Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников. Тренировка выразительной речи


Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия. Однако первые дни работы с первоклассниками показали, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на уроках ОГ и литературного чтения, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с логопедом.

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Тренаж состоит из различных упражнений, в том или ином наборе напечатанных на карточке, которую получает на уроке каждый ученик. Упражнения могут проводиться и на подходящем материале учебников. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)В основе данной системы лежат работы преподавателя БГУ г. Белгорода Л.С. Перетрухиной по организации внеклассной работы с целью развития выразительности чтения и речи. 

Виды упражнений.1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.А О И Ы У ЭА О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.АА АО АИ АУ АЭ5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6. Работа над скороговорками.Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.Методика работы над упражнением:- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.Например:

Шепчет кошке петушок:- Видишь, пышный гребешок?Шепчет кошка петушку:- Шаг шагнешь - и откушу.

Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).

Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя.1 половина класса/ 2 половина классаЛистья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

8. Артикулирование без звука.Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

9. Отработка правильного дыхания.А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.В) «Задувание свечи».

2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).1. Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:

Тихо, словно бы во сне, ВполголосаЗакружился в тишинеПервый снег и зашептал: Тихо- Как давно я не летал! Шепотом(В.Ланцетти)Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения – произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая – чтение неизвестного текста под «дирижирование».3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения.Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественныетексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играюттемпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю.Тувима«Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритмазначительно усилит конкретное видение.

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,И потная взмокла от масла рубашка,И паром он пышет, и жаром он дышит.Идет кочегар и как будто не слышит,Как тяжко он дышит!И уголь бросает в огромное брюхо.И уголь тяжелый там бухает глухо.И в брюхе горячем пылает так ярко.Уууф, жарко.Пуууф, жарко.Ууух, жарко.Едва,Понемногу,Да-да,Понемногу –В дорогу!В дорогу!Быстрее, быстрее колеса крутились,И вот все вагоны вперед покатились,Как будто они не вагоны, а мячики!Так-чики,Так-чики,Так-чики,Так-чики.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя:- Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)- Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набираетскорость.)- С каких слов темп начнет явно возрастать?- Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)- Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения.

4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

5. Упражнения на развитие логической выразительности.Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией.Беда многих школьников в том, что они очень не выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства, и основная роль среди них принадлежит интонации.Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными.

1. Постановка логического ударения.Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)В) Бусы Марусе сделали?Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.Наша Таня громко плачет.Наша Таня громко плачет.Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.Произнося фразу «Миша умеет танцевать»- удивите;- огорчите;- иронизируйте;- восхитите;- разгневайте;- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

В) Чтение по ролям, инсценирование.А Береснев. Тыква.- Почему, скажи мне, тыква,Все лежишь?- А я привыкла.- Почему не ходишь в гости,А грустишь весь день в траве?- Я привязана за хвостикКрепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа:- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,Ей было весело висеть,Она, как рыба, там блестела,И было дерево как сеть!Н. Глазков- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами.Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.Стихи // – не ноги футболиста, /Не первоклассника тетрадь.//Стихов читать не надо быстро: /Их надо медленно читать.//

Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль. Как правило, на уроках чтения этому уделяется мало внимания, ученик предоставлен самому себе и чаще всего эта «свобода» проявляется в невоспитанности говорящего во время речи. Это и отсутствующий взгляд, и скованность позы и движений или, наоборот, их разболтанность.С интересом работают учащиеся с упражнениями на «верность действия». Им предлагается взять из рук учителя карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу, как контрольную работу, как живого червя, как просто карандаш.Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д.Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой - либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд – угадать, кто или что это.

Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Упражнения на выразительность речи

Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.

«КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7-12 лет)

Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» -радостно или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детям старше 10 лет (а в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация.

«УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12лет)

Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.

«РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4-7лет)

Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например: - Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует; - звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу; - персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают прием, который им устроила Кошка; - Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселые истории.

«РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложенная В.Леви, подходит для детей 8-12 лет)

Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а — шепотом, - с максимальной громкостью - с пулеметной скоростью, - со скоростью улитки, - как робот, - как иностранец. При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.

www.eti-deti.ru

«Игры и упражнения на развитие выразительности речи»

«Игры и упражнения на развитие выразительности речи»«Игры и упражнения на развитие выразительности речи»

Цель:

  1. учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос …)
  2. Цель. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое.

«Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребенка; слоги га-га-га, ко-ко-ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.

«Дождь идет» — Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает и т.д).

 

Скачать презентацию

Скачать картинки - эмоции

«Угадай, кто пришел» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь — «толстым» голосом).

«Весело — грустно, медленно — быстро, громко — тихо»

Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (рекомендуют менять на каждую строку).

«Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

Развивающие игры «Запоминаем вместе»

Упражнение "Запоминаем слова"

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия. Однако первые дни работы с первоклассниками показали, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на уроках ОГ и литературного чтения, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с логопедом.

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Тренаж состоит из различных упражнений, в том или ином наборе напечатанных на карточке, которую получает на уроке каждый ученик. Упражнения могут проводиться и на подходящем материале учебников. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)

Виды упражнений.

1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.

Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.

МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.

А О И Ы У Э

А О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.

АА АО АИ АУ АЭ

5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.

ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ

ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6. Работа над скороговорками.

Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.

Методика работы над упражнением:

- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;

- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;

- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.

7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.

Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.

Например:

Шепчет кошке петушок:

- Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

- Шаг шагнешь - и откушу.

Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).

Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя.

1 половина класса/ 2 половина класса

Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…

Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…

Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…

Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

8. Артикулирование без звука.

Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

9. Отработка правильного дыхания.

А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:

На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.

В) «Задувание свечи».

2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).

1. Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:

Тихо, словно бы во сне, /вполголоса/

Закружился в тишине

Первый снег и зашептал: /тихо/

- Как давно я не летал! /шепотом/

(В. Ланцетти)

Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.

2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения – произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая – чтение неизвестного текста под «дирижирование».

3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.

Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения. Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма значительно усилит конкретное видение.

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,

И потная взмокла от масла рубашка,

И паром он пышет, и жаром он дышит.

Идет кочегар и как будто не слышит,

Как тяжко он дышит!

И уголь бросает в огромное брюхо.

И уголь тяжелый там бухает глухо.

И в брюхе горячем пылает так ярко.

Уууф, жарко.

Пуууф, жарко.

Ууух, жарко.

Едва,

Понемногу,

Да-да,

Понемногу –

В дорогу!

В дорогу!

Быстрее, быстрее колеса крутились,

И вот все вагоны вперед покатились,

Как будто они не вагоны, а мячики!

Так-чики,

Так-чики,

Так-чики,

Так-чики.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя.

- Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)

- Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает скорость.)

- С каких слов темп начнет явно возрастать?

- Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)

- Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения.

4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.

В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.

В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

5. Упражнения на развитие логической выразительности.

Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией. Беда многих школьников в том, что они не очень выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства, и основная роль среди них принадлежит интонации.

Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными.

1. Постановка логического ударения.

Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.

А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)

Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)

В) Бусы Марусе сделали?

Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.

А) Произнесите фразу: Пришла! в различной речевой ситуации:

Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.

Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.

Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.

Произнося фразу «Миша умеет танцевать»

- удивите;

- огорчите;

- иронизируйте;

- восхитите;

- разгневайте;

- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

В) Чтение по ролям, инсценирование.

А Береснев. Тыква.

- Почему, скажи мне, тыква,

Все лежишь?

- А я привыкла.

- Почему не ходишь в гости,

А грустишь весь день в траве?

- Я привязана за хвостик

Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа.

- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.

Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,

Ей было весело висеть,

Она, как рыба, там блестела,

И было дерево как сеть!

Н. Глазков

- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами.

Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.

Стихи // – не ноги футболиста, /

Не первоклассника тетрадь.//

Стихов читать не надо быстро: /

Их надо медленно читать.//

Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.

Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль. Как правило, на уроках чтения этому уделяется мало внимания, ученик предоставлен самому себе и чаще всего эта «свобода» проявляется в невоспитанности говорящего во время речи. Это и отсутствующий взгляд, и скованность позы и движений или, наоборот, их разболтанность.

С интересом работают учащиеся с упражнениями на «верность действия». Им предлагается взять из рук учителя карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу, как контрольную работу, как живого червя, как просто карандаш. Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д. Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой-либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд – угадать, кто или что это.

Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.

kopilkaurokov.ru

Упражнения для работы над развитием интонационной структуры речи.

Волшебный мир звуков

Интонация всегда лежит на границе словесного

и несловесного, сказанного и несказанного.

М. Бахтин

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность — важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты.

Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение — выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется — это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза — деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

- пауза короткая по длительности для добора воздуха — знак «запятая» ;

- пауза между речевыми тактами — знак «косая черта» ;

- пауза между предложениями более длительная — знак «две косые черты» ;

- пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков — знак «три косые черты» .

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.

Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече - и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, — пишет К.С. Станиславский, — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. — И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Интонационные упражнения

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей (↑) и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

Условные обозначения:

У — низкое грудное звучание;

у — высокое головное звучание;

↑ — повышение тона голоса;

↓ — понижение тона голоса.

Упражнение 1.

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

Упражнение 2.

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.

По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3.

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4.

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

у у у у

О О о о

У у у у

а а А А

у у у у

э э э э

у у у у

и и и и

у у у у

ы ы ы ы

? ! ? !

(вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТЫ-ЖДЫ?

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТЫ-ЖДЫ!

Упражнение 5.

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

Образец 1.

Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

у – шу у - су у - фу у - ку у - ту у – пу у – шо у - со у - фо у - ко у – то у - по

у – ша у - са у - фа у – ка у – та у – па у – шэ у – сэ у - фэ у – кэ у – тэ у - пэ у - шы

у - сы у – фы у - кы у – ты у - пы

Образец 2.

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа

у — ше — же у — шы — жы

у — су — зу у — со — зо у — са — за

у — сэ — зэ у — сы — зы

у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва

у — фэ — вэ у — фы — вы

и так далее по аналогии со звуками к—г, т—д, п—б.

Упражнение 6.

Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й ...

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й ...! Эгей!! Эге-гей!!!

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

Упражнение 7.

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

- удивленно;

- радостно;

- испуганно.

Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

- восторженно;

- спокойно и благожелательно;

- категорическим тоном;

- вопросительно;

- задумчиво;

- скорбно;

- дерзко;

- иронически;

- с сожалением.

Упражнение 8.

Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9.

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 10.

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма ма

па па па па

та та та та

ба бо бу бы

ла ло лу лы и т.д.

Упражнение 11.

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

Например: зима, весна, лето, осень.

Упражнение 12.

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

Например: та та та та та.

Упражнение 13.

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

До чего красив закат!

Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.

- Сколько тебе лет?

- Ты живешь в новом доме?

- У вас есть телефон?

- Где ты работаешь?

Упражнение 14.

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел.

- Спрашиваете, удивляясь — ?!

- Восхищаетесь, радуясь — !

- Огорчаетесь смене погоды.

- Уточняете — ?

- Радостно сообщаете друзьям — 1!

Мы пойдем в зоопарк.

- Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?

- Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?

- Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?

Упражнение 15.

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

- Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

- Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

- Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

- Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 16.

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

- Вы мне утром звонили? — (Я).

- Вы мне утром звонили? — (Вам).

- Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

- Вы мне утром звонили? — (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17.

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Реплика

Ответная реплика

а) вопрос - сомнение:

Яблоко от яблони недалеко падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

- утверждение (да, действительно так):

Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола - колокола.

Около кола - колокола

б) вопрос - удивление:

От топота копыт пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

- утверждение и восхищение:

От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

в) утверждение - восхищение:

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

- сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18.

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

1. - Дай альбом.

- На.

- Дай альбом.

- Альбом?

- Да, альбом.

- На.

- Дай альбом.

- Альбом?

- Да, альбом.

- На.

- Ой! Какой альбом!

2. - Дай альбом.

- Какой альбом? Тот?

- Нет, не тот.

- А какой?

- Тот.

- На.

- Ой, какой альбом!

3. - У кого альбом?

- У меня. А у тебя?

- У меня нет. Дай альбом.

- На.

- Где альбом?

- Альбом?

- Да, альбом.

- Там.

- Там?

- Да.

- Там нет альбома.

- А! Бумага!

- А где альбом?

- Там альбом. Верно?

- Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 19.

Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

- Пора?

- Пора.

- Больно. Больно!

- Больно?

- Да, больно.

Упражнение 20.

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

Методический комментарий.

Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21.

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.

Упражнение 22.

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

- Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

- Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

- Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

- Во, футбол! (восторженно)

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдешь?

- Нет, не найду!

- Слезаешь?

- Не слезаю!

- Решаешь?

- Не решу!

- Мечтаешь?

- Не мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

- Яму копал?

- Копал.

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждешь?

- Жду.

- Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошел домой.

kopilkaurokov.ru

Упражнения на развитие выразительности речи.

Педагогика Упражнения на развитие выразительности речи.

просмотров - 102

Упражнения на развитие голоса.

Упражнения на развитие фонационного дыхания.

Упражнение 1. «Егорки». Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» – глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка…» и т.д. до полного использования воздуха. Последний результат показатель распределœения и емкости дыхания.

Упражнение 2. «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча дуйте на нее. Она откланяется от вас, - это «отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный – бумажка находится в одном положении – отклонившись. Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.

Упражнение 3. «Этажи». Представьте, что шагаете по этажам с группой ребят. Οʜᴎ устали вы своим голосом как бы подбадриваете их, говоря о том, что скоро дойдем:

И пятый этаж…

И четвертый этаж.

И третий этаж.

И второй этаж.

И первый этаж.

Звук направляется не вперед, а как бы вверх. Слова «кладите» всœе выше и выше (это фиксируется движением руки).

Упражнение 1. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием.

Упражнение 2. Попытайтесь произнести с разными оттенками фразы: «Кто сегодня дежурный?», «Прошу внимания!».

Упражнение 3. Произнесите фразы: «Посмотрите на доску!», «Откройте учебники!» - требовательно, обещая интересное, сердито, мягко, торжественно.

Упражнение 4. «Появитесь» перед аудиторией в одной из ролей: «новый русский», «одинокий художник», «Гамлет», «диктор государственного телœевещания». Продумайте речевое и невербальное поведение. Расскажите в этой роли стихотворение:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

Можно ли на основании исполнения составить устный словесный портрет говорящего по его манере речи?

Упражнение 5. «Эмоциональная палитра». Прочитайте скороговорку так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое – либо чувство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предстоит угадать аудитории. Это восторг (1), ирония (2), сочувствие (3), усталость (4), угроза (5), удивление (6). Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак; сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап.

Упражнение 1. Посоветуйте прочитать своим товарищам какую-нибудь книгу: «Я советую прочитать…».

Упражнение 2. Поздравьте учеников с началом учебного года.

Упражнение 3. Дайте поручение собрать материал для стенгазеты.

Упражнение 4. Дайте поручение ученику подготовить беседу (об утренней гимнастике, о спорте и т.д.).

Упражнение 5. Подберите пословицу или крылатую фразу и объясните ее учащемуся, стараясь говорить эмоционально, образно, логично.

Упражнение 6. Перескажите текст литературного произведения, при этом не просто сообщая материал, а, рисуя словом, создайте образы. Остальные студенты должны рассказать об особенностях системного видения информации.

Читайте также

  • - Упражнения на развитие выразительности речи.

    Упражнения на развитие голоса. Упражнения на развитие фонационного дыхания. Упражнение 1. «Егорки». Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    "Речевые упражнения для формирования навыка выразительного чтения"

    Речевые упражнения

    Упражнения работы над средствами речевой выразительности – интонацией помогают ребенку образно, эмоционально, логично создавать свою звуковую картину чтения.

    Игры – звукоподрожания

    Ты слышишь, как жужжат пчёлы? Попробуй прожужжать также – жжж.

    А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: “Давай дружить! Ты где жжживёшь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу медовым пирожжжком и морожжженым”. А потом называю лишь игру – дети сами придумывают (“Уж и мышь”(шшш) и другие темы).

    Развитие тембра голоса.

    Школьники учатся произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, которые насыщены глас­ными.

    Мы в лес пойдем,(дети маршируют)

    Детей позовем: «Ау! Ау!»(руки рупором) Рано-рано поутру

    Пастушок: «Туру-ру-ру!»

    А коровы вслед ему

    Замычали: «Му-мууу».И. Токмакова 

    Развитие силы голоса.

    1. Чтение стихот­ворения А. Шибаева с нарастанием силы го­лоса с каждым куплетом. Была тишина, тишина, тишина

    Почти без голоса, одной артикуляцией

    Вдруг

    Шёпотом Грохотом грома сменилась она,

    И вот уже дождик Тихонько – ты слышишь?

    Голосом разговорной речи

    Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверное, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит!

    Очень громко

    2.«Гудок» — подражание гудку поезда:У — громко; у — тихо. уУ — переход от тихого к громкому про­изношению без паузы. Уу — переход от громкого к тихому про­изношению без паузы. 

    УУУ — громко, в одной тональности, не меняя силы звучания.

    3. «Укачивание куклы»:ААА — громко, в одной тональности; ааа — тихо, в одной тональности.

    4. «Рычание собаки»:РРРР — большая собака, громко; рррр – маленький щенок, тихо. 5. Эхо

    Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с педагогом гласные звуки (а, о. у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

    Упражнения для постановки голоса.

    1.Чтение с увеличением силы голоса.

    Данное упражнение выполняется так, что первую часть текста учитель произносит или обозначает места повышения или понижения голоса, а во второй части текста ученик самостоятельно решает, где он должен прочитать громко или тихо. Стоит отметить, что при первичном выполнении данного задания обучающимся лучше дать для работы диало-говой текст, с восклицательными, вопросительными и повествовательными предложения-ми. Например:

    hello_html_m2761437e.jpghello_html_m2761437e.jpghello_html_m2761437e.jpghello_html_m2761437e.jpg

    • Миша, Миша! Чем ты занят?

    • Книжку интересную читаю.

    • А чему ты, Миша, рад?

    • Тому, что зубки не болят.hello_html_194251da.jpghello_html_194251da.jpghello_html_194251da.jpg

    Данное упражнение нацелено на развитие интонационных компонентов, таких, как темп, ритм и тон. Применяется для развития выразительности на уроках литературного чтения или других предметах, где встречаются диалоги.

    2. Чтение скороговорки с паузами и без них.

    Обучающимся предлагается прочитать предложенную скороговорку с расставленными паузами: от / топота / копыт / пыль / по / полю / летит.

    Упражнения такого вида можно применять, используя не только скороговорки, но различные виды текстов и отдельные предложения.

    3. Чтение с ударением на выделенных словах.

    Обучающимся предлагается прочитать предложения, интонационно выделяя выделенные слова.

    • меня есть красивая кукла.

    • меня есть красивая кукла.

    • меня есть красивая кукла.

    • меня есть красивая кукла.

    После прочтения, задается вопрос: как меняется смысл предложения в зависимости от постановки ударения в нем? Выполнение данного упражнение способствует формированию умения правильно ставить логические ударения и интонационно грамотно доносить информацию до слушателя.

    4. Чтение с выбором силы голоса.

    Выбор силы голоса является одним из ключевых факторов, влияющих на мелодичность и лаконичность речи. Поэтому следующее упражнение помогает раскрыть недостаток голосовой силы или наоборот отрегулировать ее мощь. Особое внимание стоит уделить идее текста, ведь от нее зависит, с какой эмоциональное окрашенностью мы будем произносить текст. Например, если это возмущение, то громко, надрывисто; просьба – тихо и т.д. Для работы над силой голоса лучше выбирать четверостишия с различными эмоциональными ситуациями, например:

    Кто сказал, что я горланю?

    Кто сказал, что я кричу?

    Я свою подружку Таню

    Новой песенке учу.

    (М. Пластов)

    Развитие высоты голоса – одно из важных средств его выразительности. Для начальных классов очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Игры раскрепощают голосовой аппарат ребёнка, вызывают у него радостный подъём настроения, активизируют эмоциональные реакции.

    Стрелка вверх – повышение голоса, стрелка вниз – понижение голоса.

    1. Лесенка

    Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры учитель ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

    «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнею ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав–ав–ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу–мяу–мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку–ка–ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)

    Развитие интонационно-выразительной стороны речи.

    Важно уделять внимание интонационному оформлению речи. Для восстановления правильного интонирования используются специальные упражнения. 1. Повторяйте гласные АОУЫЭ сначала отрывисто по одной, затем слитно. При этом делайте ударения сначала на А, затем на О и т.д. 

    2.Используйте ряд гласных ИЫУЭОА для тренировки вопросительных и утвердительных интонаций со сменой акцентов. 

    Образец: - Иыуэоа? - Иыуэоа! - иЫуэоа? - иЫуэоа!

    - иыУэоа? - иыУэоа!

    3. Читайте цепочку звуков ИЕЁЮЯ с разными интонациями: радостно; испуганно; гневно; огорчённо; игриво; тоном приказа. 

    4.Спросите и ответьте, правильно передавая смысловые акценты. Образец: - Таня пришла? – Таня пришла. Таня пришла? Таня пришла?

    Сегодня среда? Сегодня среда?

    Будете чай? Будете чай? Голова болит? Голова болит?

    В Киеве жарко? В Киеве жарко?

    Окно закрыто? Окно закрыто? 

    Всё готово?Всё готово? Задание сложное? Задание сложное? 

    Скоро праздник?Скоро праздник? 

    Упражнения для развития дыхания:

    1. Обучающиеся должны произносить звуки, распределяя правильно дыхание, то есть сделать глубокий вдох через нос и спокойно, медленно выдыхать воздух до конца.

    Данное упражнение мы применяли на уроках русского языка, перед минуткой чистописания детям было предложено отгадать загадку, например:

    В платье зелёном

    И шапочке красной Степь украшаю Нарядом атласным.

    Дети называют отгадку – мак, далее им предлагается произнести каждый звук по отдельности, как было описано ранее:

    М м м м м м м м м м м м м

    А а а а а а а а а а а а а а а а

    К к к к к к к к к к к к к к к

    2. Чтение на одном дыхании.

    Данное упражнение позволяет не только быстро и правильно прочитать предложенный текст, но и учиться рационально использовать свои физиологические способности и развивать дыхательный аппарат.

    3. Чтение скороговорок в заданном темпе.

    Суть данного задания заключается в том, что учитель задает тем чтения ученикам.

    Например, скороговорку: у Сени и Сани в сенях сом с усами.

    Ученикам сначала предлагается прочитать медленно с соблюдением пауз, затем быстро с паузами, и в заключение быстро, без пауз.

    4. Чтение текста «вдох – выдох - пауза».

    При выполнении данного упражнения нужно точно указать паузы, так как дети бу-дут читать текст или стихотворение на вдохе и перед паузой делать выдох.

    Упражнения для улучшения дикции.

    Блок следующих упражнений способствует развитию у обучающихся фонематического слуха, понимания правильного произношения каждого звука в слове.

    1. Чтение скороговорки с четким произношением звуков и соблюдением пауз. Обучающимся предлагается прочитать скороговорку с заданными паузами, произнося звуки четко, не искажая окончаний.

    Дятел / дуб / долбил, / долбил, / продалбливал, / да не продолбил / и не выдолбил.

    Дятел / дуб долбил, / долбил, продалбливал, / да не продолбил / и не выдолбил.

    Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, / да не продолбил и не выдолбил.

    Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил

    2. Быстрое, четкое и безошибочное чтение заданного текста.

    Представленное упражнение является закрепляющим этапом работы над совершенствованием дикции. Оно позволяет оценить, насколько обучающийся может правильно произносить каждый звук в слове и выявить уровень развития фонематического слуха. Ребенку предлагается прочитать быстро, четко и без ошибок предложенные скороговорки:

    а) Чиж,чиж, ты чей?

    Чей,чей-чиж,чиж!

    б) Варя варила.

    Вареники разварила.

    Поварешку уронила.

    в) Сова советует сове:

    «Спи соседка на софе.

    На софе так сладко спится,

    О совятах сон приснится».

    Упражнения, представленные в данном блоке, не только способствуют совершен ствованию дикции, но и развивают беглость и осознанность чтения. Что является ключевым результатом формирования умения чтения по ФГОС НОО.

    Упражнения в постановке логических ударений.

    Как говорилось ранее, логическое или стилевое ударение служит для выделения важных, ключевых слов в тексте. От постановки логического ударения будет зависеть, ка-кой смысл является главным в предложении, например:

    а) Миша любит читать.

    б) Миша любит читать.

    в) Миша любит читать.

    В первом случае автор подчеркивает важность субъекта действий, во втором является ключевым сам процесс действия, а в третьем – предмет действия.

    Выбрать из предложенных вариантов постановки ударения «верное».

    а) У Алины был большой серый кот.

    б) У Алины был большой серый кот.

    в) У Алины был большой серый кот.

    г) У Алины был большой серый кот.

    д) У Алины был большой серый кот.

    infourok.ru