Разные способы тренировки памяти. Приемы тренировки памяти


Упражнения для тренировки памяти и внимания

«Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность». Весь наш опыт, все переживания, чувства, вся полезная информация, наши навыки и умения, будь они профессиональные или житейские, хранятся в памяти. Емкость человеческого мозга, практически безгранична, теоретически все воспоминания могут храниться в нем бесконечно. Но в жизни, к сожалению, совсем иначе.

Даже очень важные сведения забываются. С годами становится все сложнее запоминать новую информацию. Виноват возраст или есть другие причины? Как укрепить память, сделать ее более надежной?

Надеюсь полезные советы, рецепты помогут вам сохранить ясный ум и цепкую память. Позаботьтесь о здоровье сосудов мозга, тренируйте память, питайтесь правильно. Помните, что профилактика болезней намного лучше, чем лечение.

Важные законы тренировки памяти

Чтобы информация лучше воспринималась, дольше запоминалась, легче извлекалась, нужно знать некоторые закономерности.

В обязательном порядке их должны знать педагоги, потому что на них строится процесс обучения и непосредственно обучаемые — школьники, студенты.

Тренировка памятиКак улучшить память?

Обычному человеку в повседневной жизни советы также обязательно пригодятся, ведь каждый день мы учимся чему-то новому.

  1. Повторение. Механическая память дана нам от природы, и этим надо пользоваться. Обязательное повторение необходимой информации хотя бы несколько раз. Каждый человек индивидуален и редко кто усваивает все сразу. Поэтому ничего зазорного в повторении нет.
  2. Интерес. Информация, представляющая для вас интерес, откладывается в голове намного быстрее и лучше. Если вам предстоит поездка в Испанию или вам нравятся мексиканские сериалы, выучить базовые основы испанского языка будет легче. А вот освоение древнегреческого языка, если вы не лингвист, такого энтузиазма у вас не вызовет — разговаривать вы на них не сможете, так же как и слышать живую речь.
  3. Осмысление. Любые факты, даже самые скучные и, казалось бы, ненужные, запомнятся. Если вы их включите в какую-нибудь схему, опирающуюся на ваш прошлый опыт, выстроите логическую цепочку, пропустите информацию через себя. Например, синусы и косинусы вы можете применить в расчетах при строительстве дачного домика, создавая чертежи.
  4. Установка. Вам нужно настроиться, что информация обязательна должна быть запомнена. Причины могут быть разные: экзамен, собеседование, визит в аптеку, где вы должны сообщить название лекарства. Отдайте себе приказ: «Я должен это запомнить».
  5. Практика. Держать в голове факты, которые, возможно, вам никогда не пригодятся, очень сложно. Намного легче запоминается та информация, которую вы будете использовать на практике. И не важно, что это может произойти еще не скоро, — главное, если вы настроите себя именно на такое применение полученных сведений, они с большей вероятностью сохраняется в вашей голове. При первой же возможности используйте их!
  6. Ассоциации. Любая информация запоминается лучше, если вы ее связываете с теми сведениями, которые уже есть в вашей памяти. Например, запоминая номер телефона вы можете разложить на составляющие и связать со знакомыми вам датами — свадьбы, рождения близких и т.д. Слова иностранного языка — с уже известными вам заимствованиями или терминами в родном языке.
  7. Оптимальный объем. Не старайтесь сразу же за один раз усвоить слишком большой объем информации. У нашей краткосрочной памяти есть свои ограничения. Действуйте по принципу «поспешай медленно» — разбейте то, что нужно усвоить, на небольшие куски и запоминайте блоками.
  8. Закон края. Учитывайте при запоминании следующие закономерности — человек лучше усваивает информацию, которая представлена вначале и в конце смысловых блоков. Поэтому, если вы видите. Что нужные вам сведения расположены в середине, просто разбейте текст (образ, мелодию) на две части и запоминайте половинами.
  9. Необходимость отдыха. Нельзя постоянно держать мозг в напряжении. Для усвоения новой информации, для перевода ее из краткосрочной в долгосрочную память требуется время. Если вам нужно запомнить большой объем информации, делайте это с перерывами. Даже если запомнить нужно очень срочно, вы должны понимать — 10 минут отдыха ежечасно принесут больше пользы, чем непрерывная зубрежка.
  10. Положительный настрой. Любая информация, если она запоминается в хорошем настроении, будет усвоена лучше и сохранится дольше. Не стоить изучать новый материал, если вы разнервничались. Успокойтесь, избавьтесь от негативных эмоций, настройтесь на позитив и только тогда приступайте к запоминанию.

Что вредит памяти?

Память тесно связана с общим благополучием и хорошим здоровьем человека. Возраст, конечно, играет роль, но в меньшей степени, чем многие думают. Скорее всего истоки проблем с памятью, появляющихся с годами, нужно искать в образе жизни или в имеющихся заболеваниях.

Тренировка памятиПродукты для хорошей памяти

Какие факторы могут стать причиной ухудшения памяти?

  1. Недостаточность кровоснабжения головного мозга. Это происходит при гипертонии, атеросклерозе, заболеваниях сердца, инсульте. Кислородное голодание мозга приводит к тому, что целые участки престают выполнять свою работу. Если они участвуют в процессах запоминания, возникают серьезные нарушения памяти. Нужно пройти обследование у невролога, чтобы исключить эту причину.
  2. Опухоли мозга также нарушают его кровоснабжение и сдавливают его ткани. Кроме проблем с памятью, часто изменяется поведение. К счастью эта причина встречается редко.
  3. Травмы головы, если при них возникают повреждения головного мозга. Поэтому важно не игнорировать ушибы или удары, а провериться у врача — обычное легкое сотрясение без должного лечения в дальнейшем может стать причиной нарушения памяти.
  4. Стрессы, нервные перезагрузки, хроническая усталость, бессонница — распространенные причины проблем с памятью. Во время сна мозг сортирует и запоминает полученную за день информацию. Если у него недостаточно времени, то часть информации теряется.
  5. Злоупотребление алкоголем. Сначала могут выпадать те события, которые случились во время опьянения. Но постепенно память начинает нарушаться все сильнее и снижается скорость восприятия информации.
  6. Курение тоже вредит памяти. При вдыхании табачного дыма не только происходит спазм сосудов, снабжающих кровью головной мозг, но и возникает хроническая его интоксикация. У курильщиков особо страдает кратковременная память.
  7. Дефицит некоторых веществ, необходимых для нормальной работы головного мозга. К ним относятся витамины С, Е, В6, В12, фолиевая и никотиновая аминокислота.
  8. Заболевания щитовидной железы приводят к ухудшению памяти. Это обычно связано с недостатком выработки гормонов (гипотиреоз).
  9. Воспалительные инфекционные заболевания внутренних органов часто приводят к кратковременным нарушениям памяти. Проблема исчезает после правильно назначенного лечения.
  10. Старческая деменция, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз — самые тяжелые и опасные заболевания, приводящие к необратимым провалам в памяти. К сожалению, ни одна из этих болезней не излечима.

Зарядка для тренировки памяти

Предлагаю несколько упражнений тренировки памяти разного уровня сложности.

  1. Утром, не вставая с постели, попробуйте повторить буквы алфавита и придумать на каждую букву слово. Затем также в обратном порядке от Я к А. То же самое проделайте с цифрами от 1 до 100. Если вы когда-то учили иностранный язык, вспомните алфавит и счет на нем.
  2. Перед тем как пойти в магазин за продуктами, запишите список на листочек. Несколько раз прочитайте (вслух и про себя), но не берите список с собой, а попытайтесь вспомнить все, что вы в него внесли. Вернувшись домой, сверьтесь — не забыли ли вы что-то купить.
  3. Попросите кого-нибудь из близких или знакомых зачитывать пары слов, которые связаны ассоциациями, например, зима — снег, курица — яйцо, паутина — паук, подушка — пух, лето — пляж и т.д. Постарайтесь их запомнить, попросите прочесть еще раз, но только первые слова из пар, остальные вы должны назвать самостоятельно.
  4. Купите в магазине канцтоваров контурные карты. Постарайтесь по памяти подписать на них города, реки, озера и страны, которые вы вспомните. Потом проверьте по обычной карте.
  5. Выполняйте такую тренировку каждый день. Вы не только улучшите свои знания по географии, но и укрепите память.
  6. Хорошая тренировка памяти любые настольные игры — шахматы, шашки, нарды. Из компьютерных игр выбирайте не простые пасьянсы или стрелялки, а те, где задействуется память, — ответы на вопросы, прохождение многоуровневых испытаний, в которых нужно разгадывать загадки.
  7. Разгадывая кроссворды, не подглядывайте в ответы или справочники, а старайтесь стремиться к тому, чтобы вписывать в клеточки как можно больше слов, полагаясь только на память. Ведь вы наверняка знаете много, но просто забыли.
  8. Очень хорошо развивает память игра «Эрудит», в которой нужно составлять из имеющихся букв слова.

Специальная методика тренировки памяти

Методика с использованием нестандартных ситуаций предназначена для развития способности быстро ориентироваться в незнакомых условиях, тренировки органов чувств и развития памяти.

Основная идея — создание обстановки, в которой приходится действовать не так, как обычно. Методика очень эффективная, ее легко можно использовать самостоятельно. Делайте несложные упражнения регулярно, и вы заметите, насколько внимательнее вы станете, как улучшилась ваша способность к запоминанию и скорость реакции.

Если вы правша, попробуйте в течение часа выполнять все привычные действия левой рукой (для левши, наоборот, правой). Держите в ней карандаш или мышку от компьютера, переключайте кнопки на пульте, беритесь за ручку двери.

В первое время не нужно пытаться пользоваться левой рукой, если вам нужно нарезать что-то ножом, побриться или взять чашку с горячим чаем, то есть в потенциально опасных ситуациях. Постепенно вам будет легче действовать обеими руками. Такое упражнение развивает полушарие мозга, которое обычно «ленится». Благодаря этому улучшаются общие умственные способности и память.

Попробуйте походить по квартире с завязанными глазами. Сначала избегайте кухни и ванной, чтобы избежать травмы. Освойте сначала гостиную, спальню. Пощупайте все знакомые вам предметы пальцами, прислушайтесь к издаваемым ими звукам, которых вы обычно не замечаете, — скрип стола, шорох штор.

Попытайтесь вспомнить, где лежат вещи, и потом проверьте, найдя их, полагаясь только на осязание. Постепенно расширяйте зону передвижения по дому. Со временем попробуйте выполнять простую работу по дому с закрытыми глазами.

Эти упражнения хорошо развивают слуховую и осязательную память.

Если вы ездите на работу на машине или автобусе, маршрутке по одному и тому же маршруту, в один из дней пройдите хотя бы часть пути пешком, полагаясь только на свою память.

Очень часто, в транспорте вы не замечаете всех мелких поворотов и перекрестков. Поэтому не удивляйтесь, если после нескольких лет рутины вы вдруг свернете не там или не сможете вспомнить, как далеко еще идти. Такие прогулки полезны — они помогают избавиться от лишнего веса, улучшают снабжение головного мозга и тренируют мышцы.

Попробуйте читать вывески, заголовки статей, названия продуктов задом наперед. И не просто читать, а запоминать непривычное произношение. Это упражнение очень хорошо тренирует память.

Если вы привыкли заучивать новую информацию сидя за столом или лежа на диване, переместитесь в непривычную для вас обстановку. Например, выйдите в парк, взяв с собой книгу или отправьтесь в библиотеку.

Тренировка памяти на цифры

Проблема с запоминанием цифр кроется в том, что они абстрактны. К номерам телефонов или пин-кодам трудно подобрать какой-то логический смысл, связать их с прошлыми воспоминаниями или эмоциями. Поэтому запомнить их не так просто.

Сейчас все математические расчеты производятся на калькуляторе, телефонные номера сохраняются в память телефона, что не способствует навыкам запоминания.

Но держать в памяти самые необходимые номера необходимо. Например, банки не рекомендуют записывать пин-коды карточек и хранить их рядом, чтобы мошенники не воспользовались вашим счетом, если вдруг вы потеряли кошелек.

Одним из эффективных методов запоминания цифр считается метод ассоциаций. С его принципами мы были знакомы еще в школе. Как заучивали цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидят фазаны».

Примерно по такой же схеме можно запомнить и номера телефонов.

1) Присвойте каждой цифре определенную букву. Удобнее всего это делать по порядковому номеру буквы в алфавите (1-А, 2-Б и т.д.). Затем можно построить фразу, которая будет как-то ассоциироваться с номером и в то же время будет легко запоминаться.

2) Создать ассоциацию с какими-то памятными для вас датами. Допустим ваш пин-код 1680. 80 — год рождения сына, 16 — возраст вашей дочери. Чтобы цифры запомнились в правильном порядке, сочините предложение: Надо же сын родился в 80-м, год Олимпиады в Москве.

3) Номера телефонов можно запоминать, используя технику рифмования. Ее применяют в рекламе — в роликах по телевизору закадровый голос произносит цифры телефонного номера речитативом. Положите нужный вам номер на мелодию какой-нибудь песенки, повторите несколько раз, напевая, и он, запомнится вам легче.

4) Еще один метод — подключения образной памяти. Создайте в уме библиотеку образов для каждой цифры по внешней схожести.

Например:

  • 0 — мяч, бублик, глобус
  • 1 — палка, иголка, карандаш
  • 2 — лебедь, кобра, конь
  • 3 — треугольник, светофор
  • 4 — стульчик

Если вам нужно запомнить ряд цифр, представьте их в виде последовательности образов или составьте короткую историю с их использованием.

Например, ваш пин:3220. Представьте его в виде вымышленного герба: на вершине пирамиды змея и лебедь держат головами золотую луну. Пирамида даст вам 3, кобра и лебедь — две двойки, а луна — о.

5) Напишите нужный вам номер телефона несколько раз подряд, и он отложится у вас в памяти. Даже если вы его забудете, просто возьмите лист бумаги и ручку — и, скорее всего, механическая память подскажет вам цифры.

Способы тренировки памяти

Новые слова запоминать сложно, если подходить к этому только с точки зрения механической памяти. Можно много раз повторять слово, ну зубрежка не даст возможности правильно им воспользоваться.

Как же поступить, чтобы языковые новинки давались легко?

  1. Создавайте мотивацию. Бесполезно заучивать новое слово, если вы не планируете его использовать, а хотите запомнить просто на всякий случай. Какой смысл заучивать название «дезоксирибонуклеиновая кислота», если вы не собираетесь писать статью по биохимии? Даже специалисты практически никогда не произносят это словосочетание, обходясь простым «ДНК». Заострите внимание на более полезных словах-простых глаголах, предметах обстановки, названиях продуктов.
  2. Подключайте эмоции. Эмоциональная память намного крепче, чем механическая, зрительная или слуховая. Встретив новое слово, обязательно поместите его в какой-нибудь контекст, ситуацию. Представьте, как вы используете слово в кругу друзей, обращая внимание на окружающую обстановку. Пофантазируйте о реакции окружающих, сочините их ответы. Прокрутите ситуацию несколько раз в разных вариантах, обязательно обращая внимание на эмоциональную составляющую. Вы удивитесь, насколько крепко новое слово отложилось в вашей памяти.
  3. Практикуйтесь. Применяйте слово на практике при любой возможности. Конечно, к месту, а не просто вставляя его в середине разговора. Если такой возможности в ближайшем будущем не предвидится, просто раз в неделю обновляйте память, сочинив предложение с новым словом и записав его на бумаге.
  4. Анализируйте. Разбейте сложное слово на составные части, запомните их и уже потом сложите слово обратно. Например, слово, в котором часто делают ошибку-инцидент. Чтобы этого не случилось, разложите его на половинки-«инци» и «дент». Если вы произнесете их несколько раз, то уже никогда не напишите в слове лишнюю букву «н».
  5. Ищите аналоги.  При изучении иностранных слов, если вы не филолог, а язык вам нужен только на базовом уровне, всегда подыскивайте чужим словам аналоги из родного языка, желательно как-то с ним связанные. Например, английское слово table (стол) легче запомнится, если вы его соотнесете с русским «таблица» или «табло», то есть что-то прямоугольное и плоское.
  6. Применяйте «напоминалки». Используйте карточки и липкие самоклеящиеся листочки. Пишите на них новые слова и размещайте там, где они будут почаще попадаться на глаза.
  7. Ищите слова. Читайте тексты, где вам могут встретиться изученные вами слова, смотрите телепередачи. Так вы поймете, как правильно их использовать в контексте и разговорной речи.
  8. Заучив новое слово так, что оно навсегда отпечаталось в вашей памяти, не останавливайтесь на достигнутом. Для закрепления материала теперь осваивайте однокоренные слова, синонимы, антонимы, чтобы создать в памяти ассоциативные ряды.

Тренировка зрительной памяти

Способность запоминать зрительно уникальна, вместо того чтобы зубрить текст или в подробностях запоминать все повороты дороги к нужному месту, можно просто «отпечатать» в памяти страницу книги или карту города.

  1. Начните с простого упражнения. Положите перед собой какую-нибудь картинку — книжную иллюстрацию, репродукцию картины, фото незнакомого места. Посмотрите на нее в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как можно деталей. Затем переверните изображение, закройте глаза и постарайтесь мысленно воспроизвести то, что увидели. Не торопитесь, постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Снова посмотрите на изображение и проверьте, насколько точно вы все запомнили. Сначала ваши успехи будут незначительными, вы будете упускать многие важные элементы, не говоря уже о второстепенных деталях. Но постепенно в вашей памяти будет откладываться все больше и больше зрительной информации.
  2. Зайдя в новый магазин, внимательно его осмотрите, запомните расположение прилавков и где какие товары выложены. Особенно отметьте 5-6 продуктов. Вернувшись домой, постарайтесь набросать схему магазина. Если что-то вспоминаете позже — нанесите это на схему. Через несколько дней снова посетите этот магазин. Сверьтесь со своим рисунком. Насколько он точен? Выполняйте такое упражнение с другими местами где вам приходится бывать.
  3. Вы много раз приезжаете на свой дачный рисунок, и, конечно, знаете, что там расположено. Попробуйте по памяти нарисовать точный план участка, расположение теплиц, бочек для воды, грядок. Вы удивитесь, но на самом деле зрительно не так уж хорошо представляете свой участок. Поэтому обычной жизни большую роль играет механическая и двигательная память — ведь все всегда и так у вас перед глазами, зачем же это запоминать.
  4. Старайтесь больше делать зарисовок того, что вы увидели в течение дня. Совсем не обязательно обладать художественными данными. Главное — схематически отмечать важные детали: сколько окон на фасаде соседнего дома, в какой цвет окрашены наличники у ваших соседей на даче, какого цвета машины ежедневно паркуются в вашем дворе, какого цвета глаза у ваших коллег.

Тренировка слуховой памяти

Психологи дают советы лекторам: если вы хотите, чтобы аудитория запомнила хоть что-то из сказанного, обязательно подключайте зрительные образы. На самых важных моментах поднимайте руку или сделайте нелепое движение телом. Люди запомнят их и услышанную в данный момент информацию.

Ровная, монотонная речь, даже если материал очень интересный, просто не откладывается в памяти. В наше время телевизоров и компьютеров люди привыкли видеть перед собой картинку.

Исследования показали, что те, кто воспитывался радиопередачах, сказках на пластинках, обладают лучшей памятью.

Улучшая восприятие на слух, вы укрепляете всю память в целом, задействуя в хранении информации больше отделов головного мозга.

Простые методики тренировки слуховой памяти.

  1. Читайте тексты вслух. Не просто произносите их шепотом, а четко с интонацией. Не торопитесь — вслушивайтесь в свой голос и в произносимые слова. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и развивает дикцию. В семейном кругу читайте отрывки из любимых книг, стихов, статей журналов. Звук голоса любимых людей приятно действует на настроение, помогает справиться со стрессом.
  2. Вспомните уроки русского языка в школе. Учитель зачитывает отрывок из текста, и вы должны воспроизвести его на бумаге. Сделайте упражнение более интересным. Например, посмотрите отрывок из вашего любимого фильма, где есть диалог, и воспроизведите реплики на бумаге (или на компьютере, если вам удобнее). Или во время поездки в транспорте вслушайтесь в разговор пассажиров и постарайтесь дома написать рассказ, стараясь точно передать услышанное. Затем прочитайте вслух и постарайтесь передать интонацию ваших персонажей.
  3. Поставьте любимую песню — ту, которую вы хотите выучить. Держите палец на кнопке. Не нужно запоминать целыми куплетами, воспроизводите построчно. Не просто запоминайте слова, а старайтесь пропевать их ближе к оригиналу. Потом по пробуйте под музыку воспроизвести песню. Потом выключите диск и спойте ее от начала и до конца несколько раз. Старайтесь петь максимально близко к интонации исполнителя.
  4. Следующее упражнение выполняйте с помощником. Завяжите глаза и попросите его брать разные предметы, которые есть в вашей квартире, и заставлять их звучать. Например, пошуршать страницами журнала, постучать карандашом по вазам и бокалам. Ваша задача — постараться определить какая конкретно вещь издает данный звук. Сначала будет сложно, но потом вы поймете, что звон большой зеленой вазы, отличается от звона хрустальной конфетницы.
  5. Найдите записи с пением птиц, они выложены в интернете, в магазинах есть аудиодиски. Слушайте, соотнесите их фотографиями пернатых, запоминайте высоту звуков, какие гласные и согласные вы различаете в пении птиц. Потом включайте записи в случайном порядке, определяя какой птичке принадлежит данная песня. Весной отправляйтесь в лес или парк — в общем птичьем гаме вы научитесь распознавать трели конкретных птиц.

Вывод: тренировка памяти и внимания — то, чем человек должен заниматься постоянно, чтобы развиваться, добиваться чего-то в жизни.

С уважением, Ольга.

Это может быть вам интересно:

healthilytolive.ru

Способы управления и тренировки памяти

Реферат по психологии

Тема: Способы управления и тренировки памяти

Общее представление о памяти человека.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Память (воспроизведение) – это прямое продолжение восприятия и наравне с ним имеет основное значение в развитии личности. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей средой в каждый данный момент, а память восстанавливает те связи, какие существовали в прошлом и сохранили какое–либо значение для настоящего. Простейший случай воспроизведения это узнавание. Узнавание–это связь новых впечатлений с прошлым опытом путем воспроизведения ранее воспринятых впечатлений.

В памяти существуют индивидуальные различия, которые выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Эти различия связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с процессами возбуждения и торможения. Индивидуальные особенности памяти зависят от того, насколько сформированы у человека рациональные способы запоминания. Различия памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал, у других – словесный и т.д.

Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает что для этого нужно. А самое главное правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Самая большая ошибка людей состоит как правило в том, что они хотят сначала улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не выйдет, да и не может. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

Существует так же множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию. Вот некоторые из них:

-Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или например указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

-То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Поэтому не случайно В.С. Щербаков теоретик и практик внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства считал что, первой задачей должно стать воспитание творческого внимания. Творческое внимание – это увлеченность объектом.

-Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

Это дает свои результаты при подготовке к экзаменам, если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.

-Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Это хорошо видно на примере школьников младших классов – ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Однако если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.

-О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно неприятное, они и ждали бы от жизни одни неприятности, следовательно, они были бы прирожденными пессимистами, а человек от природы оптимист.

-Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

-Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление оно – более прочное. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.

Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

-Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

-Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени.

-Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

-С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

-Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.

-Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом.

Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: "Что это напоминает?", "На что это похоже?", "Почему это так?", "Как получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?", "Кто сказал, что это так?" и т.д.

Эффективность запоминания иногда снижается смешением одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего это возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.

-Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу.

Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не "программируя" себя на будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка – усвоить материал а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).

Наверное имеет смысл сказать о прочности запоминания. Вот например дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого материала, но то, чем овладеют, они держат в памяти прочнее и дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее. И еще один известный факт – старики, иногда, значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что произошло с ними несколько дней назад. Вообще в старости механически запомнить что либо новое трудно. Например в зрелом возрасте сложнее учить иностранный языки чем в юности. К.К. Платонов описывает интересный случай: В больнице Нью-Йорка умирал тяжелобольной. Детство он провел на родине в Италии, юность – во Франции, а потом долго жил в Америке. И вот что интересно; в начале болезни он разговаривал по-английски; когда его состояние ухудшилось, он забыл английский язык и стал говорить по-французки. В день смерти он говорил только по-итальянски.

mirznanii.com

Способы тренировки памяти

способы тренировки памяти

Наша память таит в себе отпечаток каждой прожитой нами секунды, верите вы в это или нет. В таком случае, странным покажется, что так часто мы не можем вспомнить что-то очевидное, что вертится на языке. Причина так же очевидна и банальна – с развитием всевозможных помощников (органайзеров, компьютеров, электронных словарей), наш мозг привык отдыхать и всю работу сваливать на электронные носители информации.

Лучший способ тренировки памяти – это заставить работать свою память ежесекундно. Как это сделать – именно об этом и пойдет речь далее.

Ассоциации

Главная функция памяти – это запоминание и последующее воспроизведение информации. Многие из нас сталкиваются со сложностями в усвоении новой информации, для этого мы рекомендуем использовать простейший способ тренировки и развития памяти – создание ассоциаций. Когда вам трудно запомнить имя собеседника подберите ассоциацию – имя знаменитости, слово, на которое это имя похоже или чувства, которые вызывает у вас его имя. Чем больше чувств и собственных впечатлений вы приложите к информации, тем успешней ее запомните.

Не лениться

Тренировка ума и памяти не предусматривает фактор лени. Поэтому, каждый раз, когда вы что-то не можете вспомнить, не тяните руку за записной книжкой или ноутбуком. Дайте своей голове самой отыскать ответ в запущенных зарослях вашего головного мозга. Также отбросив лень, мы рекомендуем вам посвящать свои свободные минутки решению банальных арифметических задачек для первоклашек. Звучит смешно, но большинство взрослых, за ненадобностью, разучились слагать или умножать.

Повторение – мать учения

Есть такая надоедливая поговорка, но неужели она бессмысленна? Согласно методике тренировки памяти, когда вам нужно что-то выучить, и вы уже применили метод ассоциаций, следует заняться повторением, причем делать это лучше вслух, как будто рассказываете собеседнику.

Также эффективным будет повторение материала на ночь, перед сном. С утра вы будете ясно помнить все, что учили вечером даже на самую усталую голову.

kak-bog.ru