Аутогенные Тренировки профессора Табидзе. Табидзе аутогенная тренировка


А.А. Табидзе

Табидзе А.А.«Учительская газета» , № 46 , 13 ноября 2007г., стр.27

   Хорошо известно, что педагогика  требует от человека особой душевной устойчивости и умения сбрасывать нервное напряжение. Проблема методической помощи  учителям назревала давно, и  коллектив ученых Всероссийского Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» много лет работал над новыми АУТОГЕННЫМИ ТРЕНИРОВКАМИ, пытаясь найти путь преодоления синдрома эмоционального выгорания.    Наш собеседник - один из творцов нового метода, сотрудник центра, профессор Московского  педагогического университета  Александр Табидзе. 

- Александр Александрович, известно,  что школьные педагоги испытывают большие перегрузки в своей работе.  Насколько серьёзна эта проблема?

- Вопрос стоит достаточно остро.   Перегрузки современных школьных педагогов  таковы, что у медиков и психологов, которые занимаются  их здоровьем, появился даже новый термин - "синдром эмоционального выгорания". На двух последних конфе­ренциях по психологии образования почти каждая научная секция  уделяла внимание этой  актуальной теме. Оказалось, что среди работников «коммуникативных» профессий, подверженных этому синдрому, школьные педагоги составляют самый высокий процент - 40-60%.

- А в чём, все-таки,  главные причины такого состояния педагогов?

-  Имеются две основные причины. Первая, внешняя, очень заметная  причина - соци­альная неустроенность педагогов (низкие заработные платы, бытовые проблемы, острый квартирный вопрос), а также перегрузки  во время  уроков и общения с детьми.  Вторая, внутренняя, менее заметная, но очень важная причина,  это - невладение педагогами современными методами быстрого восстановления своих психических сил и  наличие у них, в явной или неявной форме, вредных эмоциональных навыков, таких как обидчивость, раздражительность,  гнев и др. В нашей беседе мы касаемся второй причины.

- Каково  проявление этого тревожного синдрома?

- "Состояние эмоционального выгорания" выражается, если пользоваться строгой научной терминологией  эмоциональной лабильностью, психической неустойчивостью и деперсонализацией. А, проще говоря, перегруженные работой и недовольные своим социальным положением педагоги не всегда владеют своими эмоциями  и зачастую "срываются", травмируя психически себя и своих учеников. Внешне этот неприятный синдром проявляется в виде высокой раздражительности педагогов и  потерей ими интереса к работе. Кроме того,  это состояние, как правило,  приводит к появлению у педагогов  целого ряда заболеваний, которые называются психосоматическими. 

-  Как решается сейчас эта проблема?

- Во-первых, сами педагоги и пытающиеся им помочь врачи стараются решать проблему, применяя  те или иные лекарственные препараты, успокоительные средства. Во-вторых, педагоги посещают психологические тренинги,  пытаясь вырабатывать у себя навыки устойчивого отношения к перегрузкам и стрессовым ситуациям. И, в-третьих,   существует психологическое консультирование,  и педагоги могут получать у психологов советы, как вести себя в той или иной, ситуации.

-  Очевидно, только этих методов недостаточно для решения проблемы "синдрома эмоционального выгорания" педагогов? Почему так получается?

- Дело в том,  что  с помощью медикаментозных средств утомленный педагог хоть и становится более сдержанным, но  не меняет характер  своего реагирования  к тем,  кого он обучает. Он внутренне остается напряженным,  а потерю энергии компенсирует медикаментами, напрасно рассчитывая, что это ему поможет стать спокойным и доброжелательным.  Недостаток психофизических и психологических тренингов заключается в том, что они хоть и дают поначалу хороший результат, но  уже через два-три месяца (или несколько более) эти навыки угасают. Не всегда есть возможность снова посещать эти тренинги, чтобы систематически поддерживать эти навыки. А психологическое консультирование помо­гает обычно в конкретных случаях, но человек, как бы его ни вооружали советами,  не меняется от этого внутренне.  Во всех этих случаях старые навыки через некоторое время берут верх, потому что новые - конструктивные навыки пока отсутствуют.

- Что предлагаете Вы?

- Мы предлагаем вернуться к "хорошо забытому старому" - к ауто­генным тренировкам, но уже на новом уровне.

- Что такое - "аутогенная тренировка"?

- Наше определение  данного метода звучит так: аутогенная тренировка  - это тренировка состояния внутреннего спокойствия, внутреннего душевного равновесия.

 Аутогенные тренировки известны давно. Этот термин в начале прошлого века, в 1932 году, ввёл доктор Шульц. Они широко  распространялись в своё время, но массового освоения так и не смогли получить.  Много замечательных книг Владимира Леви посвящены этому вопросу. И много энтузиастов пытались освоить аутогенную тренировку по этим книгам.

Вот  хороший пример использования аутогенной тренировки: Штирлиц, в фильме «Семнадцать мгновений весны», сидя в автомобиле, закрывает глаза, самостоятельно погружается в аутогенное состояние, и за 30 минут полностью восстанавливает свои силы.

Но, недостаток прежнего метода заключался в том, что обучение аутогенной тренировке, в том виде, как её демонстрировал Штирлиц, требовало очень длительных усилий: месяцами, годами  люди тренирова­лись и не могли убедиться, получается у них это или нет. В методике по Шульцу считалось, что долговременное мысленное повторение формул расслабления  должно, в конце концов,  привести к расслаблению.

Со времён Шульца и до наших дней в многочисленных статьях, книгах, энциклопедиях печатаются тексты аутогенных тренировок для их запоминания и проговаривания.

Для нас это была научная задача - найти причины, почему такой хороший метод самооздоровления и самосовершенствования не получил массового освоения.

 - И каковы Ваши результаты? 

 - Главная трудность, и её мы назвали большой методической ошибкой, заключалась в том, что раньше, по Шульцу, тренирующимся давались рекомендации запоминать наизусть и проговаривать длинные аутогенные тексты, такие как: «Моя левая нога расслабляется...», «Моя правая рука расслабляется...» и т.д. И затем рекомендовалось наблюдать за результатом расслабления.

Такое переключение внимания со слов на результат наблюдения происходило в течение не менее получаса десятки раз.

Действительная цель аутогенной тренировки - затормозить деятельность левого полушария -  хранилища слов, текстов, формул, стереотипов.

Но по этой методике мысленное припоминание и проговаривание текста приводит, наоборот,  к активизации левого полушария.

Нельзя рекомендовать водителю одновременно нажимать на тормоз и на газ. Невозможно одному человеку находиться и в  зале и на сцене. Выполняя  так аутогенную тренировку,  человек посто­янно "выскакивает" из спокойного состояния, переходит снова в напряжённое, активное состояние ума и по­том опять впадает в расслабленное состояние.  И эффективность  расслабления при такой тренировке будет заведомо очень мала. Это - крупная методическая ошибка, которая  и привела к  фактическому забвению метода "аутогенной тренировки" по Шульцу.

Мы изменили этот метод. В нашей новой аутогенной тренировке нет рекомендаций мысленного  проговаривания аутогенных формул. Роль ведущего  берет на себя магнитная запись вашего  голоса или профессиональная запись. И теперь человек, который занимается по нашей методике,  не повторяет  вслух или мысленно слова, а просто слышит эти команды и автоматически следует за ними. Функции ведущего и ведомого должны быть всегда разнесены и это устранило основную ошибку метода и несравненно повысило эффективность нашей аутогенной тренировки, относительно первоначального метода по Шульцу.

И теперь аутогенная тренировка стала получаться с первого раза.

- Кроме преодоления основной методической ошибки, в чём еще выражается новизна Вашей аутогенной тренировки?

- Дело в том,   что мы  старую, давно известную  аутогенную тренировку не просто улучшили, но и существенно дополнили по содержанию. Аутогенная  тренировка, которая бы­ла разработана Шульцем и его последователями, обращена  преимущественно к телесной сфере  человека, к расслаблению тела.  Однако наша новая аутогенная тренировка обеспечивает не только расслабление тела, но еще и  успокоение эмоций, а также снижение активности умственной деятельности.  Мы назвали это состояние - состоянием трёх нулей - телесного, эмоционального и умственного нуля. Кроме того, следуя тексту нашей аутогенной тренировки, человек обычно не засыпает, а находится в устойчивом «просоночном» состоянии. Так вот, именно это новое, специально вырабатываемое  устойчивое релаксационное состояние - «тело спит, а сознание бодрствует», является  оздоровительным и восстанавливающим силы.

- Как  можно познакомиться с текстом Вашей новой аутогенной тренировки?

Текст её опубликован здесь: № 1 и № 2. Любой желающий может надиктовать его на свой магнитофон и использовать для тренировок. Там же представлена наша запись. Время её звучания 37 минут и её действие равносильно 3-4 часам полноценного сна. На её текст в 2001 году мы получили авторские права в Российском Авторском Обществе.

- На Вашей аудиозаписи текст читает хороший актёр?

- Текст  нашей аутогенной тренировки читает профессионал. Тут главное - не голос, а внутренняя суть,  потому что человек,  который читает аутогенные формулы,  сам должен испытывать в этот момент аутогенные состояния, выдерживать соответствующие паузы и интонации. Вот в чём хитр­ость. Поэтому, если нужна высокая эффективность и хорошие результаты, то  желательно пользоваться  профессиональными аудиозаписями.

- Кем разработан этот метод?

- Разработчиком  этого нового метода аутогенной тренировки является коллектив нашего Центра "Психопедагогика" (психотерапевтическая педагогика).  Директор этого коллектива -  Андрей Андреевич Востриков, доктор пе­дагогических наук,  профессор Института теории образования Томского педуниверситета, врач-психотерапевт, автор технологии формирующего личность обучения.

 Я приступил к участию в разработке этой аутогенной тренировки ещё в 1991 году.  С тех пор ее прошли и применили в своей работе тысячи слушателей, и  она, в результате всех этих апробаций и проверок в 2003 году,  получила рекомендацию Министерства Здравоохранения РФ для массового распространения среди населения.

- Когда и как часто нужно делать аутогенную тренировку?

- Этот вопрос я считаю очень важным и хочу остановиться на нём подробнее.

У современного культурного человека ещё с детства выработан навык гигиены тела - ежедневной чистки зубов, систематический душ, мытьё рук перед едой, чистая, опрятная одежда.

Культурный человек не мирится с грязью тела и при первой же возможности принимает меры. То есть, навык гигиены тела действует у него автоматически.

И в нашем случае полная аналогия. В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь») и «её» систематически надо «смывать». Переходя на бытовой язык - «душу надо чистить». Сна недостаточно. Требуется навык гигиены душевного состояния, и его необходимо вырабатывать как обязательный элемент современной культуры.

По моему мнению, он не менее важен, чем навык письма и чтения.

Итак, все объективные трудности по освоению АТ в нашем случае преодолены. Остались только субъективные, то есть - это выработка Вами у себя навыка систематического использования аудио-тренажёра не реже 2-3 раз в неделю. А в дальнейшем уже само чувство усталости или раздражения (аналогично чувству голода) становится сигналом для прослушивания АТ.

Через 2-3 месяца Вы обнаружите, что меньше стали реагировать на конфликты, меньше болеть и уставать, лучше учиться, больше успевать.

 Фактически процесс обучения у нас просто отпал. Появился инструмент, дополнительный безопасный источник подзарядки, как новая батарейка «Энерджайзер».

- Как выполняются условия по безопасности использования новой аутогенной тренировки?

- Вопрос закономерен, поскольку люди опасаются того, чего они не зна­ют или не могут контролировать. Но у нас этот вопрос снимается ав­томатически, потому что человек при нашем тренинге находится в ясном сознании,  все контролирует сам и в любой момент может выйти из тренировочного режима.

- Какие могут быть противопоказания?

- Противопоказание, как правило, одно: возникающее чувство бесполезной потери времени, дискомфорт во время прослушивания. Это свидетельствует о том, что Вы больше настроены на восприятие внешнего мира и пока не готовы всерьёз заняться собой. В этом случае для прослушивания Вам больше подойдут музыкотерапевтические программы, о которых я говорил в «Учительской газете»,  №1, 2006г.

- Как делается аутогенная тренировка?

- Для этого необходимо найти место,  где Вас никто бы не беспокоил  в течение 30 - 40 минут.  Лучше всего, если  у вас имеется  закрытая комната. Надо отключить телефон, сесть в кресло с высоким подголовником  или на стул, а голову прислонить к стене,  чтобы она не западала вперёд, но и не могла запрокидываться назад.  Затем надо  взять плеер, надеть наушники и включить аудиозапись  аутогенной тренировки.

Можно прилечь. Но если Вы ляжете, то, скорее всего, Вы заснёте, и поэтому желательно,  чтобы были какие-то трудности, которые не позволили  бы Вам заснуть. И если даже Вы заснёте, то хорошо отдохнёте за 37 минут, как за 3-4 часа полноценного сна.

Мне могут сказать: « Где же на работе найти тихое место, где взять эти полчаса?». Ответ такой: «Кто хочет быть здоровым и успешным - ищет средства. Кто не хочет - ищет причины».

- Что Вы имели в виду, когда  говорили о психосоматических заболеваниях, к которым приводит «синдром эмоционального выгорания»?

- Как я говорил ранее, «синдром эмоционального выгорания» является следствием внутреннего напряжения психики. Это напряжение приводит рефлекторно к мышечным спазмам сосудов. У каждого человека телесная область этих спазмов сугубо индивидуальна.

Например, спазмы сердечно-сосудистой системы приводят к гипертонической болезни, стенокардии, вегетососудистой дистонии, ишемической болезни сердца - самым распространённым  заболеваниям  в России.

Спазмы сосудов пищеварительного тракта приводят к гастриту, язвенным болезням желудка, 12-перстной кишки и толстой кишки.

Психогенную природу часто имеет головная боль, мигрень, бронхиальная астма, нейродермиты, эндокринные заболевания - диабет, гипертиреоз, миома и др.

- Какие у Вас планы дальнейшей работы в связи с этим на­правлением?

- Нами создана и 2-я аутогенная тренировка, которая называется  «Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Она  вырабатывает  у занимающегося  навык спокойного реагирова­ния в тех стрессовых ситуациях, в  которых он чувствовал себя неуверенно или терял самообладание.

 Если 1-я аутогенная тренировка посвящена быстрому отдыху,  то 2-я направлена на выработку новых продуктивных психических навыков. И еще, мы с Андреем Андреевичем Востриковым подготовили книгу, которая в этом году выходит в издательстве учебно-методической литературы "Владос". Она называется "Культура эмо­ций и самозащита от табакокурения и наркотиков". Эта книга для роди­телей, педагогов и учащихся, для детей 4-х - 6-х классов. А, вообще-то, она будет интересна всем.  Все эти работы могут быть темой следующих бесед.

- Насколько Ваши идеи известны научной общественности?

- Мы часто выступаем на различных научных конференциях и форумах. Наши материалы докладывались, например,  на конференциях "Психология образования" в 2005 и 2006 г.г., на Всероссийском Форуме «Здоровье нации - основа процветания России» (2006г.)

- А сами Вы  часто делаете аутогенную тренировку?

- Конечно! Я вообще  ввёл её в свой постоянный образ жизни,  и она мне очень помогает и  на работе, и дома. 

Например, если я долгое время нахожусь за рулём, то при первых признаках сонливости, съезжаю, как Штирлиц, на обочину, откидываюсь в кресле, включаю АТ и через 12 минут (по укороченной программе) могу опять быть внимательным и собранным на дороге.

Или, часто перед возвращением домой в своём кабинете я сажусь на стул, прислоняюсь затылком к стене, надеваю наушники и включаю АТ. Очень важно приходить домой после работы свежим и энергичным.

Если у меня  важная встреча, то перед выходом я обязательно прослушиваю АТ, чтобы отвлечься от забот дня и хорошо настроиться на предмет разговора.

И таких примеров применения АТ можно привести множество.

- Насколько, по вашему мнению,  современный педагог должен овладеть тем, что вашему коллективу удалось для него разработать?

 - Я считаю, что  умение быстрого восстановления своей психики и своих сил - это  обязательная часть профессиональных качеств современного педагога. Ведь раздражительное поведение педагога пере­даётся ученикам, школьникам, и они в даль­нейшей своей жизни могут по механизму подражания проявлять такие же качества  раздражительности и  неустойчивого поведения.

- Какое определение Вы можете дать своей деятельности в целом?

- Деятельность нашего коллектива - это не столько ликвидация психологической неграмотности педагогов, сколько компенсация их психологической незрелости.  Знания, в том числе и психологические,  да­ются у нас в институтах в достаточной мере и педагоги их имеют.  Однако человек может обладать психологическими знаниями, но  быть при этом, все-таки, незре­лым в плане эмоциональной культуры.

- Значит ли это, что ваша  новая аутогенная тренировка призвана исправлять этот недостаток?

- Да, это так! Все дело в том, что да­же хорошо воспитанный человек, если он устал и "выжат как лимон", то он уже не имеет сил, чтобы проявлять свою воспитанность и сдержанность в стрессовых ситуациях. Он может  легко сорваться, вспылить. Потом  будет со­жалеть об этом, а на самом деле,  ему просто не хватило психической энергии. Поэтому  он должен следить за этой энергией, за её уровнем и вовремя принимать соответствующие меры. После вечерней аутогенной трениров­ки я, например,  всегда бодр и работоспособен. Я могу ещё заниматься научной работой в течение  4-х часов.  И после этого мне вполне хватает 5-часового сна. 

Лев Сафонкин, Александр Зинковский.

relax-cd.ru

Аутогенные Тренировки профессора Табидзе

- ГОТОВЫЕ СЕАНСЫ С ГОЛОСОМ ВЕДУЩЕГО, ПОМОГАЮЩИЕ ДОСТИЧЬ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ С ПЕРВОГО РАЗА!

Эти психологические инструменты всего за 2-3 недели по 30 минут в деньБЕЗ МУЧИТЕЛЬНЫХ ЗАУЧИВАНИЙ ФОРМУЛ  И ИХ МЫСЛЕННЫХ ПОВТОРЕНИЙ помогут:- снять стресс;- обрести душевный покой и эмоциональную устойчивость;- качественно отдохнуть, даже имея всего 1-2 дня выходных;- почувствовать спокойную уверенность в своих силах. 

Отзывы: 
ОЧЕНЬ качественная аудиопрограмма АТ № 1. Делаю всего около недели, но, результат уже ощущаю! И достаточно сильный! Мягкая, аккуратная, но, одновременно мощная программа! Приятно удивлён!

ХВАТИТ НЕРВНИЧАТЬ И ПЕРЕЖИВАТЬ ПО ПУСТЯКАМ!

ДАЙТЕ 30 МИНУТ ПОЛНОЦЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОТДЫХА ВАШЕМУ ТЕЛУ, МЫСЛЯМ И ЭМОЦИЯМ!

Прекрасная вещь, так спокойно, хорошо отдохнувшим я себя не чувствовал уже давно. Прекрасно останавливает ВД без каких-либо усилий, глубочайшее расслабление и сосредоточение внутри себя во время прослушивания. Многое из подобного скачивал, слушал, удалял из ПК, но эту АТ № 1 и 2 точно оставлю, эффект есть и не слабый.
В центре реабилитации после инфаркта я слушал эти тренировки две недели. На старом проигрывателе с двумя колонками я почувствовал значительное улучшение своего психического состояния. А прослушав эти диски АТ № 1 и № 2 уже через наушники, ощутил еще более значительный эффект. Жалко, что начинаешь это ощущать после хорошей психологической взбучки, на уровне прощания с жизнью. И тем не менее осмелюсь рекомендовать эти тренировки - как лучшие среди мною испробованных.
Мне понравилось. По сравнению с другими программами АТ эта АТ № 1 дает самое глубокое расслабление. Аудио сопровождение и звукорежиссура на очень высоком уровне. Приятно слушать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

relax-cd.ru

А.А. Табидзе, В. Ефимова

      Помните, как в фильме «17 мгновений весны» усталый Штирлиц съезжает с дороги, выключает мотор и погружается в дрему? Голос за кадром сообщает, что ровно через полчаса он проснется и продолжит свой путь, забыв про усталость.

      Многие ли могут давать себе и выполнять подобные распоряжения? Считанные единицы. Но есть специалисты, которые готовы научить этому всех с первого раза. Заместитель директора всероссийского центра «Психопедагогика» профессор А.А.Табидзе предлагает эффективную методику релаксации, помогающую в лечении множества заболеваний. 

      Александр Александрович Табидзе давно занимается изучением природы творческого процесса. Исследуя условия, при которых таланты могут ярче проявляться и развиваться, он обратил внимание на несколько основных  моментов. Оказывается, для достижения особого творческого состояния, близкого к вдохновению,  необходимы мышечный покой, эмоциональное бесстрастие и торможение работы мысли. То есть те условия, которые являются основой медитаций и релаксационных техник, помогающих снимать стрессы и освобождаться от эмоционального напряжения. Так доктор физико-математических наук А.А.Табидзе подошел к разработке методики, которая наряду с развитием творческих способностей помогает и в исцелении человека. Созданием собственной методики аутогенных тренировок он занимался вместе с доктором педагогических наук, врачом-психотерапевтом Андреем Андреевичем Востриковым, который и возглавляет центр «Психопедагогика».

      Термин «психопедагогика» пока непривычен для нашего слуха, но появление этой оздоровительной методики продиктовано жизнью. Люди, далекие от медицины, нередко говорят: «Все болезни от нервов». И такая зависимость, хоть и не прямолинейная и не тотальная, действительно существует. Ее признает наука. Известно, что нервные переживания вызывают у человека напряжение психики, которое приводит к мышечным спазмам, ухудшающим кровоснабжение тех или иных внутренних органов. При стрессе, когда в кровь выбрасывается адреналин, мышечные спазмы и прочие неблагоприятные реакции усиливаются, защитные силы организма снижаются.

Болезни гнева и обиды

      На фоне повторяющихся отрицательных эмоций у человека развиваются психосоматические функциональные расстройства. Учеными установлено, что более всего этому способствуют такие негативные эмоции, как обида, гнев, страх, комплекс неполноценности, зависть, жажда мщения, раздражительность, жадность.

      Сам термин «психосоматические» в переводе с древнегреческого («психо» – душа и «сома» – тело) констатирует влияние состояния души на состояние тела. Действительно, в 70-80% всех известных медицине неинфекционных заболеваний в своей основе имеют психическое напряжение.

      – Какой орган или система человека пострадает от этого напряжения, зависит от индивидуальных особенностей его организма, обусловленных как наследственными факторами, так и сформировавшимся с детства способом разрешения внутренних конфликтов, – говорит Александр Александрович. – Но обычно сердечно-сосудистая система первой начинает реагировать на длителные стрессы и переживания. Как результат, развиваются кардионевроз, артериальная гипертония, аритмии, ишемическая болезнь сердца, вегето-сосудистая дистония. Причем замечено, что эти болезни настигают людей активных, энергичных, не привыкших жаловаться на трудности, сдерживающих свои эмоции. По наблюдениям психологов, особенно негативное воздействие оказывает эмоция обиды. Она, словно тяжелый камень, «давит» на сердце. Такое состояние способствует возникновению гипертонической болезни, осложняющейся в последующем другими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

      Впрочем, страдают и люди с пассивно-оборонительной позицией – у них «от нервов» чаще поражается желудочно-кишечный тракт. При этом развиваются такие психосоматические заболевания, как хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезия желчевыводящих путей, спастический колит.

      Тесно связаны с состоянием нервной системы болезни эндокринной системы (гипер- и гипотиреоз, сахарный диабет, ожирение), дыхательных органов (хроническая пневмония, бронхиальная астма, астматический бронхит), мочеполовой системы (энурез, нарушения менструального цикла, миома, импотенция), поражения кожи (нейродермит, экзема, псориаз), суставов (ревматоидный артрит).       При всех своих различиях они имеют общую схему развития: сначала проявляются в виде функциональных расстройств, которые не удается вылечить симптоматическими медикаментозными средствами, потому что людям требуется, прежде всего, снять психическое напряжение. И самый эффективный способ для этого – аутогенные тренировки. Если же не избавляться от напряжения, то болезнь углубляется и переходит на органический уровень.         Тем, у кого есть признаки этих заболеваний, аутогенная тренировка существенно поможет.

 Ошибка доктора Шульца

      Во многих публикациях на эту тему предлагаются аутогенные настрои для самостоятельной релаксации. Их идею в виде «произвольного самовнушения» предложил французский фармацевт Эмиль Куэ, а саму методику разработал немецкий психотерапевт Йоханнес Шульц. Согласно ей, многократное мысленное повторение формул поочередного расслабления всех частей тела должно в итоге привести к глубокому расслаблению. Например: «Моя правая рука теплеет от кончиков пальцев…Моя левая рука теплая и тяжелая…» «Все тело расслаблено, я спокоен, я совершенно спокоен…»

      – Почему такой хороший метод самооздоровления не получил массового освоения? Найти ответ на этот вопрос для нас было научной задачей, – рассказывает Александр Александрович. – Главная сложность системы Шульца, которую мы назвали большой методической ошибкой, заключается в том, что тренирующемуся человеку даются рекомендации запоминать наизусть и проговаривать формулы настроя, а потом наблюдать результат расслабления – стараться ощутить, что одна, затем другая рука действительно становятся теплыми и тяжелыми. Затем проговариваются команды расслабления для ног, для частей тела и т. д. Такое переключение внимания в ходе одного получасового аутотренинга происходит десятки раз. И вместо того чтобы затормозить деятельность левого полушария как хранилища слов, текстов, формул, человек, наоборот, его активизирует, чтобы вспомнить текст и последовательность команд. Достигнув минутного расслабления, он вновь и вновь «выскакивает» из спокойного состояния, при работе с очередной частью тела снова напрягает ум, а потом заставляет себя расслабиться. Но разве может водитель одновременно нажимать на газ и на тормоз? Многие месяцами, годами тренировались, так и не достигнув результата.

 Состояние «трех нулей»

      Обнаружив ошибку Шульца, специалисты «Психопедагогики» кардинально изменили рекомендации по проведению настроев. Они отказались от установки на проговаривание аутогенных формул самим тренирующимся. Это делает профессионал-ведущий, чей голос записан на диске. Впрочем, такую роль может взять на себя и любой желающий, надиктовав на магнитофон текст аутогенной тренировки (такой 37-минутный текст опубликован на сайте www.relax-cd.ru, там же представлены фрагменты профессиональной записи двух аутогенных тренировок – № 1 «Расслабление и релаксация» и № 2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу»). Слушая команды, человек получает возможность, не отвлекаясь,  автоматически следовать им, и уже с первого сеанса, достигать более глубокого расслабления. Процесс обучения здесь просто отпал, и заниматься аутотренингом стало легко и приятно.

      Но новизна методики Табидзе и Вострикова заключается не только в этом. Они существенно дополнили  аутогенную тренировку Шульца по содержанию. Их словесные формулы нацеливают не только на мышечное расслабление, но и на успокоение эмоций и на торможение  непроизвольной  умственной деятельности.

      – Мы назвали это состоянием «трех нулей» – телесного, эмоционального и умственного, – рассказывает Александр Александрович. – Кроме того, следуя тексту нашего аутотренинга, человек обычно не засыпает. Он находится в специально вырабатываемом устойчивом релаксационном состоянии «внутренней тишины», когда «тело спит, а сознание бодрствует». Именно в таком состоянии лучше всего восстанавливаются силы, организм настраивается на самоисцеление.

      Эффективность новой методики аутогенного тренинга подтверждена в ходе многих апробаций и проверок на тысячах слушателей. Центр восстановительной медицины Министерства здравоохранения в 2003 году рекомендовал ее для массового распространения. И те, кто воспользовался методикой, купив диск, убедились, что это действительно удобный и надежный инструмент быстрого восстановления сил и оздоровления.

      Приведу только два коротких отзыва. «В конце рабочего дня в своем кабинете прослушиваю аутогенную тренировку и через полчаса отправляюсь домой энергичной и бодрой, а не выжатой и раздраженной, как это бывает у многих». (В.Дмитриева, педагог, Пермь).

«Когда волнуюсь – сразу подскакивает давление. А прослушаю аутогенную тренировку – и оно снижается на 20-30 единиц». (Л.Сумарокова, пенсионерка, Тула).

Настрой как элемент культуры

      Из всего сказанного понятно: чтобы предупредить психосоматические расстройства, нужно регулярно освобождаться от излишнего психического напряжения.

      – У нас с детства сформирован навык гигиены тела, который всякий культурный человек поддерживает автоматически: принимает душ, чистит зубы, моет руки перед едой – говорит А.А.Табидзе. – Но постоянно смывать «психическую грязь», освобождаться от эмоциональной усталости и раздражительности не менее важно! И если средствами гигиены являются чистая вода, мыло, зубная щетка, то одним из главных инструментов психогигиены является аутогенная тренировка. Надо воспитывать навык гигиены душевного состояния как обязательный элемент современной культуры. Я уверен, что умение поддерживать внутреннее равновесие сегодня не менее важно, чем умение читать и писать. И хотя важность такого систематического аутотренинга многими еще не осознана, в обществе уже растет потребность в стрессоустойчивых людях – достаточно ознакомиться с требованиями, которые предъявляют к своим сотрудникам престижные компании. А для людей, чья работа связана с опасностью, каждодневная аутогенная тренировка вообще незаменима.

      Попробуйте в течение 2-3 месяцев ежедневно или хотя бы через день прослушивать  тексты, записанные Центром «Психопедагогика», и привычка к аутотренингу появится. Она придет вместе с чувством удовлетворения по поводу того, что вы стали спокойнее реагировать на конфликты, меньше болеть и уставать, успешнее работать. Каждый диск имеет книжку-буклет с инструкцией и ответами на частые вопросы.

      Для занятий надо найти место, где бы вас никто не беспокоил 30-40 минут. Отключите телефон, сядьте в кресло или на стул, прислонившись затылком к стене. Наденьте наушники и включите аудиозапись. Можно и прилечь, но в этом случае вас может одолеть сон. Для целей, которые преследует аутотренинг это нежелательно. Но даже если вы заснете, то за 35 минут отдохнете так, как за 3-4 часа полноценного сна.        У Вас могут появиться вопросы, поэтому в каждый диск вложен буклет с инструкцией и ответами на часто задаваемые вопросы.

      В конце беседы у меня не было никаких сомнений в пользе аутотренинга по методу Табидзе - Вострикова. Остался лишь один вопрос к профессору. Даже не вопрос, а сетование:

– Как же нам, вечно занятым, спешащим людям, выкроить эти полчаса в тишине?

На что Александр Александрович заметил:

– Кто хочет быть здоровым и успешным – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины. Сам я всегда нахожу время и место прослушать аутотренинг. Научиться плавать можно, только войдя в воду. И научиться быть здоровым тоже в  силах каждого, только надо этим, наконец-то, заняться...

 

 * назад к списку Наши публикации

relax-cd.ru

Текст Аутогенной Тренировки № 2

АТ-2

ТЕКСТ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ № 2 "УРАВНОВЕШЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ"дан для ознакомления.

Вы можете этот текст наговорить и записать сами.Однако, если нужна высокая эффективность и хорошие результаты, то желательно пользоваться профессиональными аудиозаписями. 

ЗАКАЖИТЕ СЕЙЧАС Аутогенную Тренировку № 2 НА CD !

Дорогие друзья!

Этот сеанс прослушивается после неоднократной отработки первого сеанса «Расслабление и релаксация». Настоящее занятие поможет вам сформировать качества спокойного, уравновешенного, уверенного в себе человека, поможет приобрести эмоциональную устойчивость, которая является главной защитой от психосоматических заболеваний.

А теперь отключили телефон. Сели удобнее на стуле или расположились полулёжа в кресле или на диване. Спокойно и мягко положили руки на колени. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях. По мере того, как вы сейчас настраиваетесь на мой голос, события дня, звуки, постепенно отступают в сторону, и вы погружаетесь во внутренний мир, мир телесных ощущений, образных представлений, эмоций, чувств.

По завершению сеанса вы откроете глаза. Голова будет чистой, свежей, ясной, а всё тело отдохнувшим. А сейчас Вы начинаете расслабляться. Дыхание ровное, спокойное, незаметное. Дышится легко, спокойно и приятно. Прочувствуйте, как с каждым вдохом тело становится несколько легче и вместе с этим всё больше и больше расслабляется.

Внимание переносится на ноги. Расслабляется правая нога от кончиков пальцев до бедра. Хорошо. Левая нога от кончиков пальцев до бедра. Хорошо.

Расслабляются мышцы живота, поясницы, груди, спины.

Расслабляется правая рука от кончиков пальцев до плеча. Левая рука от кончиков пальцев до плеча.

Со временем вы можете заметить, как ваши правая нога, левая нога, правая рука, левая рука, туловище становятся всё более лёгкими, и, как бы, исчезают из ощущений.

Внимание переносится на лицо. Мышцы лица расслабляются. Выражение лица становится умиротворённым, как у спящего человека. Приятное расслабление разливается по всему телу с ног до головы. Хорошо.

По мере расслабления тела чувство приятного покоя ещё сильнее охватывает вас. Насладитесь этим приятным состоянием покоя души. Хорошо. Тело засыпает и вместе с этим постепенно возникает удивительно приятное ощущение безмолвия ума и внутренней тишины, отстранённости, отрешённости сознания. Расслабление тела, покой души, безмолвие ума, отстранённость сознания. Волевым усилием вы легко преодолеваете сонливость. Тело спит, а сознание бодрствует.

Лёгкость, невесомость, чудесный полёт. Тело спит, а сознание бодрствует.

Укороченная

Аутогенная

Тренировка

№1

А теперь, в качестве первого упражнения, представьте и прочувствуйте, как хорошо, приятно и даже выгодно быть спокойным, уравновешенным в любой ситуации, уверенным в своих силах человеком. Представьте, что вы именно такой человек. Сейчас, и это очень важно, вы можете отметить про себя, что в этом состоянии расслабления и релаксации вас практически невозможно обидеть,  или унизить, или оскорбить. Или вызвать негативные реакции раздражения, негодования, мстительной агрессии, душевного страдания. Сейчас вы выше этих негативных реакций. Какие бы неприятности сейчас с вами не происходили, они вас не задевают. И вы сохраняете трезвый ум и спокойное сердце.

Учёные-психологи установили, что негативные реакции и негативные переживания вызваны только способностью возбуждённого ума так привычно реагировать на нежелательные события. И приводя ум в равновесие с помощью настоящих занятий, эта способность к отрицательному реагированию постепенно снижается и ослабевает. Прочувствуйте вновь насколько вы спокойный, уравновешенный, уверенный в себе человек в этом расслабленном состоянии. Вы спокойны и невозмутимы. Хорошо.

Упражнение

1

В качестве второго упражнения представьте себе человека, который был бы для вас примером для подражания. Это может быть ваш близкий, знакомый, литературный или экранный герой, или собирательный образ. Ярко представьте этот образ. Представьте, как он спокойно говорит, как уверенно двигается, доброжелательно улыбается. А теперь попытайтесь вжиться в этот образ, в этого человека. Стать им. Его тело, руки, ноги, туловище, голова становятся Вашим телом. С каждым днём вы всё лучше и лучше сливаетесь с этим образом. С каждым занятием у вас всё более спокойная походка, уверенные движения, ясные внимательные глаза, выразительный голос, лёгкая приветливая улыбка. Ещё раз вживитесь в этот образ. Прочувствуйте, насколько он вам становится удобным. Хорошо.

Упражнение

2

А сейчас в качестве третьего упражнения вспомните себя в какой-либо сложной и неприятной для себя ситуации со своими родными, друзьями или знакомыми. В ситуации дома, на работе, на улице. Когда вы испытывали стресс, теряли самообладание, обиделись. Примите пока эту ситуацию. Признайте её. Это ведь реальность. Подобная ситуация опять может случиться в вашем ближайшем будущем. И в этой ситуации вам хотелось бы  изменить поведение, поступить по-другому. Спокойнее. Без мешающего волнения. Благоразумнее. Мудрее. Представьте сейчас в своём воображении, что такая ситуация опять возникла. Представьте  в подробностях внешнюю обстановку, подробнее своего собеседника: как он одет, выражение его лица, жестикуляцию, голос. И теперь, как бы со стороны, как бы на экране вы видите своё спокойное лицо, расслабленные руки. Ощущаете свой спокойный голос. Чувствуете отсутствие внутреннего напряжения.  Здесь вы также замечаете, что легко контролируете себя и ситуацию. Вам нравится этот новый сценарий, этот новый опыт, эта новая манера поведения. Ещё раз просмотрите в воображении этот сценарий. Хорошо. С каждым днём этот опыт всё сильнее закрепляется в вас, и вы всё больше и больше нравитесь себе и окружающим. У вас всегда спокойная походка, уверенные движения, ясные внимательные глаза, выразительный голос, лёгкая, приветливая улыбка и хорошее настроение.

Упражнение

3

Путешествие во внутренний мир продолжается.

А теперь вообразите тёплый солнечный день. Вы слышите шелест листвы, пение птиц. Вы идёте по опушке леса. Вокруг вас молодые, стойкие, устойчивые, крепкие деревья. Здесь и берёзка, и ель, и дуб, и многие другие породы. Ваш взгляд останавливается на одном из этих деревьев. Возможно, у вас возникает желание прикоснуться к нему. Прикоснуться к его тёплой коре, обнять ствол этого стройного прекрасного дерева. Представьте, как вы сливаетесь с этим деревом. Ваши ноги становятся корнями этого дерева, они как бы крепко вросли в землю.

Представьте, ваше туловище - это ствол выбранного вами стройного, устойчивого, крепкого дерева. Руки – ветви, пальцы – листья. С каждым вдохом живительные соки матери-земли мягко струятся через корни – ступни ног по вашему туловищу – стволу, наполняя вас жизненной силой. С каждым вдохом эта энергия приятным теплом постепенно разливается по всему телу. Ощущение стройности, устойчивости, наполняют вас уверенностью и покоем.

Итак, путешествие по лесу завершается.

Упражнение

«стройное

устойчивое

дерево»

Всё, что показалось вам важным во время этого сеанса, отложилось в вашем сознании. Аналогично тому, как настойчивый спортсмен с помощью ежедневных тренировок постепенно набирается силы и выносливости своих физических качеств, так и с помощью настоящих занятий, тренируя в воображении опыт достойного и успешного поведения, достигаются уверенность и эмоциональная устойчивость ваших  душевных качеств.

Аутогенная тренировка завершена. Возвращаемся в исходное состояние.

Вы прекрасно отдохнули. Накопили сил. Зарядились энергией.

Глаза открываются. Улыбнулись. Сжали руки. Сделали глубокий вдох и сладко потянулись. Ежедневные занятия в течение 2-3 месяцев значительно оздоровят вас, сформируют положительные качества, помогут преодолевать трудности.

Сеанс закончен. Встали. Помассировали шею. Слегка попрыгали. И начали активный танец. До свидания. До следующей встречи.

Выход

и

активизация

ЗАКАЗАТЬ АУТОГЕННУЮ ТРЕНИРОВКУ № 2 НА КОМПАКТ-ДИСКЕ   МОЖНО ЗДЕСЬ

 

relax-cd.ru

Текст Аутогенной Тренировки № 1

АТ-1 Приведен для ознакомления.

Вы можете этот текст наговорить и записать сами.Однако, если нужна высокая эффективность и хорошие результаты, то желательно пользоваться профессиональными аудиозаписями.

ЗАКАЖИТЕ СЕЙЧАС АУТОГЕННУЮ ТРЕНИРОВКУ № 1 НА CD 

Дорогие друзья!

Вы слушаете обучающий сеанс расслабления и релаксации. Учёные-психологи установили, что нахождение в течение нескольких минут в этом расслабленном релаксационном состоянии способствует снятию усталости, восстановлению сил, оздоровлению и раскрытию творческого потенциала.

Выберите себе место, где Вас никто не смог бы отвлечь от путешествия во внутренний мир. Попросите, чтобы вас не беспокоили в течение 30-40 минут. Отключите телефон.

А теперь сели удобнее на стуле, или расположились полулёжа в кресле или на диване. Спокойно и мягко положили руки на колени. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях. Почувствовали, насколько удобно расположились Ваша правая нога, левая нога, правая рука, левая рука, туловище, голова. При необходимости расположились ещё удобнее. Вы можете отметить, что в таком удобном положении легко расслабляться. По завершению занятий Вы откроете глаза. Голова будет чистой, свежей, ясной, а всё тело отдохнувшим.

По мере того, как Вы сейчас настраиваетесь на мой голос - события дня, внешние шумы, звуки постепенно отступают в сторону,  и Вы погружаетесь во внутренний мир; мир телесных ощущений, образных представлений, эмоций, чувств. Дыхание ровное, спокойное, незаметное.

Дышится легко, спокойно и приятно. Прочувствуйте, как с каждым выдохом тело становится несколько легче. И вместе с этим всё больше и больше расслабляется.

Сейчас Вы также осознаёте, что в любую минуту способны, если возникнет желание или необходимость, остановить занятие и выйти из этого состояния. 

П

о

д

г

о

т

о

в

к

а

Начинаем расслабление с ног. Сосредоточили внимание на правой ноге. Расслабляется стопа, голень, бедро. А теперь внимание переносится на левую ногу. Расслабляется стопа, голень, бедро. Приятная волна покоя и тепла начинают охватывать обе ноги.

Внимание переносится выше. Расслабляются мышцы живота, поясницы, груди, спины. Хорошо.

А теперь сосредоточились на правой руке. Расслабляется большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец.  Расслабляется ладонь правой руки, предплечье, плечо. А теперь сосредоточились на левой руке. Расслабляется большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Расслабляется ладонь, предплечье, плечо. Со временем Вы можете заметить, что правая и левая руки становятся лёгкими, невесомыми и, как бы, исчезают из ощущений.

А теперь сосредоточились на лице. Все мышцы лица расслабляются. Разглаживается кожа лба, расслабляются уголки глаз, замирает движение век. Расслабляются жевательные мышцы, губы, подбородок. Подбородок слегка отвисает. Выражение лица становится умиротворённым, как у спящего человека.

Но вы не засыпаете. Приятное расслабление разливается по всему телу с ног до головы. Возникает ощущение, что тело теряет свой вес, как бы погружаясь в тёплую воду. Это и есть состояние расслабления тела. Попробуйте запомнить ощущение этого приятного расслабленного состояния.

 

I этап-расслаблениетела

Сейчас, Вы наверно замечаете, как по мере расслабления тела чувство приятного покоя всё сильнее охватывает Вас. Это тот покой, в который Вы погружаетесь в любимой обстановке: дома, на природе, на отдыхе. Это чувство покоя может быть также связано с приятными моментами в Вашей жизни. И в памяти, возможно, сейчас всплывают эти приятные воспоминания. Насладитесь этим приятным состоянием покоя души. Попытайтесь запомнить ощущение этого комфортного состояния.

IIэтап-успокое-ниеэмоций

По мере достижения состояния расслабления и покоя, Вы можете заметить, как ваши мысли замедляются. Возникают паузы, просветы, промежутки между ними. Время от времени появляются удивительно приятные ощущения безмолвия ума и внутренней тишины. Это подобно тому, как тают, рассеиваются облака, и появляется бескрайнее голубое небо, безбрежная гладь океана, бесконечно заснеженная равнина, чистый лист бумаги.

IIIэтап- безмолвиеума

Ваше тело засыпает. А сознание остаётся

активным, ясным, чистым. Вы как бы здесь и не здесь. Часть сознания как бы отстраняется от тела. Как бы наблюдает за ним со стороны. Это возникает состояние отстранённости, отрешённости сознания. Вы ничего не ожидаете, не желаете. А только наслаждаетесь этим необыкновенным внутренним комфортом и всё глубже и глубже погружаетесь в это необыкновенное, удивительное, чудесное, неповторимое, фантастическое состояние, в котором всё возможно. В этом состоянии вы, как бы превращаетесь в бестелесное эфемерное существо, волшебным образом способное в мгновение ока преодолевать любые расстояния, перемещаться в любое пространство, проникать в любое время, создавать любые ситуации. Пройдём ещё раз через этапы погружения во внутренний мир. Звучат соответствующие слова, способствующие приятному достижению этого особого релаксационного состояния: расслабление тела, покой души, безмолвие ума, отстранённость сознания.

Волевым усилием вы легко преодолеваете сонливость. Тело спит, а сознание бодрствует. Это и есть состояние релаксации. Прочувствовали. И постарались сохранить в памяти это приятное состояние релаксации. Хорошо.

IVэтап-устойчи-востьясногосознания

Пребывая в этом комфортном состоянии, Вы начинаете понимать, что можете самостоятельно научиться достигать этого состояния снова и снова. И потом, когда Вы захотите, Вам только стоит поудобнее расположиться, положить руки на колени и снова разрешить себе обрести ощущение расслабления, покоя, безмолвия и отстранённости. И снова отправиться в чудесное внутренне путешествие.

Например, это может быть путешествие в тёплый солнечный день.

Представьте, голубое безоблачное небо. Высоко парящая птица. И хочется стать частью этого парения. Лёгкость. Невесомость. Чудесный полёт. Хорошо. Насладитесь ощущением этого чудесного полёта. При этом возможно, вы наблюдаете проплывающие под Вами заснеженные горные вершины, просторы океана, чудесные картины природы. Лёгкость, невесомость, чудесный полёт. Замечательно. Полёт завершается.

А теперь вообразите: Вы идёте по лесной горной тропинке. Свежий ветерок ласкает лицо. Вы слышите шелест листвы, пение птиц, журчание ручья. От этого ручья веет свежестью. Это источник приятной, серебристой, живительной энергии. Возможно, у Вас возникает желание очиститься, промыться этой энергией. Представьте, как с каждым вдохом приятная энергия ручейка проникает в Ваше тело, заполняя каждую его пору, каждую его клеточку. Вы с радостью поглощаете эту энергию. Она омывает, очищает Вас. С каждым выдохом отработанная энергия покидает Ваше тело. Почувствуйте, как постепенно в такт с дыханием тело наливается свежестью, здоровьем, бодростью, жизненной силой. Замечательно. Итак, прогулка по лесу завершается.

 

Примеры: 

полётнадоблаками

прогулкаполесу

Аналогично тому, как настойчивый спортсмен с помощью ежедневных тренировок постепенно набирается силы и выносливости своих физических качеств, так и с помощью настоящих занятий достигаются сила и устойчивость Ваших душевных качеств. С каждым занятием состояние расслабления и релаксации достигается быстрее, становится глубже, комфортнее, устойчивее.

Аутогенная тренировка завершается. Возвращаемся в исходное состояние. Вы прекрасно отдохнули. Накопили сил. Зарядились энергией. Глаза открываются. Улыбнулись. Сжали руки. Сделали глубокий вдох и сладко потянулись. Ежедневные занятия в течение двух-трёх месяцев оздоровят Вас, сформируют положительные качества, помогут преодолевать трудности.

Сеанс закончен. Встали. Помассировали шею. Слегка попрыгали. И начали активный танец. До свидания! До следующей встречи!

Выход 

из 

состояния

и

активи-

зация

relax-cd.ru

Статья А.А. Табидзе "Музыка лечит"

Музыка лечит

Журнал "60 лет - не возраст!" , № 3 (март) 2013 г., с. 28-32(приложение к журналу "Будь здоров!")

Александр Табидзе,исполнительный директор Ассоциациимузыкальных психологов и психотерапевтов России.

Автор этой статьи, доктор физикоматематическихнаук, профессор А.А.Табидзе, в конце 60х играл в одномиз лучших в нашей стране студенческих вокальноинструментальных коллективов – «Бригантине».С годами увлечение музыкой не только не прошло,а наоборот, вдохновило его на серьёзные исследования еёцелительного воздействия на организм человека.В результате он разработал ряд эффективных психотерапевтических программ с использованием музыки.

Тридцать минут удовольствия для здоровья     В нашем организме есть всё, что способствует его исцелению, и надо только научиться включать эти механизмы в действие. Современная медицинская наука пришла к выводу: гормоны здоровья – гормоны удовольствия и спокойствия – активно вырабатываются нашей эндокринной системой под воздействием позитивных эмоций. По мнению исследователей, человеку требуется ежедневно не менее 30-40 минут находиться в благоприятном психоэмоциональном состоянии, чтобы выработать суточную норму гормонов здоровья.Что может быть проще и приятнее, чем использование музыки в качестве средства, «включающего» внутреннюю «фабрику»по выработке полезных гормонов? Но на это способна лишь определённая музыка – гармоничная, успокаивающая, пробуждающая в человеке приятные ощущения.И такая рекомендация – не просто позитивная психоэмоциональная установка.

Сигналы здоровья в генетической памятиСлова «гормоны» и «гармония» не случайно так созвучны – близость этих понятий можно объяснить с научных позиций.С первобытных времён в наш организм встроена жёсткая генетическая программа, согласно которой те или иные звуковые сигналы из внешней среды автоматически запускают каскад соответствующих биохимических реакций. Эти сигналы оцениваются или как звуки тревоги и опасности, или как звуки благополучия и безопасности. Как было доказано И.П.Павловым в знаменитом эксперименте по исследованию рефлекторной реакции живого организма, звуковые сигналы опасности сопровождаются продуцированием гормонов стресса (в том числе адреналина и кортизола), побуждающих человека к совершению активных действий. А если звучат сигналы безопасности и благополучия(пение птиц, журчание ручья, шуршание волн), так же автоматически, на подсознательном уровне, вырабатываются гормоныудовольствия и спокойствия (эндорфины, эстрогены, андрогены), способствующие расслаблению.Именно эти гормоны удовольствия и являются той внутренней аптекой, теми естественными катализаторами ощущения радости, благополучия и молодости, которые вызывают блеск в глазах, придают женщинам особое очарование и притягательность,а мужчинам – стать и уверенность в своих силах. Эти качествапритяжения и эмпатии, это ощущение внутренней гармонии испокойствия невозможно заменить никакой пластической операцией.

Лучшее из мировой сокровищницыОстаётся лишь правильно подобрать те звуковые сигналы, которые способны стать нашей внутренней аптекой. Читателю на этоне нужно тратить никаких усилий – специалистами по музыкотерапии уже отобраны лучшие произведения из сокровищницымировой музыкальной культуры. Фирмой «Целебная музыка», которую я консультирую в качестве музыкотерапевта, они записаны на 60 дисках.

Кроме музыкотерапевтических программ, включающих звучание всевозможных инструментов, произведения разных композиторов, в нашей фонотеке представлены сборники с целебными звуками природы, а также аутогенные тренировки -медитации с голосом ведущего - психотерапевта.

Из этого разнообразия каждый сможет подобрать для себя то,что найдёт отклик в его сердце, вызовет волну позитивных эмоций.Оздоровительное действие наших музыкотерапевтическихпрограмм подтверждено многочисленными клиническими исследованиями на больших группах людей, и наши программы были рекомендованы Центром восстановительной медицины Министерства здравоохранения РФ к массовому использованию.

Как правильно слушать музыкуСуществуют два основных режима прослушивания музыкотерапевтических программ.В первом, фоновом, режиме вы включае!те музыкальный центр на несколько часов или на целый день, и чуть слышное звучание приятных звуков природы или мелодийсопровождает вашу деятельность – домашнюю работу, чтение, занятия с детьми, учёбу и прочее. Во втором, личном, режиме прослушивания вы, сидя в кресле, надев наушники и закрыв глаза, в течение 30-40 минут погружаетесь в атмосферу приятного звучания выбранного диска.

Разумеется, слушать понравившуюся музыку нужно регулярно, стараясь выделять для этого хотя бы по полчаса в день. Может, кому-то покажется это трудным, но я напомню, что поддерживать ежедневную психогигиену организма так же важно,как и ежедневную гигиену тела. Разница лишь в том, что ежедневная чистказубов и водные процедуры для любого человека стали привычными, а необходимость постоянно смывать «психическую грязь»,освобождаться от эмоционального напряжения нами пока не осознана и не привычна. Но я уверен, что это должно стать обязательным элементом культуры современного человека!

Хотел бы обратить ваше внимание на главный секрет. Один мудрец сказал: «Наслаждайся внутренним покоем, и болезни оставят тебя в покое». Здесь слово наслаждение является ключевым.Выбирайте самую приятную для себя музыку, обращайте внима!ние на то, насколько сильно вам нравятся прослушиваемые мело!дии, насколько комфортным становится ваше состояние в этотмомент. Если немного вздремнёте – тоже хорошо.Поль Мориа против гипертонииВ результате многолетних исследований мною были разработаны рекомендации по прослушиванию дисков фирмы «Целебная музыка» для профилактики и ускорения лечения различных заболеваний. Приведу некоторые из них.

Вегетососудистая дистония и гипертоническая болезнь: диски «Соловьиная роща», «Весенний ручей», «Оркестр Поля Мориа», «Гитара Френсиса Гойи», аутогенная тренировка №2;

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки: «Целебное пение птиц», «Любовь дельфина», сборник«Звуки природы», «Золотой аккордеон», «Испанская гитара», «Ор!кестр Джеймса Ласта», аутогенная тренировка №1;

Ишемическая болезнь сердца: «Море любви», «Желания сердца», «Магический кларнет», «Саксофон и морской прибой»,«Звуки природы и чудесная музыка»;

Бронхиальная астма: «Прогулка по лесу», «Океан любви»,«Дождь и гроза», «Любовь дельфина», «Волшебная флейта Стефа!на Николаи», аутогенная тренировка №1;

Дискинезия желчевыводящих путей: «Гитара Френсиса Гойи», «Любовь дельфина»,«Магический кларнет», «Дельфины и морской прибой»,аутогенная тренировка №2;

Эндокринные расстройства (сахарный диабет, гипертиреоз, ожирение): «Оркестр Джеймса Ласта», «Остров романтики», «Чайная церемония», «Желания сердца», аутогенная тренировка №1;

Сниженный иммунитет, панкреатит, синдром хронической усталости: «Очарованный соловей», «Музыка для сна»,«Остров романтики», «Лесные звуки и классика», аутогенная тренировка №2.

Отзывы благодарных слушателейНемало людей уже ощутили благотворное действие целительныхзвуков природы и гармоничной музыки на своё состояние здоровья. Они звонят, пишут, благодарят, сообщают о своих позитивных результатах. Не могу не привести некоторые отзывы, поступившие на наш сайт.

«Два года назад я случайно приобрела ваши диски. В это время врачи диагностировали у меня гипертиреоз и поставили на учёт. Дальше пошли гипертония, диабет II типа, боли в суставах, бессонница.

Чем больше читала литературы, тем увереннее шла к мысли, что помочь мне может только стабилизациянервно-психического состояния с помощью музыкотерапии.Первый год я занималась ежедневно. И постепенно стала замечать, что мои жизненные силы прибывают. Сегодня я могу немного похвалиться: меня сняли с учёта по гипертиреозу, удаётся удерживать давление в пределах 140/ 90, а уровень сахара – 6-7 единиц (вместо бывших 14), проблем с бессонницей больше нет. И это в мои 72 года!»              (Л.А. Баценина, г. Кимры.)

«В центре реабилитации после инфаркта я слушал этитренировки две недели. Почувствовал значительное улучшениесвоего состояния. Осмелюсь рекомендовать их как лучшие средимною испробованных». (Блогер Logan54.)
«„Соловьиная роща“, „Целебное пение птиц“ – это что-тобесподобное. Как же хорошо! Я сразу оказалась в детстве, на полянев лесу среди цветов и трав. Просто нет слов. Спасибо!» (Вероника, г. Москва.)
«Диск „Музыка для сна“ мне очень понравился. Сейчас практикую эту музыку для лечения своих пациентов. Результаты хорошие». (Наталья Николаевна, врач.)
«Больше года, как я приобрела диск «Море любви», и постоянно прослушиваю его на работе. Благодаря этой музыке, котораяуспокаивает и уравновешивает атмосферу, мне работаетсялегко». (Людмила.)
«Диски „Прогулка по лесу“, „Дельфины и морской прибой“ оченьнравятся моему малышу. Я включаю их ребёнку перед сном. Всемрекомендую – ведь нам в городе не хватает природы». (Ekaterina.)
«Очень сильная штука АТ-1 и очень сильный эффект расслабления тела, эйфории, ясности ума и душевного равновесия после занятия! Жалею, что не попробовал раньше». (Dreame_Oushen.)

Очень приятно, что подобранные нами мелодии помогли этим людям. Хотелось бы, чтобы таких людей стало больше. Найдите и вы, уважаемые читатели, свою музыку, окружите себя, своих детей и близких приятными звуками природы и мелодиями, ичерез некоторое время вы станете значительно здоровее и спокойнее и, возможно, вскоре забудете о болезнях.

ГДЕ ПРОСЛУШАТЬ И ПРИОБРЕСТИ:ВВЦ (м. ВДНХ), павильон №13 «Здоровье»в киосках «Целебная музыка»;ДОМ КНИГИ на Новом Арбате, 8, отдел – диски «Релаксация».

ГДЕ ПРОСЛУШАТЬ И ЗАКАЗАТЬ:на сайте www.relaxcd.ruпо электронной почте [email protected]еlaxcd.ruи телефонам: 8(495)7636230, 8(919)7761043.

relax-cd.ru

1995-А.А. Табидзе "Исцеление творчеством"

Александр Табидзе

Журнал «Будь здоров!», № 3, 1995г.

 

                Московский физик Александр Табидзе, автор ряда научных открытий и, следовательно, человек творческий, решил исследовать процесс творчествакак таковой и создал своеобразную методику. Он убежден, что любой человек может стать творцом, если, конечно, того пожелает. Главное при этом – овладеть«особым творческим состоянием».                Со слушателями семинаров Александра Табидзе происходят удивительные метаморфозы. После двух недель занятий обычные, вполне заурядные люди начинают писать стихи или рисовать, а иные из них кардинально меняют свою судьбу и, к примеру, уходят с научных кафедр, где они были пятым колесом в телеге, и начинают выпекать булочки, делая это вдохновенно, творчески. Самое удивительное в том, что люди, познавшие радость творчества, исцеляются и от многочисленных, порой тяжелых болезней, которые мучили их долгие годы.                Вот что рассказал А. Табидзе нашему обозревателю Т. Абрамовой.

                Состояние творчества присуще любому живому существу. Более того, вся природа находится в состоянии творчества, и творчества непрерывного. Неисчерпаемый творческий потенциал разлит в окружающем  нас мире, и этот потенциал природа, создавая человека, заложила в него как неотъемлемую часть его бытия и развития.                О том, что такое творческое состояние, написано немало книг. Я же связываютворчество, прежде всего с положительными эмоциями. Оно характеризуется комфортностьюсначала на чисто эмоциональном уровне, а затем переходит на уровень физиологический,клеточный. И если человек ощущает себя творцом, он максимально реализуется как личность.                И дело не в том, каким именно творческим процессом увлечен человек. Можнонаслаждаться, вытачивая деталь на станке или сочиняя музыку – и радоваться результатусвоего труда. В данном случае и токарь, и композитор  – творцы, их отличает лишь форма творчества.              Процессу творчества присуща одна закономерность. В состоянии творческого подъёма человек совершенно забывает о своих проблемах, в том числе и о проблемах со здоровьем, даже боль куда-то уходит. В этом состоянии он чувствует себя совершенно здоровым. Болезни как бы обходят его стороной или незаметно покидают.

              Среди творческих личностей много долгожителей. Гиппократ, Платон,Микеланджело, Ньютон, Гёте, Толстой, Вольтер, Чарли Чаплин – этот список можно продолжать и продолжать.

             Особое место в этом ряду я отвожу Альберту Швейцеру, немецкому философу,врачу-миссионеру, композитору, человеку разносторонних талантов. Швейцер всегда подчёркивал, что лучшее лекарство от любой болезни, которая могла бы его поразить, - это то, что он постоянно находится в состоянии творчества. Он как-то сострил, что болезнь стремится побыстрее уйти от него, потому что его организм занят любимым делом и оказывает ей слишком мало гостеприимства.

Если попытаться выразить то, что являлось сутью этого человека,хватит и двух слов – воля и творчество. Он проявлял сверхъестественную работоспособность даже в 90 лет! За обычный день в больнице он успевал выполнять обязанности врача, плотничать, передвигать тяжелые ящики с лекарствами, отвечать на многочисленные письма, уделять время своим рукописям и играть на пианино. И все это делал с огромным удовольствием!«Я не собираюсь умирать, - признался он как-то своим коллегам. – Пока можешь заниматься делами, которые любишь, нет нужды умирать».

Заставляя себя ежедневно делать что-то вопреки своим желаниям, человек подавляет себя. Очень часто болезнь развивается как следствие различных ограничений, которыми человек обставляет свою жизнь. Болезнь становится результатом непрерывной цепи блоков и комплексов, которые нужно постоянно преодолевать.

Только в процессе творчества человек чувствует себя полностью свободным и раскованным, естественным в своих проявлениях.

Замечена удивительная закономерность. В момент творчества все люди испытывают похожие ощущения. Эти ощущения описывали многие великие писатели (Мопассан, Флобер, Толстой, Бернард Шоу) и ученые (Менделеев, Ньютон, Максвелл, Тесла, Сахаров). Во время творческого озарения яркие образные картины будущих произведений словно неожиданно возникали перед их внутренним взором, и им оставалось только записывать их – в стихах ли, в нотах, чертежах.

Иными словами, творческие озарения происходят в каком-то особом состоянии сознания: вдруг на «внутреннем экране» как бы высвечивается чертеж, схема, формула, записанное нотами музыкальное произведение, готовое стихотворение.

Нет, конечно же, никто не отрицает, что создание уникальных творенийи крупные научные открытия сопряжены с колоссальным трудом. Но, тем не менее, открывается очень заманчивая перспектива попытаться самому стать творцом, развить в себе творческие способности. Для этого надо научиться испытывать то, что я называю «особым творческим состоянием сознания».

По моему мнению, у некоторых людей просто не сформирован навык к творческой деятельности. Иными словами, творчеству, как и любой деятельности, нужно учиться. Овладев несложными приёмами, любой человек может достигать «особого творческого состояния», при котором этот процесс только и возможен.Новизна идеи состоит в том, что можно достигать такого состояния, в котором творческое озарение появляется как бы само собой, без мучительных усилий.

Сейчас уже не секрет, что практически все заболевания, кроме имеющих травматический характер, начинаются с нарушений в эмоциональной сфере, а затем охватывают и физические органы. Постоянное перевозбуждение психики, которым страдает современный человек, - это первый и главный тормоз, мешающийраскрытию его творческого потенциала.

А ведь только уравновешиванием собственной психики человек может чудесным образом исцелить себя! Если человек не испытывает отрицательных эмоций, то автоматически проходят депрессия, тревожность, раздражительность, внутренняя неудовлетворенность, его покидает плохое настроение, нервозность,отчаяние, страх. Смотрите, сколько источников, провоцирующих заболевания! Инфаркты миокарда, инсульты, астма, язва желудка – все это в значительноймере результаты перенапряжения психики или её неуравновешенности. Позаботьтесьо своём хорошем расположении духа – и язва пройдет без лекарств и операций!

Чересчур бурные положительные эмоции тоже вредны для организма, если они слишком часто посещают нас. Экстаз, неуёмный восторг… Нет, я говорю именно об уравновешенности психики.

Итак, основой творчества оказывается некое специфическое состояние, когда все получается словно само собой. И наша задача состоит в том, чтобы понять это состояние, ощутить, осознать и изучить его, чтобы потом пользоваться им по своему желанию. Но для этого сам механизм «особого творческого состояния» должен быть закреплен постоянными тренировками.

Первый компонент, необходимый для достижения такого состояния, - мышечный покой. Всем известно, что без расслабления мышц нельзя приступатьк работе со своим сознанием. Но почему это так, не все знают. Когда мышцы не работают, в организме не скапливаются так называемые «яды усталости», то есть соли молочной кислоты. Эти соли не попадают в кровь, а через кровь в мозг – и мозг не чувствует себя усталым.

Поскольку напряжением мышц управляют определенные центры в коре головного мозга, то, когда эти центры отдыхают, то энергия, которая требовалась для управления мышцами, может быть перераспределена на так называемый «центр творчества». Оказывается, такой существует в коре головного мозга, и впервые я узнал о нем из научных трудов ведущего специалиста Санкт-Петербургского Института мозга Натальи Бехтеревой. Наталья Петровна может точно указать, где именно он находится. Кстати, стимулируя центр творчества электрическим током, можно активизировать творческие способности человека, хотя в этом лично мне видится некий элемент насилия над личностью.

Итак, кроме мышечного покоя для вхождения в «особое творческое состояние» обязательно эмоциональное бесстрастие. Эмоции управляют человеком, даже когда он спит.  Поэтому достижение эмоционального покоя – наиболее сложная часть работы, но самая необходимая. Вы, наверное, замечали, что, когда вы расстроены, вы не в состоянии производить даже самую простую мыслительную работу, не говоря уже о творчестве.  Какое там, все валится из рук! Но и в чересчур радостном состоянии, момент эйфории человек также не способен адекватно реагировать на ситуации, в том числе заниматься творчеством.

В современном обществе уравновешенных людей очень мало. Поэтому по-настоящему творческих людей тоже немного. Как правило, на любой внешний или внутренний раздражитель человек реагирует, прежде всего, эмоционально. Эта эмоциональная окраска мешает адекватно реагировать на событие. Необходимо научиться успокаивать свои эмоции. Тогда мыслительный процесс протекает свободно и легко.

Однако нам, следуя нашей методике, нужно добиться и такого состояния, при котором останавливается движение мысли. На первый взгляд, это звучит странно,но нам требуется успокоить наши мысли, затормозить, а затем прекратить мыслительный процесс, и это несмотря на то, что мы ведем речь о процессе творчества. Какое творчество без мыслительных действий? Тем не менее, очень важно добиваться состояния внутренней тишины, прозрачности, остановки любых мыслей. Каждый раз, занимаясь по этой методике,нужно продлевать «состояние безмыслия». Поначалу мы должны добиваться того, чтобы хоть одну минуту ни о чем не думать. Вы полагаете это просто? На самом деле, в эту одну минуту могут появляться короткие обрывочные мысли. Их не надо гнать усилием воли, надо просто замереть и ждать.

Каждый помнит наиболее приятные моменты своей жизни … Например, летний вечер в лесу на опушке. Тепло, садится солнце, стихает ветер. Блаженное состояние… и в какой-то момент вы проваливаетесь в небытие. Всего на несколько секунд. Но в эти мгновения вы не двигались, никакие эмоции вами не владели, и вы ни о чем не думали! Если мы научимся создавать в себе и продлевать это состояние, то это как раз то, к чему мы стремимся.

Тренируясь, вы сможете вызывать состояние «внутренней тишины» по своему желанию – это и есть основная база для решения любой творческой задачи.

Каждый день в определенное время вы можете сесть в удобном месте, поставить спокойную медитативную музыку и сначала научиться расслаблять мышцы, затем успокаивать эмоции и, наконец, учиться ни о чем не думать. Только не ложитесь, потому что лежа вы быстро заснете. Через 10-15 дней вы научитесь хотя бы несколько минут удерживать это состояние. И тогда происходит чудо! Возникает удивительное состояние, когда как бы «выключается биологическая сфера человека, он начинает представлять собой чистое сознание, функционировать вне зависимости от своей  биологической природы. Работу этого разума я и называю «особым творческим состоянием сознания». Каждый человек от природы сориентирован на какой-либо тип творческой деятельности, но часто его потенциальные возможностине могут реализоваться по самым разным причинам.

Достигая особого творческого состояния сознания», человек начинает понимать, в чем его предназначение на этой земле, и в дальнейшем действует согласно этому предназначению: одни начинают писать стихи, другие слышать и записывать музыку, третьи берут в руки карандаш или кисти, четвертые впервые видят яркие картины сложных математических уравнений.

Одна моя слушательница, инженер из конструкторского бюро каждый деньчертила свои чертежи, не получая от этого никакого удовольствия. Научившись входить в «особое творческое состояние», вдруг очень ярко увидела себя замешивающей тесто и выпекающей чудесные ароматные булочки. Она ощущала аромат этих булочек, доводящий до головокружения, наслаждалась, погружая руки в свежее теплое тесто, чувствовала его, словно ребенка. С удовольствием «наблюдала», как она сама предлагает людям булочки и как радуются они, знакомые и незнакомые, удивляются их великолепному вкусу и аромату.

А надо сказать, что эта женщина печь совсем не умела, ну разве что простые оладушки на кефире из блинной муки. И похожие картины она стала видеть так часто и так ейнелюбимой работы и стала печь булочки и пирожки,а затем открыла свою собственную пекарню и булочную.Она счастлива теперь. Кстати, и думать забыла о тех болезнях, с которыми обратилась ко мне.

Все то, о чем я говорю, у нас пока широко не используется, и никто этим всерьёз не занимается. Люди страдают от того, что занимаются никому не нужным делом, не могут понять, для чего они на этот свет появились, болеют и не знают путей исцеления, мучаются от того, что их не пронимают в семье или в обществе. Потому что их с детства не научили пользоваться своими собственными возможностями

                В нашем Центре практического человекознания мы предлагаем методикудостижения «особого творческого состояния». Ею могут овладеть все люди (и дети тоже). Это педагогика будущего, когда, овладев «особым творческим состояние», человек сможетрешать любые поставленные перед ним задачи. У многих людей в «особом творческом состоянии», возникают и такие явления, как телепатия, телекинез, ясновидение, но главное,что человек начинает понимать те сложнейшие процессы, которые происходят вокруг него вокружающем мире.

Ну и наконец, в «особом творческом состоянии» человек великолепно отдыхает. Он умеетперед вхождением в состояние программировать его – к примеру, сесть и заснуть на 10минут.

И за 10 минут он отдохнет так, как будто три часа проспал. В этом состоянии программируется хорошее самочувствие, а это ведет к тому, что психика человекастановится очень устойчивой.А если психика здорова, то и физически он будет здоровым. Это аксиома. Что опять жечрезвычайно важно для наших детей.

В прошлом году (1994) состоялся съезд психологов, и там были обнародованы официальныеданные: 45 % наших детей отстают в своем психическом развитии от нормы. А 27 %  - вообще психически больны. Эта методика способна им помочь.

С помощью методики можно уйти от любых стрессовых состояний, и научиться … любви! Люди как-то стесняются проявлять свою расположенность к другому человеку, не умеют наслаждаться этим чувством. На самом деле любовь – это высокотворческое состояние,доступное далеко не каждому. Вы сможете научиться любить и раскрывать свое сердце длялюбви, навсегда уходя от одиночества. Вы будете испытывать чувство радости от того, чтопросто живёте.

Иными словами, какую область человеческой деятельности вы ни возьмёте, вы сможете так трансформировать её, чтобы испытывать только положительные эмоции от самого процессажизни – то есть заниматься настоящим, истинным жизнетворчеством.

 

Комментарий нашего обозревателяТатьяны Борисовны Абрамовой

Признаюсь честно, покоренная страстным монологом Александра Александровича Табидзе и почти убеждённая им, я тем не менее захотела встретиться с некоторыми из тех людей, которые, как они утверждают, научились входить в «особое творческое состояние».

Педагог-психолог Татьяна Рудольфовна Кулиш: «Научившись входить на занятиях А. Табидзе в «ОТС» (так это у нас называлось), я стала заниматься дома. Основной моей задачей было уйти от постоянного состояния разбитости, усталости, нервозности. Такую установку даю себе каждый день перед занятием. Теперь чувствую себя отлично: я сотворила себя новую – юную, веселую, здоровую. Сплю по три – четыре часа в сутки, ощущаю себя бодрой, словно на крыльях летаю…  Коллеги удивляются и говорят, что со мной рядом чувствуют себя успокоенными, уравновешенными и отрицательные эмоции куда-то исчезают».

Инженер Римма Ивановна Демчук: «К Табидзе я попала в очень тяжелый для меня момент, когда уже не хотелось жить из-за множества проблем и болезней. Вообще-то жизнь меня никогда не баловала. Десять лет я работала на Курильских островах,и что только мне не пришлось вынести! Попала в цунами на море, в 11-бальный шторм.Заблудилась в пургу, нашли меня на третьи сутки пограничные собаки. Пережила страшную авиакатастрофу, когда из 75 пассажиров нас осталось в живыхдевять человек.  У меня были переломаны все кости, и после семи операций я четыре годапровела в гипсе. Мне кажется, что каждую минуту своей жизни я боролась со смертью.И, работая по методике А. Табидзе, я действительно давала себе установку – выжить.

Александр Александрович оказался единственным человеком, который сумел подобрать ключ к моему душевному состоянию. На его занятиях я освободила свое мышление от груза неверия в собственные психические способности. Работая над собой ежедневно, я почувствовала, что исчезла тревога, нервное напряжение,ушли боли, наступил глубокий спокойный сон. И новое мироощущение привело меня к тому, что я стала писать стихи. Они стали приходить ко мне днем и ночью, и это были стихи о счастье».

 

 *К списку Наши публикации

 

 

 

relax-cd.ru