5 простых способов улучшить обучение и восприятие новой информации. Способы тренировки восприятия


Методы и упражнения по развитию восприятия.

Практически каждый человек обладает способность воспринимать нематериальные объекты. Но, восприятие у всех различается по качеству: от явных и четких видений, до туманного ощущения присутствия. Обычно, для начинающих, очень тяжело отличить собственную игру воображения от настоящей визуализации.

Здесь поможет лишь упражнения по развитию восприятия, опыт и общее развитие способностей обращения с нематериальными объектами (я называю их виртуальными). Помните, от рождения, эта способность есть у всех, просто на протяжение всего детства из сознания ребенка выбивают большую часть естественного потенциала. Развить его снова возможно. Этим мы и займемся. Кстати, примите на заметку, что намного проще учиться работать с энергией, когда рядом есть человек, обладающий хотя бы начальным опытом в этой области. Польза от такого сотрудничества обоюдна. Указанные методы и упражнения по развитию восприятия можно выполнять в одиночку, однако они на это не рассчитаны.

Развитие восприятия.

Метод и упражнение №1. Независимо от своих намерений, энергет, да и любой другой человек, должен уметь воспринимать и ощущать настроение людей. Данная техника позволит в некоторой степени развить природную эмпатию. Находитесь в общественном месте, полном незнакомых вам людей. Сядьте/встаньте где-нибудь спокойно, чтобы на вас не натыкались все, кому не лень. Теперь вам нужно выбрать среди толпы человека, который и станет объектом ваших исследований. Вы можете надеть темные очки, чтобы не раздражать его своим вниманием, или выберите кого-то, находящегося достаточно далеко, чтобы не видеть направления вашего взгляда. Смотрите на избранного вами человека, стараясь увидеть почти незаметный контур вокруг него. Он может выглядеть как угодно, быть черной линией, как нарисованная карандашом, или представлять собой голубоватый нимб, - все зависит от развитого восприятия человека. Не важно.Смотрите так, будто стараетесь разглядеть что-то сквозь человека, тогда вы увидите этот контур. Если вы смотрели когда-нибудь книжки с трехмерными картинками (вроде "занимательной камасутры"), вы поймете меня. Когда контур будет виден отчетливо, постарайтесь понять, какой он. Задайтесь вопросом, что чувствует в данный момент этот человек, он спокоен, волнуется, радуется? Может быть, он ждет кого-то, или торопится куда-то? Наблюдайте за ним, пока не поймете ответа на свой вопрос. Данное упражнение можно выполнять в одиночку, однако большая польза от него будет при групповом наблюдении за одним человеком со сверкой результатов.

Метод и упражнение №2. Для этого упражнения по развитию восприятия нужен партнер. Для начала, посмотрите на ауру своего партнера (см предыдущее упражнение), для этого упражнения, он должен быть расслаблен, спокоен. Крайне желательно, чтобы ваш партнер был энергетом или, хотя бы, учился вместе с вами. Все упражнения строятся именно из этого расчета. Натяните между пальцами "нити" (см. упр. 3 из цикла "визуализация"). Посмотрите на них. Постарайтесь увидеть соединившие ваши пальцы потоки. Для меня они выглядят как бледно-голубые полосы, напоминающие также рябь над асфальтом, которую можно видеть в жаркий день. Пусть ваш партнер посмотрит на ваши нити. Видит ли он их? Как они выглядят? На что похожи? Медленно двигайте руками. Как меняется энергетическая картина? Сверьте свои наблюдения и поменяйтесь ролями.

Метод и упражнение №3. Соберите энергию в руки. Теперь представьте, как она стекается в облако между вашими руками. Почувствуйте его. Когда оно будет достаточно большим (около двадцати-тридцати сантиметров), придайте облаку форму шара. Теперь пусть ваш партнер попробует ощупать руками созданный вами шар. Вы должны быть абсолютно спокойны. Не давайте энергии, которую держите в руках никакой эмоциональной окраски. Медленно превратите шар в облако. Теперь сформируйте куб. Пусть ваш партнер ощупает его. Повторите с пирамидой, конусом, любыми другими простыми выпуклыми фигурами. Поменяйтесь ролями. Сравните ощущения.

Метод и упражнение №4. Также, для развития восприятия советую записывать свои сны. В них вы можете найти массу полезного. Введите это себе в привычку, чтобы со временем обрести способность лучше запоминать их.

einsofor.com

5 простых и эффективных упражнений

Как-то я задумалась, как сделать так, чтобы память работала лучше и не приходилось обращаться к специалистам, чтобы вспомнить самые важные моменты в жизни.

И я поняла, надо задействовать все каналы восприятия – зрение, слух, обоняние, вкус, ощущения, чувства – тогда события будут оставлять яркий след в памяти.

К тому же такие воспоминания – сокровища для души.

Восприятие событий всеми органами чувств позволяют проживать жизнь наполнено, и именно они превращают простые моменты жизни в драгоценности.

В этой статье хочу предложить способы, как развить 5 органов чувств, улучшить восприятие информации и насытить жизнь новыми эмоциями.

Предлагаю каждый день начинать под девизом: Я открываю этот чудесный мир вокруг!

Необходимо включить внимание и проводить маленькие исследования.

Как за 5 минут в день улучшить восприятие информации

1. Развитие зрительного восприятия: порадуйте глаза

Помните выражение «глаз радуется»? Так обычно говорят, когда приятно на что-то смотреть.

Важно радовать себя и расширять свое зрительное восприятие. Это могут быть и не новые вещи, но когда начинаешь осознанно обращать внимания на вещи – их объем, цвет, текстуру, необычность и уникальность – это включает в мозгу реакцию

«ага, сколько разного я вижу» — «видеть – это прекрасно!»

Спросите себя: а что радует мои глаза? На что мне приятно смотреть?

Это может быть и красивый закат, когда солнце светится багрянцем.

И как течет речка, обходя пороги.

И движение колосьев пшеницы на поле.

Кроме этого, чтобы развить зрительное восприятие, замечайте детали окружающего мира:

  • как зовут продавца в магазине,
  • сколько колон у здания, мимо которого проходите на работу,
  • каким рисунком выложена плитка в магазине.

По теме: Пройдите тест и определите свой ведущий канал восприятия информации

vasha-dusha-shiva_mini2. Развитие слухового восприятия: пусть мир зазвучит

Звуки сопровождают нас с самого рождения. Еще будучи у мамы в животике, ребенок различает тембр, интонацию родителей.

Никогда не бывает полной тишины. Звук – это вибрация, и даже звуки, которые не воспринимает человеческое ухо, оказывают на него влияние.

Современного человека в городе окружает столько громких звуков, что ухо же не воспринимает тихие звуки и мы сами привыкаем говорить громко.

Подумайте: что приятно мне слышать?

  • Это могут быть приятные слова родного человека
  • Звук колокольчика
  • Звук дождя

Каждый день тренируйте свой слух! Слушайте звуки разных тембров.

Обращайте внимание на то, что слышат ваши уши в разные моменты, сколько этих звуков способны воспринимать одновременно.

Отмечайте нотки интонации у близких. Это позволит не упустить важные моменты в общении.

3. Развитие обоняния

Подумайте только: человек способен воспринимать более 10 000 запахов!

Запахи могут возбудить или отбить аппетит, изменить настроение и желания, повысить или понизить работоспособность и даже заставить купить не очень нужную вещь.

Запахи легко могут «всколыхнуть» нашу память, вернуть давно забытые ощущения, например из детства. Можно даже вспомнить запах маминого молока или запах домашних пирогов.

Запахи непосредственно связаны со способностью запоминать. Все дело в том, что центр обонятельного анализатора находится у человека рядом центром, отвечающим за наши эмоции и память.

Поэтому запахи для нас являются эмоционально окрашенными, пробуждая не логическую, а эмоциональную память.

развитие обоняния

Как улучшить обоняние?

Во-первых, осознанно обращайте внимание на запахи вокруг.

Если взять за привычку нюхать продукты, вещи, то скоро заметите, что можете отличать оттенки и нюансы и улавливаете те запахи, на которые не обращали раньше внимание.

Во-вторых, усиливать обоняние могут вещества, возбуждающие нервную систему: кофеин, витамин А, который входит в состав обонятельных клеток, и витамины группы В.

По теме: Освежить воспоминания и пробудить обоняние поможет курс в дар «Дверь в твое подсознание»

4. Развитие вкуса: попробуй мир на зуб

По данным ученых, ребенок в утробе мамы чувствует вкус.

Ученые установили, что после введения в околоплодные воды ребенка глюкозы усиливаются глотательные движения. На вкус йода ребенок кривится от отвращения.

Почему с возрастом теряем вкусовое восприятие?

Скорость жизни такова, что мы привыкли закидывать еду на ходу.

Да еще и привычка употреблять наполовину синтетическую еду или еду, напичканную усилителями вкуса привела к тому, что мы с трудом различаем вкусы.

В программе здоровья на первом канале проводили эксперимент. Людям завязывали глаза и предлагали разгадать продукт. Удивительно, что люди почти не могли угадать продукт, даже клубнику.

О каких проблемах говорят вкусы?

Почему тянет на сладкое?

Налегание на шоколад и на сладкое говорит о том, что

  • не хватает ласки и
  • душевного тепла.

Такому человеку проще съесть сладкое, чем смиренно попросить о тепле и прикосновении другой души.

тянет на сладкое

Любители острой пищи

Предпочтение остром блюдам говорит о том, что

  •  мало уверенности в себе,
  •  есть скрытое желание повелевать,
  • есть скрытое желание сверхдраматических ситуаций, сенсаций, того, что заставит в дальнейшем содрогнуться.

Перестаньте повышать собственную самооценку за счет принижения и оценивания других.

Важно научиться договариваться с другими людьми, учиться быть равными, учиться видеть чудо каждый день и ценить каждый момент бытия как неповторимый и уникальный миг Вселенной.

тянет на острое

Тянет на кислое и солёное, острое?

Солёное – снимает негатив  с физического и эмоционального тела.

СОВЕТ: осознайте присутствия негатива в конкретном участке и пошлите любовь этому участку тела. Тем самым негатив трансформируется в свет и желание есть солёное (в большом количестве) отпадёт.

Страсть к кислому может говорить об открытом или скрытом пессимистическом отношении к миру.Окружающее пространство видится в тёмных и безрадостных тонах.

СОВЕТ: освободитесь от боли обид и начните замечать/находить то, за что можно поблагодарить в своей жизни.

Предпочтение горькому говорит о склонности к ссорам и агрессии.

Тянет на горькое

5. Развитие тактильных ощущений

Только подумайте, осязание – это первое чувство, которое развивается в эмбрионе!

Развитие осязательных чувств у эмбриона и соотношение их к развитию других чувств, таких как зрение, стало предметом большого количества исследований.

По данным ученых, у младенцев наблюдались большие проблемы с выживанием в случае, если у них не было развито чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

Прикосновения играют в нашей жизни большую роль и во взрослой жизни. Они вызывают в организме выработку гормонов счастья, способствуют хорошему самочувствию.

Прикосновения воздействуют одновременно и на тело и на сознание.

Включите осознанность в том, что вы можете почувствовать телом.

Составьте список, как вы можете понежить себя:

  • побаловать себя массажем,
  • купить мягкое постельное белье,
  • покапаться в земле,
  • насыпать гречки в носки (это и полезный массаж ступней).

Включите в него обязательно познание новых тактильных ощущений! Благодаря развитию телесной памяти можно воскресить в памяти любые события из жизни.

Я вспоминаю, как в детстве в санатории мне приписали грязевые обертывания, полведра на область спины. Это были новые тогда ощущения). И я их помню до сих пор!

развитие тактильных ощущений

6. Развитие чувств: откройте свое сердце

Жизнь без чувств была бы пресной. Однако приходится встречать людей, о которых можно сказать безчувственный.

Причин закрытого сердца может быть множество. Об этом можно почитать в отдельной статьи и даже пройти практику по выстраиванию личных границ.

Вопрос в другом: как вернуть радость и весну жизни?

Давайте подумаем, если центр чувственного восприятия – наше сердце, то антенки, которые насыщают его – это наши пальчики, кожа, уши, глаза, нос, язык.

Значит, чем больше мы радуем себя, позволяем видеть и слышать прекрасное, открываем для себя весь спектр вкусов и запахов – тем больше мы чувствуем этот мир, чувствуем себя счастливыми.

Чувствование значение слова

Зачем уделять внимание своим чувствам?

Чувства – это то, что составляет опыт души и богатство нашей жизни.

Чувства напрямую связаны с памятью. Чувства — это инструмент души. То, что остается с нами из жизни в жизнь.

Они настолько влияют на нас, что порой тяжело вспомнить детство тем, у кого много боли и переживаний, память блокирует такие воспоминания, работает в качестве предохранителя.

По теме: Психосоматические причины ухудшения работы органов чувств

Приятная новость: чувственное восприятие жизни можно вернуть.

Вспомните, что вы любили делать в детстве, и что приносило много радости, веселья и задора?

Окунитесь в детские воспоминания и с детской непосредственностью и азартом исследователя взгляните на мир по-новому.

Хочется напоследок процитировать одного мыслителя:

Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот безконечно продлевает свою жизнь.

П.С. Уверена, вы найдете практическое применение этой информации.

Буду признательна, если поделитесь статьей с друзьями.

Напишите, какое чувство вы будете развивать уже сегодня.

 

glazamidushi.ru

Методика тренировки органов чувств

Для тренировки органов чувств существуют довольно простые приемы, доступные всем. Лучшее время для таких тренировок - утро, когда вы в общем-то проснулись, но еще полностью не освободились от сна и еще не открыли глаза. Если вы их все-таки успели открыть - сразу же закройте, пока находитесь в полусне. Это состояние, когда еще не активизировались логико-аналитические мозговые отделы и нервная система работает в естественном первобытном режиме, унаследованном нами от далеких предков. В таком состоянии легче проявить и вызвать к действию заложенные в организме невостребованные психофизиологические способности. Состояние это длится от нескольких секунд до нескольких минут, и его следует использовать с максимальной отдачей.

Есть еще один способ - жестокая необходимость, напрямую мобилизующая к действию жизненные силы организма и боевые рефлексы.

Тренировка слуха

Утром, как только вы проснулись, не открывая глаз, "включите" только слух, "отключив" обоняние (усилием воли или заткнув ватой ноздри) и осязательно-температурное восприятие (не снимайте одеяло). Напрягите слух и только слух. Даже, казалось бы, в тишине вы услышите еле уловимые звуки. Сосредоточьтесь на них усилием воли и "держите" их слухом как можно дольше.

Со временем эти звуки будут восприниматься заметно отчетливее. Выработайте в себе очень полезную оперативную привычку - после пробуждения, не пошевелившись и не открывая глаз, исследовать слухом все происходящее возле вас. Рано или поздно это сослужит вам неоценимую службу.

Находясь в полусне, прочувствуйте, какое влияние оказывают на вас воспринимаемые звуки - разговорная речь, музыка, шумы от работы машин и т. д. Попытайтесь чувствовать звуки не только ушами, но и кожным покровом, и всем организмом. Попытайтесь прочувствовать всем вашим естеством эти звуки и запомнить ощущения, которые при этом возникнут! Любой воспринятый звук старайтесь переводить в ощущение! Какое именно? В любое, какое сможете. Эти ощущения сугубо индивидуальны. Сравнивайте окраску и тембр звуков, сопрягайте их с вашим душевным состоянием и запомните возникшие ощущения эмоциональной памятью! При этом (не сразу, разумеется, а постепенно) расширяются границы восприятия тональности звуков. Но дело даже не в этом. Описанный выше прием- это один из ключей для проникновения в собственное подсознание.

Попробуйте послушать тишину природы (после дождя на природе бывает удивительно тихо). Вы неожиданно услышите своеобразное специфическое "звучание тишины". Слушая эту тишину, вы слушаете пустоту - надо уметь ее слушать, и вы услышите очень многое. Вы начнете воспринимать звуковые частоты, не воспринимаемые ранее. Такие тренировки являются своеобразной медитацией, буквально "открывающей" человеку уши.

Для тренировки слуха до сих пор практикуется несложный, но эффективный дедовский способ, дошедший до нас от казаков пластунских полков. При этом способе недалеко от себя кладут ручные или карманные часы и ложатся возле них на спину с закрытыми глазами, но на таком расстоянии, чтобы работа часового механизма отчетливо улавливалась слухом. Постепенно от часов отодвигаются, чтобы их работа была слышна еле-еле. На такой дистанции прислушиваются к тиканью механизма несколько минут, ни о чем больше не думая, сосредоточиваясь только на этих звуках. Постепенно приучитесь не воспринимать более никаких зрительных, тактильных и обонятельных впечатлений, "отключая" эти системы восприятия и работая только слухом! Когда вы научитесь отчетливо и привычно воспринимать звуки часового механизма, увеличьте расстояние до часов и снова сосредочьтесь на этих звуках. Постепенно отодвигайте часы все дальше и дальше. Тренируйтесь таким образом по 20-25 минут в день. Но делайте это ежедневно. Результаты будут поразительны. По тиканью часов вы сможете обнаружить человека в кромешной тьме метров за 10-15, а то и дальше, что в свое время применялось на войне и разведчиками, и контрразведчиками.

При тренировках, если вы отодвинули часы слишком далеко и звук часового механизма вам не слышен, не напрягайте слух, а обострите слуховое внимание. Между вниманием и слухом существует физиологическая связь. Обостренное внимание к источнику звука обостряет и тренирует слух.

ЗАПОМНИТЕ:

при лежании на спине направление источника звука определяется труднее, чем при лежании на животе, и с большими погрешностями. Если вы научитесь "работать" слухом на спине, прилагая при этом повышенное внимание, вы вдвое-втрое сократите время тренировок. Лежание на спине ухудшает звуковую ориентацию, а лежание на животе, наоборот, улучшает ее.

Человек лучше слышит при освещении местности, пусть слабом и неярком. Зеленый цвет также делает слух острее. Такова особенность нервной системы. Более всего слух развивается при длительной работе ночью в экстремальной обстановке, причем довольно быстро. Для повышения остроты слуха практикуется легкий нажимающий массаж ушных раковин. Массаж ушных раковин для повышения кровообращения в слуховом аппарате выполняется следующим образом: плоскостью сжатого кулака надавливают на ушные раковины, но так, чтобы воздух проходил между костяшками пальцев (чтобы в ушах не сжимался воздух), затем резко отпускают. Так делают 10-12 раз. При правильном выполнении этого массажного приема в ушах не должно "чмокать".

Для тренировки особо обостренного слуха следует настроить ухо на звуковой фон (после тренировки с часами это вы сможете) и подмечать его малейшие колебания и изменения, сосредоточиться на этих изменениях и звуках, не свойственных этому фону, и попытаться расшифровать их.

Тренируя слух, полезно прислушиваться к дыханию человека, отходя от него все дальше и дальше. Это кончается обычно тем, что тренирующийся начинает слышать удары сердца противника.

Понаблюдайте со стороны за двумя разговаривающими людьми на таком расстоянии, что нельзя расслышать то, о чем они говорят. Обострите слух и связывайте то, что удается уловить, с артикуляцией губ, изменением выражения лиц, общей мимикой и жестами. Это вырабатывает так называемую комбинированную аудиовизуальную наблюдательность. Попробуйте тренироваться таким образом - вам начнет открываться не просто очень многое, а невероятно многое. Вы начнете расшифровывать не только чужие разговоры, но и чужие намерения. Для оперативника это трудно переоценить.

Тренировка слуха по направлению обычно не представляет труда.

ЗАПОМНИТЕ:

одно ухо слышит всегда лучше другого. Выясните, какое именно. Закройте глаза и развернитесь на любой источник звука линией взгляда, откройте глаза. Оцените результаты и сделайте поправку. При тренировке, даже непродолжительной, вы довольно быстро научитесь правильно разворачивать голову на звук. Знание результатов каждого повтора в условиях неочевидности тренировок способствует быстрому развитию навыка. Научившись переводить звуковые восприятия в область ощущений, можно безошибочно развернуть оружие на цель в темноте, ориентируясь уже не столько на слух, сколько на получаемые ощущения.

Слушайте все звуки и переводите их в область ощущений - ощущайте, как эти звуки влияют на вас, какова реакция отдельных органов на эти звуки, и запоминайте эти ощущения направленности звука.

ЗАПОМНИТЕ:

для более результативной тренировки слуха "отключайте" все другие органы чувств любыми доступными способами.

Резервы слухового восприятия необычайно велики. У любого человека целенаправленными тренировками можно сформировать и воспитать даже музыкальный слух.

Полезно знать еще один физиологический аспект слухового восприятия - память на услышанное более устойчива и долговременна, чем память на увиденное.

Тренировка зрения

Для тренировки оперативного зрения выберете любой предмет, имеющий мелкие детали, и внимательно всмотритесь в него. Старайтесь тщательно рассмотреть мельчайшие неровности, шероховатости, царапины, отдельные технические особенности. Постарайтесь понять происхождение дефектов и назначение технических деталей. Закройте глаза. Постарайтесь воспроизвести увиденное и запомнить его. Откройте глаза и проверьте себя. Так тренируется зрительно-аналитическая память.

По мере тренировок отрабатываются предметы разных форм и назначений, с большим количеством мелких деталей и на все более отдаленном от глаза расстоянии.

Сначала делайте все это в спокойном месте, где нет шума и отвлекающих запахов. По мере натренированности учитесь "схватывать" глазами нужные вам предметы и явления в мельчайших деталях и в любой обстановке.

Затем переводите зрительные тренировки в плоскость впечатлений.

Сосредоточьте внимание на каком-нибудь ярком предмете. Старайтесь как можно больше использовать только зрительное восприятие, "отключив" слух, обоняние и осязание - они должны "заглохнуть". Сконцентрируйтесь на цвете предмета. Любой цвет - это энергетические вибрации. Для тренировки зрения надо уметь отрабатывать цветовое впечатление - при восприятии каждого отдельного цвета его волновое действие надо глубоко прочувствовать и физически ощутить! Эти ощущения надо запоминать не только логической памятью, но и внутренней эмоциональной памятью живого естества. Такие вещи получаются довольно быстро - цвета, особенно яркие, весьма сильно воздействуют на человека. Человек в процессе тренировок начинает чувствовать цвет предмета всей своей сущностью. Например, красный и оранжевый цвета у всех вызывают чувство теплоты. Очень хорошо такие тренировки получаются в музеях при детальном ознакомлении с картинами великих мастеров прошлого. Художники отлично знали, чем воздействовать на зрителя. "Поймай" цветовое ощущение, постепенно тренируйте его - переходите к предметам менее ярким. Постепенно учитесь "ловить" ощущения от линий и размеров различных предметов. Вы будете удивлены, сколько информации не замечалось вами ранее, до начала таких тренировок. Все это - ключ к глубокой интуиции, одной из составляющих которой является эмоциональная память на ощущения цвета и линейности.

Тренированный человек, поймав в неочевидных условиях внутреннее ощущение от того, что он когда-то видел, уже будет знать, что это такое и как оно выглядит.

Для облегчения тренировок используйте все тот же "утренний" метод - сразу же после пробуждения, отключив другие органы чувств, запомните внутреннее физическое первобытное ощущение от воздействия на вас лучей восходящего солнца. Вы получите именно природное впечатление, естественнее которого ничего быть не может. Для тренировки "глубины резкости" используется старинный прием - смотрите сквозь листву на горизонт и постарайтесь не упустить из виду ни того, ни другого. Надо отчетливо видеть две точки одна за другой. Это позволяет улавливать визуально большое количество предметов в глубине пространства.

Ночное зрение - реальность, перешедшая к нам как атавизм от далеких предков. В идеале человеческий глаз в состоянии ночью заметить пламя свечи на расстоянии 200 м. Чувствительность глаза начинает быстро возрастать в темноте. Для тренировки ночного зрения подольше смотрите на звезды - вы довольно быстро обнаружите, что их гораздо больше, чем казалось вначале.

Само по себе это уже медитация, расширяющая спектр излучений, восприимчивых глазом. Глаз весьма чувствительный приемник не только светового, но и других излучении. Ночное зрение, как и слух, очень быстро развивается в экстремальной обстановке, ночью, в кромешной тьме. Оно обостряется л случае нервного напряжения, но следует помнить, что обострение видения ночью также быстро и падает по мере израсходования нервной энергии.

Для обострения всех видов зрения - и ночного, и дневного - нужна диета: витамин А, источником которого является морковь. Но есть ее нужно с чем-то жирным - с любым маслом или сметаной, ибо содержащийся в моркови каротин (провитамин А), из которого синтезируется сам витамин А, жирорастворим и в жирной среде усваивается намного лучше. Этот момент хорошо известен снайперам. Еще более полезна черника в любом виде. Для улучшения зрения рекомендуется тонизирующая процедура - плескать себе в лицо (в область глаз) холодной водой и делать легкий поколачивающий массаж подушечками пальцев по закрытым векам. Это улучшает кровообращение в глазном яблоке, и что-то при этом происходит еще, до сих пор не объясненное современной медициной. Есть физиологическая взаимосвязь между остротой зрения и кончиками пальцев рук и ног. Жесткий массаж этих зон поддерживает зрение в тонусе. Но мягкие подушечки на пальцах следует беречь от сильных ударов - эффект будет диаметрально противоположным

Тренировка обоняния

Все живое и неживое в этом мире имеет свойство постоянного выделения в окружающую среду материальных частичек на молекулярном уровне. Обоняние - это способность живого организма улавливать носом эти выделения, иногда ничтожные по количеству. При оперативном поиске противника и непосредственной работе с ним тренированное обоняние трудно переоценить.

Запах пота и других выделений, даже очень слабый, может многое рассказать о человеке. Тренированное обоняние улавливает изменения этих запахов в зависимости от изменения психического и физического состояний "клиента". Человек пахнет по-разному, сыт он или голоден, отдохнул или не выспался, агрессивен или испуган, отмобилизован к бою или впал в депрессию.

Весьма характерный запах имеет нечищенное после стрельбы оружие. Специфичен запах оржавления оружейной стали от соприкосновения с потными руками.

Разные запахи имеют ружейные масла. По этим признакам можно судить о наличии и местонахождении оружия у возможного противника. В безветренную погоду запахи распространяются очень быстро, со скоростью бегущего человека и на значительное расстояние. Очень сильно ощущается арестантский тюремный запах, который нельзя спутать ни с каким другим. Запах этот настолько въедается в кожу арестанта, что продолжает явственно ощущаться у бывшего зэка еще 2-3 месяца после отбытия (или побега) из мест заключения. Тюремный запах исчезает только после естественного слущевания верхнего слоя кожи.

Тренированный нос чувствует вышеперечисленные запахи на 150-200 м - это реальная дистанция лесного боя. Табачный и пороховой дым ощущается за полкилометра.

Основной прием тренировки обоняния все тот же: после утреннего пробуждения, не открывая глаз и заткнув ватой уши, потяните воздух носом, ощутите запахи сильные и слабые; дифференцируйте их. Исследуйте "в глубине пространства" все запахи, окружающие вас.

При этом полностью "отключите" усилием воли слух и кожное осязание - вы это сможете. Переведите обоняние в плоскость ощущений, почувствуйте, как эти запахи действуют на вас, какие ощущения и реакции они вызывают. Вы будете наблюдать интересные вещи - разные запахи будут восприниматься как цвета или смешения цветов. На протяжении дня ориентируйтесь, по возможности, только на запахи и направления, откуда эти запахи исходят. Работайте только носом) "отключив" любым способом слух, зрение и осязание - они должны бездействовать. Лучше всего такие тренировки проводить в лесу (разумеется, в безопасном месте). В лесу обоняние развивается как нигде больше. Почему? Потому что лес полон запахов. Попытайтесь исследовать носом какой-либо очень слабый запах и различить оттенки этого запаха. Попытайтесь лучше и лучше ощутить тонкие запахи, переведите эти запахи в плоскость ощущений. Запомните эти впечатления и ощущения.

Потренируйтесь определять по запаху направления различных предметов.

Тренировки обоняния именно в лесу имеют практическое применение. В лесу визуальная дальность ограничена. Обоняние помогает идти по следу и обнаруживать противника даже человеку, не то что собаке (так называемое "верхнее чутье").

С утра дайте себе установку "охотиться" на все незнакомые запахи при любых обстоятельствах. Для вас не должно быть запахов плохих или хороших. Ощутите и оцените каждый, самый незначительный запах. И чем слабее этот запах, тем больше к нему принюхивайтесь.

Старайтесь определить его происхождение и направление.

Со временем диапазон воспринимаемых запахов увеличивается и заметно расширяется порог их восприятия. Физическое ощущение от запаха - это тоже один из ключей к интуиции. Запах необходимо ощущать, как физическую субстанцию.

Для лучшего эффекта сконцентрируйте внимание на ноздрях. У некоторых лучше получается концентрировать внимание на переносице или кончике носа.

Процедурный прием для улучшения обоняния - постукивающий массаж подушечками пальцев по крыльям носа при втягивомш воздуха. Полезен также жесткий массаж двух точек над затылочными буграми.

Так же, как и тренировка слуха, полезна боевая привычка принюхиваться при пробуждении. Не открывая глаз, нужно понять, какие запахи исчезли и какие появились. Тренированный человек начинает улавливать запахи таких ничтожных концентраций веществ, которые не в состоянии обнаружить ни химический, ни спектральный анализы. Способность воспринимать запахи у человека едва ли не больше, чем у собаки. Но ему большей частью это не нужно, поэтому он ничего и не улавливает. Многие запахи являются результатом раздражения не только обонятельных рецепторов. Некоторые вещества действуют на рецепторы прикосновения, тепла и холода. Попадая с вдыхаемым воздухом в рот, они вызывают вкусовые ощущения. Обоняние очень хорошо выражено у детей, но с годами оно притупляется.

ВНИМАНИЕ!

При длительном воздействии какого-либо запаха довольно быстро наступает адаптация и понижение чувствительности именно к этому запаху.

Адаптация бывает настолько сильной, что конкретный запах вообще перестает ощущаться. Например, человек перестает ощущать постоянные запахи своей и чужой одежды, органических выделений, жилища. Поэтому первое обонятельное впечатление - самое верное. Потом оно проходит. Это тоже бывает аспект обоняния. После непродолжительных тренировок вы начнете по запаху различать в темноте человека, его эмоциональное состояние и определять направление на него.

Значение тренировочного обоняния трудно переоценить. Чувствительность к слабым запахам у человека едва ли не больше, чем у собаки, но она не востребована. Тренировочное обоняние способно не только улавливать тончайшие запахи, но и определять их направленность, что и применяется в боевой практике.

Абсолютно без запаха людей нет. Каждый человек пахнет по-разному и уже через 1-3 часа после помывки появляется специфический запах. Как уже упоминалось, в зависимости от психического состояния (страх, предстартовое состояние, скрытая агрессия, напряженная работа мысли) человек пахнет по-разному. Эти оттенки тренированный нос в состоянии уловить.

Оперативники старой формации составляли коллекции из таких запахов, что очень помогало им на практике. Запахи чувствуются в лесу за 100-150 м, а в закрытом помещении они еще явственнее. По запаху даже в кромешной тьме можно определить наличие человека и довольно точно установить направление до него. Если вы обладаете умением интуитивно ощущать противника и тренировочным обонянием, то направление, в котором он находится, и расстояние до него определите в темноте мгновенно и безошибочно. Тренированные в стрельбе "от бедра" и "от живота" стрелки, обученные по этим методикам, стреляют из пистолета в темноте по живой цели без промаха. Но такие результаты достигаются только теми, кто не курит. К тому же, если боевые действия проводятся группой, то в группе не должен курить никто.

ЗАПОМНИТЕ:

есть запахи, которые не воспринимаются носом, но могут резко успокоить или, наоборот, вызвать нервозность. Поэтому всегда обращайте внимание на резкие и, казалось бы, беспричинные изменения своего психического состояния, ибо в сфере вашей ответственности появилось что-то непрошеное.

Тренировка осязания и темного мышечного чувства

Мышцы человека не только обеспечивают ему силу движений, но и являются еще органом ощущения. В свое время русский физиолог И. М. Сеченов разработал закрытую тему концепции темного мышечного чувства.

Мышца отражает объективные формы бытия - время, пространство, движение. Она дает их психическое отражение, служащее на уровне человека основой построения субъективного пространства и субъективного времени.

Мышца своим ощущением обеспечивает резервные возможности организма. Между мышцами и подкоркой головного мозга есть прямые, но неразработанные и дремлющие связи.

Замечено, что звуки определенных частот воспринимаются не ухом, а кожей и внутренними органами. Человек может "слушать" кожными покровами и так называемым "внутренним" слухом. Известна вибрационная чувствительность кожи и мышц, используя которую глухие люди могут слушать музыку, положив руку на звучащий громкоговоритель. Кожное чувствование может проецироваться и на внутренние органы (вспомните распространенную фразу - "печенкой чувствую"). Этими же путями воспринимаются инфакрасное, ультрафиолетовое и ультразвуковое излучения. В природе есть и пока необъяснимые виды энергетики, воспринимаемые различными частями организма человека. В процессе тренировок обостренного чутья происходит подключение к этим энергиям, и организм современного человека начинает их чувствовать и ощущать.

Лучшая методика, помогающая проявить эти дремлющие способности, - также "утренняя". Сразу после пробуждения, "отключив" зрение, слух, обоняние любым способом (завяжите глаза, заткните уши и нос), почувствуйте свое тело, кожу, температуру воздуха и его движение. Сравните, какие изменения произошли за время вашего сна. При закрытых глазах прочувствуйте вес внутренних органов и мускулатуры рук и ног в спокойном состоянии. Ощутите неподвижные, еще не разогретые и не разработанные после сна мышцы и прочувствуйте их. Ощутите состояние внутренних органов.

Поднимите руку и почувствуйте ее ускорение от подъема. Ощутите "темное мышечное чувство" - пространственно-силовое ощущение, возникающее в мышцах при их определенных пространственных движениях.

Не открывая глаз, сядьте на койке - почувствуйте ускорение корпуса от подъема. Ощутите мышечно-суставное чувство - чувство усилия в отдельных мышцах и группах мышц. В положении стоя с закрытыми глазами сделайте шаг в сторону - почувствуйте мышцами и внутренними органами инерционность ускорения от этого движения. Стоя с закрытыми глазами резко отведите руку в сторону - почувствуйте мышцами, кожей и костями аналогичное ускорение.

Вечером прочувствуйте и запомните "усталую тяжесть" мышц в натруженных ногах. Вспомните и прочувствуйте это ощущение мышечной тяжести утром и сравните с ощущением свежих и восстановленных за ночь мышц.

Почувствовать гравитацию тела вы сможете лежа в ванне. Прежде чем покинуть ванну, откройте ее выпускное отверстие, продолжая лежать на ее дне. По мере того как станет выступать над водой все большая и большая часть вашего тела, вы будете наглядно ощущать его утяжеление.

Мышечные ощущения хорошо "ловятся" при вытянутых полусогнутых руках и их неспешных, а затем более резких покачиваниях вверх-вниз и вправо-влево. Это инерционные ощущения. При таких тренировках не напрягайтесь. Напряжение влечет за собой переключение и ослабление внимания, и мышечные ощущения пропадают.

Если вы хотите что-то запомнить мышечной памятью, ассоциируйте это с каким-либо приятным моментом (для конкретной группы мышц или для всего организма - по индивидуальности). "Привязка" к хорошему и желательному впечатлению любое боевое ощущение сделает ярким в дремучей памяти организма.

Дайте себе установку на определение тактильных и "темных" мышечных ощущений в течение дня. И в течение дня давайте себе отчет о всех "весовых" ощущениях, возникающих при работе каждой мышцы: при ходьбе, при дыхании, подъеме тяжестей и особенно при ускорениях различного рода. Спускаясь и поднимаясь на лифте, почувствуйте ускорение при начале движения и при торможении. Ощутите это ускорение скелетной мускулатурой и внутренними органами. Точно таким же образом ощутите ускорение на транспорте в момент, когда он трогается с места, при замедлении, ускорении и торможении, на лошади, на качелях или парашютных тренажерах. Это прекрасная координационно-пространственная тренировка темного мышечного чувства, так необходимого для скоростной интуитивной стрельбы в условиях неочевидности (в темноте, тумане и т. д.).

Утром же, с закрытыми глазами, возьмите в руку любой незнакомый предмет, осознайте на ощупь его рельеф. Попытайтесь определить значение этого предмета. Внимательно исследуйте осязанием мельчайшие фрагменты рельефа. Зрительно составьте "портрет" этого предмета, откройте глаза и проверьтесь. Постепенно отрабатывайте осязание на предметах с более мелким и частым рельефом. Не открывая глаз, старайтесь определить назначение предмета и его отдельных фрагментов.

Ощутите и осознайте рельеф крупного предмета, прикоснувшись к нему обнаженной спиной, плечом, животом. Запомните и мысленно повторите эти ощущения.

Откройте глаза и проверьте. Осязательные ощущения дает и цвет предмета. Например, красный и зеленый цвета довольно быстро в процессе тренировок начинают распознаваться на ощупь, причем не только пальцами и ладонью. Когда вы "поймаете" ощущение цветности ладонью, учитесь ловить это ощущение спиной, грудью и кожей лица. И не удивляйтесь, если вы в темноте внезапно почувствуете, где висит коммунистический флаг, а где-мусульманский.

Осязательная натренированность ладони необходима для лучшего ощущения баланса пистолета и его правильной хватки, а также для тактильного ощущения спуска стреляющим пальцем -o это очень важно.

Общее тепловое излучение человека - около 10 Вт, на кисть каждой руки приходится 0,1 Вт, на стопу каждой ноги - 10-15 Вт. Когда-то этого было достаточно, чтобы в темноте обнаружить противника на расстоянии 15-20 м.

При тренировке температурно-пространственного осязания (с завязанными глазами, заткнутыми ноздрями и ушами) к ладони тренирующегося подносят ладонь и постепенно удаляют ее. Ладонь подносят к лицу, голове, спине и животу. Необходимо почувствовать тепло живой руки на разных расстояниях. Так тренировались индейцы Северной Америки и японские ниндзя. За невнимание тренирующийся получал болезненный укол вблизи тренируемого места. Осаженным торсом попытайтесь ловить малейшие колебания воздуха, его температуры, перепады высоты и атмосферного давления.

Ощутите присутствие другого человека на разных расстояниях. На тренировках пусть противник подходит сзади - вам надо будет кожей спины ощутить его тепло, тепло его дыхания. Такие тренировки нужно проводить в прохладном месте. На всем этом должна быть волевая концентрация внимания.

Чтобы лучше поймать ощущение теплоты, сравните ощущения обнаженной кисти руки и части руки, закрытой рукавом. Почувствуйте пульсацию "утепленной" части руки.

Чтобы пробудить кожно-температурную чувствительность, используют прием "контрастного ветра" - попеременно воздействуя на одно и то же место потоками теплого и холодного воздуха.

Попробуйте пожить на природе, в безопасном месте, ориентируясь только на ощупь и ощущениями голого по пояс тела. Тренировки эти необычайно интересны и довольно быстро дают неожиданный результат. Добросовестно пожив несколько дней в таких условиях, вы почувствуете, что можете с завязанными глазами ориентироваться в пространстве, ориентироваться уверенно и довольно легко, даже не давая себе отчет, как это у вас получаете"

У вас вырабатывается ориентационно-пространственная память живого организма, значение которой для всех видов стрельбы трудно переоценить. Ориентационно-пространственная способность - один из ключей к проявлению боевой интуиции.

Тренированный вышеописанным способом на природе человек начинает ощущать феномен чувства осязания на расстоянии - это способность вибрировать в резонансе с энергетическими возбудителями внешней среды.

Это состояние подобно резонатору, который настраивается путем тренировки в унисон с окружающей природой. Вы уловите интересную особенность - тесную взаимосвязь физических ощущений и психофизиологических координационных процессов. Кроме всего прочего при "отключенных" органах восприятия в условиях жестокой необходимости вырабатывается специфическое кожно-мышечное пространственно-балансовое чутье. А это уже второй вестибулярный аппарат.

Тренировка вестибулярного аппарата

Вестибулярный аппарат, обеспечивающий равновесие, - величайший механизм автоматизма человека.

Это ключ ко всем видам стрелковых тренировок и к включению оборонительных рефлексов. Вестибулярный аппарат - своеобразный "автопилот" человека. Вспомните, как вы не раз поскальзывались на льду и что-то помимо вашей воли ставило вас на место. Человек с развитым чувством равновесия не просто ощущает малейшие крены и дифференты - у него резко повышается способность пространственной ориентации. Это основной ключ к меткой стрельбе. Всегда отлично стреляли моряки, летчики, кавалеристы, цирковые акробаты и... балерины. Эти люди постоянно имели рабочую необходимость держать равновесие и необходимую ориентацию. Вестибулярный аппарат - биологический компас человека, и его значение в пространственной ориентации трудно переоценить.

Для того чтобы метко и быстро стрелять, следует тренировать вестибулярный аппарат как можно чаще, всеми доступными и общеизвестными способами, но предпочтение отдается тем, которые заставляют человека активно компенсировать крен. В старые времена курсантов заставляли ходить по бревну, подвешенному на цепях на высоте 20-30 см над канавой, заполненной водой. Этот варварский способ резко повышал результаты стрельбы. Хочешь не хочешь, а баланс приходилось держать - никто не хотел лишний раз в одежде и обуви искупаться в холодной воде. В наше время великолепные результаты дает катание на скейтборде - роликовой доске. Но следует запомнить: органы равновесия, как и любой точный прибор, страдают от чрезмерно резких движений тела!

Нервная система человека целостна. С развитием вестибулярного аппарата, находящегося во внутреннем ухе, напрямую связано и развитие обострения слуха. Тренируя слуховую систему, человек одновременно активизирует дремлющий механизм биологического компаса - пробуждаются ориентационно-пространственные способности и возрождается координационная память. Более того, целенаправленное развитие одного органа чувств рефлекторно мобилизует развитие других воспринимающих систем. И в конце концов в результате тренировок (у кого раньше, у кого позже) они все начинают действовать невероятно слаженно, дополняя и компенсируя друг друга. Активизируется вся нервная деятельность. Обостряется боевая реакция и механизмы ее реализации. Повышается нервная проводимость и, как это ни странно, сила скелетной мускулатуры

Тренировка бокового зрения

Феномен бокового зрения до сих пор полностью не изучен. Боковое зрение представляет собой едва ли не самостоятельную воспринимающую систему особого свойства. Эта воспринимающая система обладает множеством дремлющих невостребованных боевых возможностей. Известно свойство бокового зрения передавать информацию напрямую в подкорку, включая при этом необходимые оборонительные рефлексы, спасающие жизнь в боевой обстановке.

Боковое зрение выполняет очень важную, еще не изученную функцию в ориентационном процессе и играет важную роль в координации движений. Третированное боковое зрение количественно и качественно расширяет диапазон воспринимаемой информации и в этом плане открывает новые боевые возможности, неожиданные по результативности.

Существует прямая физиологическая связь между развитием периферического зрения и улучшением определения направления звучащей цели по слуху. Плохо освещенный в сумерках предмет воспринимается лучше, если смотреть непрямо на него, а чуть сбоку от этого предмета.

Все эти и другие боевые особенности бокового зрения наши предки очень ценили, но воспринимали их как таковые, особенно над ними не задумываясь и принимая их как должное. Современный человек привык работать преимущественно прямым зрением, и полезные свойства зрения бокового остались невостребованными.

voindao.ru

Визуальный канал восприятия 5 упражнений для развития

Визуальный канал восприятияРазличают три типа людей: визуалы, аудиалы и кинестетики. Визуалы – это те люди, у которых более развит визуальный канал восприятия (зрительный). Они хорошо работают с образами, с картинками. Аудиалы – это те, у которых из всех чувств наиболее развит слух, то есть звуковой канал. Кинестетики – это те, которые воспринимают мир через ощущения.

Многие люди, при занятиях визуализацией или мнемотехникой, испытывают некоторые затруднения – они не видят картинки у себя в голове или видят, но очень слабые. То есть они не могут создать нужные мысленные образы, что делает практики неэффективными.

Если Вам тоже тяжело создавать яркие визуальные образы, то не переживайте. Вы, скорее всего, относитесь к таким типам людей, как аудиалы или кинестетики. У Вас слабо развит визуальный канал, но это легко исправить, выполнив упражнения, предложенные в этой статье.

Фитнес для «Визуалки»

1. «Вспомнить все»

Расположитесь где-нибудь в удобном месте и постарайтесь вспомнить свой день от пробуждения до текущего момента. Глаза не закрываем, они смотрят вверх, чтобы максимально задействовать визуальный канал.

Старайтесь вспоминать все последовательно и как можно детальнее. Если Вы, например, сначала позавтракали, а потом почистили зубы, то вспоминайте именно в такой последовательности, а не наоборот.

Если какое-то действие не припоминается – ничего страшного, просто идите дальше. Прокручивайте в голове свой сюжет в быстром темпе, останавливаясь лишь на некоторых моментах, чтобы воспроизвести картинку детально.

Например, в убыстренном темпе Вы вспомнили, как поели, оделись и вышли. Дальше, вспомнили, что сели в автобус, чтобы добраться до работы. Тут притормозите, постарайтесь подробно вспомнить: сколько людей было, как они были одеты и т.п. Чередуйте прокручивание с детальной остановкой.

Если Вы не можете вспомнить день с начала, то начните вспоминать его с текущего момента и двигайтесь назад до момента пробуждения. Затем повторите этот путь, только уже с начала дня.

Полезные советы:> Выполняйте это упражнение минимум за час до снаЕсли упражнение делать перед сном, лежа в кровати с закрытыми глазами, то велика вероятность того, что вы либо просто уснете, либо не сможете заснуть вообще> Выполняйте это упражнение ежедневно от 5 до 15 минут> Следите, чтобы глаза были открыты и смотрели вверх

2. «Предмет»

Возьмите любой предмет. Для начала, желательно, чтобы он был очень простым. Например, возьмите мобильный телефон.

Изучайте его в течение 5-7 секунд, затем уберите. Теперь, не закрывая глаз, постарайтесь воссоздать детальный образ этого предмета у себя в голове. Вспоминайте все, что удалось запомнить.

Посмотрите еще раз на предмет и отметьте для себя те характеристики, которые не удалось припомнить в первый раз. Запомните их, уберите предмет и добавьте эти детали в свой визуальный образ.

Повторяйте эти действия до тех пор, пока картинка в голове не будет близка к оригиналу. Старайтесь делать не боле 5 попыток за раз (посмотрел-воспроизвел, посмотрел-воспроизвел…).

3. «Мелочь»

Для выполнения этого упражнения Вам понадобится партнер и много разных мелких предметов. Например, скрепка, ластик, магнитик с холодильника и т.п.

Ваш партнер выбирает 7 разных предметов, кладет их на стол и накрывает какой-нибудь тканью. Затем, он на 5 секунды приподнимает эту ткань, чтобы показать Вам предметы.

Ваша задача - запомнить расположение предметов, то есть их последовательность. Но это не все, нужно также постараться запомнить какие-нибудь особенности этих предметов.

Например, если лежит кусочек янтаря, то опишите его: какой формы, какой примерный размер, особенности цвета и т.д. Чем больше деталей запомните, а затем воспроизведете, тем лучше.

Если легко вспоминаете 7 предметов, то увеличивайте количество. Это упражнение тренирует память, внимание и, конечно же, развивает визуальный канал.

4. «Спички»

Возьмите три спички в руки и потрясите их как игровые кости. Затем, с небольшой высоты, бросьте их на ровную поверхность.

Смотрите на спички 5-7 секунд. Постарайтесь запомнить: расположение, в какую сторону направлены головки спичек, на каком они расстоянии находятся друг от друга.

Потом просто отвернитесь, возьмите листок бумаги и перерисуйте все, что смогли запомнить.Повернитесь, сверьтесь и повторите все действия с самого начала. Когда станет легко работать с 3 спичками, то усложняйте себе работу, добавляя каждый раз по одной спичке.

5. «Слова-перевертыши»

Выберите любое слово из 4 букв и, представляя его в голове, прочитайте наоборот. Например, Вы выбрали слово «слон». Представили его и прочитали наоборот – «нолс». Глаза держим открытыми и следим, чтобы они смотрели вверх.Когда четырехбуквенные слова будут даваться легко, переходите к словам посложнее.

Развивайте свой визуальный канал восприятия. Все упражнения очень простые и не занимают много времени. Выберите минимум одно упражнение и выполняйте его каждый день по 10-15 минут. Результаты не заставят себя долго ждать, проверьте. :-)

Мои страницы в социальных сетях

schastliviymir.ru

Тренировка чувствительности. Элементы практической психологии

Тренировка чувствительности

Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют их симпатию или антипатию, развивает такие личные качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию окружающих людей, их установкам и стремлениям. Психологической базой этого метода служит перестройка установок личности, определяющая последующее изменение отношения к себе и другим людям. В ходе тренировки у человека развивается умение наблюдать, определять хотя бы в общих чертах состояние другого человека по внешним признакам (поза, выражение лица, глаз, походка, движения) и соответственно строить свое поведение. Он привыкает учитывать также особенности темперамента и характера партнера по общению, понимает, что для эффективного взаимодействия с людьми необходимо знание некоторых приемов: как сказать другому горькую, но необходимую правду, как предотвратить готовую вспыхнуть ссору, как найти выход в конфликтной ситуации, как отвлечь другого человека от тяжелых переживаний.

Тренировку чувствительности называют еще и проигрыванием ролей, и, по меткому выражению английских специалистов, она позволяет нам «походить в чужих ботинках».

Как известно, одни люди благодаря сформировавшейся у них манере общения вступают в контакты с окружающими без всяких усилий со своей стороны, поддерживая или создавая у них хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряженность и провоцируют развитие у последних отрицательных эмоций. Часто эти различия в получаемых эмоциональных откликах являются следствием того, выбран ли для каждого случая подходящий стиль общения. В то время как некоторые люди умеют проявлять своеобразную гибкость, учитывая особенности участвующих в общении людей, вносить в свою манеру общения требуемые обстоятельствами коррективы, другие неспособны на это, обнаруживая в общении с разными категориями лиц один и тот же, ставший для них привычным, способ поведения. Люди с негибкой манерой поведения могут вызывать благоприятную ответную эмоциональную реакцию чисто случайно, когда выработавшаяся у них манера общения соответствует индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Однако во всех остальных случаях, коль скоро их способ общения не соответствует состоянию их партнеров, они могут стимулировать недовольство и провоцировать отрицательные эмоции партнеров. Так, привлекательная женщина, привыкшая с молодых лет кокетливо и непринужденно устанавливать деловые контакты, часто в зрелом возрасте сохраняет эту же стратегию поведения, не замечая, что теперь ее тактические приемы стали не только бесполезными, но и неприятными.

Для каждого человека важно такое качество, как личное обаяние в обращении с другими. Следует заметить, что обаяние не зависит от внешности и его можно в себе развить. Оно прежде всего связано с эмоциональной отзывчивостью, тактом и чуткостью. Искренняя заинтересованность, уважение и любовь к людям делают человека очень приятным для окружающих. Для того чтобы стать обаятельным, следует развивать в себе способность схватывать психологические особенности и состояние других людей, способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека и действовать за него. Развитый психологический такт — это правильный подход к людям при установлении взаимоотношений с ними. Он проявляется в умении быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от состояния собеседника, в простоте и естественности общения с людьми.

Способность почувствовать состояние другого человека называют эмпатией. Метод тренировки чувствительности направлен, в частности, на развитие этой способности, акцентируя внимание на правильном отношении к ее механизмам, которые основаны на умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с точки зрения партнера. Конечно, здесь не подразумевается переход на позиции другого человека: взглянуть на вещи с его точки зрения не означает отождествить себя с другим человеком. Проявление эмпатии состоит в том, что принимаются в расчет мотивы поведения другого, к ним проявляется сочувствие или сопереживание, но своя собственная стратегия поведения может строиться совсем по-иному. В процессе тренинга чувствительности выявляется, что эмпатия позволяет понимать эмоциональное состояние другого человека по внешнему виду, в первую очередь — по выражению лица.

При этом используются упражнения, целенаправленно тренирующие способность устанавливать контакт с партнером при помощи движений и мимики.

Известно, какой глубокий, иногда необратимый след оставляет первое впечатление от человека, поэтому полезно представлять себе, какое первое впечатление вы производите. Тренинг позволяет не только уяснить, но и корректировать это впечатление на основе правильно организованной обратной связи. В обычных условиях такая коррекция затруднена в связи с ограниченными возможностями использования восприятия в самопознании. Только благодаря зеркалу или кино- и фотоснимкам человек может наблюдать свое поведение, поэтому в тренинге стараются максимально использовать звуко- и видеозапись для демонстрации членам группы их поведения, после чего проводят дискуссии.

Для того чтобы развить желаемые качества у человека, следует прежде всего показать ему неэффективность имеющихся у него стереотипов взаимодействия с другими людьми, затем изменить его поведение и, наконец, закрепить новые и более гибкие стратегии общения. В соответствии с этими задачами в процессе тренинга выделяют три стадии: оттаивание, изменение, замораживание. Главная задача первой стадии — уменьшить силу, стабильность и ценности прежних установок. Обычно желаемое изменение установок происходит при таких обстоятельствах, когда старые подходы обнаруживают свою неэффективность и при этом могут стать предметом критического рассмотрения. В ситуациях тренинга предметом обсуждения оказываются не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от метода конкретных ситуаций), а события и отношения, складывающиеся в самой учебной группе «здесь и теперь». Для этого специально организуются эмоционально значимые для участников ситуации взаимодействия, и они становятся достаточно мотивированными для обучения с помощью метода тренировки чувствительности. Нередко члены группы попадают в положения, противоречащие сложившимся у них представлениям и нормам, и, как следствие этого, развиваются напряжение и тревога. Чтобы справиться с трудной ситуацией, участники тренинга пытаются менять свое поведение. Это и определяет переход ко второй его стадии. На третьей стадии происходит стабилизация тех способов поведения, которые оказались наиболее полезными. Таким образом, психологической основой обсуждаемого метода является совершенствование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных ориентации и установок и закрепления возникающих новых форм.

Основную роль при тренировке чувствительности играет правильно организованная обратная связь. Как отмечает А. А. Бодалев [37], именно благодаря действию механизма обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата, заменяя используемые способы взаимодействия новыми, которые кажутся более эффективными. Тренинг приводит к повышению точности межличностного восприятия, с которой человек различает установки, чувства и реакции других, при этом достигается не только повышение эффективности в сфере общения, но развивается и умение гибко корректировать свое поведение в дальнейшем.

Множество форм тренинга можно разделить на два класса: один ориентирован на развитие специальных умений (например, вести переговоры, дискуссию или разрешать межличностные конфликты), другой нацелен на углубление опыта анализа ситуаций общения, имеется в виду анализ себя, другого человека, групповой ситуации в целом. Эти методы повышают активность через включение в обучение элемента исследования, для чего используются групповая дискуссия и ролевые игры. Предметом групповой дискуссии могут служить реальные межличностные отношения членов группы, процессы, динамика происходящих в группе событий изучаются самими членами группы. В результате подобного анализа повышается компетентность каждого члена группы в отношении собственных мотивов, возможностей в межличностном общении, а также становится более глубоким понимание мотивов, целей и стратегий поведения партнеров по общению. В целом достигается такое состояние, когда каждый член группы способен свободно и точно сообщать о своих чувствах и мотивах.

Важными условиями продуктивности обратной связи являются ее непосредственность и описательный характер. Для налаживания обратной связи целесообразно сосредоточиться на описании собственных чувств, сопровождающих восприятие партнера по общению, например: «Когда ты шутишь, как сейчас, я испытываю раздражение». В истинности такого высказывания трудно усомниться — ведь человек говорит о себе. Поданная в таком виде информация не содержит оценки другого и поэтому легче воспринимается. Человек задумывается о том, только ли этого человека раздражают его шутки. Чем меньше оценок и больше описательности в обратной связи, тем она эффективнее, так как не включаются защитные механизмы.

Обычно за каждой учебной группой закрепляется так называемый «ведущий», в его функцию входит обеспечение атмосферы доверия, открытости в группе, демонстрировать модель желаемого поведения: искренне и открыто выражать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, поддерживать их искренность. Он должен помочь установить атмосферу доверия, в которой можно внимательно проанализировать и собственное поведение и поведение других. Как правило, ведущий не обращается к прошлому опыту участников вне данной группы и пытается их самих удержать от этого. Акцент делается на анализе того, что происходит «здесь и теперь». Налаженная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть, как другие интерпретируют то, что он говорит и делает, тем самым создается предпосылка для осмысливания возможных последствий своих действий в группе. Участники тренинга должны оказаться способными информировать друг друга о том, как они видят и интерпретируют поведение, и описывать возникающие у них чувства. Это основной процесс, посредством которого участники «научаются» своим собственным поведением и своими усилиями интерпретировать поведение другого человека.

В тренинге используется ряд специальных упражнений, одним из них является «слепое доверие», которое с успехом использовалось для занятий со студентами педагогического института. Обучаемые разбиваются на пары. Один из пары становится «слепым» (ему завязывают глаза), другой — поводырем. Парам предлагается погулять 10 минут в помещении и на улице. Партнеры не должны при этом разговаривать, и прогулку не следует превращать в бег с препятствиями для «слепого». Поводырь должен проявить максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру пережить самые разнообразные ситуации, как-то: опознать предметы наощупь, побыть немного в одиночестве, пробежаться по ровной площадке, услышать различные звуки, испытать смену температур воздуха. Через 10 минут партнеры меняются местами. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие или недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого, ощущение своей вины, если не все идет гладко. После того как все пары закончат упражнение, проводится групповое обсуждение. В результате упражнений и дискуссий развивается более глубокое понимание способов общения, например, уяснение того, как целесообразно на первых порах строить взаимодействие с человеком, создавая образ партнера не на основе собственных соображений, а в соответствии с тем, что предлагает сам партнер, усваивая его образ таким, каким он хочет его видеть. Согласие принять человека в той роли, которую он предлагает, улучшает взаимоотношения, позволяет наладить контакт и в дальнейшем сформировать наиболее адекватное взаимодействие с ним.

Различные стили поведения отрабатываются на занятиях, их эффективность проверяется по реакции других членов группы. Обратная связь с другими членами группы помогает человеку понять, каким его видят другие, как они реагируют на его поведение, и через их реакцию понять самого себя. Метод тренировки чувствительности помогает вырабатывать умение оптимально мотивировать и стимулировать человека к деятельности [103, 112, 128, 210, 339, 355].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

5 простых способов улучшить обучение и восприятие новой информации

Большинство людей не задумываются над тем, как происходит процесс обучения. Он происходит естественным образом. Например, во время обычного разговора или когда вы слушаете лекцию, вы просто поглощаете то, что говорит собеседник, не так ли? И да, и нет. На самом деле, я считаю, что чем старше становится человек, тем больше усилий приходится ему прикладывать, чтобы освоить какую-то новую информацию.

Чем большим количеством фактов, цифр и переживаний человек заполняет свой мозг, тем меньше места остается для новых идей и новых мыслей. Я считаю, что человек всегда находится в процессе обучения, и независимо от возраста и приложенных усилий, нужно всегда оставаться открытым и с удивлением относиться к происходящему.

Потребность человека в обучении и развитии никогда не заканчивается, поэтому ваше желание учиться и познавать новое, должно перевешивать все остальные желания. Наш мир постоянно меняется и новые, разнообразные идеи всплывают в нашем сознании буквально каждый день. Включите эти идеи в свою жизнь и сделайте её занимательной и современной. Я предлагаю вам воспользоваться 5 замечательными способами, которые помогут вам стать более открытыми и восприимчивыми к ежедневному обучению. Они сработают независимо от вашего возраста.

1. Успокойте свой внутренний голос

Вы знаете, что я имею в виду. Это тот тихий голос, который выстраивает свою точку зрения, когда вы слушаете или смотрите на кого-то. Это тот голос, который выдвигает свое мнение о предоставляемой информации. И так получается, что вы, как правило, уделяете больше внимания своему внутреннему голосу, чем тому, что происходит вокруг. Старайтесь меньше фокусироваться на мыслях, а больше на поглощаемой информации. Вы удивитесь результату!

2. Научитесь спорить с самим собой

Если вы не можете остановить поток своих собственных мыслей, то по крайней мере, используйте его в своих интересах. Каждый раз, когда ваш внутренний голос начинает выстраивать противоречивую цепочку, остановитесь, осознайте это и примите во внимание другую точку зрения. Приведите самому себе веские аргументы, почему другая точка зрения имеет право на существование. В лучшем случае, вы научитесь смотреть на вещи под разными углами и видеть другие точки зрения, в противном случае, вы хотя бы научитесь осознавать свои мысли и приводить нужные доводы.

3. Будьте любопытными

Некоторые люди по своей природе любопытны, а некоторые наоборот. Независимо от того, к какой категории вы относитесь, вы можете попробовать вести себя как любопытный человек. 

В следующий раз, когда вы слушаете новую информацию, запишите 3-5 вопросов на эту тему и задайте их. Если вы находитесь на лекции, то после её окончания погуглите все то, что показалось вам интересным. Если вы беседуете с другим человеком, спрашивайте его прямо во время разговора. В любом случае, вы, вероятно, узнаете намного больше, чем обычно. Научитесь получать выгоду от своего любопытства.

4. Докопайтесь до истины

Не существует концепций или теорий, которые взяты из воздуха. В каждой сложной концепции, которая звучит как полная чепуха, есть некоторый аспект, который основывается на факте. Даже если вы не понимаете, зачем нужна какая-либо теория, вы, по крайней мере, должны понимать откуда пришла данная теория и на чем она основывается. Докопайтесь до истины, повысьте свои навыки дедукции и разузнайте как можно больше о выбранной концепции.

5. Сосредоточьтесь на истинном послании собеседника

Часто люди не могут обучаться из-за личной неприязни к человеку, который делится информацией. Это может быть преподаватель в институте, или член противостоящей политической партии, или какой-то внешне непривлекательный человек. Антипатия может значительно повлиять на коммуникацию. Даже друзья могут навредить процессу обучения, если они отвлекают нас своими рассказами или выставляют себя непревзойденными знатоками данной темы.

Научитесь отделять послание от собеседника. Представьте, что вы лично не знакомы с этим человеком и воспринимайте слова так, будто сейчас вы услышите нечто интересное и захватывающее — это позволит вам не выключаться из беседы и объективно воспринимать информацию. Если же человек нагоняет на вас скуку и вы не знаете куда деть себя, то попробуйте воспользоваться советом №3 и начать воспринимать разговор в виде игры, создавая свои собственные правила.

Надеюсь, данные способы обучения помогут вам действительно учиться лучше и воспринимать жизнь гораздо ярче и веселее!

Вопрос от Blaggos: Какой из приведенных выше способов вам понравился больше всего? Вы можете оставить свой ответ в комментариях.

blaggos.com

4. Специализированные восприятия в спорте

Специализированные восприятия возникают в конкретных условиях спортивной деятельности, которая вызывает у спортсмена возникновение и развитие глубоко специфических ощущений, связанных со специализацией. Специфика таких восприятий, главным образом, определяется особенностями вида спорта, в котором специализируется спортсмен. В спортивной практике эти специализированные восприятия называют «чувствами».

В психологии спорта выделяют общие признаки, характерные для всех специализированных восприятий. К ним относятся следующие:

1) специализация различительной функции одного или совокупности анализаторов;

2) обусловленность восприятия особенностями среды, в которой действует спортсмен, или особенностями предметов, с которыми (на которых) выполняются двигательные действия;

3) обусловленность пространственным расположением противников и партнеров;

4) лабильность (неустойчивость), требующая постоянного упражнения;

5) высокий уровень развития чувства, появляющийся в результате высокого уровня тренированности.

Специализированные восприятия многочисленны и недостаточно изучены, поэтому ограничимся упоминанием лишь части специализированных «чувств», встречающихся в спортивной практике.

«Чувство воды». Сложное и тонкое восприятие сопротивления воды. Свойственно пловцам, которые называют его еще и как «чувство опоры».

Основой этого чувства служит взаимосвязь функции двух анализаторов: двигательного (ощущение направления, амплитуды, усилий при выполнении гребков) и кожного (ощущение температуры, давления и прикосновения воды).

«Чувство мяча». Возникает и совершенствуется у представителей всех спортивных игр с мячом. В каждом отдельном виде спорта имеет свою специфику.

«Чувство планки». Оно свойственно прыгунам в высоту с разбега и с шестом. Основано на деятельности двигательного и зрительного анализаторов, на ощущениях положения и движения тела в воздухе, зрительном восприятии стоек, планки (это очень важно) за мгновение до перелета через нее. Чувство планки дает спортсмену возможность предугадать движения, которые понадобятся ему уже в перелете и при приземлении.

5. Роль представлений в управлении движениями

Особая роль принадлежит представлениям о двигательных действиях.

Обучение технике физических упражнений в физическом воспитании и спорте всегда начинается с создания представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ученика образ реального действия, который должен служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью которого спортсмен осуществляет контроль и управление в своей деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет.

Представление служит программой для реализации двигательных действий.

Имеющийся в памяти человека эталон (идеальный образ) действия является тем необходимым элементом деятельности, который в определенных условиях следует воспроизвести с максимальной точностью. В этом заключается программирующая функция представления.

Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций (регулировка функций) позволяет организму подготовиться к предстоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функции.

В процессе выполнения действия по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии. Эта информация сравнивается с программой движений (представлением), и если она соответствует ему, — деятельность продолжается. Если возникают какие-либо рассогласования, то в деятельность вносятся необходимые коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей функции представления.

Регулирующая функция проявляется и после окончания действия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе выполнения движений, позволяют человеку, анализируя свою деятельность, понимать причины тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об идеальном образе и реально исполненном действии.

Представления о двигательных действиях выполняют еще одну функцию, которая успешно используется в спортивной практике. Эта функция — тренирующая. Известно, что, представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:

§   чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тренирующий эффект;

§   эффект возрастает, если представление сопровождается «мысленным проговариванием» процесса выполнения действия;

§   эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел пространственными признаками движений;

§   тренирующий эффект может быть негативным, если представление ошибочно.

studfiles.net


Смотрите также