Плюсы и минусы занятий фигурным катанием для детей. Фигурное катание тренировки


Достоинства и недостатки фигурного катания для детей

Фигурное катание – это очень красиво, но лишь со стороны. На самом деле такой вид спорта считается одним из самых непростых. А стоит ли отдавать в фигурное катание своего ребёнка?

Стоит ли отдавать ребёнка в этот спорт?

Как понять, что чадо может стать профессиональным и успешным фигуристом:

  • Малыш ловок, активен и внимателен.
  • У ребёнка есть чувство ритма.
  • Чадо проявляет интерес к фигурному катанию.
  • Ребёнок не страдает частыми простудными заболеваниями.
  • Чадо не боится холода и чувствует себя прекрасно в зимнее время года.

В каких случаях фигурное катание не подойдёт?

  • У ребёнка слабые суставы или кости.
  • Частые простуды, сниженный иммунитет.
  • Чадо не любит зиму, испытывает сильный дискомфорт на холоде.
  • Малыш неуклюж, медлителен, пассивен.
  • Наличие хронических заболеваний.
  • Нежелание заниматься фигурным катанием.

Плюсы и минусы

Для начала перечислим достоинства занятий фигурным катанием:

  • Они делают ребёнка более собранным и ответственным, дисциплинируют его, а это пригодится и в жизни.
  • Особенно фигурное катание полезно для девочки. Она станет более грациозной, стройной.
  • Фигурное катание – невероятно красивый и зрелищный вид спорта.
  • Так как данный вид спорта входит в список олимпийских, то чаду точно будет куда стремиться, а это повышает эффективность тренировок.
  • Многие родители думают о будущем детей. И если вы относитесь к их числу, то вам наверняка будет интересно узнать, что заработная плата профессиональных и успешных фигуристов довольно высока.
  • Фигурное катание для детей полезно ещё и потому, что укрепляет здоровье. Так, регулярные тренировки повысят иммунитет, нормализуют работу дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем, а также опорно-двигательного аппарата. Дети, занимающиеся данным видом спорта, гораздо реже болеют простудными заболеваниями и болезнями дыхательных путей, что связано с особым микроклиматом катка.
  • Разностороннее развитие. Тренировки повышают выносливость, скорость реакции, концентрацию внимания, силу и ловкость, а также улучшают работу вестибулярного аппарата. А всё это пригодится как в учёбе, так и в дальнейшей жизни.

Теперь недостатки:

  • Пожалуй, самым существенным для многих родителей является повышенный риск травм. Наиболее распространённые – это растяжения и ушибы, но также встречаются сотрясения мозга и переломы.
  • Считается, что данный вид спорта не подходит для мальчика. Так, его могут дразнить в школе. К сожалению, в современном мире такое встречается довольно часто.
  • Большие затраты. Да, родителям придётся приобретать дорогостоящие коньки и костюмы, причём довольно часто, ведь дети очень быстро растут. Кроме того, нужно будет оплачивать заточку коньков, а также поездки в другие города на соревнования.
  • Большая конкуренция. Своего пика она достигает обычно в подростковом возрасте, так как на данном этапе у детей происходят гормональные перестройки и появляются большие амбиции, стремление к совершенству и желание быть лучшим. А конкуренция связана с сильным напряжением и постоянными стрессами, что не очень полезно для растущего организма.
  • Так как на катке пониженная температура, то могут возникать простудные и некоторые другие заболевания.
  • Фигурное катание – это колоссальные нагрузки, особенно в том случае, если вы хотите, чтобы ребёнок принимал участие в важных соревнованиях и достиг определенных успехов. Заниматься придётся очень много. Если чадо к этому не готово, то добиться результатов не удастся. Но важна и готовность родителей, так как именно они должны настраивать ребёнка, направлять его на путь истинный и постоянно поддерживать.
  • Если ребёнок начнёт заниматься данным видом спорта профессионально, то практически неизбежно снизится его успеваемость в школе, так как на занятия будет оставаться катастрофически мало времени.
  • Многие считают, что спорт практически лишает ребёнка детства. Отчасти это так, ведь у него не останется времени на простые доступные всем развлечения.

Когда отдавать ребёнка на фигурное катание?

Какой возраст считается оптимальным для начала занятий фигурным катанием? Всё зависит от особенностей ребёнка и целей родителей. Так, если папа и мама просто хотят обеспечить чаду разностороннее развитие, улучшить его здоровье и спортивную форму, то можно записать его в секцию практически в любом возрасте.

Если же родители настроены на профессиональный спорт и планируют сделать из малыша чемпиона, то стоит начать занятия в 4,5-5 лет. В любом случае тренеры считают, что крайний срок – семь лет. Но стоит ещё раз повторить, что начать тренироваться в удовольствие никогда не поздно. А по-настоящему талантливый ребёнок может стать чемпионом и буквально за несколько лет.

Что потребуется для занятий?

Итак, что потребуется для тренировок?

  • Коньки. Они должны быть качественными, в противном случае ребёнку будет крайне неудобно заниматься, и существенно повысится риск получения травм. Желательно до покупки посоветоваться с тренером.
  • Одежда. На первый год тренировок необязательно приобретать профессиональные костюмы, но они потребуются позже, когда чадо начнёт принимать участие в соревнованиях. А пока купите утепленный спортивный костюм, жилетку или ветровку, а также лёгкую шапочку. Вся одежда должна быть удобной!

Как проходят занятия?

Как же проходят тренировки по фигурному катанию? Первый год малыши занимаются два или три раза в неделю. При этом занятие начинается с общей подготовки, которая включает хореографию, разминку, освоение основных движений. Данная часть длится порядка 30-45 минут. Затем начинается тренировка непосредственно на льду. Её длительность также составляет примерно 30-45 минут.

Если тренер увидел в чаде потенциал, то, скорее всего, занятия перейдут на новый уровень. Ребёнок будет сразу же выходить на лёд и заниматься там полтора часа. Частота занятий увеличится, она может доходить до 5-7 тренировок в неделю. А в период подготовки к соревнованиям занятия могут проводиться даже дважды в день.

Полезные советы

Несколько советов для родителей:

  1. Тщательно взвесьте все «за» и «против».
  2. Непременно учитывайте мнение самого ребёнка. Если он не хочет заниматься фигурным катанием, заставлять его делать это не стоит, ничего хорошего из этого не выйдет.
  3. Важно вовремя увидеть в чаде талант и заметить предпосылки, так что внимательно наблюдайте за ним.
  4. Если малыш сомневается, запишите его на несколько пробных занятий.
  5. Не переживайте, если ребёнок откажется заниматься фигурным катанием спустя год тренировок. Такое бывает.
  6. Важно найти по-настоящему опытного тренера.
  7. Прислушивайтесь к тренеру. Если он не увидит в чаде таланта, то не стоит пытаться сделать из малыша чемпиона любыми путями.

Успехов вашему юному спортсмену!

brjunetka.ru

Глава 12. Методика тренировки программ

Несмотря на очевидные различия в форме и содержании характера одиночного и парного катания и танцев на льду, на практике сформировалась методика тренировок программ, во многом имеющая общую схему. В ее основе лежит постепенный переход от разучивания движений по частям к разучиванию целостного упражнения. Тренировки программ проводятся на льду, а также в зале, на стадионе, на песчаном пляже, лесной поляне и т. п.

Тренировка программ вне льда

Включение в программу какого-либо элемента или комбинации выполняется, как правило, при условии достаточно уверенного их исполнения. Тем не менее обычно на первом этапе тренировки новой программы продолжается целенаправленная работа по ликвидации недочетов и улучшению качества исполнения всех элементов. Элемент, включенный в композицию, приобретает новую хореографическую окраску, в связи с чем изменяется подход и выход из него. Это осложняет исполнение его в предложенном контексте и требует специальной тренировки во внеледовых условиях. Такие тренировки особенно эффективны при разучивании и совершенствовании технически сложных элементов: многооборотных прыжков в одиночном катании; поддержек, подкруток и выбросов в парном катании; сложных поворотов и акробатических поз в танцах на льду.

Самое широкое применение здесь должны найти различные тренажеры и вспомогательные устройства (например, лонжа для тренировки прыжков, выбросов и подкруток, отягощения для поддержек, роликовые коньки для обводок, тодесов и спиралей).

Исполнение комбинаций из 2—4 элементов, объединенных двигательным рисунком,— следующий этап внеледовой тренировки программ. Такие комбинации-связки целесообразно исполнять сначала в облегченном варианте, чтобы добиться слитности движений, затем в соревновательном, а впоследствии для повышения стабильности исполнения в усложненных условиях —с грузами, резиновыми амортизаторами и т. п.

Исполнение программы с использованием музыкального сопровождения позволяет приблизить ритмическую структуру ее частей к реальному соревновательному варианту. Части программы могут выполняться многократно под музыку и без нее, при этом число повторений и длительность интервалов отдыха диктуются конкретно поставленной задачей: совершенствование специальной выносливости, работа над выразительностью и музыкальностью исполнения и т. д.

Наиболее эффективно исполнять программу целиком. Чрезвычайно важно контролировать совпадение движений с музыкальным сопровождением. Во-первых, это необходимо для проявления выразительности и артистичности, а во-вторых, позволяет выработать стабильный ритм движений, что повышает уверенность исполнения в соревновательных условиях.

Тренировка программ вне льда позволяет лучше отработать хореографическую сторону программ и, таким образом, разгрузить и без того достаточно насыщенные ледовые тренировки. Особенно велика роль внеледовой формы тренировки программ в спортивных танцах: обязательных, оригинальном, произвольном. Их сложная шаговая картина, повышенные требования к предельно точному соблюдению ритма танца, глубина хореографического замысла делают тренировки в зале незаменимыми. В зависимости от периода подготовки и уровня мастерства они могут занимать до 50% всего времени тренировок.

Внеледовые тренировки программ и танцев выделяются в отдельные занятия (от 45 мин до 1 ч 15 мин 2—4 раза в неделю), а также сочетаются с разминкой, выполняемой перед ледовыми тренировками (30—45 мин 4—6 раз в неделю в зависимости от периода подготовки).

Тренировка программ на льду

Тренировка программ в ледовых условиях проводится до их полной готовности к исполнению в соревнованиях.

Тренируя программы, следует учитывать, что каждому периоду подготовки должен соответствовать определенный уровень качества и стабильности выполнения элементов и их комбинаций. Так, для мастеров спорта надежность выполнения сложных прыжков в подготовительном периоде может составлять 65—75%, на первом этапе соревновательного периода—80—85%, на этапе контрольных соревнований —85—90%.

В парном катании надежность выполнения поддержек в подготовительном периоде составляет около 80%, на первом этапе соревновательного периода—85—90%, на этапе контрольных соревнований—100%.

Соблюдение приведенных величин надежности исполнения по периодам позволяет стабильно выступать в основных соревнованиях.

При разучивании и тренировке коротких программ одиночного и парного катания возможно упрощение или замена того или иного элемента с таким расчетом, чтобы при исполнении программы в целом сохранить запланированную последовательность элементов и их общее количество.

Короткая программа для повышения стабильности и качества исполнения предписанных элементов отрабатывается двумя способами: по частям с заранее определенными группами элементов и прокатами программ в целом. При исполнении по частям программы обычно делят на две, реже на три части, включающие, например, прыжок, вращение и каскад или прыжок, дорожку и комбинацию вращений, и многократно повторяют с некоторыми паузами. В подготовительном периоде, когда исполнение предписанных элементов еще не достигло требуемого качества, паузы бывают длинными(2—4 мин). В это время тренер объясняет спортсмену, какие тот допустил ошибки, и одновременно у него происходит восстановление организма.

Число прокатов каждой части зависит от степени готовности элементов, периода подготовки, индивидуальных особенностей фигуриста и может колебаться от 1—3 до 10—15 раз за тренировку. Наряду с прокатами по частям для совершенствования исполнения коротких программ применяют цельные прокаты. Хорошо, если фигурист в подготовительном периоде и на первом этапе соревновательного периода выработает в себе привычку на тренировках короткой программы исполнять ее целиком как минимум 2 раза. Такой подход снимает у спортсменов ощущение сложности проката программ в условиях соревнования и, как правило, повышает стабильность исполнения.

В отдельные периоды подготовки с запланированным большим объемом интенсивной работы число прокатов короткой программы за тренировку может быть увеличено до 3—5 и более раз. Не следует злоупотреблять прокатами короткой программы «макетом». Такая нагрузка обычно не вызывает нужных сдвигов в организме и в результате готовит спортсмена к режиму движений, с которым он не сталкивается при реальном исполнении программы.

На начальном этапе тренировки короткой программы определяется оптимальная сложность исполняемого каскада прыжков. Вполне объяснимое стремление включить в программу возможно более сложный каскад прыжков не должно идти в ущерб основному требованию — безошибочному исполнению всех предписанных элементов. Поэтому сложность каскада определяется стабильностью его выполнения как на тренировках, так и в ходе контрольных прокатов в присутствии зрителей. Этот принцип действителен и при определении сложности шагов в дорожках, позиций, комбинаций вращений и предписанных прыжков и вращений.

К тренировке произвольной программы приступают после составления первого, пока еще чернового ее варианта. Всю композицию делят на пять-шесть частей и каждую отрабатывают отдельно. Первоначально можно отрабатывать упрощенный вариант программы, т. е. заменять некоторые сложные прыжки и вращения простыми элементами. Это позволяет быстро освоить весь рисунок, и когда фигурист начнет автоматически выполнять всю композицию, в нее постепенно включают и сложные элементы.

Но увлекаться исполнением облегченных вариантов программы недопустимо. Практика тренировок сильнейших фигуристов наглядно показывает, что основная работа над произвольной программой должна строиться на многократном цельном исполнении программы с включением запланированных сложных элементов.

Отработку программы на тренировках следует рассматривать как второй этап ее создания. В процессе тренировки обычно уточняют, а порой и меняют отдельные части программы, ищут и включают в программу эффектные и в то же время наиболее удобные для исполнителя, а следовательно, и более надежные варианты композиции.

В тренировку коротких и в особенности произвольных программ наряду с исполнением по частям и целиком должны включаться и другие формы совершенствования элементов. В одиночном катании это, например, исполнение под музыку только прыжков, причем каждый прыжок исполняется с подходом и выходом строго в том месте площадки, которое определено программой. Другие варианты: только вращения и прыжки во вращение, только шаги; в парном катании — только поддержки, только вращения и подкрутки, только совместные вращения, обводки и тодесы, только дорожки шагов и соединительные шаги. Весьма эффективно повторение двух следующих друг за другом элементов (по 2—2 раза).

Важным средством тренировок спортсменов парного катания и танцев на льду является раздельное исполнение каждым партнером своей «партии». Особое значение раздельное исполнение приобретает в танцах на льду, где оно позволяет эффективно повышать индивидуальное мастерство партнеров, определять ошибки, снижающие уровень катания или совместное исполнение танца. Только высокая индивидуальная техника выполнения всех движений танца дает возможность в полной мере добиться единства и непринужденности исполнения, избежать случаев, когда один партнер служит своего рода опорой для другого.

Один из этапов тренировки программ — контрольный прокат программы в присутствии зрителей. Наиболее удобны для этого показательные выступления. Вначале лучше выступать не со всей программой, а лишь с ее главной, наиболее сложной частью, несущей основную техническую и художественную нагрузку.

После того как обнаруженные недочеты будут ликвидированы, программу можно считать отработанной. Реальные условия состязаний позволяют наиболее точно определить уровень готовности спортсменов, Новую композицию необходимо испытать на не очень ответственных соревнованиях, чтобы к важнейшим стартам довести ее исполнение до требуемого уровня. Недопустимы выступления с новой программой на ответственных соревнованиях без предварительного участия в серии контрольных стартов.

www.tulup.ru

Глава 6. Начальное обучение фигурному катанию

Современный высокий уровень развития фигурного катания на коньках предъявляет особые, весьма высокие требования к процессу начального обучения фигуристов. Известно, что именно этот этап во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. В настоящее время практика фигурного катания дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в дальнейшем. Поэтому уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сверхсложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, числа повторений элементов и т. п.

Прочный фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет вестись целенаправленная подготовка к изучению совершенного владения коньком, обязательных фигур, шагов, спиралей, вращений и прыжков, т. е. всего комплекса движений фигуриста. Необходимо, чтобы при овладении простейшими элементами фигуристы имели представление о наиболее рациональных перемещениях по катку, расположении элементов на площадке, умели логично соединять элементы различных групп (разбег — прыжок, прыжок — вращение и т. д).

Фигуристы должны быть знакомы с основными упражнениями общей и специальной физической подготовки (см. главу XIII), Важное значение имеет также овладение основами эстетики катания. Только многогранное развитие двигательных качеств и навыков может позволить фигуристу в дальнейшем свести к минимуму число так называемых слабых мест подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наряду с занятиями общей и специальной физической, хореографической и другими видами подготовки наиболее важное место для новичков имеет специальная техническая (ледовая) подготовка.

Обучение катанию на коньках. Оно начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новичков знакомят с двумя видами скольжения вперед: скольжением по прямой линии и скольжением по дуге. Скольжение вперед по прямой выполняется отталкиванием ребром конька при мягком положении колена опорной ноги с поочередным переносом веса тела с толчковой ноги на опорную. При правильном выполнении этого движения на льду остается след, похожий на рисунок елочки. Характерными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия при одноопорном скольжении. Чтобы избежать этих ошибок, нужно делать толчки средней частью конька и использовать упражнения, совершенствующие чувство равновесия. Одно из таких упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т. д.

Скольжение по дуге является основным движением фигуриста, входящим во все виды фигурного катания. Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах — змейку (рис. 12). При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение.

Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик (рис. 12), в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног.

Рис. 12. Упражнения начинающих фигуристов на льду
Рис. 12. Упражнения начинающих фигуристов на льду

К числу движений, вызывающих определенные трудности у новичков, относятся толчки. Для овладения ими рекомендуются: имитация толчков с опорой на скользящий впереди предмет (рис. 13), а также отталкивание от бортика в двухопорном и одноопорном положении, толчки на дальность скольжения. Овладению правильным толчком способствует упражнение «самокат», при котором толчок постоянно выполняется одной ногой со скольжением на опорной, руки в стороны.

Рис. 13. Упражнения для обучения скольжению
Рис. 13. Упражнения для обучения скольжению

Обучение остановкам является важной частью программы обучения новичков. Различают остановки в двухопорном и одноопорном положении. Наиболее простой является Т-образная остановка. Торможение в этом случае осуществляется при скольжении вперед в двухопорном положении путем давления на внутреннее ребро ноги, находящейся сзади. Опорная нога слегка согнута, руки разведены в стороны. Более сложной является остановка, в которой торможение достигается поворотом двух ног перпендикулярно к направлению движения. Одна нога на внутреннем ребре конька, другая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Тело слегка наклонено в сторону, противоположную направлению движения.

Распространенными видами торможения являются остановки; способами «полуплуг», «плуг», ребром конька в одноопорном положении (рис. 14). При торможении первым способом занимающийся выносит ногу вперед, разворачивает стопу поперек движения. Торможение осуществляется давлением на внутреннее, ребро конька. В момент выполнения торможения ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая.

Рис. 14. Различные способы торможения
Рис. 14. Различные способы торможения

Способ «плуг» по своей технике схож с торможением «полуплуг». Отличие состоит в том, что торможение осуществляется обоими коньками. В момент торможения занимающийся сгибает ноги, поворачивает их носками внутрь и нажимает на внутренние ребра.

Остановка ребром конька в одноопорном положении сложна для новичков. Это объясняется необходимостью выполнить плавный переход от скольжения к торможению. Принцип выполнения торможения такой же, как и в способе «полуплуг». Указанные способы остановок применяются при выполнении скольжения вперед. Встречающиеся в практике способы торможения — носком, пяточной частью — неправильны, часто приводят к нежелательным навыкам. Так, например, использование носковой части конька для выполнения не только торможения, но и толчка является грубой ошибкой и противоречит правилам. Торможение пяточной частью конька в большинстве случаев неэстетично и затрудняет дальнейшее освоение приемов правильного торможения ребрами конька.

Чтобы остановиться при скольжении назад, занимающийся ставит ногу на внутреннее ребро, перпендикулярно к направлению движения, и переносит на нее вес тела.

Дуги. Подготовка к исполнению обязательных фигур связана в первую очередь со скольжением по дугам, кривизна которых соответствует кривизне обязательных фигур, скольжением по спиралям и кривым, близким к окружности. Юных фигуристов нужно ознакомить с понятием о продольной и поперечной осях фигуры, линиях «коридора» и другими характеристиками геометрии обязательных фигур. Хорошо, если скольжение по дугам выполняется с различными положениями рук и свободной ноги.

Перетяжки. Овладение перетяжками, начинается с имитации на месте с помощью тренера. Затем исполняются змейки на двух ногах, кривизна которых соответствует кривизне перетяжки. Хорошо, если на льду есть ориентиры: комочки снега, фишки, флажки. В дальнейшем переходят к имитации перетяжки при скольжении с помощью тренера и без него.

Тройки. Это наиболее простые повороты. Имитация тройки на месте, в движении с фиксацией положения тела до и после выполнения тройки относится к начальному этапу разучивания. Выполнение тройки как элемента произвольного катания способствует быстрому ее овладению.

Для подготовки к исполнению петлевых фигур скользят по маленьким полуокружностям и окружностям, близким по размеру росту юного фигуриста.

Шаги. Наиболее распространенной разновидностью шагов является перебежка. Упражнение служит хорошим средством для набора скорости скольжения, является связующим элементом в программе. Первые попытки выполнения упражнения иногда приводят к ошибкам. К ним в первую очередь относятся толчки носком и вертикальные перемещения туловища. Упрощенным вариантом перебежки является перебежка, выполненная с двухопор-ным скольжением на четыре счета. К простейшим шагам относятся: беговые шаги, троечный и четырехшажный переход, а также серии других шагов. Комбинации этих элементов необходимо постоянно усложнять, подбирая те из них, которые способствуют овладению выраженной реберностью скольжения, заставляют скользить по крутым дугам разной конфигурации.

Спирали. Для овладения ими рекомендуются скольжение на двух ногах с переходом в циркуль вперед-внутрь и назад-внутрь, полуласточки, скольжение в приседе, пистолетик, ласточки, кораблик на согнутых ногах.

Вращения. Разучивание этих важных элементов начинается с простых вращений, выполняемых на двух ногах с места и за-тем с небольшого разбега из положения выпада. Основное внимание должно быть уделено обучению центрованности и скорости вращения. В дальнейшем из вращения на двух ногах переходят к вращению на одной: левой и правой.

Прыжки. Разучиванию этой важнейшей группы движений предшествуют простейшие прыжковые упражнения: подскоки на месте, в движении, по прямой, перепрыгивание с одной ноги на другую, прыжки через снежный валик. Далее следуют прыжки на двух ногах вполоборота, вполоборота с двух ног на одну, серии этих прыжков («блинчики»). Рекомендуются прыжки с бортика (высота 10—20 см) с двух ног на одну, прыжки с бортика вполоборота с двух ног на одну, подскоки разных видов. Овладению прыжками с большим числом оборотов способствуют: прыжки на двух ногах в один оборот, выполняемые из скольжения вперед и назад, перекидной «козлик», сальхов с двухшажного подхода, по-луфлип.

Расположение элементов на площадке. С первых шагов на льду необходимо изучать различные формы разбега к прыжкам, разнообразные подходы к вращениям. Умение располагать шаги, спирали, прыжки и вращения на площадке очень важно для фигуристов любой квалификации. Обязательной частью занятий с начинающими должно быть объяснение основных правил расположения элементов на площадке, их ориентации по отношению к судейскому бортику.

Формирование эстетических основ связано в первую очередь с обучением исполнению элементов под счет, метроном,музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а затем с более сложным. Другая сторона этого процесса — овладение комплексом основных хореографических упражнений в зале и. на льду (см. главу V).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основной формой учебно-тренировочной работы при начальном обучении являются групповые занятия в зале, на спортивной площадке, на льду. Время занятий — 45—60 мин с обязательным 10—15-минутным перерывом. При организации и проведении занятий необходимо учитывать возраст занимающихся, их индивидуальные особенности.

Когда юный фигурист приступает к занятиям на льду, целесообразно дать ему походить по хорошо утоптанному снегу вперед, назад, в стороны, сделать приседания на месте для того, чтобы обрести уверенность. С первых же шагов на льду самое пристальное внимание должно быть уделено осанке фигуриста, так как первые попытки часто приводят к падениям. Необходимо, чтобы внимание занимающихся было обращено на поддержание рационального положения тела, предотвращающее травмы. Ноги должны быть согнуты, руки слегка вытянуты вперед. При этом недопустимо акцентировать внимание на самом факте падения и тем более его разучивании. Фигуриста с первых же шагов необходимо готовить к четкому и стабильному выполнению элементов, а не к «спасительному» падению при ощущении малейшего неудобства.

Изучение основ фигурного катания должно осуществляться в последовательности, предусматривающей одновременное изучение упражнений со скольжением вперед и назад, включением в каждое занятие упражнений из различных групп движений.

В отдельных случаях обучения необходима помощь тренера. Катание с тренером или опытным фигуристом позволит юным фигуристам уточнить характер движений изучаемых упражнений, предотвратит возникновение неправильных навыков, травм.

Чрезвычайно важно использование в процессе обучения игрового метода. Посредством игр, в которых должны присутствовать изучаемые элементы, совершенствуются навыки катания на коньках, воспитывается ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость. Ниже дается описание нескольких простых игр.

Эстафетный бег на коньках. Группа делится на несколько команд в зависимости от количества занимающихся. Ребята бегут до условного места. Выигрывает команда, быстрее всех преодолевшая расстояние.

Эстафетный бег можно усложнить по мере освоения программного материала ходами скольжения вперед, назад, прыжками через препятствия. Здесь также можно рекомендовать бег по прямой на скорость, задание с усложнением: первая половина расстояния — скольжение вперед, вторая — скольжение назад.

«Слалом» (разновидность эстафетного бега). Каждый участник команды должен объехать флажки с правой и с левой стороны поочередно. Эти флажки расставляются перед каждой командой. Целесообразно чередовать бег вперед, назад, шаги.

На льду можно проводить игры, составленные из регламентированных двигательных действий, являющиеся упрощенным вариантом круговой тренировки, так называемой цепочки. Занимающиеся должны выполнить обусловленные заранее задания в определенной последовательности в обозначенных местах ледяной площадки. Упражнения выполняются от ориентира до ориентира. Вот примерный перечень таких заданий: дуги вперед-наружу, фонарики, змейка, прыжок с двух ног на две в скольжении вперед, вращение на двух ногах с небольшого разбега, остановка (любым способом).

Лучше, если выполнение игровых заданий осуществляется поточным способом, чтобы повысить плотность занятий.

В начальном периоде обучения целесообразно соблюдать принцип симметричного исполнения упражнений. Фигурист должен стремиться делать попытки выполнять основные упражнения в обе стороны как на левой, так и на правой ноге. Соблюдение этого правила способствует равномерному и разностороннему физическому развитию фигуриста. Соблюдая принцип симметричности в начальном обучении, можно легко и естественно разделить фигуристов с правым и левым вращением.

Существенное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии могут возникнуть переутомления, что отрицательно влияет на развитие организма.

Важным моментом начального обучения является постоянный педагогический и врачебный контроль, а также текущая оценка успеваемости. Это позволяет занимающимся судить о росте своего мастерства от занятия к занятию.

Необходимо подчеркнуть особо важную роль тренера в подготовке и воспитании начинающих фигуристов. От его повседневной вдумчивой работы во многом зависит не только успешное овладение основами фигурного катания, но и формирование личности начинающего фигуриста.

www.tulup.ru

Фигурное катание для детей. Увлекательное и полезное занятие.

Фигурное катание для детейПриветствую Вас на сайте «Мой ребенок», сегодня поговорим на тему: «Фигурное катание для детей».

Фигурное катание для детей, все основные моменты для молодых родителей.

Прочитав статью, поделись ею с друзьями в соцсети.

Фигурное катание для детей

Фигурное катание для детей является не только интересным видом спорта, но и полезным, в первую очередь для здоровья. Данный вид спорта развивает у ребенка гибкость, ловкость, тренирует иммунную систему, укрепляет сердце и легкие. Если вспомнить историю, то чемпионами становились те дети, которые начинали заниматься для себя, для своего здоровья!

Когда можно отдавать ребенка в фигурное катание?

Фигурным катанием можно начинать заниматься с 4 — 5 лет, все зависит как развит ваш ребенок физически (насколько он подвижен, сможет ли слушаться тренера и т. д.). Бывает, что родители приводят своих детей, а им всего 2,5 года и занимаются же 🙂 В общем чем раньше ваш ребенок пойдет в данный вид спорта, тем будет лучше. Вы спросите почему? У маленького ребенка маленький вес, соответственно и центр тяжести ниже, а это значит, что когда ребенок упадет ему будет не так больно как например 12-летнему ребенку.

К фигурному катанию дети очень быстро привыкают и начинают изучать все новые и новые упражнения, но бывает, что какой-нибудь малыш начинает капризничать и проситься к маме, то тогда его отпускают к ней. Так как принуждать нельзя!

Первые занятия и страх перед падением!

Первые занятия начинаются с обучения малышей падать. Да, именно это упражнение самое первое, так как правильно падать, а затем вставать, нужно уметь. Тренер очень хорошо и понятно все объясняет как нужно вести себя на льду. Практически с первого занятия ребенок начинает ходить по льду и не бояться его. Когда ребенок перестанет бояться льда, тогда начинаются уроки катания.

Лень и фигурное катание

Если ребенок начинает лениться и тренер это замечает, то здесь подключается интерес. Тренер с помощью игры заставляет бороться с ленью и малыш снова стремиться к успеху. Если ваш малыш устал и тренер это увидел, он обязательно даст ему отдохнуть.

Польза от фигурного катания

1. Физическая нагрузка необходимая будущему школьнику, дети которые учатся в школе проводят много времени за партой, а фигурное катание это движение!

2. Красивое тело, уничтожение лишних калорий, хорошая осанка. Фигурное катание — самый красивый вид спорта (мое мнение 🙂 ).

Как выбрать школу по фигурному катанию?

При выборе школы руководствуйтесь расположением школы относительно вашего дома, а также какие будут там нагрузки, от тренера на детей. Пройдите медицинское обследование, для того, чтоб выяснить какие нагрузки допустимы Вашему ребенку. Некоторое школы фигурного катания готовят непосредственно детишек к профессиональному спорту и поэтому здесь нагрузки очень большие, помните это!

Как проходят тренировки по фигурному катанию?

На тренировку дети ходят 2 раза в неделю. В среднем продолжительность занятий длится около 2 часов. Сначала тренировка проходит в спортивном зале (30 — 40 минут), малыши прыгают, учатся хореографии. Далее одеваются, отдыхают и выходят на лед. На льду занятие длиться 45 минут. Вот та самая нагрузка по времени для 4 — 5 летних детишек.

Нужна ли одежда для занятий фигурным катанием?

Перед покупкой одежды посоветуйтесь с тренером, не покупайте коньки не знакомых фирм, так как от этого зависит непосредственно здоровье вашего ребенка.

Коньки должны быть, обязательно с ботинками из кожи (не покупайте пластиковые). Также к конькам нужны пластиковые чехлы, рейтузы, теплый свитер, комбинезон для фигурного катания, шерстяные перчатки. Для занятий в спортзале нужны будут кроссовки или чешки.

Старайтесь поддержать своего ребенка, мотивируйте его и тогда у него будет больше желания и стремления. Если ребенок категорически отказывается от занятий данного вида спорта, то не заставляйте его, ни к чему хорошему это не приведет. Пусть выберет себе другую спортивную секцию.

Ребята выросли и ….

И в заключении статьи хочу рассказать об очень хорошей книге Екатерины Кес (Бусловой) — «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка». Это пошаговое руководство для родителей детей от 2 до 8 лет. Профессиональный психолог с 15-летним опытом работы, раскроет простые шаги, которые позволят Вам объяснять ребёнку любые правила и ограничения так, чтобы он их понял, принял и стал им следовать.Эту книгу я прочитал месяц назад и она очень сильно изменила мое отношение к воспитанию своих детей. Поэтому я решил поделиться данной книгой с вами.Сталкивались ли вы когда-нибудь с тем, что ребёнок Вас как-будто не слышит? Случалось так, что ребёнок как будто бы назло нарушает правила? Бывало ли такое, что вы объясняете снова и снова, а ребёнок всё равно всё делает по-своему? Если да, то прочитав эту книгу вы узнаете что делать в таких ситуациях. Приятного чтения!

книга

На этом все, подписывайтесь на обновление сайта , до скорых встреч пока!

Читайте также:

Бокс и ребенок 

Дзюдо для детей 

Лыжи 

Плавание для детей 

Спорт для детей 

Футбол для детей

С уважением, Андрей Добродеев

Загрузка...

на Ваш сайт.

rebenok.msk.ru

Отдаем ребенка на фигурное катание. Советы тренера.

После Олимпиады в Сочи в России наступил настоящий бум зимних видов спорта. Лыжами, биатлоном, хоккеем, фигурным катанием потянулись заниматься и взрослые, и дети. Особую популярность приобрело фигурное катание. Родители и раньше активно вели своих чад в секции, а теперь, после триумфа российских фигуристов и фигуристок в Сочи, сами дети потащили маму с папой за руку в ледовый дворец. Об этом нам рассказал старший тренер ДЮСШ №4 «Марьино» Анатолий Еремин.

С заслуженным специалистом удалось побеседовать непосредственно на месте его работы. В родном для себя ледовом дворце «Марьино», который строился во времена «дефолта» конца девяностых, Анатолий Александрович знает каждый метр льда и каждого из юных фигуристов. А кто же, как не тренер будущих чемпионов, может лучше всего знать, как подготовить ребенка к тренировкам и соревнованиям по фигурному катанию, как правильно подобрать коньки и что нужно делать для выполнения того или иного элемента? На все эти вопросы мы и попросили ответить Анатолия Александровича.

Мэтр начал с самых юных спортсменов. Приводить ребенка в фигурное катание можно примерно с четырех лет. Именно в этом возрасте он уже умеет «слушать, слышать и понимать». Все это требуется от юных фигуристов. Задача тренера — на первых порах соответствовать уровню мышления ребенка. Он должен давать такую информацию, которую маленький спортсмен должен понимать в своем возрасте.

Но так как у всех детей разный уровень мышления, разные семьи, разное воспитание, то в тренировочном процессе важно и участие родителей. Задача родителей – помочь ребенку. По ходу выполнения различных упражнений мама или папа должны не только смотреть, как их ребенок пытается выполнить тот или иной элемент, но и сравнивать его с остальными детьми. Отсюда родитель, так как именно он приводит ребенка в школу фигурного катания, делает выводы об успехах, а также недоработках. Таким образом, многие проблемы, возникающие уже непосредственно на льду, можно во многом решить заранее, занимаясь дома. Простой пример: если вы видите, что ваш юный фигурист не может правильно присесть, чтобы выполнить «пистолетик», то нелишним будет некоторое время дома уделить банальным приседаниям. Так как вся база фигурного катания основана на физической готовности. Только помогая ребенку, можно совместно добиться результатов.

Самое важное – подготовить ребенка к занятиям. Причем речь не идет о каком-то серьезном изучении спортивных терминов в домашних условиях. Перед тем как отправить сына или дочь в школу фигурного катания, необходимо четко убедиться, что он понимает что такое «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука» и то же самое с поворотами направо и налево. Звучит довольно смешно и даже издевательски, но при занятиях с самыми маленькими фигуристами именно проблемы с «право-лево» доставляют наибольшие трудности, так как все упражнения начального уровня так или иначе основаны на выполнение различных элементов в разные стороны. Кстати, это один из аспектов, где помочь обязан родитель, который во время тренировки видит, что их ребенок выполняет упражнения невпопад.

Важно всегда делать так, чтобы у ребенка сохранялась мотивация к тренировкам. Не заставлять, а мотивировать. Этим и хорош спорт – он не позволяет стоять на месте. Таким образом, принципиальное значение имеет цикличность и постоянность занятий. В данном случае будет уместно сравнение с песчаной горой. Если, поднявшись на определенную высоту, остановиться на месте, то постепенно вместе с песком вы будете сползать вниз. То же самое и в фигурном катании. Если выполнив, например, норматив третьего юношеского разряда, ваш ребенок пропустит несколько занятий, то лучше от этого он кататься точно не станет. Он моментально потеряет «чувство конька», откатится назад физически и технически.

После начального уровня подготовки юных фигуристов следует соревновательный этап. Именно он максимально мотивирует самых целеустремленных детей. Как только ребенок уже что-то освоил, он может принимать участие в соревнованиях. Самое первое звание, которое можно получить — «юный фигурист». Для его получения нужно во время двухминутной программы исполнить один перекидной прыжок и два различных прыжка в один оборот, кроме того, любое вращение в одной позиции без смены ноги – допустим «винт или «волчок». Если вы отдали ребенка в школу фигурного катания в 4 года, то таким набором элементов он может овладеть через полтора-два года. И далее, постепенно выполняя нормативы, можно покорять все новые и новые вершины мастерства. Интересно, что в новой редакции классификации нормативов, которая была обнародована буквально на днях, исчезла привязка к возрасту. Таким образом, попав в секцию, например, в 15 лет, вы все равно можете начать заниматься с самого раннего этапа и постепенно получать звания. Причем это относится не только к детям и подросткам, но и к взрослым. В последнее время большую популярность обрели клубы фигурного катания для всех возрастов и новая классификация, рассчитанная на 2015-2018 годы, позволяет в любом возрасте заниматься, участвовать в соревнованиях и, таким образом, прогрессировать.

Нужно уделять особое внимание подготовке к соревнованиям. Принципы здесь одинаковы для всех возрастов. Первое – необходимо научиться выполнять отдельные элементы, второе – подобрать музыку, третье – логически и красиво выстроить все элементы в одну программу. Подготовка к соревнованиям подобна подготовке к экзаменам в школе. Нужно полностью освоить учебный материал, в нашем случае это набор элементов. А затем в рамках тренировок довести свою программу до автоматизма. Это важно и психологически. Выходя на лед во время соревнований, ребенок должен быть уверен, что каждый элемент выполнит идеально. Только в таком случае по ходу выступления можно чувствовать себя достаточно раскованно, чтобы не пресно прыгать и крутиться, а именно выступать. Время накатки программы зависит от ее сложности и интенсивности тренировок. При ежедневных занятиях может хватить и двух недель. В противном случае этот процесс может затянуться на месяц и более.

Важнейшим аспектом в тренировочном и соревновательном процессе, конечно, является и экипировка. В первую очередь сами коньки. Благо в наше время проблем с ними нет. Существует масса фирм производящих коньки высокого уровня. Самый простой путь – покупка коньков в больших магазинах, где представлены коньки разных фирм и другое необходимое для занятий снаряжение, как, например, в магазине «Спортмастер». Там же можно и заточить лезвия.

При выборе размера надо учесть, что ботинок должен плотно фиксировать ногу, но не пережимать. Главный ориентир – комфорт ребенка. Можно купить на пару размеров больше, но тогда не удивляйтесь, что в первый год ваш ребенок будет постоянно падать и выворачивать ноги. На коньках, которые не держат ногу, научиться хорошо кататься практически невозможно. Сейчас в продаже есть специальные термо-носки, которые обеспечат комфортные условия для катания.

Также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался более или менее профессионально, то стоит обратить внимание на такие фирмы как Jackson и Graf. Причем все они предлагают как варианты для детей, так и модели для серьезных профессионалов. С той лишь разницей, что для тех, кто выступает на чемпионатах страны, Европы, мира, или даже на Олимпийских играх, коньки изготавливаются по индивидуальному заказу. Все остальные пользуются заводскими моделями. Но это не значит, что нельзя подобрать идеально подходящую пару. Ситуация как раз обратная. Широкий ассортимент, представленный нынче на прилавках, позволяет выбрать именно то, что подходит вам и вашему ребенку. Тут, как говорится, на вкус и цвет.

Но у всех коньков есть свои особенности. У Graf — наиболее широкая колодка, а вот, например, у канадского производителя Jackson, наоборот, ботинок узкий. Эти коньки подойдут для элегантных маленьких ножек, с низким подъемом. Причем у фирмы Jackson большинство моделей достаточно жесткие. То есть стопа и голеностоп плотно фиксируются шнуровкой, что позволяет, во-первых, избежать травм, а во-вторых, помогает при исполнении сложных элементов, когда необходима максимальная точность и жесткость. Так как фигурное катание – «ранний» вид спорта, и чтобы не отбить у малышей охоту к занятиям, нужно обеспечить им максимально комфортные условия. А именно выбрать предельно удобные коньки, чтобы занятия приносили только удовольствия, и не приходилось отвлекаться ни на что, то есть подбирать коньки нужно непосредственно в магазине, и посоветовавшись со специалистом. Дальше остается только тренироваться и добиваться результатов! Все условия созданы.

www.tulup.ru


Смотрите также