МЕТОД АЙВАЗОВСКОГО: тренируем фотографическую память. Тренировка эйдетической памяти


Как развить эйдетическую память: советы, упражнения

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные. К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Как развить эйдетическую память?

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Как развить эйдетическую памятьЭтот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь. Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Для развития памяти, максимально приближенной к эйдетической, полезным будет внимательное разглядывание картинок в течение 10-30 секунд (в ходе тренировок время желательно постепенно уменьшать) с последующим описанием того, что вы увидели. Постарайтесь припоминать мельчайшие детали, в точности восстанавливать в голове образ увиденного. Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы. Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,Советы по развитию эйдетической памяти что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

experimental-psychic.ru

Эйдетическая память | Как развить зрительную память

Эйдетическая память позволяет человеку запоминать субъективные образы, то есть использовать свое зрение и последовательные ассоциации для дальнейшего воспроизведения информации. На сегодняшний день существует утверждение, что ею обладают только дети и подростки, в период их самого активного развития. Что касается взрослых, эйдетическая память наблюдается лишь у малой части.

Земной шар перед глазами

Правда, сейчас появляется все больше школ, помогающих ее улучшить, так как это открывает перед человеком массу новых, неизвестных ранее способностей.

Что это такое?

Способность человека запоминать и воспроизводить живые образы в максимально детальном их отражении называется эйдетической, фотографической или зрительной памятью. Все это одно и то же. Зрительная память позволяет запомнить/воспроизвести текст или образ в малейших деталях. Как правило, такие образы запоминаются надолго и вспомнить их не составляет никакого труда.

Фактически, человек обладающей развитым типом этой памяти способен воспроизвести в деталях картинку, целый сюжет и прокрутить его в сознании, подобно видеоролику.

В качестве помощника, для создания максимально точной картины, к процессу запоминания также присоединяется слуховая, тактильная и, во многих случаях, обонятельная память.

Все это увеличивает шансы запомнить событие надолго, так как образы максимально яркие, а как известно, яркие образы - основа долговременной памяти.

Если вы хотите проверить, преобладает ли зрительная память в процессе запоминания у вашего ребенка, проведите простой тест. Его результаты покажут вам, надо ли что-то улучшить в работе с малышом.

Для теста вам понадобится несколько рисунков, которые он ранее никогда не видел. Попросите посмотреть на них некоторое время и закройте. Теперь пусть он закроет глаза и представит, что только что видел. Попросите описать в деталях картинку. Если все получилось, поздравляем, эйдетическая или фотографическая память присутствует и можно попытаться ее развить.

Презентация: "Эйдетическая память и эйдетические формы обучения детей"

Как мы уже говорили, чаще всего такая память развита у детей и подростков. Это их очень увлекает, так как, полностью отпадает необходимость в каких-либо шпаргалках, ведь достаточно закрыть глаза и воспроизвести в памяти учебник. Если спросить у детей, как выглядит этот процесс, они ответят, что просто листают в голове учебник и списывают с его страниц нужную им информацию.

Актуальность тренировок

Практически 80% информации человек воспринимает через органы зрения, однако не все применяют на практике такую возможность. Натренированная зрительная память позволяет повысить свои способности как в образовательном процессе, так и в работе, а также в обычной жизни. Эйдетическая память расширяет восприятие, позволяя человеку быть более сконцентрированным.

В качестве тренировок разработаны множество упражнений. К основным относят следующие:

  1. Рисуйте. Такой простой способ можно задействовать независимо от способностей. Главное правило – перенести на бумагу то, что запечатлелось в памяти.
  2. Образы. Практиковать такое упражнение можно где угодно и когда угодно. Техника заключается в запоминании объекта и его воспроизведении в мыслях. Представьте предмет во всех тонкостях. Кстати, это могут быть как недвижимые предметы, так и лица людей.
  3. Игра. Создано немало игр, которые направленных на улучшение эйдетической памяти. Пожалуй, самая популярна, это «найди отличия», когда берутся с виду одинаковые изображения, но с небольшими отличиями.
  4. Воспоминания. Тренировка заключается в воспроизведении перед сном всего того, что происходило в течение дня. Главное вспоминать, создавая зрительные образы.

В следующем разделе Вы познакомитесь с более подробными занятиями на тему, как развить зрительную память.

Как развивать?

Память развивается лишь с помощью постоянных тренировок, которые очень увлекательны. Улучшить ее, очень просто, достаточно внимательно наблюдать за всем, что вы видите вокруг и стараться запоминать каждую деталь. Прекрасным способом являются прогулки, во время которых вы будете пытаться запомнить каждую улицу на вашем пути.

Существует утверждение, что люди, обладающие хорошо развитой эйдетической памятью, отлично ориентируются на местности.

Не менее успешно развить зрительную память можно с помощью игры в шахматы. Смысл в том, чтобы стараться запомнить, как можно больше возможных ходов и комбинаций. Поэтому, если вы хотите улучшить зрительную память своего ребенка, отдайте его в шахматный клуб.

Существуют и специальные упражнения, помогающие развить зрительную память:

  • Можно взять несколько спичек и бросить их на стол в хаотичном порядке. Попросите ребенка внимательно посмотреть на фигуру, которая получилась. Закройте спички плотным листом бумаги, а малыш пусть восстановит и нарисует фигуру, которую он только что видел.
  • Можно немного усложнить задачу. Загадайте ребенку какой-нибудь предмет домашнего обихода, с которым он часто сталкивается или игрушку. Попросите закрыть глаза и представить, как он выглядит. Очень важно вспомнить малейшие детали и представить максимально яркую картинку. Пусть малыш нарисует то, что видел.

Хорошая зрительная память – результат тренировок. С каждым упражнением, вернее его результатом, вы будете понимать, как улучшить зрительную память еще больше.

Усложняйте упражнения, будьте внимательными и наблюдательными. Все это вызывает активную работу мозга, что, несомненно, только развивает ваши способности.

Фотографическая память

Применение данного вида памяти позволяет расширять возможности человека. За считанные секунды можно запоминать большие объемы информации, людей, местонахождение вещей и т.д. Но чтобы добиться таких результатов, следует систематически и упорно тренироваться.

Время от начала занятия до получения первых результатов весьма индивидуально и зависит от способностей личности. Например, при наличии хорошо развитой зрительной памяти, можно утверждать, что и фотографическая хорошо развита, а, следовательно, улучшение будет происходить быстрее. Чтобы получить результаты, нужно не меньше 15-20 минут в день упражняться. Эффект будет заметен уже через месяц.

Упражнения для развития фотографической памяти:

  1. Наблюдение. Выберите предмет, находящийся от вас в 2-х метрах. Наблюдайте за ним две минуты. Запоминайте любые мелочи и не отводите глаз от объекта. Затем, закройте глаза и постарайтесь мысленно воспроизвести все то, что вы познали о предмете. Если забыли какой-то нюанс – на секунду откройте глаза. По происшествии времени задание необходимо усложнить, применяя тексты или сложные картинки.
  2. Следующее упражнение рекомендует выполнять, находясь в движении. По пути к дому или на работу выберите любой объект, выделив его основные характеристики. Затем воспроизводите картинку в голове в течение дня. Результат можно сравнить на обратном пути.
  3. Видеоскоп. Внимательно наблюдайте за одним предметом. Затем переведите взгляд на другой и также наблюдайте. Далее, прикройте глаза и мысленно совместите изображения двух объектов. Результатом считается двойное или тройное наложение картинок.

Все приведенные в статье упражнения для развития эйдетической памяти необходимо выполнять ежедневно. Только при таком подходе можно добиться ошеломляющих результатов.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

Эйдетизм | Блог 4brain

Знаете, что объединяет Ким Пика, Стивена Уилтшира и Дэниела Таммета? Первый читал страницу текста за 4-5 секунд и запоминал до 98% прочитанного, а к концу жизни практически наизусть знал 12 тыс. книг, помнил карты всех городов и дорог США. Второму нужна непродолжительная вертолетная прогулка над любым городом для того, чтоб нарисовать по памяти его детальный план. Третий – математический синестет, может за неделю выучить совершенно незнакомый язык, производить в уме арифметические операции с числами более чем из 100 знаков, а в 2004 г. установил рекорд Европы, воспроизведя 22514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов и 9 минут. Все они – высокоодаренные саванты с феноменальной эйдетической памятью.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм (от древнегреческого  εἶδος – образ, внешний вид) – способность памяти человека к запоминанию изображений, звуков или объектов с высокой точностью, которая не приобретается через мнемотехники. Согласно другому определению, эйдетика – способность произвольно вызывать и длительное время удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие, либо превосходящие по своим сенсорным характеристикам наглядные образы.

Иногда такую способность к запоминанию называют фотографической памятью. Но в научных исследованиях и, в частности, в психологии чаще употребляются термины «эйдетизм», «эйдетическая память». Возможно, многие отметят, что понятие «эйдетизм» непривычное и менее известное, чем его синоним «фотографическая память». Но это так лишь благодаря повсеместному употреблению в непрофильной литературе последнего. Л. Сквайр, профессор психиатрии из Калифорнийского университета, Сан-Диего, уверен, что фотографической памяти именно как способности запомнить информацию «сфотографировав» ее, не существует. В результате проведенных им исследований было доказано, что ни один человек, принявший участие в эксперименте, а для этого специально отобрали людей с незаурядной памятью, не может идеально воспроизвести запомнившийся текст задом наперед. «А по фотографии это сделать легко», – резюмирует профессор. Поэтому употребление определения «фотографическая» в психологии неверно.

Ученые утверждают, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно это проявляется в раннем детстве (от 2 до 10% детей имеют развитую фотографическую память). В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.

Склонность к эйдетической памяти зависит от ряда факторов, таких как генетика, особенности развития мозга, полученные сильные переживания. Современные ученые, в первую очередь когнитивист М. Мински, скептически настроены в своем отношении к эйдетическим способностям человеческого мозга. И вот почему. Во вступлении к статье мы привели примеры людей с эйдетической памятью, которые будучи одаренными в плане запоминания, имеют отклонения в других отношениях (физиология, способности к социальной адаптации и др.). Физиологический эйдетизм, как говорилось выше, проявляется в раннем возрасте, а со взрослением в качестве конституционального признака он сохраняется лишь у незначительного количества людей. Зачастую это связано с профессиональной деятельностью – эйдетизм чаще встречается у художников и музыкантов. Но среднестатистический человек, при наличии врожденной эйдетической памяти, достичь такого же феноменального уровня, как некоторые саванты, не способен. Сопутствующий миф был развенчан. Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии. Несколько позже его опыт раскритиковали, ведь такой эксперимент не отображает сути всего явления. Более того, он демонстрирует полную несостоятельность при необходимости запоминания и воспроизведения других типов информации. Отчасти этим и объясняется нелюбовь многих методик развития памяти к употреблению понятия «эйдетическая», хотя в качестве синонима его и приводят.

Как развить эйдетическую память?

В сети можно встретить множество методик по развитию эйдетической памяти, отдельные из которых даже предлагают гипноз. Способствовать совершенствованию эйдетических навыков призваны и некоторые упражнения из йоги. Свои тренировки памяти и мышления на основе развития эйдетического восприятия предлагают Московская школа эйдетики, Школа быстрого чтения О. А. Андреева.

Ниже мы собрали рекомендации по самостоятельному развитию фотографической (как синонима эйдетической) памяти от популярных проектов WikiHow и Menprovement. Приступая, помните, что эйдетизм в том или ином виде и степени присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в самых ярких проявлениях встречается довольно редко. Также, следуя этим методикам, вы не получите феноменальную память, но улучшите свои натуральные способности к запоминанию.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности.  Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – «чертоги разума» современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Понравилась статья? Есть чем поделиться касательно ее темы? Присоединяйтесь к обсуждению, оставив комментарий ниже.

4brain.ru

Как развить фотографическую память — Как запоминать глазами?

________

________

План:

— Фотографическая память. Первые исследования— Зрительная память: 3 мощных упражнения— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример— Простые упражнения на развитие фотографической памяти— Заключение

Фотографическая память – способность человека запоминать зрительный образ в мельчайших деталях и воспроизводить его через некоторое время при помощи рисунка или рассказа.

Ее научное название – эйдетизм (от греческого слова, что переводится на русский язык, как «образ»).

Люди, обладающие уникальной фотографической памятью, встречаются нечасто.

Среди наиболее известных фотографистов:

1) американский президент Рональд Рейган, которому достаточно было посмотреть в течение нескольких секунд на страницу, чтобы запомнить ее;

2) писатель, журналист и артист Шерешевский Соломон – один из первых объектов исследования академиков, занимавшихся проблемами фотографической памяти;

3) итальянский библиотекарь, живший в XVII веке, что знал наизусть свыше 40 000 прочитанных им книг.

Серьезные исследования фотографической памяти начались лишь в начале ХХ века. Первым ученым, описавшим эйдетизм, как явление, был серб В. Урбанчич. Его труды появились в далеком 1907 году.

Немецкому психологу Э. Йеншему удалось продвинуться еще дальше и провести ряд исследований, которые доказали ее существование и сумели продемонстрировать ее отличие от зрительной и других видов памяти.

Но дальше всех в исследовании эйдетизма продвинулся советский академик А.Р. Лурия. Его труд «Маленькая книжка о большой памяти» посвящен исследованию уникальных способностей запоминать все, что угодно, С.В. Шерешовского.

Неудавшийся музыкант вынужден был искать работы в газете. Именно там впервые заметили его феноменальную память и посоветовали обратиться к психотерапевту. Шерешовский попал в руки академика Лурии, который открыл его способности всему миру.

Из репортера Соломон Вениаминович переквалифицировался в циркача, поражая зрителей своей способностью молниеносно запоминать фразы, цифры, образы и т.д.

Также вас может заинтересовать статья о развитии памяти и мышления.

________

— Зрительная память: 3 мощных упражнения

_________

Если вы решили всерьез улучшить свои показатели, то наверняка вам пригодится несколько простых упражнений:

1) Найдите несколько изображений формул (математических, химических, физических – любых).

Внимательно смотрите на формулу 10−20 секунд и мысленно воображайте, как формула прописывается на вашем внутреннем «экране». Затем закройте глаза и воспроизведите то, что запомнили. Начните с простых формул, постепенно усложняя себе задание.

2) Смотрите на какой-то абзац текста, но, не читая его, как обычно, а будто бы фотографируя, пытаясь охватить весь абзац сразу. Закройте текст и напишите на бумаге то, что запомнили. Выполняйте упражнение столько раз, сколько потребуется для воспроизведения абзаца текста в полном объеме.

3) Старайтесь «сфотографировать» как можно больше цифр, записанных в столбик или в ряд. Постепенно увеличивайте количество цифр.

______

— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример

______

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

1) Кодировать информацию в яркие образы.

2) Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.3) Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.4) Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга – возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Тут вам могут помочь упражнения по улучшению памяти и работе мозга.

Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

Также вас может заинтересовать тема о развитии зрительной памяти.

_______

— Простые упражнения на развитие фотографической памяти

________

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

1) Упражнение «непрерывное наблюдение».Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте.

2) Упражнение «ритмичное наблюдение».Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз.

3) Упражнение «мысленное видение».Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.

4) Упражнение «видеоскоп».Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

5) Упражнение «Таблица Шульте».Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.

6) Упражнение «Игра в спички».Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.

7) Упражнение «мгновение, остановись».Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.

8) Упражнение «пустое сознание».Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

________

— Заключение

________

Думаю, никто не будет спорить с тем, что чем быстрее мы воспринимаем поступающую информацию, тем легче нам живется. К счастью, мы можем тренировать нашу память и научится запоминать данные мгновенно.

Сегодня мы говорили о том, как развить у себя фотографическую память. Зачем это нужно? Поверьте, подобное умение не раз пригодится в вашей жизни. К тому же, развитие подобного вида памяти дает вам огромное преимущество перед теми, кто такими способностями не обладает.

Фотографическая память открывает перед нами новые возможности. Успехи практически в любой сфере нашей жизни напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно мы способны запоминать новую информацию.

Если интересно, можете почитать о том как улучшить память детям и взрослым.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

agydar.ru

Как развивать память: тренируем эйдетические способности

Эйдетика – это уникальное направление психологии, направленное на изучение эйдетизма.

Эйдетизм – это особый вид памяти, который основан на зрительных образах и впечатлениях. Он больше известен под названием фотографическая память.

Эйдетизм был открыт в ходе необычного эксперимента, проведенного сербским ученым-офтальмологом В. Урбанчичем в начале двадцатого века.

Он предложил испытуемым смотреть на красный квадрат в течение 8-9 секунд, а после этого перевести взгляд на чистый лист бумаги.

Многие испытуемые и на чистом листе бумаги увидели красный квадрат. Именно этот эксперимент и подтверждает возможность возникновения эйдетических образов у людей, которые от природы обладают способностями к хорошему запоминанию зрительных образов.

Читай также: Как исправить почерк ребенка: 5 советов родителям

Что такое эйдетические способности?

Эйдетические способности – это ни восприятие, ни представление, это способность сохранения прошлого, то есть данных предыдущего восприятия.

Эти способности встречаются далеко не у всех людей. Принято считать, что в детском возрасте склонности к эйдетическим способностям всегда выше, чем во взрослом возрасте.

Психологи уже успели отметить, что тренировка эйдетических способностей, имеющихся у человека или ребенка от природы, положительно влияет на развитие памяти, как взрослых, так и детей.

Эйдетические способности и дети

Детский возраст – это самый плодотворный период для проявления и тренировки эйдетических способностей.

Дети по природе своей большую часть информации воспринимают образами, так как в первые 5-7 лет жизни в большей степени развивается правое полушарие мозга человека, которое отвечает за воображение и пространственное мышление.

Развитие и тренировка эйдетических способностей в детстве дает возможность использовать больше ресурсов нашего мозга, поддерживая природные склонности человека.

Читай также: Как развить способности ребенка: советы маме и папе

Как тренировать эйдетические способности детей?

Сегодня есть множество тренингов и курсов для детей, где обучают запоминать информацию, используя эйдетические образы.

Методика использования изображений для запоминания подкрепляется положительными эмоциями ребенка. Такая тренировка памяти дает возможность в будущем воспринимать огромное количество информации разной сложности, насыщенности, быстро ее обрабатывать и запоминать.

Для увлекательного и эффективного обучения на таких тренингах и курсах используются игры, сотрудничество, соревнования, открытые обсуждения и другое.

Продолжение

Читай также: Как любовь к чтению влияет на развитие мозга ребенка?

www.uaua.info

МЕТОД АЙВАЗОВСКОГО: тренируем фотографическую память

Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей.

 

Несмотря на то, что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.

 

Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка.

 

Способы и методы развития памяти

 

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти.

 

Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

 

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы.

 

Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления.

 

Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

 

 

 

 

Тренировка зрительной памяти

 

Зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

 

Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти.

 

Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

 

Упражнение 1. Таблицы Шульте

 

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

 

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек.

В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

 

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

 

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна).

 

Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей.

 

Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти.

 

Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

 

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы.

 

1. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека.

 

2. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно.

 

3. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки.

 

Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

 

Упражнение 3. Игра в спички

 

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти.

 

  • Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение.

 

  • После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

 

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее.

 

Умение придет с тренировкой.

 

Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

 

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

 

Упражнения 4. Римская комната

 

Метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти.

 

Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов.

 

Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы.

 

В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

 

Тренировка слуховой памяти

 

Несмотря на то, что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной.

 

Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам.

 

Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

 

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления.

 

Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

 

Упражнение 1. Чтение вслух

 

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти.

 

Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи.

 

Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

 

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

 

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;

 

  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

 

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

 

Упражнение 2. Стихи

 

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям.

 

Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение.

 

Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

 

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат.

 

Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение.

 

Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

 

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации.

 

Упражнение 3. Подслушивание

 

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей.

 

После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли.

 

Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

 

Выполняя эти упражнения, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Авторы: Евгений Буянов, Дмитрий Гераськин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Эйдетика – методика по развитии памяти и мышления

При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать? Команда Elgreloo.com подготовила ответы на интересующие вас вопросы.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Эйдетизм – это вид памяти, который позволяет воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

История исследования методики эйдетики

Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.

После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.

Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».

Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.

Для кого подходит методика эйдетика?

Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

  • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
  • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
  • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
  • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

Эйдетика для детей

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.

Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

Эйдетика для взрослых

Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом. Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Методы и результаты эйдетики.

Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:

  • индивидуальная консультация в Skype
  • выездной тренинг
  • корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
  • групповые тренинги
  • индивидуальные тренинги
  • семейные занятия

Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.

Команда Elgreloo.com рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов. Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме. Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!

Итог

Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

elgreloo.com