Основы шаолиньской тренировки. Тренировка в шаолине


Шаолиньцюань — 18 Базовых Упражнений |

шаолинь

Есть методы для инь, есть методы для ян

один из принципов шаолиньского ушу

Комплекс (или таолу) Шаолиньцюань под названием «18 базовых упражнений». Соответственно и состоящий из 18 базовых упражнений Шаолиньцюань, каждое из которых рассматривается как по отдельности так и в составе комплекса (таолу) «18 базовых упражнений». (Причем все как и положено на китайском языке — с переводом на русский.)

В общем и целом данные базовые упражнения показались мне наиболее яркой и при этом подробной демонстрацией, так сказать, оригинальной техники Шаолиньцюань. (Шаолиньцюань не смотря на «раскрученность» фильмами про Шаолинь на самом деле так и остается  малоизвестным боевым искусством. (Как то давным давно в журнале «Техника-Молодежи» публиковали уже один формальный комплекс Шаолиньцюань под названием «Монах спускается с горы»    и это насколько я помню и все что можно было найти по Шаолиньцюань в доинтернетную эпоху. Еще насколько знаю есть формальный комплекс Шаолиньцюань один под названием «18 рук архатов» и разнообразные комплексы так называемых «игр зверей».  То есть, как я понял — в Шаолиньцюань — хотя оно и является довольно древним боевым искусством — все как то разрозненно — не в пример каратэ. Где ката с японской методичностью систематизированы практически в каждом известном его стиле. Но хуже того практически невозможно, обыкновенному человеку понять действительно ли являются все эти формальные комплексы Шаолиньцюань — оригинальными (как например в том же каратэ) или же это просто некая стилизация под это боевое искусство. )

И поэтому думаю было бы довольно интересно собрать все существующие на данный момент обучающие материалы по Шаолиньцюань в одном месте. Даже и просто для того чтобы более подробнее ознакомиться с этим таинственным и загадочным боевым искусством — что в конце концов оно может предложить, так сказать, среднему любителю этих самых боевых искусств.

Но чем же может быть может быть интересен, для так сказать, среднего любителя боевых искусств, этот комплекс «18 Базовых Упражнений»? (Очевидно что сколько нибудь прикладного значение данный комплекс на самом деле — не имеет, и поэтому какие-то техники брать для прямого использования — просто нелепо.) В чем смысл тогда?

Во-первых этот комплекс, из-за использования разнообразных амплитудных, разнонаправленных движений, смен позиций и положений, резких изменений скоростно-силовых характеристик каждого отдельного движения может оказаться просто таки отличным разминочным упражнением.

Во-вторых данный комплекс это на мой взгляд, довольно простая и при этом отличная демонстрация «переходов» между различными видами и типами движений. (Расслабление — напряжение, короткие-длинные движения, движения на вдохе и на выдохе, высокие и низкие движения, статичные положения и прыжки) то есть любопытно почувствовать эти переходы с точки зрения Шаолиньцюань.

В третьих сама техника Шаолиньцюань — такая «рваная» и разнонаправленная — просто почувствовать себя как в фильмах про Шаолинь. Такая своеобразная динамическая медитация — для создания определенного боевого настроения.

Итак — формальный комплекс Шаолиньцюань «18 базовых упражнений».

Первое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Второе базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Третье базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Четвертое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Пятое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Шестое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

Седьмое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Восьмое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Девятое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Десятое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Одиннадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

Двенадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Тринадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Четырнадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Пятнадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Шестнадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Семнадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

Восемнадцатое базовое упражнение из комплекса «18 базовых упражнений»

 

Комплекс Шаолиньцюань «18 базовых упражнений»

Похожие статьи

srrb.ru

Программа - Ваш путь в Шаолинь

24–29 июня – Дополнительная экскурсия в горы Чжанцзяцзе.

29–30 июня – Перелет Москва – Чжэнчжоу (CGO).

30 июня около 17:00 – Трансфер из аэропорта Чжэнчжоу в гостиницу в заповедной зоне монастыря Шаолинь (Kung fu hostel, 10 минут от монастыря, WiFi, кондиционер, душ). Заселение, отдых.

1 –14 июля – Тренировки, медитации, лекции, прогулки. См. план дня ниже.

9 июля – Экскурсия в Лоян и Храм Белой Лошади.

15 июля – Трансфер в аэропорт Чжэнчжоу, перелет в Москву.

 

Наш план – это отсутствие плана! Это серьезно. И это часть практики. Ниже даны примерные ориентиры, по которым Вы можете судить об интенсивности нагрузок. У каждой группы будут свои нюансы.

Будет организовано 3-х разовое питание, традиционная китайская кухня.  

 

4:45 – Утренняя служба (по желанию)

6:45 – Утренняя тренировка, обычно подъем на гору Дамо и разминочные комплексы у женского монастыря

8:00 – Завтрак

9:30 – Дневная тренировка

12:00 – Обед

13:00 – Отдых

16:30 – Вечерняя тренировка

19:00 – Ужин

20:00 – Вечерняя программа: медитация в Храме, прогулки по ночному Шаолиню, лекции, подготовка представления.

В один из дней будет проходить встреча с Настоятелем монастыря Шаолинь и показательные выступления учеников перед Настоятелем.

 

 

Будет организовано несколько групп:

  • Группы кунг-фу - старшая и младшая (тренировки по кунг-фу под руководством Мастера Ши Янбина и  монахов Шаолиня), нагрузки высокой интенсивности.
  • Группа Цигун и Shaolin XinYiBa (занятия проводят Мастер Ян Пэнчжоу и инструктор-помощник).
  • Группа Здоровья (занятия по цигун/тайци 2 раза в день с инструктором Школы, вместо дневной тренировки – свободное время, прогулки в окрестностях Шаолиня или посещение достопримечательностей).

Все группы вечером будут собираться вместе на вечерние медитации, прогулки по Шаолиню. 

 

www.shaolin.travel

Шаолиньские методы растяжки - Irzeis

Что мы желаем своим близким и друзьям в первую очередь? О чем думаем, как о самой важной части нашей жизни?Шаолиньский монах2 (640x474, 167Kb)Наверное, вы уже догадались, что правильный ответ – это здоровье. Но как много людей делают хоть что-то для своего здоровья, кроме пустой болтовни? Если вы решили заняться своим здоровьем, то самое время начать делать это прямо сейчас.

Мы перевели для вас статью великого мастера боевых искусств и монаха Шаолиня Шифу Ян Лей. В ней он дает несколько полезных советов для людей, которые хотят оставаться здоровыми и молодыми как можно дольше.

Шаолиньский монах1 (640x427, 209Kb)

  1. Не думайте слишком много. Размышления забирают энергию и старят вас.
  2. Не говорите слишком много. Люди или делают или говорят. И лучше быть одним из тех, кто делает.
  3. Разделите свою работу на отрезки по 40 минут и делайте между ними паузу в 10 минут. Долгая концентрация зрения на одном и том же вредит здоровью ваших глаз и внутренних органов.
  4. Когда вы счастливы, вы должны контролировать свои чувства. Потеря контроля над ними повредит вашей энергии лунг (энергия ветра или сила жизненного ветра)
  5. Не переживайте и не злитесь слишком много. Это вредит вашим печени и кишечнику.

    Шаолиньский монах (640x442, 203Kb)

  6. Не переедайте. Всегда старайтесь оставить небольшое чувство голода. Переедание вредит селезенке и другим органам.
  7. Не спешите в своих делах. Всегда помните высказывание: «Тише едешь – дальше будешь».
  8. Если вы занимаетесь только физическими нагрузками и не уделяете время расслаблению и растяжке, то станете  раздражительным и будете терять энергию Инь, нарушая баланс Инь и Ян.
  9. Однако если вы не будете заниматься спортом и будете уделять внимание только покою, медитации и Цигун, то потеряете энергию Ян.
  10. Кунг-фу дает вам все виды энергии. Цель занятий – найти баланс между своим Инь и Ян. Как много часов вы потратите на это – не важно, главное найти то, что необходимо вашему телу.

Некоторые из этих советов тяжело применить к нашей жизни. К примеру, занятия кунг-фу во многих странах уже давно превратились в подобие боевых искусств, а об энергии лунг слышал, в лучшем случае, один человек из тысячи.

Тем не менее, многие советы актуальны и действительно могут помочь в достижении здоровья и равновесия нашей жизни. Согласны?

И сегодня представляю вам ролик  с шаолинскими методами растяжки. 

Шаолиньский монах3 (640x417, 197Kb)

При работе над гибкостью  следует соблюдать 3 основных принципа:

1) Постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки и амплитуды движения в суставе.2) Регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений на гибкость не меньше 30 минут в течении тренировки.3) Комплексный подход к развитию гибкости. Под этим подразумевается равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок.Некоторые упражнения можно выполнять медленно, мысленно мягко направляя дыхание в растягиваемый участок. Упражнения на растяжку, можно считать одним из видов дыхательной медитации.

Разминка в стиле кунг фуРазминку проводит Усэн Суньшанского Шаолиньского монастыря, монах 34-го поколения, Мастер Ши Янбин. Этот фильм поможет Вам разнообразить и сделать интересным любое занятие спортом, так как содержит уникальные разминочные техники шаолиньских монахов. В фильме представлены:1. Разминочные упражнения2. Силовые упражнения3. Упражнения на координацию движений

Фильм также включает в себя изучение основных стоек и ударов шаолиньского кунфу, что поможет всем желающим сделать свои первые шаги в изучении боевых искусств.

Помните! Что человек, который более гибок, нежели его соперник, обладает неоспоримым физиологическим и психологическим преимуществом.

Шаолинь2 (150x141, 18Kb) 1. Наклоны стоя с широко поставленными ногами. Сначала следует выполнять наклоны вперед, потом повернувшись, прижаться к ноге и тянуться к стопе, сделать десять плавных качков и зафиксироваться, прижимаясь к ноге на десять секунд. Спину держите максимально прямой. Проделайте все то же самое на другую ногу.
Шаолинь3 (150x141, 15Kb) 2. Наклоны из положения стоя, ноги вместе. Техника выполнения аналогична предыдущему упражнению. Стараться как можно ниже наклониться и прижаться к коленям, сохраняя ноги и спину прямыми.

(Зафиксировать положение на 10 секунд и повторить)

Шаолинь4 (150x141, 18Kb) 3. Наклоны вперед к стопе одной ноги из положения стоя. Опорная нога согнута, другая нога выпрямлена, ставится спереди на пятку. Двумя руками с усилием тянуть носок на себя. Стараться в наклоне достать лбом, носом или подбородком до носка. Для этого необходимо сохранять спину выпрямленной и втягивать бедро отставленной ноги в себя.

(Делать по десять наклонов на каждую ногу)

 

Шаолинь5 (150x141, 21Kb) 4. Наклоны в сторону к стопе одной ноги из положения стоя. Аналогичное упражнение предыдущему, только наклон идет в бок. Опорная нога согнута, другая нога выпрямлена и отставлена в сторону. В боковом наклоне стремиться достать головой до носка.

(Делать по десять наклонов на каждую ногу)

Шаолинь6 (150x141, 20Kb) 5. Впередистоящая нога согнута, вся стопа прижата к земле. Нога, стоящая сзади, выпрямлена и опирается на пятку. Нужно делать пружинящие покачивания, одновременно надавливая на таз следя за тем, чтобы выпрямленная нога не сгибалась. Стараться опустить таз как можно ниже.
Шаолинь7 (150x141, 19Kb) 6. В положении сидя, держать спину ровно (плавно на выдохе) тянуть стопу ноги на себя, пытаясь коснуться лбом кончика носка стопы. Выполнить упражнение десять раз не забывая про дыхание, и поменять ногу.
Шаолинь8 (150x141, 14Kb) 7. Наклоны в положении сидя. Обхватить руками стопы и наплавном выдохе, тянуться к ним, при этом стараться держать спину прямой.

(После десяти повторов зафиксировать положение на 10 секунд)

 

Шаолинь9 (150x141, 16Kb)

Следующие 4 упражнения, конечно, для продвинутых адептов шаолиньского искусства :о). Однако, к этому нужно стремиться - нет предела совершенству!

 8. Продольный шпагат. Ноги выпрямлены, одна находится спереди, другая сзади. Таз развернут перпендикулярно линии ног. Удерживайте растяжку в течении 1 минуты и больше. После разверните корпус в другую сторону.

(Не вставая, плавно переходите в поперечный шпагат)

Шаолинь10 (150x141, 17Kb)

9. Наклоны вперед в продольном шпагате. Спина должна быть выпрямлена. Стремиться лбом, носом, подбородком достать до носка стопы.

В конце концов, можно сделать и полушпагат для начала :о)

Шаолинь11 (150x141, 16Kb) 10. Прогибы назад, в продольном шпагате. Старайтесь, плавно покачиваясь прогибать спину.
Шаолинь12 (150x141, 18Kb) 11. Поперечный шпагат. Для разработки поперечного шпагата следует поставить ноги широко, руками опереться о пол, плавно покачиваясь вверх-вниз, постепенно разводить ноги все шире. Зафиксируйтесь в предельной глубине шпагата на 1-3 минуты.

(В завершении упражнения, помассируйте ноги и слегка попрыгайте)

Шаолинь14 (150x141, 19Kb) 12. Наклоны вперед к поднятой ноге. Опорная нога выпрямлена, носок направлен вперед. Поднятая нога лежит на опоре, на уровне пояса. Обеими руками возьмитесь за носок, втяните бедро и продавливайте колено. Наклоняясь, стремитесь достать лбом, носом или подбородком до носка стопы.
Шаолинь15 (150x141, 19Kb) 13. Наклоны в сторону к поднятой ноге. Упражнение похоже на предыдущее, но наклоняться следует боком. Носок опорной ноги развернут в сторону. Наклоняясь к ноге держите спину ровно, после десяти повторов зафиксируйтесь, прижимаясь к ноге.

 

Шаолинь16 (150x141, 18Kb) 14. Махи прямой ногой назад (удар хой ти туй). Возьмитесь руками за опору на уровне пояса, спина чуть прогнута. Выпрямленной ногой выполняйте махи назад с максимальной амплитудой. Не допускать поворота корпуса в сторону маховой ноги.

Источник: http://www.ushu-master.ru/wu_lessonC.html#

 

Смотрите также:

Два упражнения — и Вы в отличной форме

Упражнения для растяжки мышц спины и шеи

Развитие гибкости тела

Семь золотых правил результативного растягивания

 

  

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

zirina479.livejournal.com

Основы шаолиньской тренировки

ТОП 10:

 

Арсенал шаолиньского стиля складывался в течение нескольких веков. Он был столь же разнообразен, сколь и непостоянен, меняясь в различные эпохи и у разных наставников. Современный шаолиньцюань состоит из нескольких, нередко не связанных между собою пластов. Механизм их формирования был приблизительно следующим. В монастырь приглашалась группа армейских инструкторов, которые преподавали здесь боевое искусство. Монахами становились и деревенские кулачные бойцы – они приносили арсенал приемов, который фиксировался в виде новых комплексов и методик, а те, в свою очередь, заносились в монастырские каноны и хроники. Так формировался первый «пласт» шаолиньской техники. Через некоторое время, например, через несколько десятков лет, под сень монастырских стен приходили новые инструкторы или кулачные бойцы из другой провинции, преподавая несколько иной боевой арсенал – появлялся следующий пласт техники, практически не связанный с первым. Разумеется, за столетия развития Шаолиньсы постепенно происходила некоторая унификация техники, например, во всех комплексах и методах боя используются одинаковые стойки и передвижения. Сегодня основными группами шаолиньской техники являются «Красный кулак» (хунцюань), «Кулак архатов» (лоханьцюань), «18 рук архатов» (шиба лоханьшоу), «Кулак шести соответствий» (люхэцюань), «Кулак, взметающийся к солнцу» (чаоянцюань) и т. д. К этому следует прибавить несколько разделов «звериных» стилей, имитирующих движения животных: «Кулак восьми методов» (бафаньцюань), «Кулак богомола» (танланцюань) и т. д. Разумеется, ни один монах-боец не знает всех разделов. Обычно обучающиеся специализируются на одном-двух, учитывая, что каждый такой раздел может включать до десятка комплексов боя с оружием и без него, а также около сотни методов тренировки.

Некоторые методики мастера передавали лишь одному-двум ученикам либо вообще уносили с собой, не находя достойного преемника. Сегодня арсенал монастырского шаолиньского ушу включает более трех тысяч различных приемов, около 700 комплексов цюаньфа и упражнений с различными видами оружия. Большинство монахов знают не более двух десятков коротких комплексов, а основное время тренировки уделяют отработке специальных упражнений «внутреннего искусства». Попутно заметим, что в древности, равно как и сейчас, далеко не все шаолиньские монахи изучали ушу. В среднем лишь половина их носила звание «монаха-бойца» (усэна), а боевые тренировки никогда не считались обязательными для всех.

В основе воспитания шаолиньского монаха и в настоящее время лежат четыре классических дисциплины – буддизм, ушу, медицина и «гражданские науки». Формально считается, что все пять главных направлений чань-буддизма родились в Шаолиньсы, однако сегодня основой проповеди является учение чаньской школы Цаодун, появившейся в IX в. и принесенной в Шаолиньсы настоятелем Фуюем в начале XIV в. Последователи Цаодун считают, что не следует ни укрываться в высоких горах от людей, ни бросать все мирские дела. Наоборот, просветление и познание истины достигается лишь в ходе повседневной практической деятельности, что и выражает «программное» изречение Цаодун: «Приступи к делу – и познаешь истину».

Естественно, главным объектом культа является образ Бодхидхармы. Копии со знаменитого изображения XIV в. со стены Шаолиньского монастыря «Бодхидхарма на тростниковом стебле переправляется через море», символизирующее приход чаньской истины в Китай и непосредственно в Шаолиньсы, висят практически в каждой монашеской келье и в залах для приема гостей. На них написано изречение, передающее суть шаолиньского буддийского подвижничества: «Вне рождения и вне умирания, предавать светильник в молчании – это и есть Будда». Скульптурные изображения Дамо располагаются практически во всех залах монастыря, и перед ними совершаются особые церемонии. Наравне с Бодхидхармой шаолиньские монахи поклоняются бодхисатве милосердия и спасения Гуаньинь (Авалокитешваре), хотя в буддийском пантеоне она стоит на ступень выше чаньского патриарха, который причислен к рангу архатов.

Много времени посвящается «недвижимой медитации», которую якобы Бодхидхарма и завещал своим последователям для постижения высшей истины. Шаолиньские монахи медитируют, сидя на небольших деревянных постаментах (тай), расположившись в несколько рядов лицом к стене, как это делал Бодхидхарма. Молчаливому созерцанию уделяется обычно от получаса до нескольких часов, хотя в особые периоды, приблизительно раз в два месяца, медитация может длиться с небольшими перерывами по несколько дней.

Базовое обучение в Шаолиньсы продолжается от трех до пяти лет, хотя, по понятным причинам, здесь не может быть никаких точно установленных сроков. Весьма условно прогресс монаха как в боевых искусствах, так и в буддийской истине (все вместе это зовется «шаолиньским чаньским искусством») подразделяется на «малое достижение», т. е. овладение базовыми знаниями, «среднее достижение» и «высшее достижение». При этом нигде формально не определено, какие знания соответствуют каждой из ступеней – это могут сказать лишь наставники высшего посвящения, или «учителя Дхармы» (фаши).

Хроники монастыря по разному называют сроки, за которые тот или иной монах приходил к стадии «высшего достижения» (дачэн), то есть становился мастером. Некоторым это удавалось за два-три года, другим – за 10–15 лет. Например, в XIX в. прославился монах Шубао. В молодости он убил в поединке человека за воровство и скрывался. Его повстречал старший наставник Шаолиня по ушу Кэнцзюй и привел в монастырь. За три года ежедневных тренировок (а он тренировался даже ночью, оставляя себе три – четыре часа на сон) Шубао достиг такого мастерства, что якобы мог вести поединок с 30 усэнами одновременно. Видя такой прогресс, Кэнцзюй показал ему святую святых шаолиньской тренировки – систему захватов и заломов (циньна), приемы воздействия на точки и тайную технику, используемую в поединках, после чего Шубао ни разу в жизни не испытал поражения. Примечательно, что такое мастерство он приобрел не более чем за пять лет. Один из самых знаменитых сегодня монахов-бойцов, старший наставник Шаолиньсы по ушу Дэян (род. в 1967 г.), покинул дом и пришел в монастырь под воздействием проповеди учителя Дэцяня, когда ему было чуть больше десяти лет, а к 25 годам его уже называли «учителем Дхармы».

Дети, приходящие в монастырь, а также обучающиеся по шаолиньской системе, начинают свои тренировки с традиционных «детских упражнений», направленных в основном на развитие координации и гибкости. Примечательно, что многие монахи благодаря этим упражнениям до 80–90 лет способны сесть на продольный и поперечный шпагат, как это делает сегодня наставник Ихэн, или принять «перекрученную» позицию «сидящего архата», как знаменитый шаолиньский наставник Суюнь.

Наибольшее время тренировок сегодня, как и в древности, посвящено не отработке комплексов или поединкам, а ряду специальных методик, которые считаются «тайными». И действительно, большинство их тонкостей хранится в строгом секрете. Традиционно они именуются «72 метода шаолиньской тренировки» (цишиэр гун), хотя в действительности их значительно больше ста. Мало кто знает их все и тем более регулярно практикует, поскольку для достижения успеха лишь в одном упражнении порой требуется 10–15 лет занятий по часу в день. В частности, это касается методики «алмазного пальца», благодаря которой монахи способны делать стойку на одном пальце руки или «буравить» отверстия пальцем в камне.

В основном эти упражнения используются как для разминки, так и в качестве способов закалки тела и усиления удара. Они подразделяются на две большие группы. Первую составляют «мягкие» упражнения, способствующие проработке основных групп мышц и связок, растяжке, успокоению сознания, овладению методами правильного дыхания. Вторая группа – «жесткие» упражнения, которые укрепляют тело, вырабатывают крепость мышц или, как говорят сами усэны, «тренируют внешнее начало».

Некоторые монахи, которые не занимаются собственно боевыми упражнениями, регулярно практикуют ряд «мягких» упражнений, тесным образом связанных с цигун и позволяющих до старости сохранять гибкость тела, замечательную растяжку.

«Мягкие» и «внутренние» методы считаются более сложными, чем «внешние» и «жесткие». Например, искусством разбивания твердых поверхностей (камней, черепицы, костей животных) монах может овладевать два – три года, а вот на ряд разделов «внутреннего искусства» отводится до десяти лет. «Жесткие» методы сравнительно просты, хотя их освоение и требует немало времени.

Например, для овладения таким необычным приемом шаолиньской школы, как мощный толчок спиной, необходимо в течение двух лет ежедневно наносить особым образом удары в каменную стену. Для отработки сильного удара ребром ладони, который позволяет усэнам даже раскалывать камни, использовалась методика «Ладонь бодхисатвы Гуаньинь» – многократные удары в брусочек ясеня, а затем и в камень по полтора-два часа в день в течение года. Для укрепления предплечий, которыми не только ставились блоки, но и наносились удары, использовалась весьма утомительная, но эффективная методика «парный замок»: боец бил предплечьем о предплечье до появления легкой боли ежедневно в течение трех лет, параллельно втирая в руки укрепляющие бальзамы, состав которых держался в секрете.

В подготовке монахов на ранних этапах огромное внимание уделяется физической подготовке. Например, утренние тренировки обычно проходят не в монастыре, а в горах. После тренировки молодые монахи спускаются по лестнице ползком в горизонтальном положении, опираясь на руки и пальцы ног, что называется «ползущая змея». До сих пор для тренировки используются традиционные китайские гантели – «каменные замки» (шисо), по форме напоминающие древние медные замки на воротах. Начальный вес «замков» составляет около 10 кг, постепенно он увеличивается до 35–40 кг. По некоторым рассказам, в давние времена лодочники из буддийских сект, проводившие большую часть жизни на воде, использовали в качестве оружия доски. К ним стали прикреплять ручки, и эти предметы называли «деревянными замками», а позже им на смену пришли и каменные. Некоторые шаолиньские монахи могут удерживать 150-килограммовый «замок», подставив снизу пальцы. Для развития силы монахи специально ходят с тяжелыми коваными посохами или надевают обувь на тяжелой деревянной подошве вместо обычных матерчатых тапочек, подбитых кожей.

Создание многочисленных методик, называемых «72 искусства Шаолиня», приписывается Цзюэюаню, хотя фактически они сформировались лишь в XVIII в. 26 из них относятся к «мягкому» разделу и направлены на «внутреннее укрепление», остальные объединены в «жесткий» раздел. «Мягкие» упражнения способствуют развитию зоркости и тонкости слуха («упражнения архатов»), обретению способности лазать по абсолютно гладкой стене («тигр, путешествующий по стене»), учат передвигаться по замысловатой траектории по вбитым в землю столбикам без потери равновесия («столбы сливы мэйхуа»). Особые упражнения «размягчения костей» в короткий срок развивают блестящую гибкость и растяжку. Упражнение «сила орлиных когтей» вырабатывает удивительную цепкость, необходимую в искусстве заломов и болевых захватов (циньна): бойцы носят на вытянутых руках кувшины, наполненные водой, захватив их пальцами за горлышко, причем вес кувшина доходит до 20 кг. «Упражнения архата» (лохань гун), заключающиеся в специальном массаже лица и тела, улучшают зрение, быстро снимают утомление, повышают внимание.

Еще одно упражнение, «ладонь яркого света», способствует отработке резкого выброса «внутреннего усилия» на расстояние: боец ставит перед собой зажженную свечу и с дистанции от полутора до одного метра учится гасить ее потоком воздуха от удара. Некоторые умельцы могут гасить пламя на расстоянии восьми шагов. В «мягкий» раздел тренировки также входят медитативные и дыхательные упражнения, методики массажа, составления и использования бальзамов из многочисленных компонентов: мяты, эвкалипта, гвоздики, березовой и сосновой коры, сосновых иголок, вытяжки из лепестков пионов и роз, свиной крови и много другого.

Отрабатывая упражнения из «жесткого» раздела «72 методов», шаолиньские бойцы тренируются на мешках с песком и галькой, развешивая их в самом замысловатом порядке, причем удары наносятся не только руками и ногами, но и головой, пальцами, плечами и даже ягодицами. Укрепляя тело и делая его нечувствительным к ударам, монахи, предварительно натеревшись особыми бальзамами, наносят сами себе удары тяжелыми палками или каменными молоточками.

Шаолиньские усэны использовали и тугой лук, причем он оставался единственным стрелковым оружием монахов даже в эпоху распространения огнестрельного оружия в начале ХХ в. Шаолиньские бойцы принципиально не хотели брать в руки кремневые ружья, считая это «нарушением истинной традиции». Существовало, правда, и более простое объяснение: достать ружья было крайне сложно, да и стоили они дорого. Зато монахи-лучники уже в XIV–XV вв. считались непревзойденными стрелками.

Как и многие другие виды боевой шаолиньской практики, стрельба из лука сопровождалась рядом подготовительных психорегулирующих упражнений. Считалось, что лишь один из пяти стрелков способен стать истинным мастером. Известный шаолиньский стрелок Сэндэ (XVIII в.) регулярно перед стрельбой занимался трехчасовой медитацией и лишь затем брался за лук, попадая в середину самых тонких веточек на дереве и раскалывая их пополам. Постепенно Сэндэ уменьшал время медитации, при этом стараясь сохранить полный покой сознания. В конце концов, даже пуская стрелы с разгоряченной лошади, он пребывал в полном умиротворении, и стрела неизменно била в цель. С наступлением новой эпохи монахи сумели овладеть и огнестрельным оружием. Например, в 20-х годах они защищали свой монастырь и жителей уезда Дэнфэн, для чего им пришлось участвовать в столкновениях отрядов местных военных лидеров. В 1925–1926 гг. был сформирован специальный «отряд защиты спокойствия» (баоаньтуань), который возглавил старший монах Хэнлинь. Монахи безболезненно сменили буддийскую рясу на практичную форму защитного цвета, взяли в руки винтовки и пистолеты, оседлали лошадей и долгое время «защищали справедливость» в уезде. С того времени до нас дошли интересные фотографии: монахи, одетые в военную форму, с винтовками на плечах, стоят в главном дворе Шаолиньсы, готовясь выступить в поход.

Как и в любом стиле ушу, отработка комплексов-таолу занимает важное место в тренировке монахов, хотя, как уже говорилось, по своей значимости она уступает «72 искусствам Шаолиня». Несмотря на колоссальное количество таолу, которое знает шаолиньская традиция, все обучение начинается с одних и тех же базовых комплексов: «Малый красный кулак» (сяохунцюань), состоящий из двух частей, «Большой красный кулак» (дахунцюань) – из трех частей, «Кулак архатов» (лоханьцюань) – из трех частей, «Проникающие удары» (тунбэйцюань) – из двух частей, гунфуцюань и т. д. Этот канон обучения был установлен около двух столетий назад и остается неизменным по сей день. В дальнейшем изучение технического арсенала зависит от конкретного наставника. В частности, некоторые специализируются на классическом разделе «Пяти животных», другие – на направлении «Кулак шести соответствий» и т. д.

На средних и высших этапах тренировки большое место занимает работа с различными типами оружия. Традиционно считается, что монах обязан владеть 18 видами оружия. Обучение всегда начинают с отработки боя с палкой («монашеским посохом») и изогнутым мечом-дао, которые зовутся «властителями длинного и короткого [оружия]». Затем в обязательном порядке изучаются комплексы и способы боя с алебардой (пудао), копьем (цян). Из раздела гибкого оружия обязательно осваивают трехзвенный цеп (саньцзе гунь), девятизвенную цепь, «молот-метеорит» и шаолиньский кнут (длинная кожаная плеть, которой погоняли скот). В классику шаолиньского оружия также входят парные топоры (шуан фу), длинные парные крюки (шуан гоу), сельскохозяйственные серпы (цао лянь), боевые заточенные кольца разной конфигурации, короткие и длинные парные ножи, двухзвенная цепь (шуанцзе гунь), костыли, небольшая тросточка и т. д. Классическим комплексом шаолиньского боя с палкой является «палка темной (или тайной) руки» (иньшоугунь) с мечом-цзянь «Меч Бодхидхармы» (дамоцзянь).

Отдельно изучается «темное», или «тайное», оружие (аньци) – бой с любыми предметами, которые могут попасть под руку: палочками для еды, соломенной корзинкой, мокрой тряпкой, мухобойкой, тапками, монашеским поясом и многим другим.

Сегодня найдется не много монахов, которые бы в полной мере владели всеми этими искусствами в сочетании с «внутренней работой» и другими шаолиньским дисциплинами. Это прежде всего «учителя Дхармы», представители 30-го поколения шаолиньских последователей Дэцянь и Дэян, представитель 32-го поколения Синъюй.

Подавляющее большинство комплексов в шаолиньцюань выполняются в движении почти по прямой, что называется принципом «единой линии» (исянь). Известный шаолиньский трактат «Цюань цзин» так описывает его: «Удары в шаолиньцюань наносятся по одной линии – изогнутой, но не изогнутой, прямой, но не прямой. Во время тренировки ноги действуют по одной линии, раскрываясь наружу, ноги также регулируют положение плеч. Обе руки сожми в кулаки и поведи их к пояснице. Срединное ци должно руководить [всеми движениями], концентрируясь в центре тела. Взгляд ровный, направь его по верху перед собой. Ци должно следовать движениям рук, помни, что превыше всего – обмен ци. Ци выбрасывается из четырех конечностей, и при этом ци должно всегда находиться в покое. Начиная движение, используй принцип пяти стихий, пять стихий отрицают и дополняют друг друга. Двигайся, как ветер, стой, как гвоздь, будь тяжелым, как гора, и легким, как лебяжий пух. Желая совершить движение верхней частью тела, необходимо прежде оттолкнуться пяткой задней ноги. Наноси противнику удар так, чтобы не была видна его форма. Если же форма видна, то возможности такого удара невелики. Будь податливым, как вата, и твердым, как гвоздь. С помощью податливости можно одолеть жесткость. Крик, издаваемый тобой, должен быть подобен раскату грома».

На первых этапах тренировки, в течение первых трех лет подготовки усэнов, особое внимание уделяется стойкам. Передвижения должны быть не только абсолютно устойчивыми, но и очень легкими. Шаолиньские монахи перепрыгивают с одной фарфоровой чашечки на другую, не разбивая их, либо, двигаясь по кругу, ступают на пиалы, положенные донышком вверх, при этом ни одна из них не должна не только треснуть, но даже сдвинуться с места. Сегодня для отработки правильных передвижений используется методика «столбов мэйхуа»: монахи, передвигаясь по высоким (до двух метров) столбам, вкопанным в землю по особой конфигурации, ведут поединок, стараясь не упасть. Один из методов «72 искусств Шаолиня» называется «уворачиваться от мечей и копий»: монах, быстро поворачиваясь вокруг вертикальной оси, передвигается между вкопанными в землю столбами, стоящими близко друг к другу. По земле рассыпаются небольшие камешки, на которые нельзя наступать, но при этом нельзя и опускать взгляд. Со временем при выполнении упражнения монаха начинают несильно покалывать копьем, дабы он учился уворачиваться от ударов, не нарушая плавности передвижений и устойчивости позиций. В древности в Шаолиньском монастыре существовал особый тест: на полу раскатывалась полоса из тончайшей рисовой бумаги. Боец должен был выполнить на ней комплекс, не прорвав бумагу. Другой тест требовал перебраться через реку по плавающим бревнам таким образом, чтобы ни капли воды не попало на ноги.

Это умение достигается с помощью поистине удивительной методики, направленной на достижение особой легкости тела, – «легкое искусство» (цингун), когда боец мог по своему желанию менять вес тела. Благодаря именно таким упражнениям современные мастера цигун могут стоять на натянутом листе бумаги, не прорывая его. Это было бы похоже на сказку, если бы подобные номера не демонстрировались регулярно на показательных выступлениях.

В монастыре «легкое искусство» начинали преподавать с первых недель занятий, но первые успехи в нем достигались лишь через шесть – семь лет.

Укрепление «ударных конечностей» представляет собой особое искусство Шаолиня. Его секрет заключен не столько в самой методике выполнения упражений, сколько в тех бальзамах и притираниях, которые необходимо использовать до начала упражнения и после его окончания. На начальных этапах монахи наносят удары ладонями плашмя в огромные чаны с водой, используя при этом особую методику цигун. Затем следуют нанесение ударов пальцами в горячую золу, мелкую гальку, набивание и натирание «ударных» поверхностей о стволы различных видов деревьев.

Сегодня шаолиньские монахи, занимаясь «внутренним искусством», могут, в частности, без малейшего вреда для себя принимать удары палкой в горло, разбивают головой каменные плиты. Один из современных монахов Шаолиня поражает зрителей тем, что, привязав к причинному месту тяжелый камень, способен протащить его за собой через весь тренировочный двор. Он же может провисеть в петле сколь угодно долго, не задохнувшись и принимая без малейшей боли сильнейшие удары ногой в пах.

В Шаолиньском монастыре много внимания всегда уделялось изучению традиционной медицины. И сегодня она входит в обязательную подготовку монаха. Шаолиньская медицина включает несколько разделов. Среди них лечебное воздействие на точки, иглоукалывание и прижигание (чжэньцзю), массаж (аньмо) и различные способы «продления жизни» (чаншоуфа). К этим методам тесно примыкают различные формы шаолиньского цигун, имеющего лечебные свойства, прежде всего знаменитый комплекс «Ицзинь цзин».

Способы «искусства продления жизни» весьма разнообразны. Прежде всего они базируются на продуманной диетологии в сочетании с регулярным приемом травяных настоев и бальзамов. Вместе с тем существуют вполне обычные предписания, например, регулярные небыстрые прогулки на свежем воздухе, запрет тренироваться днем в особенно жаркую погоду, обтирания ледяной водой, регулярный самомассаж. Все это должно согласовываться с лунно-солнечными циклами, именно на их основе составляется расписание тренировок по ушу, определяются необходимые формы цигун.

Если многие методы шаолиньской медицины не выходят за рамки традиционной китайской медицины вообще, то существует раздел, который никто не знает лучше монастырских врачей. Он именуется «тайными рецептами лечения ран и травм». Жесткие тренировки монахов, при всей их рациональности и продуманности, не могли не приносить порой повреждений, растяжений мышц и связок, а иногда и глубоких ран. Примечательно, что под «ранами и травмами» подразумеваются практически все болезни человека, которые он получает в результате неправильного образа жизни. Нередко возникают так называемые внутренние раны, т. е. невидимые повреждения, которые местными лекарями объясняются как «неправильная циркуляции ци», «дисбаланс инь и ян». В связи с этим особенно актуальной становится быстрая диагностика повреждения, которая порой просто поражает. Так, современный наставник Дэцянь способен лишь по внешнему виду человека безошибочно диагностировать любую болезнь, даже заболевания его родственников, и врачует не только травмы, но и такие плохо поддающиеся лечению болезни, как артриты, артрозы, различные формы нервных заболеваний и параличи. Один из последних знаменитых наставников Шаолиньсы Дэчань (1907–1993 гг.) прославился как один из лучших врачевателей Китая. Хотя сам Дэчань от рождения страдал заболеванием ног, а к концу жизни передвигался на кресле-каталке, он поставил на ноги сотни людей.

Интересно, что если многие другие разделы шаолиньской практики лишь традиционно считаются «тайными», то методы шаолиньской медицины представляют особый секрет, поскольку при неправильном использовании могут с легкостью сделать человека инвалидом.

Расписание жизни шаолиньских монахов всегда было довольно строгим и, несмотря на многие новшества и послабления в их жизни, остается таковым и сейчас. Распорядок дня в монастыре выглядит следующим образом: в 5 часов подъем, утренние дыхательные упражнения в 5.15—5.30; утренняя тренировка, в основном включающая цигун, раздел «легкого искусства» и кулачное искусство, проходит в 5.35—6.30; утренние занятия по буддизму – в 6.40—7.40; завтрак – в 7.45—8.30; хозяйственные работы, от которых освобождаются только пожилые и больные монахи, в 9.00–11.30; обед – в 11.30–12.30; послеобеденный отдых – в 12.40–14.00; самоподготовка – в 14.00–17.00; вечерний урок – в 17.10–18.40; ужин – в 18.50–19.30; занятия ушу – в 21.00–23.00; сон – в 23.10—5.00.

 

Последний пожар

 

Согласно народным преданиям о Шаолине, в середине XVII в. маньчжурские войска, подойдя к стенам монастыря, сожгли святую обитель. Вновь мы сталкиваемся с обычной для мифов путаницей: Шаолинь никогда не сжигался маньчжурами. Более того, утверждение о том, что Северный Шаолиньсы стал оплотом борьбы с иноземцами, кажется, мягко говоря, преувеличением.

В первые годы своего правления маньчжуры действительно серьезно опасались усэнов, будучи наслышаны об их боевых подвигах. Вышел даже указ, запрещавший монахам заниматься упражнениями с оружием (кулачный бой никто всерьез не принимал). Правда, проконтролировать его выполнение было невозможно, и естественно, что в закрытых залах по-прежнему шли интенсивные тренировки. К тому же не зафиксировано ни одного случая, когда кто-нибудь из монахов был бы наказан цинской администрацией за занятия ушу.

О существовании «монашеских войск» было прекрасно известно властям, и тем не менее никто не собирался их разгонять. Со временем отношение к Шаолиньсы стало довольно благожелательным, так как стало ясно, что никакого восстания там не готовят и вообще монахи действительно заняты тренировкой тела и духа, а не политическими интригами и плетением заговоров.

История сохранила забавный случай, описанный маньчжурским чиновником Линь Цином, который был послан в марте 1824 г. с инспекционной поездкой в район Шаолиньского монастыря. После долгого путешествия на лошади по чрезвычайно разбитым дорогам он добрался до стен боевой обители. Линь Цин искренне интересовался, чем же занимаются монахи, о которых ходит столько легенд. Вероятно, у него была и другая задача – удостовериться в лояльности усэнов.

Сначала монахи, обеспокоенные приходом незнакомого чиновника, «отказались объяснять потаенные речения относительно кулачного искусства». Лишь после заверений Линь Цина в том, что власти не считают монашеские занятия ушу противозаконными, а сам он пришел с добром, отношение к чиновнику несколько изменилось. Оказалось, что монахи точно не знали, как маньчжурская администрация относится к занятиям ушу, но на всякий случай скрывали их! Успокоенный старший монах, «рассмеявшись, выбрал двух крепких монахов и велел им сойтись в поединке перед главным залом». Демонстрация Линь Цину понравилась, от отметил, что у усэнов «мощь медведя, а тела – что колокола».

Никакого наказания за эту откровенную демонстрацию не последовало. Известны даже случаи, когда в XIX в. шаолиньские монахи служили наставниками в знаменных цинских войсках.

Боевое шаолиньское искусство в ту эпоху утончалось, порой становясь близким к цирковому представлению, причем монахи с удовольствием демонстрировали свое мастерство. Некий Тунти мог девятизвенной цепью отбивать град летящих в него камней, высекая из них сноп искр, за что его прозвали «Плеть Летящего Огня». Монах Цзихуэй был столь искусен в «жестком» цигун, что локтем, как тяжелым пестом, дробил огромные камни, а об его тело ломали стропила. Чжэнькуй показывал такое упражнение: он стремительно вращал перед собой два серпа (цаоцзян), а четыре человека поливали его водой – и ни одна капля не попадала на одежду бойца! Монах Хайфа поражал своих собратьев искусством боя с топором – отбивал пущенные в него стрелы, отражал удары копий с четырех сторон. К тому же он обладал замечательным умением наносить мощный «топчущий» удар ногой в ногу соперника («удар ноги в тысячу цзиней») и владел искусством «железного кулака» – удара в голову такой силы, что у противника ломались шейные позвонки. Народ прозвал его «Черный Вихрь» по аналогии с одним из героев романа «Речные заводи». Его современник Хайжун был прозван «Плеть-Вихрь», так как, вращая девятизвенную цепь, двигался столь стремительно, что никто не мог подойти к нему.

К XVII–XVIII вв. сложился сравнительно стабильный порядок обучения: первоначально все монахи тренировались вместе, затем наиболее достойные обучались индивидуально у лучших инструкторов. Именно в процессе индивидуального обучения передавалось знаменитое шаолиньское искусство «облегчения веса тела», или «легкое искусство» (цингун). Это позволяло им делать высокие прыжки – чудесным образом выпрыгивать с места выше человеческого роста. Известный мастер Чжэньюэ вбегал на отвесную стену в несколько метров высотой и «шел по дороге, будто парил в воздухе».

Его ученик Жуби связал «легкое искусство» с «жестким» цигун, отрабатывая удары ладонью в песок и раскаленную золу. Он обладал такой чуткостью, что мог в полной темноте вести бой голыми руками против нескольких соперников, вооруженных мечами. Он взял 18 учеников, но назвал своим духовным преемником лишь одного из них – Хайчуаня, передав ему «истинное искусство» и «семейные тайны».

Самым знаменитым учителем начала ХХ в. стал усэн Чжэньцзюнь (1865–1935 гг.). Он прославился своей мудростью, умением воспитывать учеников, буддийской кротостью в сочетании с великолепным боевым мастерством. В шесть лет родители отдали его в один из буддийских монастырей, так как семья разорилась и не могла прокормить детей. В 1879 г. он пришел в Шаолиньсы, где способного юношу взял в ученики сам настоятель Шуцин. Он научил послушника комплексам хунцюань, тунбицюань, паоцюань, синьиба, бою с полулунной алебардой, медными молотками, парными крюками, девятизвенной цепью и многими другими видами оружия. Одному из немногих, Чжэньцзюню были открыты все секреты шаолиньского «внутреннего искусства».

Его прямой последователь, будущий настоятель Шаолиня Дэчань, вспоминал об одной истории, которая произошла за месяц до кончины Чжэньцзюня. Перед центральным павильоном монастыря этот могучий старец демонстрировал упражнения с шэньбянь – веревкой с утяжелителем на конце. Чжэньцзюнь вращал орудие с такой скоростью, что стоящие вокруг монахи стали громко аплодировать. Внезапно он, сделав гигантский прыжок, очутился у трона настоятеля монастыря, возвышавшегося на несколько метров над площадкой. Среди изумленных монахов прошел шепот: «Чудесное мастерство!». Другой удивительный монах, Сугуан (1891–1917 гг.), стал самым молодым за всю историю Шаолиня старшим наставником по боевым искусствам. В 16 лет он пришел в монастырь и обучался у Чжэньцзюня. Через два года Сугуан уже блестяще знал более сорока комплексов шаолиньцюань. Трагический случай оборвал его жизнь – он умер от воспаления легких в 26 лет. Несмотря на столь малое время, отпущенное ему судьбой, он воспитал немало учеников и среди них – будущего настоятеля Шаолиня Дэчаня.

Социальные потрясения, которые переживал Китай (Синьхайская революция 1911 г., многочисленные военные конфликты между местными военными лидерами, разворачивавшиеся в том числе и недалеко от Шаолиньсы), не могли не повлиять на жизнь монахов. В 20-е годы количество монахов сократилось с трехсот до сотни человек.

Окончательный удар по монастырю был нанесен в 1928 г. Шаолиньсы оказался в центре вооруженного конфликта между местными военными лидерами. Один из руководителей крупного вооруженного формирования Чжунсюй объявил себя командующим «Армией строительства государства», и его солдаты принялись мародерствовать в близлежащих местностях. В провинции Хэнань полубандитская армия расположилась за стенами Шаолиньского монастыря, нанеся непоправимый урон уникальным стенным росписям и статуям, которые щадило даже время. Но лидер одной из армий генерал Ши Юсань, выступавший на стороне центрального правительства, решил покончить с мародерами из «Армии строительства государства». 25 марта Ши Юсань отдал приказ занять монастырь. Вожаку бандитов удалось скрыться, а разъяренные солдаты Ши Юсаня подожгли обитель. Это был самый страшный пожар за всю многовековую историю Шаолиня.

Огонь бушевал более сорока дней, все усилия монахов погасить его оказались тщетны, монастырь выгорел почти дотла. Остались стоять лишь покрытые копотью каменные стелы да несколько залов сложенных из камня. Одна из самых страшных потерь заключалась в том, что была уничтожена часть бесценных шаолиньских трактатов, многие схемы и рисунки. В их числе такие знаменитые работы, как «Записи о шаолиньцюань», «Истинные записи о методах шаолиньцюань», «Записи об усэнах Шаолиня», «Потаенный сборник медицинского знания Шаолиньсы», – всего более десяти многотомных произведений, считавшихся канонами шаолиньского искусства. Огонь уничтожил бесценный источник по ранней истории монастыря – доски с вырезанными на них «Хрониками Шаолиньсы», создание которых традиция относила к VI в.

Развалины некогда славной обители стали зарастать травой. Некоторые монахи ушли в другие монастыри или поселились в близлежащих деревнях. Наиболее преданные остались на пепелище и начали постепенно восстанавливать монастырь. Хотя многие постройки оказались безвозвратно утраченными, целиком построенные из камня и обоженного кирпича «Зал архатов», «Обитель настоятеля» и часть других удалось восстановить. Возобновились и боевые тренировки, однако былой размах уже остался позади.

 



infopedia.su

Боевые искусства Шаолиня

Если речь заходит о монастыре Шаолинь, то в голове почти каждого человека возникает один образ - шаолиньское кунфу. Даже в средствах массовой информации о Шаолине пишут прежде всего как о месте, где живет братия, виртуозно владеющая мастерством ведения боя, как о таинственном месте, полном секретов боевых искусств.

В 80-е годы, когда по кинотеатрам мира прошел фильм «Монастырь Шаолинь», за воротами Шаолиня чуть ли не ежедневно можно было видеть стоящих на коленях мальчишек, мечтавших поступить в послушники. Выступления же по миру шаолиньских монахов-мастеров привели в ряды поклонников кунфу и немало иностранцев. Так почему же Шаолиню придает блеск прежде всего не учение чань, а его боевые искусства, дошедшие до нас через 1500 лет и прославившие этот монастырь по всему миру?

«РУКА АРХАТА»

Родоначальником шаолиньской школы считают Дамо (Бодхидхарму), индийского монаха, который проповедовал в монастыре Шаолинь учение чань. Целыми днями неподвижно сидел он в созерцании лицом к стене. Тело сковывало, одолевал сон. К тому же монастырь находился далеко в горах, в лесных дебрях, где водились звери, поэтому для того, чтобы отогнать сон, уберечь себя от хищников и защитить в нужную минуту сам монастырь, нужно было закалять тело. Именно поэтому Дамо придумал «приемы движения тела». Кроме того, в целях самообороны он разработал несколько упражнений с цепью, палкой и мечом, которые были унаследованы потомками и названы соответственно «цепь Дамо». «палка Дамо» и «меч Дамо».

Позже новые стили, имитирующие полет и прыжки птиц, зверей, насекомых, совершенствовали и развивали «приемы движения тела». Все это и созданный Дамо комплекс «рука архата», сочетавший воедино состояние движения и покоя, и стало основой, из которой впоследствии постепенно сформировалось ушу. Оно вобрало в себя свыше ста комплексов и стало называться «шаолиньским кунфу».

Следы тренировок, оставленные пальцами монахов на стволе тысячелетнего дерева

Об истоках этого искусства есть и другая версия. Когда монастырь Шаолинь еще только строился, его монахи уже занимались боевыми единоборствами. К VII веку, в период династий Суй и Тан, императоры одарили Шаолинь обширными землями и прочим богатством. В годы же смены династии Тан на династию Суй, когда Китай переживал смутные времена, находящийся глубоко в горах монастырь Шаолинь часто подвергался нападениям местных бандитов. Тогдашние монахи занимались боевыми искусствами не только ради закалки тела, но и для элементарной защиты собственной жизни и имущества своего монастыря. После того как 13 монахов Шаолиня, вооруженных только палками, спасли императора династии Тан Ли Шиминя, слава этого монастыря разнеслась далеко за его пределы, благодаря чему шаолиньское кунфу постепенно превратилось в первую в Поднебесной школу боевого мастерства.

В мире ушу известно такое выражение - «лучшее кунфу Поднебесной пришло из Шаолиня». А как же иначе? Ведь монастырь Шаолинь за 1500-летнюю историю своего существования неизменно оставался перед миром открытым не только как центр чань-буддизма, но и как лучшая школа боевого мастерства ушу, которая не только заимствовала множество народных приемов и стилей, но одновременно с этим всегда принимала в свои ряды учеников из мирян. Предание гласит, что первый император Сунской династии Чжао Куанъинь был именно таким учеником в храме Шаолинь. Поэтому неудивительно, что шаолиньское ушу получило широкое распространение в народе.

Показательно и то, что выходцы из Шаолиня основывали другие монастыри. Начиная с VII века, появились десять подчиненных Шаолиню монастырей - в горах Цзюляньшань провинции Фуцзянь, в Хэрине, ныне на территории Монголии, в Тяныгзине, Чанъанс и Лояне, и еще пять его монастырей - в горах Ляньхуашань провинции Шаньдун, в Бафаныпэ Тайваня, в горах Эмэйшань провинции Сычуань и др. Таким образом, шаолиньское кунфу распространилось по стране. Истоки множества школ имеют прямое отношение к Шаолиню. Так, две другие большие школы китайского ушу - удан и эмэй, по преданию, также имеют свои корни в Шаолине.

Постепенно боевые искусства ушу и философия чань-буддизма органически слились воедино; шаолиньское ушу как бы растворилось в учении чань. Именно в этом существенное отличие шаолиньского ушу от других направлений единоборств, и секрет того, что шаолиньское кунфу смогло сохраниться до наших дней.

БОРЬБА И ВЕРА

Кто побывал в монастыре Шаолинь, тот вряд ли забудет увиденный там громаднейший котел диаметром 1,68 метра, который могут разом обхватить только три взрослых человека. Тем не менее, это самый маленький в истории монастыря железный котел для приготовления пищи, его возраст - 400 лет. Вес его 1300 кг. В те времена вверху над котлом горизонтально была укреплена перекладина, и, для того, что бы приготовить пищу, повару-монаху приходилось подпрыгивать вверх, ногами цепляться за перекладину и, повиснув на ней вниз головой, лопатой помешивать в котле пищу. Вот такая тренировка! Естественно, для того, чтобы проделывать такие трюки, от монаха требовалось мастерское владение телом. Не зря говорят, что на кухню Шаолиня допускались лишь многоопытные мастера. Кстати, Шаолинь сохранил немало преданий, связанных с кухней. На это настоятель храма Ши Юнсинь объяснил, что чань-буддизм не отделяет пищу и размышление, физическое движение и покой. Во всем - радость, во всем - гармония.

9 мая 2006 года 45 российских школьников посетили монастырь Шаолинь

И хотя занятие медитацией ставится на первое место, а тренировки в силе, ловкости и прочем - на второе, монахи признались, что лишь занятиями ушу добиваются того, чтобы усмирить свой норов, успокоить сердце, выбросить из головы посторонние мысли и привести себя в состояние покоя и равновесия, а одновременно с этим закалить тело в целях самозащиты и охраны храма. Различные комплексы шаолиньского кунфу, за исключением отдельных, имеют в среднем по 36 упражнений, которые помогают человеку сконцентрироваться, снять психическое напряжение, выбросить все посторонние мысли и привести себя из состояния хаоса в состояние покоя.

Само слово «кунфу» является специальным термином в учении чань и означает «результат упорных занятий в духе чань». Так, например, «пребывание в созерцании» называют «занятием кунфу», а «занятие кунфу» преследует цель «прозреть и стать Буддой», «превзойти обыкновенного и стать мудрым», то есть полностью изменить свою сущность.

В противовес ошибочному мнению, в учении чань не уделяется чрезмерно много внимания боевым искусствам, за основу практики всегда берется медитация, позволяющая погасить порывы к превосходству над другими и оторваться от мирских заблуждений. Поэтому монахи Шаолиня привыкли заниматься упражнениями, когда «настроение ровное, как гладь воды, и душу ничто не тревожит». И в том, что шаолиньские монахи в овладении боевыми искусствами достигали высокого совершенства, немалая заслуга именно учения чань. Каждое движение и каждый прием в шаолиньском кунфу содержит смысл нападения и защиты. В буддизме это отражено в идее «я наношу удар и непременно получаю удар в ответ, ведь за все воздается. В этом нет сомнения».

Буддизм учит не только добиваться самосовершенства, но и призывает к спасению всех живых существ. Бороться со злом - значит делать добро. Поэтому рациональное использование шаолиньского кунфу также необходимо для совершенствования. Однако кунфу может и помочь человеку, и ранить его, отсюда мысль - кунфу должно находиться под постоянным контролем буддийского учения, которое призвано погасить в человеке жестокость, чтобы в его душе всегда сохранялись добро и сострадание к другим. В монастыре Шаолинь этом смысле существуют строгие запреты. Начиная от учеников до отцов-настоятелей - для всех незыблем запрет убивать живое.

ВИРТУОЗЫ КУНФУ

За 1500 лет истории монастыря разработано 708 комплексов упражнений кунфу, причем комплексов упражнений с оружием и без него было 552. Остальные 156 относились к особой категории и пестрели самыми разными названия - «схватить и удержать», «бой-поединок», «сжаться в теле», «нажать на точку» и т.д. До наших дней сохранилось 545 комплексов упражнений, свыше 200 из них подходят для демонстрации и обучения.

Кроме общераспространенных приемов, в Шаолине есть немало старейших уникальных приемов, не ведомых иностранцам. Именно эти секретные методы снискали Шаолиню такую таинственность. Самый ранний из них - нэйгун» («внутренний»), то есть «созерцание внутреннего бытия», отражающий сокровенную суть шаолиньского учения чань, а также основа всех других «уникальных приемов».

Весьма интересна шаолиньская дыхательная гимнастика цигун, который делится на внутренний и внешний. Внутренний цигун можно охарактеризовать так: регулирование дыхания с помощью вдоха и выдоха помогает кровообращению и прочищению каналов, что, в свою очередь, оздоровляет организм и придает легкость телу. Внешний же, или твердый, цигун заключается в том, чтобы с помощью контроля дыхания сосредоточить внутреннюю энергию «ци» в определенной части тела, чтобы в этом месте как бы сконцентрировать сверхсилу. К нему относятся такие известные трюки, как «железная рубаха», «железная голова», «каменный живот», «огонь», «железная ладонь в песке»... - одни только названия говорят сами за себя. Однако самым непревзойденным шаолиньским чудом считается комплекс упражнений «тунцзыгун» («младенец»). Овладевший им человек имеет «убеленную сединой голову и молодое, как у младенца, тело».

«Тело его порой мягкое, как вата, порой легкое, как ласточка, и порой твердое, как камень». Наиболее известные упражнения - «спящий архат» и «два пальца». Многие приемы кунфу, такие как «Шаолиньская палка», «меч Дамо», «железная рубаха» и другие давно уже знакомы миру по художественной литературе и кинофильмам. Однако овладеть ими дано далеко не каждому.

Прежде всего нужно пройти экзамен признания ученика. Дело в том, что традиционный метод обучения проводится главным образом путем устной передачи учителем необходимых знаний. Лишь получив признание со стороны учителя, сможешь официально стать учеником Шаолиня. Причем овладение шаолиньским кунфу является частью буддийского воспитания. Помимо умения неустанно тренироваться нужно еще иметь некий дар мудрости и просветления. Так что обладая только хорошим телом, не обязательно станешь искусным мастером.

В период расцвета монастырь сосредоточил в своих стенах самых лучших мастеров боевых искусств. В те времена поступающим в Шаолинь ученикам нужно было пройти испытание - за три года освоить один уникальный прием. Огромная часть охотников, естественно, отступала перед такой задачей, и за три года из тысячи оставалось лишь человек 15, выдержавших экзамен. Отсюда можно видеть, какой строгий отбор существовал в монастыре. Немногим счастливчикам предстояло пройти суровую школу. «В одежде, пище, быте и поступках - во всем ставилась цель совершенствования, а оно в свою очередь было необходимо для овладения боевыми искусствами». В храме и по сегодня сохранились следы длительных неутомимых тренировок. На территории Шаолиня есть дерево гинкго, которому 1507 лет. Оно растет в одиночку, поэтому только цветет, но не дает плодов, почему люди называют его деревом-отшельником. Подойдя к нему поближе, можно увидеть на его стволе множество ямочек - следов тренировок, оставленных пальцами монахов. А в «Зале тысячи будд» посетители могут насчитать 48 глубоких отпечатков ступней ног, которые продавили ученики за полторы тысячи лет. По сегодняшний день сохранился комплекс упражнений с палкой, называемый «Горящая палка». А в фильме «Монастырь Шаолинь» зритель вряд ли забудет сцены с монахами, несущими на коромыслах наполненные водой ведра с острым дном? Почему с острым? Чтобы монахи не могли на полдороге сделать передышку, поставив ведра с водой на землю. Так они тренировали силу рук и выдержку.

Шаолиньским монахам известно выражение - «биться с лежачего быка». Это значит, что монахи могли упражняться на маленьком кусочке земли, которое было не больше размера лежачего быка. Однако в настоящее время после 9 часов утра храм Шаолинь становится местом такого столпотворения туристов, что этот вид упражнения монахам приходится практиковать и сегодня.

Однако за идущих по пути Будды можно не волноваться, они всегда найдут способы для своих тренировок. Каждое утро, спозаранку, когда еще нет и шести часов, уже позавтракавшие монахи собираются перед воротами, готовые к пробежке. Их маршрут лежит к «пещере Дамо», что за горой. Чтобы добраться до нее, простому туристу, пожалуй, потребуется затратить не менее часа. Для монахов же это - совсем пустяковое дело. Чтобы подняться наверх и быстро спуститься с горы на руках, у них не уходит и двадцати минут.

Спустившись, они спешат на утренние практики, к которым зовет звон колокола. К шести часам, будь то свободные площадки за храмом или лесные чащобы поблизости, - все кругом оживает: монахи начинают свои тренировки с ножами, палками, мечами... - перед глазами все вертится, кружится, трудно остановить на чем-то свой глаз. Только выхватываешь из этого вращения лица совсем юных учеников, 4-5-летних мальчишек.

nervana.name


Смотрите также