Прочесть все: 5 способов увеличить скорость чтения. Тренировка для чтения


Тренировка скорости чтения

header standard

На сайте представлены on-line программы для развития скорости чтения, для тренировки внимания, для тренировки скорости печати на белорусском и русском языках. Программы рассчитаны как для младших, так и для старших школьников.

 

Тренировка скорости чтения и внимания

Тренировка скорости чтения и печати

 

 Краткое описание программ

При написании программ за основу была взята научно проверенная методика  развития скорости чтения, разработанная украинскими психологами И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко.  Методика заключается в следующем.  В каждом из 18 наборов имеется по 6 предложений. На демонстрацию каждого предложения, с определенным количеством букв, дается некоторое, разработанное психологами время. После демонстрации предложения его нужно воспроизвести. По методике Федоренко-Пальченко предложения демонстрируются на доске или на карточках и записываются учениками в тетради. Нельзя переходить к следующему набору не пройдя текущий. 

 

В нашем случае методика была усовершенствована следующим образом:

1). Предложения записываются не на доске и не на листе бумаги, а считывается с сервера в интернете и показываются на экране компьютера строго определенное время.

2). После окончания времени предложение рассыпается на части и еще добавляются лишние части. Ребенку нужно собрать предложение из подходящих частей (пункты меню «Тренировка скорости чтения и внимания» - «Без учета времени »).

3). После окончания времени предложение исчезает и его нужно вписать в поле формы (пункты меню «Тренировка скорости чтения и печати» - «Без учета времени»).

4). Чтобы предложения не запоминались, сделан случайный выбор предложения из 10 вариантов. Поэтому в наборе у нас не 6 предложений (как в методике Федоренко-Пальченко),  а 60 (всего предложений в 18 наборах -1080). Это очень важно. Можно каждый день тренироваться без запоминания предложений. 

5). В программе мы сделали пять уровней сложности. Первый уровень сложности это для очень слабо читающих детей, второй уровень и есть методика Федоренко-Пальченко, а 3-5 уровни повышенной сложности, для средних и старших детей. Последние наборы пятого уровня могут использоваться для тренировки и взрослыми. На каждом последующем уровне время показа примерно уменьшается в два раза.

6). При трех неправильных ответах программа возвращает ученика к работе с предложениями с меньшим количеством букв.  

7)  Программа может работать в режиме, как тренировки скорости чтения, так и тренировки внимания (пункт меню «Тренировка скорости чтения и внимания» - «С учетом времени»). 

8) Программа может работать в режиме, как тренировки скорости чтения, так и тренировки скорости ввода текста с клавиатуры (пункты меню «Тренировка скорости чтения и печати» - «С учетом времени»).

 

Программы были проверены на детях начальных классов и показали очень хорошую эффективность.

 

Чтобы добиваться стабильного прогресса в увеличении скорости чтения, нужно заниматься каждый день по 15-20 мин.

  

Программы работают на всех распространенных браузерах. Свои замечания и предложения по усовершенствованию программ можно присылать  на электронный ящик Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Автор программ Косабуцкий Александр Николаевич, школьный психолог.

 

 

chtenie.net

Игры, в которые играют дети и Я

Здравствуйте-здравствуйте!

Сегодня у меня информация для родителей (может быть, педагогов) старших дошкольников или младших школьников, чьи дети уже научились читать. 

Поделюсь с вами упражнениями, которые я использую в работе по увеличению скорости чтения у ребят 6-8 лет.

Я выбрала 10 текстов Л.Толстого от 18 до 60 слов. 

К каждому тексту сделала по 9 упражнений. 

Работаю с каждым текстом следующим образом:

1. Знакомство с текстом (ребенок читает текст)

2. Читать только черные буквы (можно прочитать и серый текст, там тоже связный рассказ)

3. Слитное чтение (текст написан без пробелов и знаков препинания) - прочитать раздельно.

4. Прочитать текст по верхней части букв.

5. Прочитать текст по нижней части букв.

6. Прочитать текст вверх тормашками.

7. Прочитать текст задом наперед.

8. Прочитать текст с перемешанными буквами.

9. Прочитать текст без гласных букв.

10. Прочитать текст с "вращающимися" буквами

За один раз отрабатываю упражнения одного текста. Когда ребенок освоится, можно перемешать упражнения разных текстов.

Время на отработку одного текста может уйти от 10 до 20 минут (всё зависит от уровня подготовки ребенка) 

Делюсь с теми, кто заинтересовался, двумя текстами и упражнениями к ним. Чтобы скачать - кликаем на картинку и "сохранить как"

Если у вас есть своя система занятий, то можете включить эти упражнения в ваши занятия.

Можете запланировать 10 уроков по этому пособию (в пособии 10 частей)

Опять-таки, отталкиваетесь от уровня вашего ребенка.

Может быть вариант работы такой:

Одно занятие - одна часть, делаете упражнения по порядку.

Может быть вариант такой: выбираете из десяти частей первое упражнение и отрабатываете только первое упражнение, потом только второе....

Эти упражнения не изменят скорость сами по себе, если нет другой работы. Эти упражнения позволят разнообразить ваши занятия.

Новости моего блога 

можно получать на вашу любимую почту, 

а подписаться можно

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ

НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА

nataliigromaster.blogspot.com

Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении

Теперь, когда вы уже можете с определенным успехом подавлять артикуляцию при чтении, можно начинать работать над зрительными навыками, помогающими лучше воспринимать информацию. Как вы уже поняли, основной акцент в скорочтении делается именно на зрительные навыки. Если вы хотите читать быстрее, вы должны уметь видеть больший объем текста, читать его не построчно слева направо, а весь целиком, по диагонали сверху вниз.

Может быть, для многих этот навык покажется странным. Ведь как можно читать текст не последовательно, а целиком? Можно!

Вспомните, как в детстве вы читали по слогам, и вам казалось чудом, как это взрослые читают так быстро. Весь секрет в том, что мы не читаем слово последовательно мы видим его целиком. А зачем ограничиваться словом? Целиком можно видеть все предложение, весь абзац или даже страницу. Главное этому научиться, привыкнуть.

Многие авторы предлагают использовать таблицы Шульте для тренировки зрительных навыков при чтении. Таблица Шульте состоит из ячеек, где в хаотичном порядке расставлены числа. В нашем уроке предлагаются таблицы 5 на 5 ячеек, максимально близкие по размеру к ширине книжной страницы или стандартной текстовой страницы сайта. Для тренировки зрительных навыков быстрого чтения, попробуйте на скорость найти все числа последовательно и засеките время, чтобы узнать, как быстро вы сможете это сделать.

Как это делать быстрее? Чтобы быстрее находить числа попробуйте смотреть на всю таблицу сразу. Для этого отодвиньтесь от экрана монитора чуть дальше (50 см и далее), пытаясь сконцентрироваться на центральной ячейке, и при этом смотреть на всю таблицу сразу периферийным зрением. Вспомните, как вы смотрите на картину, вы же не смотрите по очереди на отдельные ее элементы, а видите ее целиком. Также поступайте и с этой таблицей.

Теперь попробуйте искать числа, не двигая глазами (и, тем более, головой), а просто глядя на таблицу целиком. Если вам это кажется сложным, отодвиньтесь еще дальше (если вам позволяет зрение).

Суть упражнения заключается в том, чтобы найти все числа, не двигая глазами, сфокусировавшись на всех ячейках одновременно. Подробнее о работе с таблицами Шульте для скорочтения читайте в статье на нашем сайте.

Упражнения 3.2. Упражнения для глаз

Используйте упражнения для глаз, например, такие как «алфавит», когда вам нужно мысленно написать все буквы алфавита, двигая только глазами. Кроме того, можно выполнять некоторые стандартные упражнения для развития зрения:

  • чередование наблюдаемых объектов от близкого к далекому и наоборот,
  • частое моргание в течение 10-15 секунд,
  • зажмуривание и последующее расслабление глаз,
  • и другие.

Обязательно делайте паузы при чтении, желательно, каждый час или даже полчаса. Старайтесь выбирать для чтения книги с широкими полями – так ваши глаза будут меньше уставать.

Упражнение 3.3. Сверху вниз

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо». Для этого также подойдут простые стихи, но лучше использовать детскую поэзию с сюжетом, чтобы вы могли читать тексты, не отвлекаясь на глубокую смысловую нагрузку. Кроме того, с помощью обычных текстовых редакторов, которые установлены на любом компьютере, вы можете любой текст оформить в ввиде колонки, после чего распечатать или читать на экране.

Как только вы почувствуете легкость и сможете читать без артикуляции и вертикально, постепенно можете переходить к стихам и колонкам большей ширины или даже к книгам с узкими страницами. Со временем вы почувствуете, что это достаточно легко.

Кроме того, вы можете читать тренинги на нашем сайте (4brain.ru) в качестве тренировочного материала и при этом варьировать ширину страницы. Вам достаточно просто уменьшить размер окна вашего браузера до необходимого и удобного (для этого нужно нажать квадратик в правом верхнем углу браузера и изменить ширину страницы).

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели. Начните с таблиц Шульте, постепенно переходя к навыкам «вертикального чтения». Параллельно можете осваивать следующий урок.

4brain.ru

Упражнения для формирования навыков чтения

Для создания самой полной инструкции по изучению английского самостоятельно, мы пишем по статье о каждом языковом навыке: как и где развивать его, какие упражнения использовать.

Уже вышли статьи про грамматику, словарный запас, аудирование и говорение. Настала очередь чтения.

Развитие навыков чтения английского языка

Чтение – навык, а значит его можно “качать”, тренировать, улучшать. Это навык, который можно развивать постоянно, без “потолка”, увеличивая сложность текстов.

Именно так устроены тренировки навыка чтения в приложении Lingualeo. Пользователь просто меняет сложность материала для тренировок. База текстов постоянно увеличивается, чтобы было на чем практиковаться. С помощью наших тренировок можно полностью сформировать навык чтения. Тренировки от Лео доступны в мобильном приложении на платформе iOS и Android.

Давай найдем и другие упражнения, которые подходят для самостоятельной работы. Во многом они опираются на то, как нас учили читать в детстве на родном языке.

Выбираем “гантели по весу”

Прежде чем говорить об упражнениях, важно остановиться на том, ЧТО читать.

Очень-очень (и еще раз очень) важно тренировать навыки чтения строго на текстах твоего уровня, где понятно ≈ 80% слов.

Потому что наша задача – улучшить технику чтения. Это включает в себя скорость чтения (быстрее) и понимание прочитанного (при быстрой скорости не терять смысл текста), а делать это можно только в том случае, если ты не спотыкаешься каждую секунду о незнакомые слова.

Правильно подобранный “вес” материалов для чтения – залог успеха

К тому же, во время чтения мы проговариваем тексты про себя, а если ты не знаешь, как читается большая часть слов, то можешь приучить свой мозг к неправильному произношению.

Чтобы определить уровень чтения, пройди тест. Выбери любой из 6-ти уровней и выполни задание по нему. Если сдал на 80%, это и есть твой уровень. Если меньше 80% – бери уровень ниже. Если выше 95%, то попробуй пройти тест на следующий уровень.

Когда закончишь, найди себе книжку на Lingualeo, сортируя материалы по уровню сложности. Или выбери книгу из наших подборок: для новичков и upper intermediate – advanced.

Теперь переходим к упражнениям. Как уже сказано, развивать тебе предстоит 2 поднывака: понимание прочитанного и скорость чтения.

РЕКОМЕНДУЕМ: для чтения бери только тексты / книги / статьи и т.д., подходящие тебе по уровню. Если во время чтения ты замечаешь, что часто спотыкаешься о незнакомые слова и конструкции, то отложи это чтиво «до лучших времен». А сам переходи на более легкое.

Первое: тренируем понимание прочитанного на английском языке

Бывало, что ты перечитывал одно английское предложение несколько раз подряд, но так и не мог понять его смысл? Уже перевел каждое отдельное слово, но общее значение так и не давалось? Потому что смысл текста не равен сумме значений всех слов, а читать – не значит переводить!

Учись читать текст фразами, а не словами. Отойди от мысли, что предложения сделаны из слов. Не пытайся понять значение каждого слова.

Важно научиться видеть картину в целом

Чтобы это получалось понадобится, во-первых, учить устойчивые словосочетания, во-вторых, тренировать смысловую догадку – когда ты без знания одного элемента понимаешь смысл общего.

Как это сделать? Давай позаимствуем идеи в методике обучения детей чтению на родном языке.

1. Когда детей учат читать, то проводят игры: вставить пропущенную букву в слово, собрать слово из разбросанных букв, вставить пропущенное слово в текст и т.д. Такие тренировки позволяют развивать смысловое прогнозирование.

Делай так же: проходи тренировку Конструктор слов, выполняй в учебниках задания на расстановку пропущенных слов и др.

2. Еще один взятый из методик для детей способ – skimming или беглое чтение. Перед тем, как начинаешь читать книгу, рассказ или статью, пробегись по тексту глазами.

Прочти заголовок и представь, что за текст прячется за ним. Прочитай подзаголовки, посмотри на картинки и попробуй составить в своей голове некий «трейлер» этой книги. Но не трать на это больше 5-ти минут.

Изучи маршрут заранее и представь, что тебя ждет

3. Во время чтения не переводи все незнакомые слова (контекст в помощь). Залезай за переводом только тех слов, без которых никак не продвинуться дальше. Остальные – пропускай, если примерно догадался о значении.

Если хочешь узнать перевод и добавить это новое слово на изучение в Lingualeo, то все равно сначала попытайся угадать значение сам, а только потом тыкай на слово, чтобы увидеть перевод.

После прочтения выдели пару минут на то, чтобы подумать, о чем был этот текст. Проговори для себя, желательно на английском, главную мысль. Перескажи кому-нибудь содержание.

РЕКОМЕНДУЕМ: во время чтения не сосредотачивайся на смысле отдельных слов, а читай текст целыми фразами, предложениями. Для этого приучай себя догадываться о словах по контексту и тренируй свое смысловое прогнозирование.

Второе: увеличиваем скорость чтения на английском

Понимание смысла текста не должно страдать в угоду скорости, но и над ней можно и нужно работать. Если ты будешь читать текст целыми фразами, не будешь залезать за переводом каждого слова, то и скорость чтения увеличится. Однако есть дополнительные способы ускориться:

1. Если есть возможность, читай вместе с аудиокнигой. Так ты будешь читать со скоростью диктора, а она, вероятно, быстрее удобной тебе скорости. Значит, ты будешь развиваться.

Для новичков тексты с озвучкой можно найти здесь. Для других уровней ищи книги в Материалах Lingualeo – введи название книги и выбери формат “аудио”.

2. Учи SightWords – список слов, часто встречающихся в текстах. В итоге взгляд будет просто скользить по ним, и ты значительно ускоришься. Список слов по ссылке.

В отличие от других, тебе не понадобится пит-стоп на этих словах

3. Периодически замеряй свой прогресс. Для этого засеки, сколько слов ты читаешь в минуту, чтобы потом сравнить результат. Проводи тренировки по скорости и «сдавай нормативы» на одних и тех же типах литературы: художественная / научно-популярная / новостные заметки или др., чтобы избежать погрешности из-за более сложного, например, научного текста.

Также можно повторно читать один и тот же текст, но ставить цель делать это быстрее с каждым разом.

Еще одно: как бы быстро ты ни читал, в итоге ты должен понять большую часть содержания текста. Не значений слов, а именно смысл прочитанного отрывка.

РЕКОМЕНДУЕМ: работай над скоростью чтения. Для этого выучи топ самых встречаемых в текстах слов, чтобы не тратить время на их прочтение, тренируйся читать вместе с аудиоверсией книги и постоянно замеряй результаты, чтобы мотивировать себя и корректировать тренировки.

Главное, это постоянная практика. Выше мы говорили о тренировках и упражнениях, но никто не отменял чтение книги для души и удовольствия. Поэтому заведи себе правило читать книги в дороге через приложение Lingualeo. Скажу на собственном опыте: нажать на кнопку “я понял весь текст” и перевести целую книгу в изученное – невероятный прилив мотивации!

Подведем итог: как развить навыки чтения на английском языке

  • Чтение, как и остальные языковые навыки можно целенаправленно тренировать. Причем развивать навык можно постоянно, просто усложняя тексты.
  • Для тренировок выбирай только материал твоего уровня, где известно около 80% лексики. Остальное будет словарным приростом.
  • Чтобы развить навык чтения, научись читать текст целыми фразами, а не отдельными словами. Для этого тренируй свою смысловую догадку, учись опираться на контекст и не переводи текст. Понять смысл – не значит перевести.
  • Старайся с каждым подходом читать быстрее и быстрее. Чтобы отслеживать прогресс, “сдавай нормативы” и замеряй свою скорость. И выучи SightWords – они ускорят тебя.
  • Обязательно читай английские тексты просто так, для души. Заведи себе привычку читать хотя бы парочку страниц в день – на это точно найдется время.

Заключение. Обучение чтению на английском языке

Самую полную инструкцию по изучению английского самостоятельно ты можешь прочитать по ссылкам: для новичков и для продолжающих. И обязательно регистрируйся на Lingualeo, чтобы каждый день прокачивать все навыки английского с помощью интерактивных тренировок и аутентичных материалов.

corp.lingualeo.com

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении всех учебных предметов.

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически и впоследствии применяется для успешного изучения других школьных дисциплин.

Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрим упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно.

В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.

Осознанность чтения - это понимание прочитанного текста. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста.

Поэтому, к первой группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Рассмотрим эти упражнения, представляющие самую большую группу.

Упражнение “Составь новое слово”. Даны слова:

колос

сани

Волга носки

было

катки (1 класс)

Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные” (кони, волки, быки)

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.

А) Песня – композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)

Б) Нож – сталь. Стул - ? (дерево)

В) Утро – ночь. Зима - ? (лето) (1 класс)

Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям. Ведь внимание это катализатор чтения и поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей. Если у ученика неустойчивое внимание, значит, оно быстро переключается на посторонние мысли, предметы и интерес к чему-либо снижается. Поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей, т. к. это важнейшее средство, которое необходимо в процессе освоения техники сознательного чтения.

Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: “Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”. Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

 

лес

мак

рак

(3 буквы)

лось

роза

вода

(4 буквы)

земля

букет

судак

(5 букв)

листья

бумага

удочка

(6 букв)

деревья

подарок

пароход

(7 букв)

В упражнении “Найди животное” ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. (осётр) Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной. (овца) (1 класс)

Достаточно трудное упражнение, т.к. учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово.

Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.

К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения.

Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. Строки взяты из произведений С.В. Михалкова.

    1. Да! Стать учёным не легко!
    2. Писать красиво не легко…
    3. Вздохнём сначала глубоко…
    4. За буквой букву вывожу…

(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”)

Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” Дети читают строчки:

Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь…(из стихотворения “Мой щенок”)

Перед ними вопросы: Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…? Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске. (Кто открывает дверь?, Как открывает дверь? и т.д.)

С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.

К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Прочитав любой текст, осознание прочитанного учащимися, я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке. Например, 1) расположи вопросы по порядку содержания текста; 2) зачитай ответ на второй вопрос; 3) поставь вопросы ко второму абзацу текста; 4) перескажи текст (или часть текста) по вопросам.

Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.

Упражнение “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.

Определение вступительной, основной, заключительной частей произведения, составление плана к нему – все это способствует отработке осмысливания произведения. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само “всплывает” как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.д. Любая ассоциация может быть опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Работая с текстом произведения, понимание его проверяю с помощью тестов. После прочтения произведения провожу “Экспресс-опрос”, проверяя, насколько материал прочитан осмысленно (Приложение № 1). Использую на уроках простые приемы моделирования (Приложение № 2).

Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; “Назови картинки”, где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют.

Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.

Упражнение “Фотоглаз”. Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

СОК

ЛЕЩ

МАШИНА

ИГРА

НОЖНИЦЫ

РУЧКА (1 класс)

Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.

Например, учитель произносит слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка; или учитель читает предложения: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.; или учитель читает стихотворение:

Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать? Бумагу, ручку, карандаш И общую тетрадь! (из стихотворения С.В. Михалкова “Мой секрет”) (1 класс)

Заучивание наизусть стихотворения очень хорошо развивает память учащихся. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой: мышка – мошка – мишка – миска, при чтении слов, где имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, масло – смола, мышка – камыш, марка – рамка, мошкара – ромашка, марш – шрам; при чтении слов, имеющих одинаковые части: приехал, пришёл, принёс, припев.

Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения. Важность быстрого чтения в образовательном процессе отрицать было бы неправильно. Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале 21 века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Учить управлять надо с самой первой ступени школы. Выделять главное поможет осмысленность читаемого материала, а справиться с большим объемом информации скорочтение.

Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.

Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения). Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Работу по развитию бокового зрения надо начинать с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее” (Приложение № 3).

Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте (Приложение № 4), Швайко Т.Г. (Приложение № 5).

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.

Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.

1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)

2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)

4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)

Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Например. Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.

На третьем этапе - “Произнеси верно!” - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы и др. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…), но и закрытых (он, ил, ам…) слогов. Хорошие результаты даёт чтение слогов со стечением согласных (стре-, празд-, ткну-…)

Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.

Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличивать. Работа над скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.

Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).

К последней группе приемов относятся упражнения на развитие выразительности чтения.

Выразительность чтения позволяет ученику сопереживать, сочувствовать литературному герою, оценивать его поступки. Этот навык раскрывает и расширяет границы внутреннего состояния ребенка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мыслей.

Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи.

Дикция – основа понятийности речи. Система упражнений по отработке дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, упражнения со звуками, их слиянием, чтение чистоговорок, скороговорок (аналогичная работа, как и в речевой зарядке). Работая над скороговоркой, отрабатываем чистоту звука, а также интонацию с помощью упражнения “Прочитай скороговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации).

Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.

Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки).

Ра-ра-ра – начинается игра, Ры-ры-ры – мы подвесили шары.

Упражнение “Читай тихо и умеренно”.

урма – урта умву - омво зелка – земка юдра - едры

Упражнение “Читай громко и уверенно”.

зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь Зверь – дверь – червь (1 класс)

Развитию выразительности чтения помогает чтение текста по ролям, по лицам. Помощниками в формировании навыков выразительного чтения могут быть упрощенные знаки (Приложение № 6).

Делая вывод выше предложенному, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводится с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируюттся в зависимости от темы урока, возраста учащихся.

Чтобы проследить рост каждого ребенка строю индивидуальные графики техники чтения. (Приложение № 7).

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

5 способов увеличить скорость чтения — T&P

Согласно подсчетам компании Google, на сегодняшний день в мире существует больше 130 млн книг. Далеко не все из них действительно заслуживают внимания, однако и на то, чтобы прочитать только шедевры мировой литературы, не говоря уже о научных, образовательных и других печатных материалах, не хватит человеческой жизни. Те, кто хочет прочесть побольше, осваивают скорочтение. Т&P собрали 5 упражнений и программ, которые помогут научиться проглатывать книги за день.

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.

Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Таблица Шульте может быть напечатана на бумаге, однако сегодня существуют динамические онлайн-генераторы и скачиваемые компьютерные и мобильные тренинги, в том числе, со встроенным таймером. Тем, кто пользуется развернутыми программами обучения скорочтению, советуют с таблицей Шульте «разогреваться» перед тренировкой. При желании с черно-белых таблиц 5×5 можно перейти на более сложные версии: например, с цветными полями.

Подавление субвокализации

Еще один из краеугольных принципов обучения скорочтению — отказ от субвокализации: проговаривания слов в голове и микродвижений языка и губ. Человек способен произнести в среднем не больше 180 слов в минуту — и не случайно именно такое количество является максимальным при обыкновенном чтении. Однако когда скорость восприятия текста повышается, произносить слова становится сложнее, и субвокализация начинает мешать развитию нового навыка.

Для подавления мысленного проговаривания существует несколько простых упражнений. Например, во время чтения можно прижимать язык к небу, зажимать зубами кончик карандаша или даже просто прикладывать к губам палец, как бы говоря себе: «Тише». Есть также техники, в рамках которых проговаривание слов «сбивается» хаотичным постукиванием, звуком метронома или музыкой.

Отказ от регрессий

Регрессиями в скорочтении называют возвраты к уже прочитанным частям текста. Они возникают, когда читающий отвлекся на посторонние размышления, либо если скорость освоения информации слишком велика для того, чтобы мозг был способен воспринять все сведения.

Справиться с регрессиями помогает, в частности, обучающая программа Best Reader. Она основана на динамичном выделении частей текста на странице черным цветом. Человеческим глазам сложно совершать упорядоченные движения, ни за чем не наблюдая, и такая особенность позволяет лучше сосредоточить взгляд на нужных фрагментах. При чтении обычной книги или документа на экране электронного устройства можно также использовать простой прием, который мы все знаем со времен дошкольной подготовки: вести по странице пальцем. Избавиться от регрессий помогает и понимание того, что дальнейший текст зачастую дает возможность восполнить все короткие информационные пробелы, возникшие в процессе чтения.

Концентрация внимания

Быстрое чтение требует высокой концентрации внимания. Чтобы развить ее и не читать тексты поверхностно, существует несколько упражнений. Например, можно воспользоваться листом, на котором названия цветов будут напечатаны цветным шрифтом, но так, чтобы запутать читающего. Слово «желтый» окажется написано красными буквами, слово «красный» — синими и т.д. Для тренировки необходимо назвать цвет чернил, а не слово, которое написано на листе, и поначалу сделать это довольно сложно.

Для другого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно сосредоточить свое внимание на каком-нибудь предмете и не отвлекаться от него на посторонние мысли две-три минуты. Каждый раз, когда возникают посторонние мысли, необходимо делать пометку на листе. Со временем таких пометок должно стать меньше, а после они и вовсе исчезнут.

Тренировать концентрацию внимания можно и во время чтения: достаточно просто считать слова в тексте. Важно вести подсчеты исключительно в уме, не помогая себе пальцами, постукиванием ноги и т.п. Спустя две-три минуты нужно остановиться и проверить себя, пересчитав слова, не читая их. Сначала первый результат будет отличаться от второго, однако при регулярных тренировках различия между ними быстро станут минимальными.

Чтение слов целиком

Приложение Spritz также направлено на развитие периферического зрения. Для тренировки здесь используется всего одна строка, на которой с разной скоростью возникают слова с выделенной красным буквой в середине. Таким образом можно научиться воспринимать слова, не читая их от начала к концу, а сразу целиком. Это позволяет сэкономить до 80% времени, которое в норме уходит на движения глаз, и увеличить скорость чтения до 500–1000 слов в минуту.

На официальном сайте приложения есть демо-версия Spritz, в том числе и на русском. Можно выбрать скорость от 250 до 600 слов в минуту и другие языки: английский, немецкий, испанский и французский. В будущем разработчики планируют создать не только версию для вебсайтов и смартфонов, но и вариант для использования в рамках интерфейса электронных очков, интеллектуальных часов и других компактных устройств, ведь для работы приложению требуется всего одна строка.

theoryandpractice.ru

Упражнения для совершенствования техники чтения

Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи:

Звуковая разминка

  1. Артикуляция.

Гласные: а, о, у, ы, и, э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.

Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.

  1. Слова, трудные для произношения.

Электрификация, портфель, иллюминация и др.

  1. Скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Проворонила ворона воронёнка.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.

Словарная работа

В классе есть симпатичная коробочка, в которую мы собираем слова, значение которых непонятно. Эти слова дети слышат по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Я разрешила ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Вот какие слова заинтересовали детей 4 класса: компромисс, кредит, бизнесмен, конкуренция, хобби, демократия, чиновник, дискуссия и др. Ребенок приносит карточку со словом, объясняет его значение, все вместе мы составляем предложение с данным словом.

В этой работе детям помогают родители. Вот как происходило знакомство со словом компромисс.

  • Женя, почему ты выбрал это слово? — спрашиваю я.

  • Я услышал его в разговоре родителей и попросил объяснить его значение,— ответил Женя.

  • Как вы считаете, является ли способность к компромиссу важным качеством в характере человека? — обратилась я ко всем учащимся.

После положительного ответа детей, утверждая их мнение, говорю о том, что способность к компромиссу — великое миротворческое качество, необходимо всем формировать его. Затем предлагаю конфликтную ситуацию из детской жизни и прошу найти выход из нее путем компромисса.

«Фотоглаз»

Этот прием использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть, ли в нем данное слово;

в) показ фрагментов диафильма с использованием этого приема.

Использование этого приема помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 с (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

«Губы»

Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

«Угадай»

  1. Антиципация слов, предложений, пословиц.

  2. Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3, 4 — в зависимости от того, как читают дети).

Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

«Буксир»

Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80— 160 слов в мин). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.

Упражнение вводилось для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

«Инструкция»

Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.

    1. Прочитай загадку.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

    1. Подойти к Татьяне Александровне и на ухо сказать отгадку.

Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки чтения.

«Сравни»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения).

У учащихся есть тетрадь учета скорости чтения, где они 1—2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

«Кто быстрее?»

На паласе рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

Групповая работа

      1. Распространение предложений.

Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и командир называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.

      1. Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.

      2. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы — новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

Следующие пять упражнений взяты из материалов школ скорочтения и адаптирования к учебному процессу в начальной школе. Эти упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возвраты к нему, неуверенность.

Считаем слова

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно

ищут ответы на вопросы. В I классе вопросов должно быть не более 3-х, во II классе — не более 4-х, в III—IV классах — не более 5-ти.

Цель этого упражнения — загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой — счетом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т. е. приучаются читать только глазами.

Считаем строчки

Понимание при счете строк. Это упражнение аналогично первом, но отличается следующими моментами: вертикальные движения глаз по странице; просматривание каждой строки на один удар метронома (частота ударов 50—60 в мин).

Цель данного упражнения: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка одномоментного (без движения взгляда вдоль строки слева направо) восприятия строчек текста.

Чтение «Спринт»

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Скачкообразное чтение «Кенгуру»

Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

Вертикально-слаломное чтение «Слалом»

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Тренировки по выполнению этого упражнения являются тренировками в скорочтении.

Тренировочные упражнения провожу только на материале статей, взятых из учебника «Природоведение» и журнала «Юный натуралист».

Указанные упражнения использую на уроках чтения третий год и убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.

Вторая половина урока чтения посвящена чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, исторических текстов, фольклорных произведений, произведений современных детских писателей. Дети любят перечитывать знакомые рассказы, стихи. И это обращение к ранее прочитанному на уроках стараюсь организовать так, чтобы дети продвинулись в понимании новых ценностей, новых сторон в произведении, которые были пропущены при первом чтении.

Урок чтения — общение, раздумья, дискуссии, на них я провожу тесты, опросники, психологические игры, которые позволяют выявить некоторые взгляды детей на основные ценности жизни, анализировать уровень общения в классе. Например, нарисуй круг — класс, обозначь свое место в этом_ кругу (или за кругом), попроси учителя, одноклассников обозначить твое место в нем.

Я хотел бы стать...

Я чувствую себя счастливым, когда...

Я очень в себе ценю...

Я огорчаюсь, когда...

На уроках чтения разрешаем нравственные проблемы, конфликты между тем, о чем читают дети, и жизнью. Стараюсь, чтобы уроки чтения давали детям радость, веру, смех, удивление знаниями и убежденность, что взрослые их понимают.

infourok.ru