Методичка: "Развитие быстроты у волейболистов – методы и средства тренировки, примерные упражнения". Методы тренировки волейболистов


Воспитание быстроты у волейболистов. Методы и средства тренировки, примерные упражнения

Быстрота — способность волейболиста выполнять технические приемы или перемещения по площадке в минимальный отрезок времени. Быстрота в игре проявляется в трех формах: быстрота реакции, быстрота отдельных движений, быстрота перемещений.

1. Быстрота реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и т. д.). Она является основной и необходимой предпосылкой для умения волейболиста максимально быстро, опережая соперника, оценивать обстановку, принять наиболее выгодное решение и осуществить его.

2. Предельная быстрота отдельных движений.

3. Быстрота перемещений.

При воспитании быстроты необходимо учитывать следующее:

а) упражнения выполнять после хорошей разминки при максимальной готовности организма к двигательным действиям;

б) длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой упражнение выполняется без снижения предельной скорости;

в) количество повторений должно быть таким, при котором упражнение выполняется без снижения скорости;

г) продолжительность отдыха между повторами подбирается такой, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости;

д) упражнения выполнять в первой половине тренировочного занятия, так как на фоне утомления воспитывается не быстрота, а выносливость.

Методы тренировки: повторный, интервальный, игровой, соревновательный.

Средства тренировки: имитационные упражнения, старты и спринтерские ускорения, прыжковые упражнения, упражнения, максимально приближенные по своей структуре к техническим приемам игры, спортивные игры и основные упражнения по технике игры.

Примерные упражнения:

1. Метание теннисных мячей, камней и др.

2. В прыжке поймать мяч (набивной, баскетбольный, волейбольный), брошенный партнером, и до приземления бросить мяч обратно.

3. Зеркальное отображение действий партнера через сетку (в парах).

4. Нападающий игрок в прыжке имитирует передачу (или нападающий удар), блокировщик нападающий удар блокирует, передачу—нет.

5. Нападающий удар при групповом блокировании. Защитник при ударе остается на задней линии, при перекидке мяча через блок перемещается в зону «обмана» и принимает мяч.

6. Перемещения в средней стойке (в стороны, вперед, назад) с касанием рукой пола.

7. Челночный бег (старт от лицевой линии до линии нападения и обратно) с касанием рукой линий.

8. То же, что упражнение 7, но вместо касания падение.

9. Имитация нападающего удара (разбег от линии нападения) с падением после приземления.

10. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зонах 6 и 1 (нападающие удары из зон 3 и 4).

Дозировки упражнений (без мячей), в которых есть различного рода перемещения, следующие: продолжительность одного повтора — 10–15 с, интенсивность — максимальная, паузы отдыха между повторами — 15–45 с, количество повторов — 5–8.

Для воспитания работоспособности волейболиста используются упражнения из других видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), спортивные игры, упражнения, сходные по структуре с техническими приемами игры, основные упражнения по технике и тактике и др.

Такой богатый набор средств может и не дать положительного результата, если работа ведется путем проб и ошибок. Только рациональный выбор средств и методов для определенного этапа подготовки и непременное соблюдение правильной дозировки упражнений позволит целенаправленно воспитывать работоспособность.

Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю. Н. Клещев – М.: Физкультура и спорт, 1983. 93 с. - Воспитание быстроты. С. 64-65.

www.fizkulturaisport.ru

Проведение урока волейбола методом "круговая тренировка" (с использованием нестандартного инвентаря и тренажерных устройств)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Урок физической культуры в школе служит всестороннему развитию учащихся и является основной формой общей подготовки их к разнообразной двигательной деятельности. Экспериментально установлено, что хорошо налаженный и достаточно интенсивный учебно - воспитательный процесс на уроках обеспечивает успешное развитие растущего организма, укрепляет здоровье, повышает работоспособность школьников. Достижению высокой эффективности каждого занятия способствует глубокое знание теории и методики урока. Творческое осмысление теории позволяет учителю использовать все богатство физических упражнений, многочисленные методы обучения и воспитания соответственно конкретным условиям, конкретным учебным задачам, особенностям и реальным двигательным возможностям учеников различных возрастных групп. Знание способов и методов организации учебной деятельности учеников позволяет проводить уроки с высокой общей и моторной плотностью. В теории и практике физического воспитания известны такие способы и методы организации урока: фронтальный, поточный, групповой, фронтально-групповой (сменный), индивидуальный, “круговая тренировка”.

Термин “круговая тренировка” имеет два аспекта. Первый - “круговая тренировка” (как уже отмечалось) как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки (на что обращается мало внимания), второй - как метод развития физических качеств наряду с другими методами: равномерным, повторным, переменным и интервальным. Попытка рассматривать “круговую тренировку” и как способ организации и как метод развития физических качеств, то есть в единстве и привела к созданию данной методики. В этом и состоит её инновационность.

Исходя из этого, можно дать определение: “круговая тренировка” - это наиболее прогрессивная организационно-методическая форма занятий, направленная на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств; это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. “Круговой” ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких “станций”. (В теории “круговая тренировка” “станцией” называют место, на котором выполняется упражнение).

Актуальность: Снижение уровня физической подготовленности учащихся в настоящее время требует от учителя физической культуры строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - воспитательного процесса, применять к учащимся личностно - ориентированный подход. Это и является основной целью применения данной методики. Использование её позволяет это сделать при минимизации затрат, так как используется простейший спортивный инвентарь и оборудование. При этом уроки проходят с максимальной моторной плотностью (от 65% до 90%) и имеют тренировочную направленность.

Условия функционирования опыта: Для проведения уроков физической культуры по методу “круговая тренировка” не требуется дорогостоящее оборудование. Как уже отмечалось, на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств учащихся (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) достаточно простейшего спортивного инвентаря: скакалки, гантели, резиновые эспандеры, скамейки, мячи, брусья, канаты, перекладины, различные тренажерные устройства, изготовленные своими силами, и т.д. Большинство упражнений в комплексах “круговой тренировки” учащиеся могут выполнять, используя вес собственного тела. Поэтому использовать данный метод можно как в спортивном зале, так и при проведении уроков на открытом воздухе. Для контроля за пульсом и дозировкой упражнений необходим секундомер.

Целевая аудитория: данная методика может быть рекомендована учащимся 1-11 классов, независимо от пола.

Применение метода “круговой тренировки” имеет следующие преимущества:

1. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.

2. В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.

3. Создает условия для самостоятельной работы.

4. Этот метод позволяет регулярно проверять свои физические возможности.

5. Наличие соревновательного элемента заставляет учащихся концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.

6. Значительно повышается двигательная активность учащихся. Урок отличается значительной моторной плотностью.

Приведенные выше положительные стороны “круговой тренировки” позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях.

Постоянное совершенствование методики проведения урока (более 25 лет) с помощью метода “круговая тренировка” как формы организации занятий и как метода развития физических качеств, позволило внедрить ее в проведение уроков, занятий секций по спортивным играм: волейболу и баскетболу. Основными методическими принципами построения этих занятий являются следующие положения:

1. Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены “станций”.

2. Расчет на индивидуальные и групповые занятия, что наиболее специфично для игровых видов спорта.

3. Повышение работоспособности волейболистов, баскетболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит как из вспомогательных упражнений из различных видов спорта, так и из специальных упражнений волейболиста и баскетболиста.

4. Регламентация нагрузки в комплексах упражнения. Она базируется на основных компонентах развития работоспособности - продолжительности упражнения, интенсивности, числе повторения, строгой последовательности дозированных нагрузок с четко определенными интервалами отдыха и между отдельными “станциями” и между кругами. Продолжительность упражнения подбирается с учетом возможности развития аэробных и анаэробных способностей. Интенсивность дозируется по частоте сердечных сокращений.

5. Использование такой интенсивности (по Ч.С.С.), которая достигает соревновательной или превышает ее, что не всегда можно добиться специальными волейбольными или баскетбольными средствами. Частота сердечных сокращений дает возможность оценить воздействие нагрузок и служить критерием воздействия различных упражнений на функциональное состояние систем энергетического обеспечения организма учащегося. Распределение упражнений по интенсивности их воздействия позволяет целенаправленно планировать и контролировать нагрузки, строить специальные тренировки для развития того или иного качества.

6. Большие возможности индивидуального формирования нагрузки (на основе использования определения максимума повторений в каждом упражнении). Мера нагрузки устанавливается равной для всех занимающихся и в то же время строго индивидуально.

7. Максимальное приближение к специфике волейбола и баскетбола. Для этого формирую круги и “станции” по двум направлениям:

  • набор “станций” с широким профилем разнообразных задач и средств;
  • специальный подбор “станций”, ставящий задачи силовой, скоростной подготовки волейболиста и баскетболиста.

8. Для учета достижений при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося заведена индивидуальная карточка достижений. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, рост, вес, пульс, самочувствие.

Строгая индивидуальная дозировка нагрузки - весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически “слабых”, и у “сильных” занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту (повторному максимуму) и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.)

Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля динамики работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена “станций”, зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

Результативность.

Анализ результатов работы по данной методике в 2008-2009 учебном году с юношами 11-х классов показал, что моторная плотность уроков “круговой тренировки” различной физиологической направленности колеблется в пределах 65-90%, а средний пульсовой режим равен 165 уд/мин. Такие режимы способствовали некоторой перестройке основных функциональных систем организма. Показатели мышечной силы в среднем выросли на 17%, устойчивости к недостатку кислорода - 19%. Одновременно наблюдалось урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 8%.

В среднем за учебный год на 28% улучшилась физическая подготовленность занимающихся.

Показатели функциональных систем и физической подготовленности юношей 11-х классов (п = 25 человек) 2008-2009 учебный год

№/п Показатели Юноши
Значение показателей
исходных конечных
х1 + mх1 х2 + mх2
1 Задержка дыхания на вдохе, сек 65,1 ± 3,75 81,3 ± 3,97
2 Задержка дыхания на выдохе, сек 31,0 ± 2,01 39,4 ± 1,66
3 Пульс в покое, уд/мин 72,2 ± 1,98 66,2 ± 2,02
4 Мышечная сила правой кисти, кг 52,9 ± 1,89 60,2 ± 2,57
5 Прыжок в длину с места, см 216,7 ± 3,07 233,8 ± 2,91
6 Бег 100 м, сек 14,8 ± 0,33 13,6 ± 0,29
7 Бег 1000 м, сек 236,6 ± 1,98 224,0 ± 2,55
8 Подтягивание на перекладине, раз 9,1 ± 0,83 12,7 ± 0,75

п - количество учащихся;

х - средняя арифметическая величина;

m - стандартная ошибка среднего арифметического.

Содержание урока

“Проведение урока волейбола методом “круговая тренировка” с использованием нестандартного инвентаря и тренажёров” (юноши 11 класс)

Задачи урока.

Образовательные

1. Совершенствование техники передач, верхней прямой подачи, атакующего (нападающего) удара.

2. Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, силовой выносливости.

3. Проверка знаний по разделу “Волейбол”.

Оздоровительные

  1. Воспитание правильной осанки.
  2. Обучение самоконтролю за физической нагрузкой.

Воспитательные

1. Воспитание силы воли, самостоятельности, организованности, дисциплины, внимательного отношения к товарищам.

I. Подготовительная часть урока

  1. Построение, рапорт, сообщение задач урока, инструктаж по О.Т.
  2. Подсчёт пульса (контроль пульса через каждые 5 минут урока).
  3. Строевые упражнения (поворот кругом в движении).
  4. Равномерный бег 800 м (дыхание: 2 шага – вдох, 3 шага – выдох).
  5. Общеразвивающие упражнения в движении.
  6. Имитация одиночного блокирования мяча в волейболе.
  7. Перестроение в две колонны.

II. Основная часть урока

  1. Эстафета с набивными мячами 1 кг и челночным бегом.
  2. Волейбол – круговая тренировка.
  3. Развитие физических качеств – круговая тренировка.

Волейбол - “круговая тренировка”.

Задачи

  1. Совершенствование техники приёма мяча, передач, верхней прямой подачи, атакующего (нападающего) удара.
  2. Проверка знаний теоретических сведений из раздела “волейбол” с использованием прибора программируемого типа или ноутбука.
  3. Сопряжённое развитие физических (двигательных) качеств.

Волейбол - “круговая тренировка” (совершенствование умений и навыков).

Содержание (1' х 8 станций)

  1. Приём-передача мяча двумя руками снизу.
  2. Сочетание передач сверху и снизу.
  3. Проверка знаний по разделу “Волейбол” на приборе программируемого типа или на ноутбуке – программа TESTER1.
  4. Передача мяча двумя руками сверху.
  5. Верхняя прямая подача на тренажёре “Мяч на тросе”.
  6. Приём-передача мяча двумя руками снизу на тренажёре “Падающий мяч”.
  7. Атакующий (нападающий) удар на тренажёре “Мяч на пружине”.
  8. Передача мяча двумя руками сверху на тренажёре “Падающий мяч”.

Круговая тренировка

Задача: развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости.

Содержание: (30" х 8 станций)

  1. Работа с эспандером лыжника.
  2. Поднимание туловища на скамье для пресса.
  3. Работа на кистевом тренажёре.
  4. Поднимание ног на тренажёре “пресс-брусья”.
  5. Отжимания на тренажёре “гиперэкстензия”.
  6. Работа на велотренажёре.
  7. Подтягивание в висе лёжа (или поднимание ног на наклонной плоскости).
  8. Прыжки со скакалкой (или поднимание (прогибание) туловища назад на скамье для пресса).

III. Заключительная часть урока

  1. Упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания.
  2. Проверка знаний теоретических сведений по разделу “Волейбол” по конрольно-обучающим картам.
  3. Игра на внимание и ловкость (координацию движений).
  4. Домашнее задание.
  5. Подсчёт пульса.
  6. Организованный выход из спортивного зала.

Домашнее задание

  1. Выучить экзаменационные билеты №10-12.
  2. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимания): 4 серии по 30-50 раз (ежедневно).

Оценки:

“5” (отлично) – 45 раз и более;

“4” (хорошо) – 35 раз;

“3” (удовлетворительно) – 25 раз.

Примечание: на ноутбуке должны ответить все освобождённые от урока учащиеся, распечатать ведомость ответов и сдать её учителю.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Развитие быстроты у волейболистов – методы и средства тренировки, примерные упражнения"

Быстрота — способность волейболиста выполнять технические приемы или перемещения по площадке в минимальный отрезок времени. Быстрота в игре проявляется в трех формах: быстрота реакции, быстрота отдельных движений, быстрота перемещений.

При воспитании быстроты необходимо учитывать следующее) упражнения выполнять после хорошей разминки при максимальной готовности организма к двигательным действиям;

б) длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой упражнение выполнняется без снижения предельной скорости;

в) количество повторений должно быть таким, при котором упражнение выполняется без снижения скорости;

г) продолжительность отдыха между повторами подбирается такой, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости

д) упражнения выполнять в первой половине тренировочного занятия, так как на фоне утомления воспитывается не быстрота, а выносливость.

  1. Метание теннисных мячей.

http://www.prosv.ru/ebooks/Mozgovoi_Uroki_fizkulturi/images/15.jpg

  1. В прыжке поймать мяч (набивной, баскетбольный, волейбольный), брошенный партнером, и до приземления бросить мяч обратно.

C:\Users\user\Desktop\я.png

3. Зеркальное отображение действий партнера через сетку (в парах).

http://bmsi.ru/_uf/images/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%AE_%D0%94(29).jpg

4. Нападающий игрок в прыжке имитирует передачу (или нападающий удар), блокировщик нападающий удар блокирует, передачу—нет.

http://www.vc-energetik.ru/wp-content/uploads/2009/05/image108.gif

5. Нападающий удар при групповом блокировании. Защитник при ударе остается на задней линии, при перекидке мяча через блок перемещается в зону «обмана» и принимает мяч.

http://bmsi.ru/_uf/images/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%AE_%D0%94(17).jpg

6. Перемещения в средней стойке (в стороны, вперед, назад) с касанием рукой пола.

http://bmsi.ru/_uf/images/111-5.jpg

7. Челночный бег (старт от лицевой линии до линии нападения и обратно) с касанием рукой линий.

http://goup32441.narod.ru/files/fp/001_oporn_konspekt/tematika_05/img/002.gif

8. То же, что упражнение 7, но вместо касания падение.

http://xn--76-glc8bt.xn--p1ai/images/run-3_w310_h363.gif

9. Имитация нападающего удара (разбег от линии нападения) с падением после приземления.

http://bmsi.ru/_uf/image/%D0%91_%D0%9B__%D0%92%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0__%D0%91_%D0%94__%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%8E%D1%81%D0%BE%D0%BD(56).jpg

10. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зонах 6 и 1 (нападающие удары из зон 3 и 4).

http://bmsi.ru/_uf/images/12-13(1).png

Дозировки упражнений (без мячей), в которых есть различного рода перемещения, следующие: продолжительность одного повтора — 10–15 с, интенсивность — максимальная, паузы отдыха между повторами — 15–45 с, количество повторов — 5–10 раз.

hello_html_39d46145.jpg

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Быковского муниципального района

Волгоградской области

Развитие быстроты у

волейболистов –

методы и средства тренировки, примерные упражнения

http://www.dvorsportinfo.ru/images/stories/bystrota.jpg

Тренер-преподаватель

по волейболу

Казакова Ю.В.

2015 г.

infourok.ru

Методика тактической подготовки волейболистов

МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» Томского района

РЕФЕРАТ

на тему: «Методика тактической подготовки волейболистов»

Выполнил:

тренер-преподаватель МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» Томского района

Лашков Сергей Дмитриевич.

с. Кафтанчиково

2014 год

Игра в волейбол предъявляет повышенные требования к произвольному управлению

движениями волейболистов. Это обусловливается высокой скоростью полета мяча и

целевой направленностью действий волейболистов, стремящихся направить мяч в

незащищенный участок площадки соперника. При этом достижение цели строго

ограничивается количеством допускаемых касаний мяча и технической правильностью

каждого из них. К тому же скорость мяча при НУ достигает величины 110 км/час.

Поэтому все действия волейболистов проходит по механизму сложных реакций выбора

и характеризуются не только большой быстротой, но и точностью, своевременностью

восприятия.

Тактическая подготовленность волейболистов непосредственно связана с проявлениями

в их деятельности процессов отражения, с помощью которых волейболист познает

содержание игры. Психологические процессы, обеспечивающие регуляцию спортивной

деятельности, могут быть взяты как компоненты (факторы) готовности волейболистов к

соревновательной деятельности. Поэтому есть необходимость дать характеристику

отдельных психических функций, проявляемых в волейболе.

Данную функцию можно разделить условно на несколько уровней. Первый из них- это

психофизиологический уровень элементарных процептивных действий, связанных с

формированием зрительного образа регуляции предметных двигательных действий. У

волейболистов время сложной реакции отличается высокими величинами и вместе о тем

имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоянии

спортивной формы не только резко уменьшается время реагирования и возрастает

точность, но и, что особенно важно, реакция становится стабильной. Этот факт

представляется важным.

В ряде исследований подчеркивается, что быстрота и точность восприятия могут

характеризоваться как уровень мастерства спортсменов, так и степень его готовности, к

соревнованиям. Однако недостаточно просто различать сигнал и быстро на него

реагировать. Важно правильно выпал нить двигательные действия, чтобы осуществить

тот или иной технический прием. И здесь особую роль играет восприятие движений,

лежащее в основе формирования навыков выполнения приемов в волейболе. Само собой

разумеется, что для успеха в волейболе особую роль играет зрительно-моторная

координация, вязанная с точностью дифференцировки пространственных, временных и

динамических параметров двигательных действий в волейболе. Специфика

"двигательного состава" в волейболе диктует необходимость в развитии и

совершенствовании специализированных восприятий волейболистов.

Большое значение при выполнении технике-тактических действий имеет тонкая

дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют

специализированный характер и являются специфичными для данного вида спорта.

Высокая чувствительность достигается в процессе тренировки и становится адекватной

характеру воздействия спортивных упражнений на различные анализаторные системы.

Показано, что в процессе тренировки возрастает мышечно-двигательная

чувствительность тех анализаторов, которые непосредственно "обеспечивают"

двигательную деятельность.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее высокой

точностью дифференцировки параметров движений обладают связующие игроки.

Изучая влияние упражнений различной интенсивности на функциональное состояние

нервно-моторного аппарата, было установлено, что у волейболистов под влиянием

тренировки при выполнении технических приемов происходит сокращение фазы

возбуждения и уменьшение нервных импульсов, что способствует более тонкой

дифференцировке при выполнении того или иного приема игры в волейбол.

Недостаточную мышечно-двигательную чувствительность обычно считают основной

причиной неправильного выполнения спортивного упражнения в процессе

формирования и совершенствования двигательного действия. Тактическое действие

есть нечто иное, как отказ от заготовленных схем и самостоятельность в принятии

решения. Поскольку эта особенность ведения игры уже отмечена как главная, то мы

можем признать, что не стереотипность поведенческого акта игроков является

проявлением творческого характера.

Для успеха игры волейболисту необходимо владеть индивидуальной и коллективной

тактикой игры. Под индивидуальной тактикой понимаются действия игроков, при

помощи которых они, используя свой технический арсенал, с наибольшей

эффективностью и наименьшей затратой сил добиваются успеха при решении

отдельных тактических задач в условиях игровой деятельности. А.В. Родионов

добавляет к этому и наличие развитых способностей, определяющихся

преимущественно показателями сенсорного интеллектуального и моторного характера.

Помимо индивидуальной тактической подготовленности волейболист должен уметь

выполнять "совместные действия для достижения конечного результата - успешного

исхода состязания".

Групповая ("совместная") тактика основывается на взаимодействии нескольких игроков,

выполняющих конкретную игровую задачу, и строится на необходимости точно

прогнозировать действия партнера.

К средствам тактики в волейболе относят все технические приемы и способы,

особое внимание уделяется развитию способности каждого спортсмена применять такие

технические приемы и способы, которые приносят наибольший эффект в тактических

действиях команды.

При овладении специализированными двигательными навыками в процессе обучения

игре в волейбол используются упражнения, подготовительные, подводящие и

специальные, индивидуальные, групповые и командные, а также учебная игра и

соревнования.

При обучении тактическим действиям и особенно сложным - с участием шести игроков -

рекомендуется вначале совершенствовать тактические комбинации без активного

противодействия противоположной группы игроков или команды. Затем в упражнения

включаются пассивное сопротивление без блокирующих игроков. После этого в

специальные упражнения включается активное сопротивление блокирующих игроков и

атака осуществляется в соответствии с организацией блокирования.

Однако, еще не все вопросы обучения и совершенствования получил и должное теоретическое и практическое обоснование. Это в особенности касается методики начального обучения.

До сих пор в ряде пособий обучение игре предлагается начинать с овладения техникой

движений, а изучение тактики относится на более поздний этап - после овладения

техникой.

Кроме того, обучение движениям, не связанное с развитием оперативного мышления, не

позволяет волейболисту фиксировать в своем сознании сложившихся ситуаций,

мгновенно "планировать" свои действия и проводить выбор целесообразного для данной

ситуации решения. На самом же деле действия волейболиста проходят в

условиях непрерывного изменения обстановки при лимите времени, где, как правило,

одно действие не приводит к "снятию" конфликтной ситуации, а только меняет ее

и "вызывает новую". Следовательно, для игры в волейбол характерна атмосфера

быстротечного и непрерывного изменения ситуации, которая полностью детерминирует

поведение игроков. Любое их действие является результатом анализа ситуации и

принятия решения. И поэтому отрыв мысли от движения в этих условиях особенно

недопустим. Он ведет к выхолащиванию смысла.

Если волейболист оказывается не обучен рациональному применению технических приемов, он самостоятельно, на ощупь учится этому путем проб и ошибок.

Таким образом, налицо разрыв, который не только замедляет овладение тактикой игры,

но и делает навык мало пригодным для использования в игре. Это обстоятельство

настойчиво требует более совершенной методики обучения волейболистов тактическим

действиям.

Подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что тактика представляет

наиболее сложную составляющую игровой деятельности, где одновременно

объединяется теория и практика игрового противоборства. Превосходство в тактике

выступает как решающее условие достижения победы в спортивном соревновании. Ее

ядро составляют специфические формы оперативного мышления спортсменов.

Анализ современных представлений о методике подготовки волейболистов позволил

установить, что в этом важном разделе теории спортивной тренировки имеются

отдельные положения, касающиеся главным образом методики начального Обучения,

которые нуждаются в частичном пересмотре и оптимизации, обусловленной новыми

научными данными, накопленными в теории и практике физического воспитания, в

педагогике, физиологии, психологии и других смежных науках. Решение этих вопросов

несомненно, позволит улучшить подготовку спортивных резервов и повысить уровень

спортивного мастерства волейболистов.

Побудительным мотивом к проведению этого исследования явилось убеждение

деятельности.

Интеллектуальное превосходство становится решающим в достижении победы,

С позиции требований современного волейбола методика обучения игре не может не

учитывать необходимости интенсивного совершенствования тактического компонента

игровой деятельности, целенаправленного формирования навыков оперативного

мышления и развития творческих способностей игроков, начиная о самых первых шагов

их знакомства с игрой. Отнесение этой задачи на более поздние этапы подготовки

неизбежно влечёт за собой появление множества ошибок и формирует силовую манеру

игры, где главная ставка делается на атлетизм спортсменов, тогда как искусству ведения

поединка за счет рациональной индивидуальной и коллективной тактики внимания

уделяется мало.

Исходя из этих основных положений, перед исследованием была поставлена цель

экспериментальным путем обосновать правомерность внесения в сложившуюся

методику обучения игре в волейбол новых положений, подтверждающих

рациональность опережающего изучения тактики игры. Это позволит обосновать

правомерность выделения в структуре спортивной тренировки волейболистов "тактике-

технической подготовки" и определить ее базовое содержание.

Задачи исследования:

1. Установить особенности тех ни ко-тактической подготовленности

волейболистов различной квалификации и определить типовые тактические

ситуации в их игровой деятельности.

2. Определить оптимальные варианты действий игрока при выполнении

нападающих ударов.

3. Разработать пооперационную модель действий волейболистов в

нападении и базовое содержание тактике-технической подготовки.

методики обучения волейболистов индивидуальным технико-тактическим действиям в

нападении. Для анализа тактической деятельности волейболистов в нападении могут

метод. При этом регистрируются следующие параметры:

1. Количество атак:

а) «после приема подачи и использования за ранее разученных

тактических взаимодействий - "на сигнал";

б) выполненных после приема НУ и использования нестандартных

тактических взаимодействий.

2.Виды используемых тактических взаимодействий в нападении.

3.Способы выполнения НУ.

4.Виды передач для выполнения НУ и их удаленность от сетки.

5.Угол разбега для выполнения НУ.

6.Результативность НУ в зависимости от качества передачи мяча и способа

противодействия выполнению НУ со стороны противника.

Для оценки качества НУ используется специально разработанная десятибалльная шкала:

10 баллов - получал игрок, выполнивший результативный НУ против группового блока;

9 баллов - получал игрок, выполнивший результативный НУ против одиночного блока;

8 баллов- получал игрок, выполнивший результативный НУ после проведения заранее

разученной тактической комбинации;

7 баллов - получал игрок, когда после его НУ мяч попал в блок и мяч остался на

стороне атакующей команды, которая сумела провести результативную тактическую

комбинацию;

6 баллов - начислялось игроку в той же ситуации, за исключением того, что

нападающая команда сумела провести простейшие тактические взаимодействия с

участием двух игроков;

5 баллов - начислялось нападающему, который направил мяч в блок и его команда

сумела провести простейшие тактические взаимодействия или атаковать повторно по

переходящему мячу;

4 балла - начислялось игроку, выполнившему НУ, но противник сумел принять мяч и

провести атаку при и одиночном блокировании;

3 балла - начислялось игроку, когда после его НУ противник сумел принять мяч и

провести заранее разученную комбинацию;

2 балла - начислялось игроку, направившему мяч после НУ в блок или за пределы

площадки;

1 балл - получал игрок за НУ в сетку или допустивший ошибку. Для детального анализа

технико-тактических действий игроков используется видеозапись.

Метод видеозаписи осуществлялся с помощью видеомагнитофона. Помимо точной

фиксации каждого действия участника соревнований, видеозапись позволяет

осуществить временной анализ и составить хронограмму их действий. Для этого

использована методика. Точность оценки с помощью этой методики находится в

диапазоне от 0,01 с, что вполне приемлемо для целей.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org