Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки. Структура спортивной тренировки


Структура спортивной тренировки

Спортивная тренировка – непрерывный, многолетний процесс, в ходе которого происходит становление спорт­смена. От новичка и до мастера гимнасты совершен­ствуют свою подготовленность. Это требует рационально­го построения тренировки и ее структуры. В литературе выделяют микро-, мезо- и макроциклы.

Микроциклом называют серию занятий, проводимых в течение нескольких дней. Наиболее распространенным является недельный цикл, в течение которого проводится от 3–4 (с начинающими спортсменами) до 5–15 за­нятий (гимнасты старших разрядов, мастера спорта).

Основой микроцикла является учебно-тренировочное занятие. Оно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Занятие продолжается 2–3 ч, в зависимости от квалификации спортсменов и пери­ода тренировки.

Подготовительная часть (разминка) направ­лена на организацию занимающихся, подготовку их к вы­полнению значительной работы («разо­гре­ва­ние»), развитие физических качеств, особенно гибкости, совершенствова­ние навыков в хореографии, выполнение доскоков и точ­ных положений.

Точность движений и гибкость лучше всего развиваются выполнением стоек, равновесий, упражнений на гимна­стической стенке с опорой руками и ногами. Хореографи­ческие движения, элементы танца включаются в каждую разминку. Это способствует воспитанию выразительности, пластики. Такие элементы, как равновесия на одной ноге, стойки, гимнасты повторяют многократно, выдерживая их по 3 и более секунд. Исследования показали важность уп­ражнений, совершенствующих доскок со снаряда, для этого выполняют прыжки вверх, приземления, прыжки с поворотами на 180° и 360° с небольшого возвышения. В конце подготовительной части гимнастам предоставляет­ся время для индивидуальной разминки, необходимой для самостоятельной подготовки.

Основная часть предусматривает овладение тех­никой гимнастических элементов, развитие физических и психических качеств. В течение основной части гимнасты выполняют упражнения, как правило, на всех шести видах многоборья. При этом один день тренировки проводится по обязательной, другой – по произвольной програм­ме. При тренировке в отдельных видах должна соблю­даться определенная последовательность: необхо­димо подготовить инвентарь, установить нужную высоту (прыжки), ширину (брусья, конь) снаряда, проверить на­кладки, магнезию и т.п. Два-три подхода дается на опро­бование, а затем начинается тренировка. В вольных уп­ражнениях сначала делают акробатические прыжки, а за­тем – соединения и комбинации. На коне отрабатываются махи, скрещения; на кольцах – размахивания и подъ­емы. Для прыжков размечается разбег и точно устанавливается мостик; для выполнения упражнений на брусьях – устанавливается их ширина; перед работой на перекладине тщательно готовятся накладки.

Больше времени в основной части уделяется выполне­нию комбинаций по обязательной и произвольной про­граммам.

Заключительная часть завершает занятия, ор­ганизм приводится в относительно спокойное состояние, дается оценка проведенной тренировке, намечаются зада­чи для дальнейшей работы.

Учебно-тренировочные занятия различаются по харак­теру задач и могут быть учебными, тренировочными, по ОФП и СФП, контрольными, соревновательными и восстановительными.

Мезоциклы обеспечивают достижение суммарного тре­нировочного эф­фекта и состоят из ряда микроциклов. Их продолжительность зависит от календаря соревнований и интервала между ними.

Различают втягивающие, контрольно-подготовитель­ные, предсоревновательные, соревновательные и восстано­вительно-подготовительные мезоциклы.

Втягивающие – направлены на подготовку орга­низма к перенесению высоких нагрузок, совершенствова­ние физических качеств, а особенно на специализированную подготовку для выполнения комбинаций в целом.

Контрольно-подготовительные – проводятся для оценки соревновательного потенциала спортсменов. В процессе занятий возможно участие во второстепенных соревнованиях. Средствами в этом случае являются ком­бинации обязательной и произвольной программ.

Предсоревновательные и соревнователь­ные – направлены на подготовку и участие в соревнова­ниях. Наряду с техническим совершенствованием здесь важное место отводится психологической подготовке и мо­делированию условий будущих соревнований.

Восстановительно-подготовительные – про­водятся после соревнований, и в это время тренировоч­ные занятия направляются на реабилитацию организма спортсменов и подготовку к очередной серии соревно­ваний.

Макроциклы направлены на многолетнее совершен­ствование спортсменов. В начале их спортивной деятель­ности формируются базовые качества, двигательные на­выки, совершенствуется функциональная подготовлен­ность, гимнаст осваивает элементы, соединения, комбина­ции. Макроциклы продолжаются полгода, год, несколько лет, в течение которых обучаемые раскрывают все свои возможности, совершенствуя физические, технические и психические качества.

Структура и продолжительность макроциклов зависят от особенностей гимнастики, закономерностей становления спортивного мастерства, необходимости готовиться и участвовать в выступлениях в соответствии с календарем со­ревнований. Спортсмен, готовясь к стартам, регламенти­рует свою подготовку так, чтобы подойти к соревновани­ям в лучшей спортивной форме.

Под спортивной формой понимается наивыс­ший уровень тренированности гимнаста, его физическая, техническая и психическая готовность к учас­тию в соревнованиях. Критерием спортивной формы являются результаты, показанные спортсменом, прежде всего, в условиях соревнований.

Различают фазы становления, стабилизации и времен­ного ухудшения спортивной формы.

Становление характеризуется постепенными и положи­тельными изменениями, происходящими в организме. Гимнасты приспосабливаются к значительным нагрузкам, вы­полняют гимнастические комбинации обязательной и произвольной программ. Под влиянием систематических уп­ражнений в организме спортсмена осуществляются био­химические, морфологические и функциональные пере­стройки. Особенно быстро совершенствуется нервная сис­тема, нервные процессы становятся более мобильными.

Стабилизация – наивысший уровень тренированности и готовности гимнастов к выполнению целых комби­наций в условиях соревнований. Для этого состоя­ния характерно совпадение положительных показателей физической, технической и психической подготовленности. Главным критерием спортивной формы является спортив­ный результат, показанный в условиях соревнований неоднократно.

Временное ухудшение формы (снижение функцио­нального состояния и работоспособности) – естественный процесс, так как всегда возможны повышение и пониже­ние результативности, связанные с утомлением, травма­ми, снижением физических качеств и двигательных на­выков. В этой фазе осуществляются реабилитационные воздействия на спортсмена, не означающие пол­ного пре­кращения активной спортивной деятельности.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки

Как уже отмечалось, повышение тренированности происходит в результате протекания правильно ориентированных адаптаци­онных процессов в организме спортсмена, вызванных, в свою оче­редь, его соответствующей деятельностью. Величина и направ­ленность происходящих перестроек определяются многими при­чинами, в том числе продолжительностью и характером отдыха. Например, повторное пробегание коротких отрезков дистанции спредельной скоростью может решать задачу воспитания либо скоростных способностей (при достаточных интервалах отдыха), либо преимущественно скоростной выносливости (если продолжи­тельность отдыха и его характер не обеспечивают восстановления [ кначалу прохождения следующего отрезка).

. Таким образом, если в тренировке решается определенная за-| Дача,то для этого недостаточно даже самого детального описа-Ь Ниявыполняемого упражнения, поскольку его эффект будет за-Цвисеть от состояния спортсмена перед выполнением упражнения, ■^параметровотдыха и других условий (высоты над уровнем моря, ■свойствопоры, по которой движется спортсмен, направления и си-^Вы ветра и т. д.). Все это заставляет сделать вывод о том, что

Таблица 6. Краткая характеристика компонентов структуры спортивной тренировки

Компонент структуры

Основные причины выделения компонента

Основные разновидности компонента

Примерная протяжен­ность во времени

 

Тренировочное задание

Часть трениро­вочного занятия

Тренировочное занятие

Микроцикл

Мезоцикл

Зависимость воздействия тренировоч­ного упражнения от исходного со­стояния спортсмена, отдыха и других условий

Динамика работоспособности спорт­смена в ходе тренировочного занятия

Традиционное для физического воспи­тания использование урочной формы проведения занятий, ограниченная ра­ботоспособность при выполнении за­даний в течение десятков минут — ча­сов, возможности эксплуатации спор­тивной базы

Необходимость управления процесса­ми утомления и восстановления, обес­печение оптимального взаимодействия между заданиями различной направ­ленности, традиционный распорядок жизнедеятельности (календарная не­деля)

Достижение кумулятивного (суммар­ного) тренировочного эффекта, замед­ление и прекращение адаптационных перестроек в ответ на однообразную по величине и направленности нагруз­ку

Анаэробная, аэробная, технико-тактическая и другие направ­ленности

1. Подготовительная

2. Основная

3. Заключительная

 

1. Избирательная направлен­ность

2. Комплексная направленность

 

1. Собственно тренировочные (ординарные и ударные)

2. Подводящие

3. Соревновательные

4. Восстановительные

 

1. Втягивающие

2. Базовые

3. Контрольно-подготовительные

4. Предсоревновательные

5. Соревновательные

6. Восстановительно-подготови-

От десятков секунд до нескольких часов

1. 10—40 мин

2. От десятков ми­нут до нескольких часов

3. 10—20 мин

От десятков минут до нескольких часов

2—7 дней

3—4 недели (3—6 микроциклов)

^^B^HPv^V'' ыа--------------------  
  Компонент структуры Основные причины выделения компонента
Макро­се структура Период макроцикла Обеспечение определенной фазы раз­вития спортивной формы (становле­ния, стабилизации и утраты)
  Макроцикл Необходимость управления развитием спортивной формы в соответствии с календарем соревнований
  Стадии и этапы многолетнего процесса трени­ровки Закономерности становления спортив­ного мастерства, закономерности воз­растного развития человека, измене­ние общих условий в различные пе­риоды жизни и их влияние на воз­можности достижения высоких спор­тивных результатов

Основные разновидности компонента

7. Восстановительно - поддержи­вающие

1. Подготовительный

2. Соревновательный

3. Переходный

 

1. Годичный

2. Полугодичный

 

1. Стадия базовой подготовки (этапы предварительной спор­тивной подготовки, начальной специализации)

2. Стадия максимальной реали­зации спортивных возможностей (этапы углубленной тренировки, высших достижений *)

3. Стадия спортивного долголе­тия (этапы сохранения достиже­ний, поддержания общей трени­рованности)

Примерная протяжен­ность во времени

1. 3—4 или 5—7 ме­сяцев

2. 1,5—2 или 4—5 месяцев

3. 2—3 или 4—6 не­дель

 

1. 1 год

2. 6 месяцев

 

1. 4—6 лет

2. 8—12 лет

3. До десятков лет

* Т. е. этап спортивного совершенствования.

Многолетний процесс трени­ровки и его стадии (I.II.Ill) и этапы

Время

Макроциклы и его периоды: подготовительный^). соревновательный (2) и переходный (3)

Мезоцикл (в данном случае состоит из 4 микроциклов)

Микроцикл(в данном случае состоит из 6 тренировочных занятий)

Тренировочное занятие и его части: подготовительная (I) основная(2)и заключитель­ная (3)

Часть тренировочного занятия (в данном случае состоит из 5 тренировочных занятий)

Тренировочное занятие и его компоненты: нагрузка (I) и отдых (2)

Рис. 9. Структура спортивной тренировки (названия стадий и этапов многолетней тренировки приводятся в табл. 6)

исходным элементом структуры спортивной тренировки является не упражнение, а тренировочное задание.

Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми необходимыми условиями для его выполнения, позволяю­щими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж): Тренировочные задания могут иметь разную направ­ленность, связанную с воспитанием двигательных способностей, обучением технике и тактике, решением задач разминки, восста-

^^Кления и т. д. Направленность определяет и другие характери-^Нфики тренировочного задания, в частности его продолжатель-^Кость. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут И&ьгаолняться в течение нескольких секунд, а задания с направ-ИРленностью на воспитание аэробной выносливости—1,5—2 ч и щ больше.

Щ Ч а с ть_ _JjP_e_HHpoB о ч н о г о занятия формируется, как Bt-правило, из нескольких тренировочных заданий.-ОбЪёкТИИнам при-—• Щ чина выделения--ч«ете»--^трея^ргбвоч1Ю11р^анятии — динамика ра-Щ ботоспособности спортсмена в ходе занятия, которая вначале £ повышается до максимума, после чего некоторое время стаби-%■ лизируется, а затем Неизбежно снижается из-за наступающего £ утомления. Такая закономерность урочной формы занятий физи-> ческими упражнениями приобретает особое значение в спортивной !' тренировке. Прежде всего необходимо отметить большую степень специфичности требований к работоспособности спортсмена в свя­зи с выполнением каждого тренировочного задания. Например, на этапе начального разучивания двигательного действия требу­ются достаточная активность физиологических функций, опреде­ленная психическая настроенность, но недопустима большая сте­пень утомления; воспитание гибкости требует особенно тщатель­ной разминки и т. д. Поэтому построение тренировочного занятия, содержание и последовательность тренировочных заданий должны обеспечивать не просто какой-то уровень общей работоспособно­сти, а специфические возможности для эффективного выполнения очередных заданий.

Подготовительная часть тренировочного занятия (разминка) служит для повышения работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма. Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к основной ра­боте, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное утомление *.

Основная часть занятия включает в себя задания, направлен­ные на решение наиболее важных его задач. Ее содержание мо-'f: жет формироваться по-разному, например использовать практи-f чески одно задание (кроссовый бег) или, напротив, применять^ большое количество заданий одинаковой или различной направ-| ленности. В последнем случае очень важна структура основнойIt части, правильная очередность этих заданий, поскольку один ихУ порядок вызовет положительное взаимодействие между резуль-g татами выполнения, а другой — отрицательные последствия.| Заключительная часть занятия решает задачи направленного сни-

Ь. жения функциональной активности спортсменов, активизации вос-Щ. становительных процессов, устранения неблагоприятных послед-щ ствий выполнения некоторых тренировочных заданий. В нее вклю-К ^чаются разнообразные задания, связанные со снижением тонуса

То же относится и к разминке перед выполнением соревновательного(ражнения в ходе состязаний. . -■.'.''■

i 201 :г

\

мышц, с восстановлением дыхания, с переключением на неспеци­фическую деятельность, с непривычной координацией и т. д. 1

Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение поставленных педагогических задач. В зависимости от i их количества занятия могут иметь избирательную или комплекс- 1 ную направленность.

Избирательная направленность обеспечивает большую -( степень воздействия на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (например, включая в себя задания на воспитание : только выносливости или силы). Занятия комплексной на- , правленное™ решают не одну, а несколько задач, из-за чего i воздействие на состояние спортсмена становится более разносто­ронним и уменьшается монотонность занятия. Однако каждая из этих задач не может решаться так же обстоятельно, как в случае занятия избирательной направленности. Поэтому в тех видах спорта, где требуется более однородный состав соревновательного ' потенциала (локомоции на выносливость), занятия избирательной направленности применяются чаще, чем, например, в спортивных играх.

Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. Микроциклы различаются в зависимости от характера решаемых с их помощью задач.

Основные объемы тренировочной работы обычно выполняются |в собственно тренировочных микроциклах, которые по величине 1нагрузки бывают ординарными (обычными) или ударными. По- |следние вследствие непривычно большой нагрузки и сопутствую- 1щего ей недовосстановления значительно усиливают ответную ре- Jакцию организма. |

Подводящие микроциклы моделируют условия и режим дея- ■тельности в предстоящих соревнованиях (расписание стартов, игри т. п.). i

Соревновательные микроциклы прежде всего включают в себя ;участие в ответственных соревнованиях. Кроме того, в них ис- '\пользуются дополнительные тренировочные занятия, средствавосстановления, изучение соревновательной деятельности сопер- ■<ников, воспитательные мероприятия. -;

Восстановительные микроциклы необходимы для планомерно- ч *го снижения нагрузки, что позволяет полнее использовать эффект ;|предшествовавших высокоинтенсивных микроциклов. 1

Если построение микр_оциклов тренировки связано с необхо- { димостью управлять процессами утомления л Босстановления, то 1 мезоциклы "позволяют-обеспечить достижение кумулятивного ] (суммарного) тренировочного эффекта.который может выражать- | ся в заметном увеличений""силы, выносливости и других ком- J понентов соревновательного потенциала. Основа кумулятивного j эффекта — адаптация организма спортсмена к нагрузке. Этот i процесс протекает неравномерно: вначале быстро, а затем все \ медленнее. Поэтому для поддержания темпов прироста тренируе- \ мых способностей необходимо периодически (каждые 3—4 неде- * ли) существенно обновлять содержание тренировки и изменять jj

J

З^ктер нагрузки. Для этого и используется включение в тре-гоовку мезоциклов различных типов.

Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсив-„эстью нагрузки и используются в начале подготовительного-пе­риода, после болезни спортсмена и т. д. Базовые мезоциклы "слу­жат решению задач повышения физической, технической, так-этической подготовленности и поэтому составляют основу подго­товительного периода.

Контрольно-подготовительные мезоциклы дополнительно вклю­чают в себя участие во второстепенных соревнованиях с целью уточнить правильность формирования соревновательного потен­циала и при необходимости уделить дополнительное внимание его отдельным компонентам.

Особенности предсоревновательного мезоцикла заключаются в моделировании условий будущих соревнований (климатических и др.) Содержание соревновательного мезоцикла диктуется по­рядком проведения ответственных соревнований.

Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-подго­товительные мезоциклы решают задачи частичной разгрузки спортсмена (например, между соревновательными мезоциклами), причем второй их тип отличается большей величиной нагрузки.

Периоды макроцикла и их этапы служат целям управле­ния формпр^а^^м дпредедеднойфазы спортивной формы.

Спортивная форма — это гармоническое единство всех компо­нентов соревновательного потенциала спортсмена. Например, осво­енная техника в этом состоянии полностью соответствует антро­пометрическим особенностям и двигательным способностям спорт­смена, свойствам его экипировки и снаряжения, тактическая под­готовленность дает возможность эффективно использовать в ходе соревновательной борьбы весь имеющийся арсенал умений и на­выков и т. д. Следовательно, только в состоянии спортивной фор­мы обеспечивается максимально возможная для спортсмена ве­личина соревновательного потенциала в данном большом цикле тренировки*. Это единство достигается в течение длительного времени (недель и месяцев), затем поддерживается на достигну­том уровне и наконец разрушается (фазы становления, стабили­зации и утраты спортивной формы).

В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период (и его общеподготовительный и спе­циально-подготовительный этапы) решает задачу достижения спортивной формы путем постепенного перехода от общей к спе­циальной физической подготовке, а затем включения в нее все

Очевидно, что сам по себе факт вхождения в спортивную форму еще не гарантирует высоких результатов, так как соревновательный потенциал при этом может не соответствовать требованиям планируемых достижений. Напро­тив, отсутствие гармонии компонентов соревновательного потенциала иногда компенсируется их высоким общим уровнем. Например, мастер спорта, будучи в форме,,вполне может показать более высокий результат, чем перворазряд-" Достигший этого состояния.

большего объема задания технической и тактической направлен- |ности. Другая очередность неэффективна, так как, например, за- 1метное увеличение физической подготовленности потребует изме- 1нения характеристик соревновательных упражнений, что отчасти 1обесценит предшествовавшую техническую подготовку. |

Соревновательный период (включая этап непосредственно пред- \ соревновательной подготовки) должен обеспечить создание наи- j более высокого соревновательного потенциала благодаря дости- i жению спортивной формы с целью достижения запланированных j спортивных результатов. Практическая реализация этого пред­ставляет собой сложную проблему, которая требует правильного ; подбора тренировочных воздействий и тщательного всестороннего : контроля над состоянием спортсмена. Дополнительные трудности иногда создает растянутость календаря соревнований в некоторых •• видах спорта и необходимость в течение нескольких месяцев под- -, держивать соревновательный потенциал на высоком уровне.

Переходный период связан с изменением направленности тре­нировочной нагрузки, сокращением использования средств спе­циальной подготовки, активным отдыхом, вследствие чего спорт­смен выводится из состояния спортивной формы. Благодаря этому в следующем макроцикле можно вначале увеличить отдельные 1 компоненты соревновательного потенциала, а затем за счет до- j стижения спортивной формы обеспечить его выход на качественно ] более высокий уровень. Следовательно, включение переходного ] периода в структуру спортивной тренировки — одно из необходи­мых условий сохранения преемственности макроциклов.

Задачи и содержание тренировки на различных стадиях иэтапах многолетнего процесса кратко рассматриваются в еле- ■дующем разделе, за исключением стадии спортивного дол- '}г о л е т и я. j

Эта стадия завершает многолетний процесс спортивной тре- i нировки и связана со стабилизацией достигнутых результатов ''■■ (этап сохранения достижений) за счет компенсации возрастного \ снижения адаптационных и других возможностей более совершен- ] ными техникой, тактикой, соревновательным опытом. На следую- \ щем этапе (поддержания общей работоспособности) необходимо * продолжить систематические занятия физическими упражнения- ] ми, в противном случае резкое изменение двигательной активно- \ сти может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

cyberpedia.su

18 Спортивная тренировка и ее компоненты.

Компонентами спортивной тренировки являются средства, методы, нагрузка и отдых.

Средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Различают две большие группы таковых: соревновательные и тренировочные упражнения (общие и специальные тренировочные). Методы спортивной тренировки разделяются условно на три группы: словесные, показательные и практические. Нагрузка: влияние физических упражнений на организм, физиологическая мера влияния, вызывающая определенные адаптационные реакции. Нагрузку характеризуют объем (сколько?) и интенсивность (как?).

Отдых является компонентом тренировки в случаях его организованности и соответствия закономерностям развития работоспособности. Слишком долгий или недостаточный отдых между нагрузками может нарушить структуру тренировочного процесса, вызывая перетренировку или пониженную тренированность.

19Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.

Физическая подготовка – целенаправленное развитие физических качеств .

Физические качества определяют двигательные возможности человека.

5 основных способностей:

Развитие физических качеств непостоянный, неравномерный процесс.

Чувствительные (сенситивные) периоды – наиболее благоприятные для развития способности.

Могут повторятся через несколько лет.

гибкость – до процесса полового созревания(11-13 лет у девочек, 14 лет юноши).

Средовые факторы (температура окр. Среды, продолжительность дня)

Наследственность (генетические факторы)

20 Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.

Сущность (основная задача) технической подготовки спортсмена (процесс управления) заключается в выработке методики (соответствующих планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития.Вопросы теории технической подготовки связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных программ. Можно предположить, что при выполнении спортсменом определенных движений или перемещений работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе. Программа действия - это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии.

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

21Психическая подготовка как компонент спортивной тренировки.

1 Развитие волевых качеств личности

  • Целеустремленность (способность ясно видеть перед собой цель)

  • Смелость , решительность (способность трезво оценивать риск, обдуманно)

  • Настойчивость упорство ( способность к активности при достижении цели , способность преодолевать препятствия на пути)

  • Выдержка, самообладание (способность ясность ума)

  • Самостоятельность, инициативность (находчивость, способность к новаторству, новых путей к преодолению препятствий,, новых путей к цели)

2 Развитие специально-психических качеств.

Способность к регулированию психического состояния.

3 психических состояния:

  • Предстартовая лихорадка (нервное внутреннее напряжение)

  • Боевая готовность (трезво оцениваем ситуацию, быстро и верно находим решение)

  • Апатия (снижается работоспособность)

studfiles.net

Закономерности спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых объединены научные данные и передовой практический опыт тренерской работы. К этим принципам относят: направленность к высшим достижениям, принцип углубленной специализации, принцип единства общей и специальной подготовки, принцип непрерывности тренировочного процесса, принцип постепенного и максимального увеличения нагрузки, принцип волнообразности динамики нагрузок, принцип цикличности тренировочного процесса.

Направленность к высшим достижениям.

В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить максимальный для каждого спортсмена или команды спортивный результат. Каждому этапу подготовки соответствует свой «максимальный» результат.

Принцип углубленной спортивной специализации.

Спортсмен должен обладать разносторонней технико-тактической подготовленностью, чтобы уверенно действовать в любых ситуациях, и в то же время одна или немногие функции должны быть предметом его узкой специализации и выполняться на очень высоком уровне.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

Для достижения высоких спортивных результатов необходима как специальная, так и общая (разносторонняя) подготовленность, которая иногда даже не входит в соревновательный потенциал, но без которой спортсмен не может успешно тренироваться. Например, если бег на 100 м требует работы максимальной мощности в течение нескольких секунд, когда утомление не наступает, то для выполнения тренировочной работы спринтер должен обладать не только скоростными способностями, но и выносливостью.

Принцип непрерывности тренировочного процесса.

Реализация данного принципа заключается в таком построении тренировки, при которых адаптация к тренировочным нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие каждой последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

Принцип постепенного и максимального увеличения нагрузки.

При реализации данного принципа следует придерживаться следующих положений:

  ·  Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, как в отдельных тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю многолетнюю тренировку;

  ·  Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически включать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированности, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида спорта, периода и этапа тренировочного процесса. Однако предельные нагрузки не могут использоваться постоянно, т.к. возможны переутомления, перетренированность, травмы;

  ·  По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки должен интенсивно возрастать, т.к. максимальная прежде нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Данный принцип основан на том, что из всех возможных видов изменения нагрузки во времени именно волнообразная динамика обеспечивает наибольший эффект спортивной тренировки. Другие варианты (например, линейное или ступенчатое возрастание) могут использоваться только в случае малых величин нагрузок относительно возможностей спортсмена, что не обеспечивает достаточной активизации адаптационных процессов. Попытка же длительное время использовать большие (предельные) нагрузки неизбежно приведет к отрицательным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки обязательно должны своевременно снижаться и чередоваться с отдыхом. Такая динамика нагрузки (вначале повышение, а затем снижение) образует «волны», причем их продолжительность может иметь разную величину. Каждая «волна» общей динамики нагрузки при этом как бы раздваивается на «волну» динамики объема и на «волну» динамики интенсивности, не совпадающих друг с другом во времени.

Вначале происходит увеличение объема нагрузок: интенсивность растет в это время менее значительными темпами, затем, после некоторой стабилизации, объем начинает уменьшаться, интенсивность же возрастает.

Выделяют «волны» нескольких категорий:

  ·  Малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах тренировки;

  ·  Средние, выражающие тенденцию динамики нагрузок в мезоциклах тренировки;

  ·  Большие, характеризующие тенденцию динамики нагрузок в макроциклах тренировки.

Использование той или иной формы динамики нагрузок зависит от задач тренировки, возраста и квалификации спортсмена, спортивной специализации и т.д.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Этот принцип тесно связан с принципом волнообразности динамики нагрузок. Каждая волна нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины. Поэтому становится очевидным циклический характер спортивной тренировки.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которой строится тренировочный процесс, различают:

  ·  Микроциклы, их продолжительность от 3 до 7 дней;

  ·  Мезоциклы, их продолжительность от 3 до 5 недель;

  ·  Макроциклы, их продолжительность от 4 до 12 месяцев и более (например, годичные, полугодичные циклы).

Важно учитывать, что каждый последующий цикл не должен быть копией предыдущего, в него следует включать новые элементы, необходимые для решения вновь возникших задач. Например, микроцикл может отличаться от предыдущего увеличенной интенсивностью нагрузки, в очередном мезоцикле может предусматриваться перемещение акцента с общей на специальную физическую подготовку или с физической на техническую подготовку.

 Спортивная тренировка в детском и юношеском возрасте.

Особенности спортивной тренировки детей.

1. Разносторонняя физическая подготовка.

2. Удельный вес обучения должен быть большим, чем у взрослых.

3. Необходима строгая дозировка физических и психических нагрузок.

4. Недопустима установка на достижение максимальных спортивных результатов в кратчайшие сроки.

5. Необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса и все соревнования проводить в каникулярное время или в выходные дни.

6. Строго соблюдать возрастные ограничения при допуске к соревнованиям.

7. Число соревнований должно быть ограничено.

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов.

Многолетняя подготовка юных спортсменов включает четыре этапа, каждый из которых требует решения определенных задач.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.

2. Освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта.

3. Содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала. Этап длится не менее двух лет.

Этап начальной спортивной специализации.

Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка. Начинается приобретение соревновательного опыта. Продолжительность этапа 2-3 года.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок возрастает. Существенно увеличивается количество соревнований в избранном виде спорта.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена. Этот этап длится 2-3- года.

Этап спортивного совершенствования.

На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Продолжается совершенствование техники, причем особое внимание уделяется ее индивидуализации повышению надежности в любых соревновательных ситуациях. В тактической подготовке спортсмен должен освоить все тонкости ведения состязательной борьбы.



biofile.ru

Реферат - Структура отдельных тренировочных занятий, малых (микро) циклов тренировки

Лекция по теме: СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ, МАЛЫХ (микро) ЦИКЛОВ ТРЕНИРОВКИ

спортивный тренировка цикл нагрузка

1. Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов)

Тренировочный процесс состоит из относительно законченных структурных единиц, в рамках которых и происходит построение спортивной тренировки в любом виде спорта. В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев).

Микроструктура — это структура отдельно тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;

Мезоструктура — структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов;

Макроструктура — структура больших тренировочных циклов (микроциклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Построение тренировки на основе различных циклов позволяет систематизировать задачи, средства, методы тренировки; величину тренировочных воздействий, восстановительные процедуры и наилучшим образом обеспечить рост спортивной работоспособности того или иного спортсмена в избранном виде спорта.

Структура отдельного тренировочного занятия. Структура отдельного тренировочного занятия в значительной степени определяется типичными изменениями спортивной работоспособности спортсменов. В течение отдельного занятия работоспособность изменяется следующим образом: в начале занятия уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. В связи с этим в динамике развития работоспособность в рамках отдельного занятия условно можно выделить несколько зон:

1) зону предрабочих сдвигов (перед соревнованиями ее называют «предстартовым состоянием»;

2) зону врабатываемости;

3) зону относительно устойчивого состояния работоспособности;

4) зону снижения работоспособности.

Каждая из них характеризуется достаточно сложными перестройками в организме спортсменов, которые обеспечивают оптимальные условия использования энергии в процессе работы.

Функциональные сдвиги в организме, происходящие в каждой из этих зон, имеют силу биологических закономерностей, проявляясь, так или иначе, в любом занятии — ив гимнастике, и в лыжном спорте, и в легкой атлетике.

С учетом основных зон применения работоспособности в рамках отдельного занятия, выделяют три части:

— подготовительную,

— основную и

— заключительную. По данным В.Н. Платонова, при занятиях различной направленности соотношение работы, выполненной в различных частях занятия, является в целом идентичным:

— период врабатывания охватывает — 20-30% общего объема работ,

— устойчивого состояния — 15-50%,

— компенсированного и декомпенсированного утомления — 30-35%.

Деление тренировочных занятий на части имеет важное педагогическое значение. При их проведении тренер должен соблюдать следующие правила:

— начинать занятия надо с разминки,

— затем проводить главную работу (основная часть), в этой части кривая нагрузки может быть различной в зависимости от возраста, квалификации спортсменов, вида упражнений и т.д. Но, как правило, всегда — высокой.

— Завершающая часть занятий (заключительная часть) характеризуется снижением нагрузки.

Пренебрежение особенностями частей занятий может привести к непроизводительным тратам времени, а иногда и нанести вред здоровью спортсменов. Например, если занятия начать без должной разминки, то это может привести к травмам. Знание правил построения и организации занятий в каждой части позволяет управлять работоспособностью спортсменов, возможно, дольше поддерживать ее на оптимальном уровне, обеспечивая оптимальную врабатываемость, и рационально завершить работу. Кроме того, приобретенные знания и умения применять на практике важно для самих спортсменов.

В практике спорта в настоящее время применяются двух- или трехразовые тренировки в течение дня. Обычно они организуются без отрыва от учебной деятельности, либо с отрывом от учебы, т.е. в условиях учебно-тренировочных сборов.

Структура тренировочного дня более сложна, чем одного занятия. Она во многом зависит от количества занятий, чередования их направленности и величины нагрузки, суточного ритма работоспособности спортсменов (например, от выработанной привычки тренироваться в определенное время суток, суточного режима программы предстоящих соревнований, разницы в поясном времени, географического места предстоящих соревнований и других причин).

2. Структура и типы микроциклов

Совокупность отдельных занятий, проводимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено тренировочного процесса. Они обладают определенными, только им присущими чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз:

— стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и

— фазой восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум — два дня, а максимум — 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.

Выделяют:

— собственно-тренировочные,

— предсоревновательные,

— соревновательные,

— восстановительные микроциклы.

Собственно тренировочные микроциклы по содержанию тренировки подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные. В первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых — специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.

По преимущественной направленности собственно-тренировочные микроциклы делятся на микроциклы физической, функциональной, технической и тактической подготовки.

По степени разнообразия решаемых задач собственно-тренировочные микроциклы бывают: избирательной и комплексной направленности.

По величине нагрузок – объемные и интенсивные.

Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягивающими). Они составляют основное содержание занятий в подготовительном периоде.

Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в соревновательном периодах.

По динамике нагрузок – с 1, 2 и 3 пиковым распределением нагрузок, с последовательным возрастанием или убыванием нагрузок

По эффекту воздействия – развивающие (формирующие) и поддерживающие (стабилизирующие).

Каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамики нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие в конечном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.

Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.

Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.

Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний.

В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных » и «контрастных ». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (О-циклы), а низкой — регулировочными (Р-циклы). Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных — условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроизводят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие условия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция — увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.

В микроцикле с однодневным интервалом на следующий после соревнования день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день соревнования — предсоревновательное (например раскатка в хоккее). В микроцикле с двухдневным интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предсоревновательное. В микроцикле с трехдневным интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после соревнования — восстанавливающее занятие, в следующий — развивающее, а на третий — поддерживающее. В день игры или соревнования — предсоревновательное. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоим образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции.

Микроциклы с четырехдневным межсоревновательным интервалом строят подобно микроциклу с трехдневным межсоревновательным интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два — восстанавливающие, одно — поддерживающее, два — развивающие и одно — предигровое (раскатка).

При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства — педагогические, психологические и медико-биологические. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий:

1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок;

2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии;

3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов:

— восстановительно-разгрузочные,

— восстановительно-компенсирующие,

— восстановительно-поддерживающие;

— восстановительно-подготовительные,

— восстановительно-профилактические и др.

Последний тип (восстановительно-профилактических) микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.

www.ronl.ru