получение ударов нередко приводят нервную систему в состояние запредельного торможения. Поэтому перерывы между отдельными упражнениями должны быть чаще и длительней, чем при занятиях со взрослыми, полностью исключены сильные удары во время тренировок.

Всякий новый технический и тактический прием воспринимается подростком по-своему и при овладении соответственно трансформируется.

Тренер должен уловить индивидуальную манеру боксера, учитывать все его морфологические, физиологические и психологические особенности.

Большое искусство требуется тренеру для правильной оценки способностей занимающегося. Найти одаренного юношу, правильно организовать его учебно-тренировочный процесс, оценить индивидуальные возможности, изыскать средства и методы их развития — таков путь подготовки боксера.

Ни в коем случае нельзя подбирать партнеров для условного и вольного боя с большой разницей в массе тела и физическом развитии. На тренировках строго следить за боем, не допускать азарта, стремления при помощи грубой силы добиться преимущества. Тренеру не следует торопиться в определении способностей юноши, они могут проявиться на разных этапах обучения и тренировки. Так, В. Енгибарян терпел ряд неудач на первенстве СССР, однако продолжал упорно тренироваться, верил в свои силы и со временем стал чемпионом Европы, а затем и олимпийским. Выдающийся боксер В. Попенченко «созрел» почти к концу своей боксерской деятельности, став чемпионом Европы, лучшим боксером Олимпийских игр в Токио.

Юношей старшего возраста не удовлетворяет роль пассивного ученика; они стремятся к творчеству. При проведении занятий следует предоставлять им некоторую самостоятельность в выборе упражнений, определении объема и интенсивности тренировки, в планировании ее. Таким образом, между тренером и учеником создается творческий контакт и поддерживается совместной работой па высоком уровне. Ученик может переходить самостоятельно от одного этапа своих действий к последующему, более сложному. Тренер объективно оценивает его действия, добиваясь самоконтроля и объективной оценки также от ученика.

Во время тренировки с юношами, особенно младшего и среднего возраста, целесообразно делать несколько перерывов по 5-6 мин, допустим, после разминки, после упражнений с партнером, перед и после упражнений на снарядах. Это способствует сохранению быстроты действия на протяжении всего занятия. С самого начала боксерской деятельности юношу надо приучать к упражнениям с партнером в маске и с назубником (хорошо подогнанными). Прикрытие головы и предохранение губ способствуют собранности во время действия в средней и ближней дистанциях, приобретению навыка в таких сложных защитах, как нырки и уклоны, особенно при подходе к противнику.

В боевых перчатках не следует упражняться в нанесении ударов по снарядам, потому что не выработается навык точного удара. Удар надо наносить не сильно, но быстро, точно в уязвимое место и ударной площадью кулака.

Занятия следует проводить живо, интересно, каждое последующее пополнять новыми эмоциональными упражнениями. Надо уделять внимание не только специально-направленным упражнениям, но и упражнениям несколько отвлеченного характера, но имеющим значение для развития необходимых для боксера качеств (эстафета, подвижные и спортивные игры и др.). По возможности следует проводить занятия на открытом воздухе; это способствует лучшему обмену веществ, закаливанию, меньшей утомляемости и созданию положительных эмоций. Кроме того, при проведении занятий на открытом воздухе тренер имеет возможность пользоваться более широким выбором средств для развития тех или иных физических качеств.

Можно практиковать проведение на открытом воздухе подготовительной и заключительной части занятия.

Учебно-тренировочное занятие следует заканчивать организованно: подвести его итоги, указать на общие недостатки группы, каждого в отдельности, отметить положительные стороны. Желательно перед занятиями демонстрировать кинофильмы (15-20 мин), в которых ученики могли бы посмотреть применение технико-тактических элементов, над которыми будут работать в ближайшие тренировки.

Важным фактором в обучении и воспитании юноши играет самовоспитание. В спорте нельзя добиться высоких спортивных результатов без самостоятельной работы над собой; этому надо приучать с юношеского возраста. Тренеру следует давать задания юному боксеру на месяц, неделю, каждый день, учить подбору упражненийдля развития тех или иных физических, технико-тактических и морально-волевых качеств, чередованию и дозировке этих упражнении. Юный боксер должен привыкнуть к самостоятельному выполнению утренних упражнений, знать, какими упражнениями он будет заниматься на предстоящей тренировке, ясно представлять себе цели и задачи тренировки, последовательность выполнения упражнений. Такая подготовка к занятиям настраивает боксера на активную тренировку. Под контролем тренера боксер должен вести дневник тренировки и самоконтроля.

Задача тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы, упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов.

Тренер должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять корректирующие упражнения.

Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными.

Тренер ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности тренера, его гражданских качествах.

На тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают. Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников, следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым и заботливым в своей работе с юными боксерами

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Некоторые особенности методики обучения и тренировки юных боксеров — КиберПедия

Учебно-спортивную работу с подростками следует рассматривать как подводящую к активной спортивной деятельности. В основе комплектования групп должны быть возраст, физическое развитие и, желательно, весовая категория. Это удобно, потому что можно будет подобрать упражнения для всех занимающихся в группе.

В возрасте 14-16 лет главной задачей является всестороннее физическое развитие как основа к успешному овладению боксерскими навыками. В занятиях должны доминировать гимнастические упражнения на координацию, быстроту, гибкость, равновесие, бег, прыжки, спортивные и подвижные игры, бег по комбинированной полосе препятствий и др.

Большое внимание должно уделяться упражнениям на снарядах и со снарядами (набивные и другие мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки и боксерские снаряды).

Юноши 17-18 лет решают более конкретные задачи по овладению и совершенствованию технических и тактических форм боя; к ним увеличиваются требования по физическим и психическим нагрузкам. Старшие юноши уже неплохо воспринимают словесный метод обучения, поэтому более подробно можно останавливаться на объяснении того или иного действия.

Во время боевой практики, количество которой увеличивается, даются более сложные задачи, связанные с развитием выносливости, увеличиваются требования к активности в бою.

Длительность занятия по боксу возрастает, перерывов для отдыха делают меньше, чем у подростков. В этом возрасте включают больше упражнений на развитие быстроты действий. Увеличивается количество занятий в неделю, вместе с тем больше промоин уделяется технико-тактическому мастерству. Занятия более индивидуализированные, боксер чаще выступает в соревнованиях, а следовательно, целенаправленно подходит к планированию тренировки, к содержанию подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Четкая организация учебно-тренировочного процесса способствует развитию таких необходимых качеств, как дисциплина, внимание, активность и трудолюбие. Следует серьезное внимание уделять строевым упражнениям с четким выполнением команд, соблюдению последовательности в упражнениях.

Элементы техники занимающиеся усваивают в упражнениях с партнером. Вольный бой должен быть максимально облегчен. В занятиях надо делать более частые перерывы для отдыха, во время которых указывать на недостатки, увязывать эпизоды изучаемых приемов с применением их в практике. Продолжительность раундов вольного и условного боя, а также других специальных упражнений не должна превышать 2 мин.

Овладение техническими и тактическими навыками тесно связано с тренировкой, а следовательно, с длительными физическими и психическими напряжениями. Надо учитывать, что чем моложе боксер, тем больше процессы возбуждения преобладают над процессами активного торможения. Длительные напряжения или получение ударов нередко приводят нервную систему в состояние запредельного торможения. Поэтому перерывы между отдельными упражнениями должны быть чаще и длительней, чем при занятиях со взрослыми, полностью исключены сильные удары во время тренировок.

Всякий новый технический и тактический прием воспринимается подростком по-своему и при овладении соответственно трансформируется.

Тренер должен уловить индивидуальную манеру боксера, учитывать все его морфологические, физиологические и психологические особенности.

Большое искусство требуется тренеру для правильной оценки способностей занимающегося. Найти одаренного юношу, правильно организовать его учебно-тренировочный процесс, оценить индивидуальные возможности, изыскать средства и методы их развития — таков путь подготовки боксера.

Ни в коем случае нельзя подбирать партнеров для условного и вольного боя с большой разницей в массе тела и физическом развитии. На тренировках строго следить за боем, не допускать азарта, стремления при помощи грубой силы добиться преимущества. Тренеру не следует торопиться в определении способностей юноши, они могут проявиться на разных этапах обучения и тренировки. Так, В. Енгибарян терпел ряд неудач на первенстве СССР, однако продолжал упорно тренироваться, верил в свои силы и со временем стал чемпионом Европы, а затем и олимпийским. Выдающийся боксер В. Попенченко «созрел» почти к концу своей боксерской деятельности, став чемпионом Европы, лучшим боксером Олимпийских игр в Токио.

Юношей старшего возраста не удовлетворяет роль пассивного ученика; они стремятся к творчеству. При проведении занятий следует предоставлять им некоторую самостоятельность в выборе упражнений, определении объема и интенсивности тренировки, в планировании ее. Таким образом, между тренером и учеником создается творческий контакт и поддерживается совместной работой па высоком уровне. Ученик может переходить самостоятельно от одного этапа своих действий к последующему, более сложному. Тренер объективно оценивает его действия, добиваясь самоконтроля и объективной оценки также от ученика.

Во время тренировки с юношами, особенно младшего и среднего возраста, целесообразно делать несколько перерывов по 5-6 мин, допустим, после разминки, после упражнений с партнером, перед и после упражнений на снарядах. Это способствует сохранению быстроты действия на протяжении всего занятия. С самого начала боксерской деятельности юношу надо приучать к упражнениям с партнером в маске и с назубником (хорошо подогнанными). Прикрытие головы и предохранение губ способствуют собранности во время действия в средней и ближней дистанциях, приобретению навыка в таких сложных защитах, как нырки и уклоны, особенно при подходе к противнику.

В боевых перчатках не следует упражняться в нанесении ударов по снарядам, потому что не выработается навык точного удара. Удар надо наносить не сильно, но быстро, точно в уязвимое место и ударной площадью кулака.

Занятия следует проводить живо, интересно, каждое последующее пополнять новыми эмоциональными упражнениями. Надо уделять внимание не только специально-направленным упражнениям, но и упражнениям несколько отвлеченного характера, но имеющим значение для развития необходимых для боксера качеств (эстафета, подвижные и спортивные игры и др.). По возможности следует проводить занятия на открытом воздухе; это способствует лучшему обмену веществ, закаливанию, меньшей утомляемости и созданию положительных эмоций. Кроме того, при проведении занятий на открытом воздухе тренер имеет возможность пользоваться более широким выбором средств для развития тех или иных физических качеств.

Можно практиковать проведение на открытом воздухе подготовительной и заключительной части занятия.

Учебно-тренировочное занятие следует заканчивать организованно: подвести его итоги, указать на общие недостатки группы, каждого в отдельности, отметить положительные стороны. Желательно перед занятиями демонстрировать кинофильмы (15-20 мин), в которых ученики могли бы посмотреть применение технико-тактических элементов, над которыми будут работать в ближайшие тренировки.

Важным фактором в обучении и воспитании юноши играет самовоспитание. В спорте нельзя добиться высоких спортивных результатов без самостоятельной работы над собой; этому надо приучать с юношеского возраста. Тренеру следует давать задания юному боксеру на месяц, неделю, каждый день, учить подбору упражненийдля развития тех или иных физических, технико-тактических и морально-волевых качеств, чередованию и дозировке этих упражнении. Юный боксер должен привыкнуть к самостоятельному выполнению утренних упражнений, знать, какими упражнениями он будет заниматься на предстоящей тренировке, ясно представлять себе цели и задачи тренировки, последовательность выполнения упражнений. Такая подготовка к занятиям настраивает боксера на активную тренировку. Под контролем тренера боксер должен вести дневник тренировки и самоконтроля.

Задача тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы, упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов.

Тренер должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять корректирующие упражнения.

Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными.

Тренер ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности тренера, его гражданских качествах.

На тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают. Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников, следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым и заботливым в своей работе с юными боксерами

cyberpedia.su

Некоторые особенности методики обучения и тренировки юных боксеров

Учебно-спортивную работу с подростками следует рассматривать как подводящую к активной спортивной деятельности. В основе комплектования групп должны быть возраст, физическое развитие и, желательно, весовая категория. Это удобно, потому что можно будет подобрать упражнения для всех занимающихся в группе.

В возрасте 14-16 лет главной задачей является всестороннее физическое развитие как основа к успешному овладению боксерскими навыками. В занятиях должны доминировать гимнастические упражнения на координацию, быстроту, гибкость, равновесие, бег, прыжки, спортивные и подвижные игры, бег по комбинированной полосе препятствий и др.

Большое внимание должно уделяться упражнениям на снарядах и со снарядами (набивные и другие мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки и боксерские снаряды).

Юноши 17-18 лет решают более конкретные задачи по овладению и совершенствованию технических и тактических форм боя; к ним увеличиваются требования по физическим и психическим нагрузкам. Старшие юноши уже неплохо воспринимают словесный метод обучения, поэтому более подробно можно останавливаться на объяснении того или иного действия.

Во время боевой практики, количество которой увеличивается, даются более сложные задачи, связанные с развитием выносливости, увеличиваются требования к активности в бою.

Длительность занятия по боксу возрастает, перерывов для отдыха делают меньше, чем у подростков. В этом возрасте включают больше упражнений на развитие быстроты действий. Увеличивается количество занятий в неделю, вместе с тем больше промоин уделяется технико-тактическому мастерству. Занятия более индивидуализированные, боксер чаще выступает в соревнованиях, а следовательно, целенаправленно подходит к планированию тренировки, к содержанию подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Четкая организация учебно-тренировочного процесса способствует развитию таких необходимых качеств, как дисциплина, внимание, активность и трудолюбие. Следует серьезное внимание уделять строевым упражнениям с четким выполнением команд, соблюдению последовательности в упражнениях.

Элементы техники занимающиеся усваивают в упражнениях с партнером. Вольный бой должен быть максимально облегчен. В занятиях надо делать более частые перерывы для отдыха, во время которых указывать на недостатки, увязывать эпизоды изучаемых приемов с применением их в практике. Продолжительность раундов вольного и условного боя, а также других специальных упражнений не должна превышать 2 мин.

Овладение техническими и тактическими навыками тесно связано с тренировкой, а следовательно, с длительными физическими и психическими напряжениями. Надо учитывать, что чем моложе боксер, тем больше процессы возбуждения преобладают над процессами активного торможения. Длительные напряжения или получение ударов нередко приводят нервную систему в состояние запредельного торможения. Поэтому перерывы между отдельными упражнениями должны быть чаще и длительней, чем при занятиях со взрослыми, полностью исключены сильные удары во время тренировок.

Всякий новый технический и тактический прием воспринимается подростком по-своему и при овладении соответственно трансформируется.

Тренер должен уловить индивидуальную манеру боксера, учитывать все его морфологические, физиологические и психологические особенности.

Большое искусство требуется тренеру для правильной оценки способностей занимающегося. Найти одаренного юношу, правильно организовать его учебно-тренировочный процесс, оценить индивидуальные возможности, изыскать средства и методы их развития — таков путь подготовки боксера.

Ни в коем случае нельзя подбирать партнеров для условного и вольного боя с большой разницей в массе тела и физическом развитии. На тренировках строго следить за боем, не допускать азарта, стремления при помощи грубой силы добиться преимущества. Тренеру не следует торопиться в определении способностей юноши, они могут проявиться на разных этапах обучения и тренировки. Так, В. Енгибарян терпел ряд неудач на первенстве СССР, однако продолжал упорно тренироваться, верил в свои силы и со временем стал чемпионом Европы, а затем и олимпийским. Выдающийся боксер В. Попенченко «созрел» почти к концу своей боксерской деятельности, став чемпионом Европы, лучшим боксером Олимпийских игр в Токио.

Юношей старшего возраста не удовлетворяет роль пассивного ученика; они стремятся к творчеству. При проведении занятий следует предоставлять им некоторую самостоятельность в выборе упражнений, определении объема и интенсивности тренировки, в планировании ее. Таким образом, между тренером и учеником создается творческий контакт и поддерживается совместной работой па высоком уровне. Ученик может переходить самостоятельно от одного этапа своих действий к последующему, более сложному. Тренер объективно оценивает его действия, добиваясь самоконтроля и объективной оценки также от ученика.

Во время тренировки с юношами, особенно младшего и среднего возраста, целесообразно делать несколько перерывов по 5-6 мин, допустим, после разминки, после упражнений с партнером, перед и после упражнений на снарядах. Это способствует сохранению быстроты действия на протяжении всего занятия. С самого начала боксерской деятельности юношу надо приучать к упражнениям с партнером в маске и с назубником (хорошо подогнанными). Прикрытие головы и предохранение губ способствуют собранности во время действия в средней и ближней дистанциях, приобретению навыка в таких сложных защитах, как нырки и уклоны, особенно при подходе к противнику.

В боевых перчатках не следует упражняться в нанесении ударов по снарядам, потому что не выработается навык точного удара. Удар надо наносить не сильно, но быстро, точно в уязвимое место и ударной площадью кулака.

Занятия следует проводить живо, интересно, каждое последующее пополнять новыми эмоциональными упражнениями. Надо уделять внимание не только специально-направленным упражнениям, но и упражнениям несколько отвлеченного характера, но имеющим значение для развития необходимых для боксера качеств (эстафета, подвижные и спортивные игры и др.). По возможности следует проводить занятия на открытом воздухе; это способствует лучшему обмену веществ, закаливанию, меньшей утомляемости и созданию положительных эмоций. Кроме того, при проведении занятий на открытом воздухе тренер имеет возможность пользоваться более широким выбором средств для развития тех или иных физических качеств.

Можно практиковать проведение на открытом воздухе подготовительной и заключительной части занятия.

Учебно-тренировочное занятие следует заканчивать организованно: подвести его итоги, указать на общие недостатки группы, каждого в отдельности, отметить положительные стороны. Желательно перед занятиями демонстрировать кинофильмы (15-20 мин), в которых ученики могли бы посмотреть применение технико-тактических элементов, над которыми будут работать в ближайшие тренировки.

Важным фактором в обучении и воспитании юноши играет самовоспитание. В спорте нельзя добиться высоких спортивных результатов без самостоятельной работы над собой; этому надо приучать с юношеского возраста. Тренеру следует давать задания юному боксеру на месяц, неделю, каждый день, учить подбору упражненийдля развития тех или иных физических, технико-тактических и морально-волевых качеств, чередованию и дозировке этих упражнении. Юный боксер должен привыкнуть к самостоятельному выполнению утренних упражнений, знать, какими упражнениями он будет заниматься на предстоящей тренировке, ясно представлять себе цели и задачи тренировки, последовательность выполнения упражнений. Такая подготовка к занятиям настраивает боксера на активную тренировку. Под контролем тренера боксер должен вести дневник тренировки и самоконтроля.

Задача тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы, упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов.

Тренер должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять корректирующие упражнения.

Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными.

Тренер ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности тренера, его гражданских качествах.

На тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают. Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников, следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым и заботливым в своей работе с юными боксерами

stydopedia.ru

Глава 1. Обучение юных боксеров

Поиск Лекций

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра теории и методики бокса и тяжелой атлетики

 

ОСКОЛКОВ В.А.

БОКС: ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА

 

 

Учебное пособие

 

 

Волгоград, 2003

 

 

ББК 75.713

О - 744

 

Рецензент: доктор педагогических наук,

Профессор Непомнящий С.В.

 

ОСКОЛКОВ В.А.

БОКС: ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА: Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2003.- 116 с.

 

В учебном пособии рассматриваются вопросы классификации техники, техническо- тактической и физической подготовки боксеров новичков, вопросы обучения и составления документов планирования. Подробно рассматривается последовательность прохождения материала на первых занятиях и в течение первого года регулярных занятий боксом, обучение боксера-левши.

Вторая половина пособия посвящена тренировке квалифицированных боксеров. Рассматриваются вопросы: периодизации спортивной подготовки, построение макро-, мезо- и микроциклов; особенности технической подготовки и развития физических качеств; дается программа педагогического тестирования; рассматриваются этапы многолетней подготовки единоборцев; приводится нестандартное оборудование залов бокса.

Пособие предназначено для студентов институтов физической культуры, тренеров и специалистов в области единоборств.

 

ББК 75.713

ã Осколков В.А.,2003г.

ã Волгоградская государственная

академия физической культуры, 2003г.

 

Оглавление

  Введение…………………………………………………….
  Глава 1. Обучение юных боксеров…………………………
1.1. Классификация техники………………………….………….
1.1.1. Основные положения боксера………………………………
1.1.2. Классификация защит……………………………………….
1.1..3 Классификация ударов……………………………………..
1.2. Классификация средств в боксе……………………………
1.3. Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях………………………………………..  
1.4. Методы создания представления о выполняемом движении……………………………………………………………  
1.5. Методы обучения движениям………………………………
1.6. Обучение основным положениям, ударам, защитам /Методика проведения первых практических занятий/…..  
1.7. Последовательность прохождения материала на первом году обучения……………………………………………….  
1.8. Обучение основам тактики бокса…………………………..
1.9. Особенности обучения боксера – левши…………………..
1.10. Тактическая подготовка……………………………………..
1.11. Методическая последовательность в обучении тактике бокса……………………………………………………………  
1.12. Контроль за процессом становления тактического мастерства………………………………………………………….  
1.13. Годовой и месячный планы работы, план-конспект занятий………………………………………………………  
  Глава 2.Тренировка боксеров старших спортивных разрядов……………………………………………………………  
2.1. Планирование спортивного совершенствования………….
2.1.1. Периодизация спортивной подготовки в отдельном макроцикле………………………………………………………  
2.1.2. Построение микро- и мезоциклов………………………….
2.1.3. Основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками в микроцикле подготовки …  
2.2. Техническая подготовка…………………………………….
2.2.1. Метод усложнения внешней обстановки………………….
2.2.2. Выполнение упражнений при различных состояниях организма боксера, затрудняющих выполнение технических действий……………………………………………………..    
2.2.3. Метод облегчения условий выполнения технических действий ………………………………………………………..  
2.2.4. Метод сопряженных воздействий…………………………
2.2.5. Методика применения боксерских «лап» на различных этапах обучения…………………………………………..  
2.3. Совершенствование физической подготовки……………..
2.3.1. Методика развития быстроты………………………………
2.3.2. Методика развития силы……………………………………
2.3.3. Методика развития выносливости………………………….
2.3.4. Методика развития ловкости……………………………….
2.4. Программа педагогического тестирования боксеров с целью отбора в сборные команды……………………………  
2.4.1. Технико-тактическая подготовленность…………………..
2.4.2. Физическая подготовленность………………………………
2.4.3. Психофизиологические показатели………………………..
2.5. Основы многолетней подготовки единоборцев…………..
2.5.1. Этап начальной подготовки………………………………..
2.5.2. Этап углубленного совершенствования…………………..
2.5.3. Этап реализации индивидуальных возможностейединоборцев……………………………………………………….  
2.5.4. Законы победы и законы формирования спортивного мастерства в единоборствах …………………………………..  
  Глава 3.Нетрадиционное оборудование залов бокса…….
3.1. Индивидуальное тренажерное устройство для совершенствования точности боксерских ударов…………………..  
3.2. Наклонная платформа для совершенствования техники ударов на ближней дистанции……………………………..  
3.3. Тренажер для отработки точности сильных ударов в боксе
3.4. Тренажерное устройство для совершенствования точности боксерских ударов………………………………………….  
3.5. Боксерский тренажер для совершенствования техники ударов в условиях «помех»………………………………….  
3.6. Боксерский тренажер «турникет»…………………………..
3.7. Шарнирная штанга………………………………………….
3.8. Тренажерное устройство для укрепления мышц поясничной области и брюшного пресса
3.9. Тренажер для отработки ударов под (через) руку…………
3.10. Тренажер дыхания…………………………………………..
3.11. Настенная тензоплатформа фасеточного типа для измерения силы ударов в боксе…………………………………….  
3.12. Устройство для тренировки боксеров-юношей……………
  Литература………………………………………………..

Введение

До распада Советского Союза можно было выделить советскую школу бокса и близкую к ней европейскую (страны социалистического лагеря), американскую и особое место занимала кубинская школа. В советской и европейских школах бокса упор делался на типовую технику бокса, обыгрывание противника, игру, большое количество передвижений, обманных действий. Предпочтение отдавалось дальней дистанции. Конечно было немало и самобытных боксеров, не укладывающихся в общие рамки. Но в целом, такая характеристика советской школы бокса была верной и отчасти, объяснялась тем, что руководство осуществлялось из единого центра, были единые методические подходы в обучении и тренировке. Ограниченные возможности выезда из страны и обмен опытом с другими спортсменами. Спортсмены, входящие в основной состав сборной команды, постоянно должны были доказывать, что они сильнейшие. Порой политические интересы руководства шли в разрез с целесообразностью планирования тренировочного процесса. Так, к примеру, на ежегодных встречах СССР-США, наше руководство всегда ставило задачу выиграть любой ценой и для этого включало в состав сильнейших боксеров, в то время как, для американцев эти встречи были всего лишь частью подготовки к главным соревнованиям сезона. Основная конкуренция была между спортсменами одной страны и большие трудности попасть в основной состав сборной страны. И стать чемпионом страны порой было труднее, чем чемпионом Европы. Но увы, будучи сильнейшими в Европе наши боксеры уступали боксерам с острова «свободы» Кубы.

Причины доминирования кубинских боксеров на международной арене не однозначны и могут складываться из различных факторов. Во-первых- до революции на Кубе был профессиональный бокс и остались традиции, методика, отношение к спорту и т. д.; во- вторых – в нищей стране, изолированной от всего мира, спорт – единственное средство «выбиться в люди», сделать карьеру; в третьих – долгое время бокс считался и считается спортом номер один на Кубе, из-за любви к нему лидера Кубинской революции Фиделя Кастро, которого команда считает своим официальным тренером; в четвертых – кубинцы приглашали для работы с командой советских тренеров : Червоненко А. и Романова В.М., передавших им нашу, далеко не худшую, методику тренировки; в пятых – феноменальная двигательная одаренность самих кубинцев, прекрасные условия для тренировок, включая климатические; в шестых – многоуровневый состав сборных команд, которым предоставили возможность колесить по всему свету, выступать в соревнованиях по итогам которых комплектуется основной состав сборной команды. И, наконец, материальное поощрение, размеры которого целиком зависят от спортивного результата, что немаловажно, тем более в стране с низким уровнем жизни.

Американский любительский бокс всегда был представлен студенческим боксом, сделав себе имя, боксер не задерживался в любителях и спешил перейти в профессионалы. А тренеру предстояла нелегкая задача за олимпийский цикл подготовить новую команду.

С распадом Советского Союза и социалистического лагеря усилилась конкуренция за счет команд других стран, а также российских боксеров, выступающих за другие страны. Появились дополнительные источники финансирования, возможность чаще участвовать в международных соревнованиях, проводить совместные сборы и, как итог этого, в настоящее время российские боксеры на равных соперничают с кубинцами.

Вместе с положительными тенденциями появились и негативные. Так, усилился отток из любительского бокса в профессиональный, в кикбоксинг и другие виды контактных единоборств. Часть молодежи переориентируется с бокса на восточные единоборства, которые получают мощную рекламу из средств массовой информации.

Несмотря на это любительский бокс в нашей стране успешно развивается. Любительский бокс единственный из ударных видов спорта входит в программу Олимпийских игр. Российские боксеры успешно выступают на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Идет взаимообогащение различных школ бокса и, в тоже время, упор делается на яркие индивидуальности. Боксер –любитель должен обладать широким техническим арсеналом и, одновременно, иметь свои излюбленные, коронные приемы. Должен уметь навязать противнику свой ход поединка, уметь менять тактику по ходу поединка, вести бой на всех дистанциях против боксеров различных стилей. Боксер должен быть хорошо физически развитым, обладать сильным ударом, вести бой в высоком темпе и творчески подходить к тренировочному процессу.

Глава 1. Обучение юных боксеров

Классификация техники

1.1.1. Основные положения боксера:Боевая стойка, положение кулака при ударе, понятие о боевых дистанциях, перемещения и передвижения. Классификация может быть различной, все зависит от того, какой признак положить в основу классификации.

Боевые стойки: различают фронтальную и боевую. При фронтальной стойке ноги расположены на ширине плеч, ступни параллельны, ноги слегка согнуты в коленях, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки подняты на уровень головы, локти выведены вперед, кисти сжаты в кулак, ладонями внутрь, голова смотрит прямо. Из этой стойки начинают изучать удары, так как, движения симметричны, что левой, что правой руками.

При боевой стойке ноги расположены на ширине плеч, левая нога пол-шага вперед, пол-оборота вправо /мизинец левой ноги обращен в сторону противника/, ноги слегка согнуты, вес тела распределен равномерно на обе ноги. Туловище слегка наклонено вперед, голова смотрит прямо, левая рука согнута под прямым углом, кулак выведен вперед на уроне головы, ладонью внутрь. Правая рука согнута под острым углом, локоть прижат к туловищу и защищает правое подреберье, кулак защищает голову. Боксер - левша имеет «зеркальную» стойку.

В зависимости от положения рук боевая стойка может быть открытой и закрытой, от степени сгибания ног - высокой и низкой, от сильнейшей руки - лево - и правосторонней. В зависимости от дистанции - чем короче дистанция, тем фронтальнее стойка.

Положение кулака при ударе.Удар наносится головками пястных костей /2-3-4-5 пальцев/, для чего, тыльная сторона ладони и предплечья должны составлять прямую линию или даже тупой угол. Существует выражение «завернуть кулак», чтобы нанести удар правильным местом.

Понятие о боевых дистанциях.Различают три дистанции:

дальнюю, среднюю и ближнюю. Дальняя - когда можно достать противника ударом с шагом вперед, средняя - достать ударом без шага, ближняя - любым коротким ударом без шага.

Под перемещением принято понимать перенос веса тела с ноги на ногу. Возможны три положения, когда вес тела расположен преимущественно на левой, правой или на обеих ногах равномерно.

В основу классификации передвижений по рингу /Осколков В.А.,1984/положено наличие опорных и безопорных периодов и фаз. Выделяют такие виды передвижений: ходьба и прыжки. /Бег не встречается/. Ходьба - попеременная потеря равновесия, при которой отсутствуют безопорные периоды, а период двойной опоры сменяется периодом одиночной опоры.

Прыжок - вид передвижения при котором имеет место период полета после отталкивания от опоры с последующим приземлением.

Различают ходьбу обычным шагом, приставным, скрестным и вышагивание. При обычной ходьбе шаг начинается сзади стоящей ногой , двухопорная фаза сменяется одноопорной, имеется период вертикали опорной ноги.

При передвижении приставными шагами шаг начинается ногой, ближней к направлению движения, затем приставляется вторая нога. Период двойной опоры сменяется периодом одиночной опоры, затем снова двойной. Период прохождения вертикали опорной ноги отсутствует. При данном способе передвижения значительно меньше колебания ОЦМ тела , чем при обычной ходьбе, а значит и меньше затраты энергии. /Осколков В.А., Шатков Г.И.,1982/.

При ходьбе скрестным шагом , шаг делается левой ногой вправо или правой влево, при этом ноги перекрещиваются. Такие шаги Градополов К.В./1964/ называл порочными и не рекомендовал обучать им новичков. Вместе с тем боксеры высокого класса применяют данный способ передвижения довольно успешно.

Под вышагиванием необходимо понимать первый шаг приставного шага, когда вторая нога не приставляется. Данный способ передвижения применяется часто при нанесении сильных одиночных ударов с дальней дистанции.

Встречающиеся в литературе другие названия часто содержат в себе какой - либо вариант технического исполнения. К примеру: слитно - скользящие шаги - это приставные шаги, выполняемые слитно, как бы скользя по полу; челночные передвижения - могут исполняться шагами и прыжками, важен принцип «вперед - назад»; сайд - степ - вышагивание в одну сторону, с поворотом туловища в другую. См. Рис.1.

Разновидностьюпрыжковпринято считать «челночные» передвижения вперед- назад / скачки / и в боковых направлениях / подскоки /.

Виды передвижений

 

ХОДЬБА ПРЫЖКИ

Способы передвижений

 

 

Рис.1 Классификация передвижений боксеров по рингу

 

 

Классификация защит

 

Различают защиты при помощи: рук, ног, туловища и комбинированные.

Защиты при помощи рук: 1.Подставки, когда под удар подставляется локоть, тыльная сторона предплечья, ладони, раскрытая ладонь, плечо; 2. Остановки /они же накладки/, когда удар останавливается в самом начале, путем наложения рук на перчатки, предплечья, плечи противника; 3. Отбивы, при которых кулак смещается с линии удара. Примерно в средней фазе удара, боксер отбивает внутренней или наружной стороной предплечья удар противника в сторону.

Защиты при помощи ног:Выполняются при помощи различных передвижений. Цель этих защит занять такую дистанцию и местоположение по отношению к противнику, при которых тот не сможет эффективно наносить удары. К примеру: разорвать дистанцию, сделав несколько шагов назад, уйти в сторону с линии атаки или за спину противника, или максимально близко сократить дистанцию, войдя в «клинч», при котором ни вы, ни противник не сможете наносить удары.

Защиты при помощи туловища:Уклоны и нырки. Выполняются при ударах в голову. От прямых ударов - уклон, при котором голова смещается в сторону, от боковых - нырок, в данном случае голова уходит под руку, как бы ныряя. В литературе также встречается защита отклоном назад, /Градополов К.В.,1964/ которая может применяться от обоих типов ударов.

Комбинированные защиты представляют из себя комплекс вышеперечисленных защит выполняемых одновременно или последовательно.

1.1.3. Классификация ударов возможна по ряду признаков:

1. По траектории движения кулака - прямые, боковые и снизу; 2. По бьющей руке - левой, правой руками; 3.По цели - в голову, в туловище; 4. По количественному признаку - одиночные, двойные и серии ударов / три и более ударов/; 5. По тактическому признаку - атакующие, контратакующие и обманные /ложные/ удары. Контратакующие, в свою очередь, различаются на ответные /выполняемые после защиты/ и встречные /выполняемые одновременно с защитой/. В основу классификации могут быть положены и не основные признаки , например: по силе - сильные и слабые; по дистанции - короткие и длинные и т. п.

 

poisk-ru.ru

Некоторые особенности методики обучения и тренировки юных боксеров

Учебно-спортивную работу с подростками следует рассматривать как подводящую к активной спортивной деятельности. В основе комплектования групп должны быть возраст, физическое развитие и, желательно, весовая категория. Это удобно, потому что можно будет подобрать упражнения для всех занимающихся в группе.

В возрасте 14-16 лет главной задачей является всестороннее физическое развитие как основа к успешному овладению боксерскими навыками. В занятиях должны доминировать гимнастические упражнения на координацию, быстроту, гибкость, равновесие, бег, прыжки, спортивные и подвижные игры, бег по комбинированной полосе препятствий и др.

Большое внимание должно уделяться упражнениям на снарядах и со снарядами (набивные и другие мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки и боксерские снаряды).

Юноши 17-18 лет решают более конкретные задачи по овладению и совершенствованию технических и тактических форм боя; к ним увеличиваются требования по физическим и психическим нагрузкам. Старшие юноши уже неплохо воспринимают словесный метод обучения, поэтому более подробно можно останавливаться на объяснении того или иного действия.

Во время боевой практики, количество которой увеличивается, даются более сложные задачи, связанные с развитием выносливости, увеличиваются требования к активности в бою.

Длительность занятия по боксу возрастает, перерывов для отдыха делают меньше, чем у подростков. В этом возрасте включают больше упражнений на развитие быстроты действий. Увеличивается количество занятий в неделю, вместе с тем больше промоин уделяется технико-тактическому мастерству. Занятия более индивидуализированные, боксер чаще выступает в соревнованиях, а следовательно, целенаправленно подходит к планированию тренировки, к содержанию подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Четкая организация учебно-тренировочного процесса способствует развитию таких необходимых качеств, как дисциплина, внимание, активность и трудолюбие. Следует серьезное внимание уделять строевым упражнениям с четким выполнением команд, соблюдению последовательности в упражнениях.

Элементы техники занимающиеся усваивают в упражнениях с партнером. Вольный бой должен быть максимально облегчен. В занятиях надо делать более частые перерывы для отдыха, во время которых указывать на недостатки, увязывать эпизоды изучаемых приемов с применением их в практике. Продолжительность раундов вольного и условного боя, а также других специальных упражнений не должна превышать 2 мин.

Овладение техническими и тактическими навыками тесно связано с тренировкой, а следовательно, с длительными физическими и психическими напряжениями. Надо учитывать, что чем моложе боксер, тем больше процессы возбуждения преобладают над процессами активного торможения. Длительные напряжения или получение ударов нередко приводят нервную систему в состояние запредельного торможения. Поэтому перерывы между отдельными упражнениями должны быть чаще и длительней, чем при занятиях со взрослыми, полностью исключены сильные удары во время тренировок.

Всякий новый технический и тактический прием воспринимается подростком по-своему и при овладении соответственно трансформируется.

Тренер должен уловить индивидуальную манеру боксера, учитывать все его морфологические, физиологические и психологические особенности.

Большое искусство требуется тренеру для правильной оценки способностей занимающегося. Найти одаренного юношу, правильно организовать его учебно-тренировочный процесс, оценить индивидуальные возможности, изыскать средства и методы их развития — таков путь подготовки боксера.

Ни в коем случае нельзя подбирать партнеров для условного и вольного боя с большой разницей в массе тела и физическом развитии. На тренировках строго следить за боем, не допускать азарта, стремления при помощи грубой силы добиться преимущества. Тренеру не следует торопиться в определении способностей юноши, они могут проявиться на разных этапах обучения и тренировки. Так, В. Енгибарян терпел ряд неудач на первенстве СССР, однако продолжал упорно тренироваться, верил в свои силы и со временем стал чемпионом Европы, а затем и олимпийским. Выдающийся боксер В. Попенченко «созрел» почти к концу своей боксерской деятельности, став чемпионом Европы, лучшим боксером Олимпийских игр в Токио.

Юношей старшего возраста не удовлетворяет роль пассивного ученика; они стремятся к творчеству. При проведении занятий следует предоставлять им некоторую самостоятельность в выборе упражнений, определении объема и интенсивности тренировки, в планировании ее. Таким образом, между тренером и учеником создается творческий контакт и поддерживается совместной работой па высоком уровне. Ученик может переходить самостоятельно от одного этапа своих действий к последующему, более сложному. Тренер объективно оценивает его действия, добиваясь самоконтроля и объективной оценки также от ученика.

Во время тренировки с юношами, особенно младшего и среднего возраста, целесообразно делать несколько перерывов по 5-6 мин, допустим, после разминки, после упражнений с партнером, перед и после упражнений на снарядах. Это способствует сохранению быстроты действия на протяжении всего занятия. С самого начала боксерской деятельности юношу надо приучать к упражнениям с партнером в маске и с назубником (хорошо подогнанными). Прикрытие головы и предохранение губ способствуют собранности во время действия в средней и ближней дистанциях, приобретению навыка в таких сложных защитах, как нырки и уклоны, особенно при подходе к противнику.

В боевых перчатках не следует упражняться в нанесении ударов по снарядам, потому что не выработается навык точного удара. Удар надо наносить не сильно, но быстро, точно в уязвимое место и ударной площадью кулака.

Занятия следует проводить живо, интересно, каждое последующее пополнять новыми эмоциональными упражнениями. Надо уделять внимание не только специально-направленным упражнениям, но и упражнениям несколько отвлеченного характера, но имеющим значение для развития необходимых для боксера качеств (эстафета, подвижные и спортивные игры и др.). По возможности следует проводить занятия на открытом воздухе; это способствует лучшему обмену веществ, закаливанию, меньшей утомляемости и созданию положительных эмоций. Кроме того, при проведении занятий на открытом воздухе тренер имеет возможность пользоваться более широким выбором средств для развития тех или иных физических качеств.

Можно практиковать проведение на открытом воздухе подготовительной и заключительной части занятия.

Учебно-тренировочное занятие следует заканчивать организованно: подвести его итоги, указать на общие недостатки группы, каждого в отдельности, отметить положительные стороны. Желательно перед занятиями демонстрировать кинофильмы (15-20 мин), в которых ученики могли бы посмотреть применение технико-тактических элементов, над которыми будут работать в ближайшие тренировки.

Важным фактором в обучении и воспитании юноши играет самовоспитание. В спорте нельзя добиться высоких спортивных результатов без самостоятельной работы над собой; этому надо приучать с юношеского возраста. Тренеру следует давать задания юному боксеру на месяц, неделю, каждый день, учить подбору упражнений для развития тех или иных физических, технико-тактических и морально-волевых качеств, чередованию и дозировке этих упражнении. Юный боксер должен привыкнуть к самостоятельному выполнению утренних упражнений, знать, какими упражнениями он будет заниматься на предстоящей тренировке, ясно представлять себе цели и задачи тренировки, последовательность выполнения упражнений. Такая подготовка к занятиям настраивает боксера на активную тренировку. Под контролем тренера боксер должен вести дневник тренировки и самоконтроля.

Задача тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы, упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов.

Тренер должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять корректирующие упражнения.

Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными.

Тренер ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности тренера, его гражданских качествах.

На тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают. Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников, следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым и заботливым в своей работе с юными боксерами

studfiles.net